ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Масштабные задачи
VII Съезд муниципальных образований, собравший в башкирской столице мэров город...

Альтернативный вариант
В Орджоникидзевском районе уникальный социальный проект - ИнваЦентр «Альтерна...

Как победить бедность?
24-25 апреля Общественная палата РФ провела в Уфе форум «Сообщество». Это уже вто...

Квест привел в Москву
На Московском международном салоне образования школы и детсады Уфы представил...

Цветники и фан-зоны
Ирек Ялалов провел рабочее совещание в парках имени Ивана Якутова и «Кашкадан»...

Долгожданный фонтан
Возобновлено строительство фонтана-часов на площади Ленина. Оно начато еще в 201...

И вновь Весенний бал
25 мая в столичных школах для пяти тысяч выпускников прозвенит последний звонок...

Услышать химию
Ученик лицея №153 Михаил Щербаков создал интерактивную таблицу Менделеева для ...

Куклы, танцы, Болливуд
На сцене Театра кукол вновь ожила «Индийская легенда». Впервые эта постановка ...

Браво от маэстро
Несмотря на плотный гастрольный график, звезда мировой классической музыки Вл...

Синхронный старт



     №5 (198)
     май 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"

Монополия на жизнь


- Андрей Николаевич, вы приступили к своим обязанностям в январе и почти сразу озвучили громкую инициативу. С чем связано предложение башкирского УФАС значительно сократить долю госпредприятий в некоторых секторах экономики?
- Предложение не УФАС, а федерального центра, которое нашло отражение в подписанном в конце года Указе президента о национальном плане развития конкуренции. Там прямо указано, что в каждой отрасли региона 30 % рынка должны занимать компании, не связанные с органами власти и муниципалитетами. Если создано огромное госпредприятие, и расходование его средств не всегда прозрачно, то такое действие нельзя назвать рыночным. Поэтому предприниматели не могут зайти на рынок, им трудно соревноваться с учреждением с практически безграничными возможностями, финансируемым из бюджета. Они вынуждены брать кредиты, что порождает неравное положение.
Первоначально возникнут много фирм, но постепенно останутся те, что умеют работать, чутко реагируют на рыночные показатели.
А у бюджета возникнет возможность снизить расходы и перенаправить средства в другое более важное направление.

- Невольно напрашивается актуальный сегодня вопрос: надо ли менять статус «Башавтотранса»?
- Ответ прост, его можно рассмотреть на примере других регионов. Если предприятие не может нормально функционировать, наверное, надо что-то менять. На рынке перевозок есть субъекты, где транспорт переведен в частные руки и хорошо работает. Конечно, в Москве аналогичная компания выступает в качестве муниципального монополиста, но в данном случае проводится не совсем правильная аналогия. Столица и Санкт-Петербург существенно отличаются по уровню доходов, поэтому здесь следует перенимать опыт соседних регионов. 
Если компания, несмотря на поддержку бюджета, не может функционировать нормально, надо ее реформировать, избавляться от непрофильных видов деятельности. 

- «Горючая» проблема – стоимость бензина. Почему в республике она одна из самых высоких?
- Я не могу сказать, что одна из самых высоких. При этом большую часть стоимости топлива занимают акцизы, которые регулируются на федеральном уровне. Хотя вопрос непростой, но мы его контролируем, тем более что он ставится на уровне госвласти.
Большое значение имеет рынок, конкурентоспособность. «Башнефть» занимает доминирующее положение, в других субъектах ситуация не такова: разные предприятия поставляют бензин, в связи с чем конкуренция более развита, и поэтому цена ниже. Они вынуждены минимизировать свою маржу, чтобы удержаться на этом рынке. Это - показатель, как действует конкуренция. Мы мониторим и в случае нарушения реагируем. Надо понимать, что цена формируется в том числе и на бирже, несмотря на то, что нефть добывается здесь. Факторов очень много и местных, и федеральных. Данные статистики: цены на ходовые марки 92, 95 отличаются, но если сравнивать с другими субъектами, то незначительно.
- Сетевые магазины перекрывают доступ к полкам местным производителям. Часто говорят о злоупотреблениях со стороны торговых сетей по отношению к поставщикам. Как вы отслеживаете ситуацию?
- Мы знаем о существовании проблемы, она часто поднимается, а недавно руководитель ФАС России  Игорь Артемьев говорил о том на заседании Совета Федерации. Закон устанавливает предел нахождения сети не более 25 % присутствия на рынке, нельзя покупать дополнительные площади для осуществления торговли. Но проблема уходит и в другую плоскость. Крупные федеральные компании имеют возможность закупать большие объемы по низкой цене и, соответственно, предоставляют товары в своих магазинах по меньшей.
Более объективно надо судить о ситуации с точки зрения не бизнесменов, а потребителя. Давайте спросим, нравится ли приобретать более дешевые продукты здесь, чем в соседнем универсаме. То же самое можно говорить о ЖКХ: есть компании с высоким и низким тарифом. Где вы будете платить? Пойдете ли жаловаться на тех, где цена ниже?
С одной стороны, мы должны развивать малый бизнес, с другой - реагировать на проблемы потребителя. Если он скажет обратное, то это может являться основанием для внесения изменений в закон, уменьшения доли крупных сетей на основании опроса.

- Людей беспокоят беспричинно дорожающие лекарства. Всегда ли законно ценообразование в аптечной сфере?
- На доминирование какой-либо из аптечных сетей мы, безусловно, реагируем. Также при поступлении документов смотрим, каким образом формируется цена. На жизненно необходимые лекарства, цены на которые регулируются на федеральном уровне, мы не можем повлиять. 

- Расскажите о самых резонансных делах в сфере рекламы.
- Чаще всего жалобы этические, но наше внимание также обращают на продажу алкоголя, медицинские услуги, к которым применяются специальные требования.

- Законна ли реклама на фасадах зданий?
- Здание многоквартирного дома - общедомовая собственность жильцов. Но по договору с управляющей компанией они могут передать права, в том числе и на размещение рекламы. Надо смотреть документы.
Что касается лифтов, их нельзя расценивать как имущество для достижения прибыли. Но если управляющая компания использует добытые деньги во благо жильцов, я в том не нахожу ничего плохого. Другое дело – баннеры без санкционирования УК, ведь в лифт зайти может любой человек. Прекрасно все знают, что есть распространители рекламы, которые клеят листовки везде. Как можно обвинять в этом УЖХ, однако, если поступают такие заявления, мы рассматриваем их. В прошлом году их было немного.

- Как человеку новому, наверняка вам лучше видны преимущества и недостатки региона. В чем они выражаются, на ваш взгляд? В какой сфере чаще всего наблюдаются нарушения законодательства?
- Недостатки схожи во многих регионах, другое дело - где-то их меньше, где-то больше. Наиболее типичные обращения, которые к нам приходят, – это жалобы о нарушении закона о контрактной системе. Они чаще всего связаны с пунктами конкурсной документации, которые не соответствуют закону. 
Кроме того, существенную долю составляют нарушения антимонопольного законодательства. Чаще всего это выражается в заключении антиконкурентных соглашений  между хозяйствующими субъектами при их участии на торгах. 
На нашем рассмотрении в данное время находится ряд подобных дел, а те, которые были рассмотрены в прошлом году, проходят судебную проверку. 
Важно, что контрактная система, которую регулирует закон о госзакупках, ставит задачу рационально расходовать бюджетные средства. При этом, с точки зрения антимонопольного регулирования, есть еще одна цель - государство не должно ограничивать конкуренцию. Это двоякая задача, одно не должно быть отделено от другого. 

- Отслеживает ли закон колебания стоимости контракта во время конкурса?
- Это не наша компетенция, во всяком случае, в рамках жалоб по закону о контрактной системе. Мы не рассматриваем формирование начальной цены заказа, для этого есть другие органы. 
Компании могут договориться, кто выиграет и кто какую цену предложит. За картельный сговор предусмотрена уголовная ответственность, а когда идет нарушение со стороны органов госвласти (хотя это тоже серьезно), - административное преследование.
В данной категории дел мы смотрим, насколько обоснована предложенная стоимость, и можем резюмировать, что цена была достаточна для существенного снижения. В целом большая уценка говорит о том, что первоначальная стоимость была сформирована не совсем грамотно. Но это уже компетенция правоохранительных органов.

- На что больше всего жалуются предприниматели?
- Жалоб приходит много. В качестве иллюстрации приведу цифру: в прошлом году мы составили около тысячи постановлений об административных правонарушениях, более половины из них касаются нарушений закона о контрактной системе. По нему можно представить, какое количество дел мы расследуем. И это далеко не все обращения, ведь не все конкурсы проходят на территории региона.
Чаще всего бизнесменов возмущает наличие пунктов в конкурсной документации, которые препятствуют им принять участие в торгах или, на их взгляд, мешают победе. Бывает, что комиссия неправильно подсчитала их баллы.
А вопрос откатов напрямую касается правоохранительных органов, а если такая информация появляется, то мы доводим до их сведения. 

- Как бы вы охарактеризовали злоупотребление доминирующим положением и почему оно больше всего приходится на электроэнергетику нашей республики?
- Надо разграничивать компании. Есть те, кто передает энергию по проводам и, соответственно, оказывает услуги по транспорту. Они не просто монополисты в своем регионе, а относятся к субъектам естественных монополий. Яркий представитель – «Башкирэнерго». Но при этом есть ряд сетевых организаций, которые также подпадают под данную категорию. 
Сбыт электроэнергии – свободный рынок с нерегулируемой ценой. И мы устанавливаем, является ли компания монополистом или нет. Для чего проводим анализ рынка: смотрим продаваемые каждой компанией объемы, сравниваем с общим объемом и приходим к выводу, является ли данная компания монополистом. На практике такая компания занимает на рынке более 50 %.
Такое определение относится ко многим отраслям. Есть те, кто уже по закону является монополистом, а по отношению к другим надо устанавливать цены с использованием определенных критериев. Отличия закреплены в законе. Он определяет организации, которые выходят на рынок, и автоматически независимо от передающих объемов и получаемых денег называет их монополистами. 

- Что мешает развитию бизнеса?
- Если органы власти и местного самоуправления издают нормативно-правовые акты, негативно влияющие на тот или иной товарный рынок, мы соответственно реагируем, давая предупреждения об изменении документа либо его отмене. 
Жалобы поступают от предпринимателей, но иногда мы приходим к выводу, что та или иная деятельность не всегда связана с нарушениями. Бывают попытки использования госоргана для влияния на те или иные хозяйственно-правовые взаимоотношения, куда мы не имеем права вмешиваться. В таких случаях рекомендуем решать вопросы самостоятельно, без привлечения нашей службы.

- В каких областях экономики вы видите признаки картельного сговора?
- Не секрет, что по статистике большинство таких нарушений происходит на торгах, которые проводятся по контрактной системе. Области применения самые разные: и закупка медицинских изделий, оборудования, и строительство дорог, объектов, покупка земельных участков под застройку. Список можно продолжать, сговоры могут происходить на абсолютно разных рынках, но обычно там, где выделяются большие суммы для финансирования.
Целью таких соглашений является поддержание цен на торгах. То есть компании стремятся выйти из них с минимальным снижением цены. 

- Ну и последний вопрос: стали ли вы хотя бы немного уфимцем?
- Здесь живу пока два месяца. Я уже работал в регионах, но в других сферах, а предложение приехать в Башкортостан было неожиданным. Во всяком случае, сейчас стал себя ощущать ближе к тому месту, где работаю. Понятно, что я приехал из большого города, но хотел бы многое узнать и реализовывать подходы, которые могут сделать Уфу лучше, благополучнее, а также помочь предпринимателям развиваться на благо всего региона.
Мы все понимаем, что чем больше у нас будет конкурентоспособных рынков, тем удобнее будет работать, в том числе и государственной власти.

Зиля БАДРИЕВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости