ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Масштабные задачи
VII Съезд муниципальных образований, собравший в башкирской столице мэров город...

Альтернативный вариант
В Орджоникидзевском районе уникальный социальный проект - ИнваЦентр «Альтерна...

Как победить бедность?
24-25 апреля Общественная палата РФ провела в Уфе форум «Сообщество». Это уже вто...

Квест привел в Москву
На Московском международном салоне образования школы и детсады Уфы представил...

Цветники и фан-зоны
Ирек Ялалов провел рабочее совещание в парках имени Ивана Якутова и «Кашкадан»...

Долгожданный фонтан
Возобновлено строительство фонтана-часов на площади Ленина. Оно начато еще в 201...

И вновь Весенний бал
25 мая в столичных школах для пяти тысяч выпускников прозвенит последний звонок...

Услышать химию
Ученик лицея №153 Михаил Щербаков создал интерактивную таблицу Менделеева для ...

Куклы, танцы, Болливуд
На сцене Театра кукол вновь ожила «Индийская легенда». Впервые эта постановка ...

Браво от маэстро
Несмотря на плотный гастрольный график, звезда мировой классической музыки Вл...

Синхронный старт



     №5 (198)
     май 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье








РУБРИКА "ЭТНОПОИСК"

Родниковая правда


- О целебных свойствах родника слышала давно, еще от бабушки, но побывать здесь довелось впервые, - говорит жительница Стерлитамака Фания Гайрашина. - Проехали почти 500 километров. Знающие люди говорят, что эта вода сравнима с источником Зэм-Зэм в Мекке. Но не только она привела нас сюда: поклонение святыне и могилам на вершине горы приравнивается к малому хаджу. 
Среди паломников широко распространен обряд: если взять у подножия камень и донести его до вершины, то искупятся грехи. Также необходимо обойти могилу и повязать ленточку на дерево. Однако подобные действия не имеют никакого смысла и наносят урон древнему погребению. На пути к вершине установлены информационные таблички, но судя по тому, что каменная насыпь постепенно растет, а ветки деревьев «цветут» трикотажем, правила соблюдают не все.
Бывает, что источник просыпается рано, в 20-х числах апреля, чаще всего запасаться можно в течение мая-июня. А по местному поверью, истинную силу он набирает лишь после 15 мая. 
По своему составу родник - талая вода, в которой повышено содержание кремнезема в виде коллоидов. Элементы способствуют хорошему самочувствию, нормализуют обмен веществ, повышают физическую и умственную работоспособность. Табличка у входа предупреждает, что целебные свойства связаны с выпитым количеством. Но чтобы хватило всем, введено ограничение: не больше пяти литров на человека… А местные еще добавят: старики рассказывают, что прежде ее пили, как лекарство, маленькими ложками. 
Несмотря на то, что основная достопримечательность этих мест «работает» всего около месяца, неверно думать, что с уходом родника жизнь в Старобайрамгулово замирает. Могилы трех мусульманских святых верующие посещают круглый год. Не зря второе название Ауштау - гора пророков. Она привлекает не только людей религиозных, но и спортсменов - здесь регулярно проводятся встречи парапланеристов. Удобную площадку для взлета и невероятной красоты природу оценили экстремалы из Челябинска, Екатеринбурга, Перми. Для удобства туристов удалось создать некоторое подобие экологического парка. Предприниматели построили стоянку, наладили заготовку воды, в поселке можно снять жилье, а у подножия горы селянки продают самые настоящие экопродукты: творог, сметану и молоко. 
Еще одна «изюминка» - озеро Аушкуль. Несмотря на небольшой размер, водоем имеет множество примечательностей. Во-первых, его дно покрыто яшмовой галькой, ведь именно здесь добывают особый аушкульский кварц, известный с XVIII века. Местная яшма палевого цвета, испещренная черными жилками. Ее использовали для изготовления превосходных каменных чаш и ваз, некоторые из них украшают парадную лестницу Эрмитажа. Во-вторых, вода в озере минерализована из-за особого состава, она считается слабощелочной, а значит, очень мягкая. Еще одна достопримечательность - небольшой островок в виде сердца, обрамленный густой зеленью. Кажется, сама природа позаботилась о том, чтобы эти места были овеяны романтическими легендами. И их немало. 
Самая известная объясняет происхождение источника, названия горы и озера, а также могил на вершине. Так, на одном из погребений установлена плита с арабской вязью. Она гласит: «Это усыпальница Шейха (по имени) Муххаммад Рамазан аль-Ауш 651 года хиджры. В век Берке-хана, строителя (города) Сарай…». Ее, взамен старой, установил Зайнулла Расулев - религиозный деятель, известный башкирский ишан и врачеватель. Утверждают, что плита была привезена из Бишкека в 1905 году. 
По легенде, аулия Рамазан пришел из Аравии, но жители кочевья не вняли ему и убили. Но на следующее утро они увидели, как странник поднимается на гору, держа в руках свою голову. Жители испугались и похоронили праведника с почестями на вершине Ауштау. Вскоре возле могилы забил родник, омыв в котором глаза, прозрел слепой старик. Так началась слава источника.
Другие сказания повествуют об освоении территории башкирами или их укладе. Так, одна из них гласит: отделившись от племени, группа искала себе свободные земли, со временем они вышли к озеру. Осмотревшись, один из переселенцев сказал: «А гора - Ауыш», то есть «наклонная». Еще одна версия связывает название с распространенным топонимом: перевал или ущелье. 
В конце XIX века здесь побывал писатель, археолог и этнограф Филипп Нефедов. По итогам своих странствий он написал немало очерков и рассказов. Один из них - «Ушкуль» - создан на основе местного сказания, записанного им со слов коренных жителей. Об озере поет Курайчи - сказитель и музыкант, передавая события эпохи раннего Средневековья, где во имя любви к своему народу и прекрасной девушке юный Галлей сражается с коварным и злым Шайтаном. Слово «ушкуль» здесь приобретает новый смысл - испытание и самопожертвование. Рассказ Нефедова ценен не только красивыми образами главных героев, но и точным этнографическим описанием башкирского кочевья. 
Еще одну версию, пожалуй, самую невероятную, рассказала 86-летняя Мухлиса-апай, приезжавшая на родник вместе с дочерью. Она связывает возникновение источника с самим Зайнуллой Расулевым. По ее мнению, он завещал похоронить себя на горе Ауштау, после чего и забил родник. Хотя достоверно известно, что просветитель похоронен в Троицке, а родник был известен задолго до его кончины. 
В отличие от другого именитого башкирского источника Нарыстау, археологические работы здесь не проводились. Поэтому данные местных легенд не подтверждены, но и не опровергнуты. Выбирайте ту, что больше нравится.

«Людям на исцеление…»
«Будь у меня пятьдесят три минуты свободных, - подумал Маленький Принц, - я бы просто-напросто пошел к роднику…». И в нашей республике их тысячи: от тонких струек до целых озер кристальной воды. Одни «гремят» на всю страну, другие безымянными журчат в лесной глуши. 
Воду из Красного Ключа пробовал, пожалуй, каждый уфимец. Для этого совсем необязательно было ехать в Нуримановский район: бутылочки с ней продаются в любом магазине. Являясь уникальным памятником природы, он также имеет звание одного из крупнейших источников питьевой воды в Европе, уступая лишь французскому Фонтене де Воклюз. 
В промышленных масштабах производят воду и из родника Кургазак, единственного теплого источника на Урале, озера Сарва и сероводородных ключей Красноусольска. Менее известны, но не менее удивительны лечебно-минеральные источники у деревни Новые Казанчи. Их химический состав эксперты считают схожим с водами Карловых Вар и 1-й Сочинской Мацесты. Дар Аскинского района с недавних пор тоже можно встретить на прилавках магазинов. 
Еще один воклюз, так называют озеро-родник ученые, расположился совсем недалеко от Уфы - русские называют его Голубым, а башкиры - Зянгяр-куль. Небесный оттенок водоему придает целебная голубая глина, откладывающаяся пластами на дне. И хотя поплескаться в родниковой воде желающих обычно немного, пикники на берегу озерца с обилием спиртного, увы, явление частое. Не все понимают ценность таких источников, вот и обрастает уникальное место горами «забытого» мусора. Хотя в прошлом году прошла экологическая акция: рядом с озером высадили сосновую рощу, а также ряды молодых елей, берез и лип.
Каждый родник - особенный, найти двух схожих между собой практически невозможно. Но у Голубого озера есть близнец - Аккошкуль в Бураевском районе республики. У них один диаметр и глубина, а также тот самый мистический и волнующий цвет. Однако же состав разный. Когда-то на Аккошкуле селились лебеди, за что оно и получило свое название. Гордых и верных птиц здесь не встречали уже давно, а вот традиция, связанная с ними, осталась: чтобы брак был крепким, молодоженам непременно надо посетить озерцо. Подобная связь родника со свадебными традициями весьма распространена по всей стране.
Так, если влюбленные выпьют из Девичьего ключа, что в селе Усень-Ивановское, то никогда не расстанутся и будут жить долго и счастливо. Местные также с гордостью рассказывают, что студеную воду любила пить Марина Цветаева, приезжавшая сюда на кумысолечение. Почти все молодожены Белебеевского района в день свадьбы отправляются к роднику у деревни Анновка, поэтому в народе его называют «свадебным». А в Светловке того же района сохранился старинный обычай: на второй день свадьбы молодая жена рано утром идет за ключевой водой, стараясь не расплескать ни капли. В деревне Сандугач (то есть Соловей) также недавно восстановили «свадебный» родник. 
Широко распространены в республике православные святыни. Самый известный родник, конечно же, Красноусольский. Много таких родников в Белебеевском районе: в честь Владимирской иконы Божьей Матери, у деревни Парафеевка, в Мартыновке. Весьма почитаем жителями деревни Кага Белорецкого района источник Сажелка. А слава Скворчихинского ключа, что в 40 км от Ишимбая, ушла далеко за пределы республики. Легенд о нем рассказано немало, однако все они связаны с одним вполне реальным персонажем - сельской учительницей Варварой Васильевной Архангельской. 
В деревне ее за глаза ласково прозвали куколкой, а обращались всегда с уважением по имени-отчеству. Точеная фигурка, модное платье и бархатная шляпка, туфли на каблучках. Тогда, глядя на молодую учительницу, сельчане вряд ли могли представить, что через несколько лет она раздаст все свое скромное имущество, сменит модный городской туалет на рубище и уйдет в добровольное заточение. 36 лет будет длиться ее духовный подвиг нищеты и уничижения. И это в расцвет атеистического мировоззрения. Умерла блаженная Варвара Васильевна в феврале 1966 года, а в 2001-м она была причислена к лику святых. Сегодня в селе Скворчиха строятся храм и женский монастырь, а на месте сарайчика, где провела большую часть жизни затворница, стоит часовенка со святым источником. В этих местах теперь ходят сотни историй о чудесных исцелениях и явлениях. Едут к нему со всей республики, но особо чтим он женщинами. К подвижнице обращаются с мольбой о детях, здоровье, защите близких. 

Формула воды
Источники «местного» значения, которые можно встретить на околице практически любой деревни, являются не только запасом питьевой воды, но и ценным хранителем традиций и легенд. Одно время о них забыли, многие высохли или загрязнились. Но постепенно ситуация меняется. За десять лет, с начала финансирования работ по обустройству родников из республиканского бюджета, около 70 уже получили новую жизнь. 
- Мы работаем по заявкам администраций муниципальных районов. Основной критерий отбора - соответствие качества родниковой воды санитарным и гигиеническим требованиям. Работа по восстановлению источников ведется ежегодно, - говорит начальник отдела реализации программ природопользования и управления имуществом Минэкологии РБ Эдуард Нагаев.
Качество же воды контролирует Управление Роспотребнадзора в ходе плановых проверок или по заявлениям граждан.
- За последние несколько лет таких обращений не поступало, - говорит врио руководителя Александр Жеребцов. - Гигиенические требования к качеству воды родников, а также правила их благоустройства устанавливает СанПиН. Если источник оборудован с нарушениями, то воду из него пить не рекомендуется. А ответственность за своевременный контроль несет тот, на чьем балансе он находится.
Другими словами, если родник ничей, а рядом с ним нет никаких информационных табличек, то пить из него весьма рискованно. Пробиваясь через тысячи метров, вода проходит мощнейшую фильтрацию, насыщается полезными микроэлементами. Но вместе с тем она может напитаться и совсем не безвредными для человека веществами. К тому же качество воды в естественных источниках весьма нестабильно. А значит, проверять колодцы и родники желательно дважды в год.

Городские ключи
 - Хожу сюда за водой много лет и, как видите, жива, - смеясь, говорит местная жительница Резеда Ильясовна. - Еще мама моя набирала из этого родничка. Но я не пью ее сырой, все-таки центр города, кипячу. 
Безымянный пруд, что за остановкой «Улица Сагита Агиша», сегодня больше известен как место зимовки диких уток. А о том, что до сих пор бьет родник, знают лишь старожилы, помнящие, какие очереди выстраивались за водицей «фенольной» весной 1990 года. 
Блочные высотки на месте деревянных домишек бывшей деревни Новиковка стали появляться здесь в 1970-х годах. Тогда при строительстве нового микрорайона была нарушена местная водная экосистема, и озерцо стало быстро мельчать и заболачиваться. С вводом в строй очистных сооружений ситуация изменилась, а новички, узнав от местных про источник, снова «протоптали» к нему дорожку.
- Вода из крана намного безопаснее, - считает уфимец Владимир Иванов. - Как-то принес я домой «родниковой» водицы, стали кипятить, а там такой осадок! К тому же прудик очистили всего лет 10 назад. До этого он был сильно загрязнен бытовым мусором, все это не могло не попасть в почву. 
Для многих из нас родниковая вода ассоциируется исключительно с творением природы, а значит, по умолчанию чистым, вкусным, живым. Однако действует ли это правило в мегаполисе?
- На территории Уфы сегодня нет природных источников, пригодных для питья, - уверен главный специалист «Уфаводоканала» по контролю качества воды Игорь Мельницкий. - Дело в том, что для того, чтобы проверять качество воды, родник должен быть у кого-то на балансе, а у нас они в основном бесхозные. 
Конечно, уфимцы часто заказывают анализ питьевой воды. Однако в лабораторию приносят обычно пробы из скважин на дачных участках. О «диких» ручейках позаботиться некому. Проверка четырех наиболее популярных показателей: жесткость воды, содержание железа и марганца, кислотность, а также уровень пестицидов обойдется в среднем в 1500-2000 рублей. 
Однако есть и исключения. Жители деревни Суровка (теперь часть Уфы) уверены в качестве своего ключа. У него хорошая подпитка, он не замерзает даже в сильные морозы. В местных колодцах много извести, поэтому суровцы берут воду в основном из родника. Сюда приезжают и из других районов города. За чистоту своих источников поручаются и шакшинцы. 
Между двумя обычными хрущевками на улице Интернациональной до сих пор стоит оборудованный родник. Черниковцы знают его давно и по-прежнему ходят сюда с бидонами. Только теперь все реже. Еще один источник в Калининском районе известен всем горожанам. Он не только часть культового места, Богородско-Уфимского храма, но и неотъемлемая часть истории села Кадомцово.
Многочисленные роднички таятся в склонах уфимских оврагов. Но с изменением городского ландшафта неумолимо исчезают и они. Два, что били на улице Кировоградской, уже история. Спуск к ним был затруднен, но желающие преодолеть его ради студеной воды все же находились. Здешние окрестности еще шесть десятилетий назад выглядели совсем иначе. Десяток безымянных кривых улиц с вросшими в землю избенками и добротными с резными наличниками. Пышные сады и заливные луга. В сторону бульвара Ибрагимова убегала извилистая речушка. Возможно, что родничок на пересечении улицы Цюрупы и бульвара, о котором вспомнят местные старожилы, и был «наследием» того водоема. Сейчас его тоже нет. В результате строительства нового квартала исчез овраг на улице Большой Московской, а вместе с ним сгинул и небольшой источник. Из родника на улице Аральской по Ломовому переулку еще течет тоненькая струйка, но и эти места ждут глобальные изменения. Помнят уфимцы ключи в районе 4-го роддома, у Висячего камня и Коровьего спуска, что рядом с санаторием «Салют». В зеленом массиве за Дворцом спорта и в Кошкином лесу. Какие-то ушли в прошлое безвозвратно, другие еще можно спасти. Ведь обустроенный чистый источник, даже если из него нельзя пить, может стать органичной частью городского пространства.

Родниковая вода быстро теряет свои свойства, поэтому ее не следует набирать впрок. Допустимый срок хранения 3 - 4 дня.

Екатерина Маркова








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг