РУБРИКА "Некопеечное дело"Отходная реформация
С будущего года в России заработает новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), которая станет следствием глубокой реформы отрасли. Территория каждого региона страны будет поделена на зоны ответственности нескольких отбираемых на конкурсной основе региональных операторов по обращению с ТКО. Новая система также предполагает значительное увеличение объемов раздельного сбора и сортировки мусора, что уменьшит его захоронение на полигонах. Результатом реформы должно стать значительное улучшение дел в сфере обращения с бытовыми отходами, особенно в сельской местности и частном секторе вокруг больших городов, страдающих от стихийных свалок.
Реформа российской системы обращения с твердыми коммунальными отходами является наиболее крупной за всю историю и должна перевести отрасль на новые рельсы. Как и любой масштабный проект, реформа будет достаточно сложной, особенно в переходный период, и потребует времени на адаптацию. - Для создания новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами и введения института региональных операторов по обращению с ТКО в Башкортостане принято 22 нормативных правовых акта, - заявил министр природопользования и экологии РБ Илдар Хадыев. В соответствии с новыми правилами, территория республики поделена на зоны ответственности 5 региональных операторов, отобранных на конкурсной основе. После завершения конкурсных процедур между победителями и Минэкологии РБ были подписаны соглашения об обеспечении оператором сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО в своей зоне ответственности. Введение такой системы должно стать главным средством борьбы с проблемой несанкционированных свалок, которых, по данным на начало 2017 года, на территории Башкортостана было более 2,7 тысяч, в том числе почти 1000 – на землях сельхозназначения. Их появление во многом связано с тем, что 70% республиканских сел не были охвачены операторами по обращению с отходами. - Как правило, несанкционированные свалки образуются возле дачных участков, коттеджных поселков и лесопосадках в непосредственной близости от населенных пунктов. Причины их появления - отсутствие договоров на вывоз мусора и элементарной экологической культуры людей, - пояснили эксперты отдела экологической безопасности Минэкологии РБ. Наибольшее количество несанкционированных свалок фиксируется в так называемой Уфимской агломерации - самой густонаселенной территории нашего региона. По данным Русского национального географического общества, вокруг Уфы находится как минимум 400 свалок, на которых в 90% случаев находится строительный мусор. С введением новой системы обращения с ТКО, когда каждый населенный пункт будет заключать договор на вывоз отходов, согласно установленным нормам их накопления, стихийные свалки должны постепенно сойти на нет.
Техническое решение В зоне регионального оператора №1, куда входят Уфа и 14 прилегающих к ней муниципальных районов с общей численностью населения 1,45 миллиона человек, по итогам проведенного конкурса будет работать МУП «Спецавтохозяйство» Уфы. Ежегодно на этой территории образуется около 750 тысяч тонн бытовых отходов, причем из-за роста потребления и большого количества различной упаковки объем накоплений мусора населением в среднем увеличивается на 3-5% в год. Для обслуживания дополнительных территорий «Спецавтохозяйство» будет применять технику и технологию, уже опробованные в столице республики. Прежде всего, это касается замены транспорта на более вместительный и эффективный, что позволит обходиться меньшим числом машин, снижая себестоимость вывоза отходов. Так, закупка 7 единиц современной спецтехники на шасси КамАЗ позволила заменить 14 устаревших мусоровозов с боковой загрузкой на шасси снятых с производства автомобилей ЗИЛ, а две финские «SCANIA» заменили сразу 6 ЗИЛов. Для работы в заставленных транспортом городских дворах и населенных пунктах с наибольшими объемами накопления мусора применяются мини-мусоровозы на базе шасси японского грузовика ISUZU, каждый из которых может заменить по 2 устаревших ГАЗа. Наряду с большей вместимостью кузовов, новая техника имеет специальное оборудование для более эффективного уплотнения загружаемых в бункер отходов, что дает возможность перевозить больший вес в том же объеме. К примеру, в весьма компактный мини-мусоровоз ISUZU можно загрузить содержимое сразу 30 евроконтейнеров вместимостью 1,1 кубических метра. Для сбора крупногабаритного и строительного мусора, выступающего одной из главных причин появления стихийных свалок, особенно в районах частного сектора, применяются специальные бункеры-накопители объемом 7,5, 27 и 32 кубических метра. Всего уфимским «Спецавтохозяйством» установлено 230 таких бункеров разной вместимости, и в перспективе их количество будет расти.
Сортировочный потенциал Если вопрос вывоза больших объемов бытового мусора современная техника решает относительно легко, то его захоронение и особенно предварительная сортировка представляет серьезную проблему. Налаживание стопроцентной сортировки отходов и извлечение ценного вторсырья – одни из главных целей реализуемой в стране «мусорной» реформы. Согласно распоряжению правительства РФ, с 1 января этого года на полигоны ТКО запрещено вывозить 67 видов отходов, в том числе лом цветных и черных металлов. С 1 января 2019-го нельзя будет закапывать еще 109 наименований, а с 2022-го – 182. - Запрет на захоронение отходов, содержащих полезные компоненты, можно будет реализовать только путем организации сбора в местах накопления или обязательной сортировки, - считает замруководителя управления Росприроднадзора по РБ Ольга Янчук. Сейчас в Уфе через сортировку, которую ведут МУП «Спецавтохозяйство» и частная компания ООО «Эко-Уфа», проходит всего около 30% всех городских отходов, объем образования которых составляет около 8 тысяч кубометров в день. Для стопроцентной сортировки городского мусора на полигоне в Черкассах запланировано строительство нового современного сортировочного комплекса мощностью 400 тысяч тонн в год. - Заложенные в проект технологии позволят вести углубленную сортировку, в частности, предусматривается возможность установки специального оптического модуля с высокой степенью точности извлечения разных видов вторресурсов, - говорит заместитель директора по эксплуатации МУП «Спецавтохозяйство» Уфы Ринат Биккинин. - Реализация проекта позволит улучшить экологическую ситуацию, продлит ресурс полигона у Черкассов и создаст 239 новых рабочих мест. В состав нового мусоросортировочного комплекса войдет основной корпус для приема и сортировки отходов, где будет смонтировано оборудование для извлечения цветных и черных металлов, дисковые сепараторы для отделения мелких фракций, линия ручной сортировки на 40 постов, 18 ленточных конвейеров, обеспечивающих прием отходов, технологическое продвижение и погрузку неликвидных фракций. Для превращения извлеченных вторресурсов в удобные для перевозки компактные брикеты предусмотрены 2 высокопроизводительных пресса. Сортировочный комплекс также получит линию приема и обезвреживания отходов 1-2 классов опасности, установку для переработки автомобильных шин и термического обезвреживания отходов 3 класса опасности. Сам полигон у поселка Черкассы, работающий с 1969 года, будет модернизирован – старую площадку планируется закрыть, а для приема мусора будет подготовлена новая, построенная с использованием современных материалов и технологий. Дно полигона покроют специальной геомембранной пленкой, исключающей попадание в почву влаги из гниющего мусора. Загрязненная жидкость будет собираться и отправляться на локальные очистные сооружения, а после очистки использоваться для технических целей. Еще одно образующееся при разложении отходов опасное вещество - свалочный газ, также будет собираться и использоваться в котельной в качестве альтернативного топлива.
Вторичная индустрия Развитие индустрии сортировки отходов порождает другую проблему – дефицит или полное отсутствие мощностей для переработки вторсырья в готовый продукт. - Большую часть отсортированного вторсырья приходится вывозить в другие города и даже регионы, - сетует Ринат Биккинин. – В Туймазах и Учалах есть установки для переработки картона. Полиэтилен приходится возить то в Челябинск, то в Ульяновск. В итоге покупатель может диктовать свою цену и добиваться существенных скидок, снижая нашу рентабельность. К примеру, мы отправляем вторсырье попутным транспортом в соседний регион, но покупатель обычно сбивает цену, ссылаясь на его влажность или недостаточную чистоту. Обратно такой «товар» не повезешь, и мы вынуждены соглашаться с не самыми выгодными условиями продажи. С учетом сложившейся ситуации важным моментом обеспечения «мусорной» реформы становится развитие в Уфе линий по переработке вторсырья, которое может быть отличным исходным материалом для производства качественных и недорогих изделий для коммунальной и строительной сфер. К примеру, из ПЭТ-бутылок можно выпускать высокопрочную тротуарную плитку, легко выдерживающую удары лопат и ломов и без проблем окрашиваемую в любой нужный заказчику цвет. ПЭТ-тара также может быть сырьем для выпуска утеплителя и черепицы. Весьма остро обстоят дела и с приемом на переработку отсортированного стекла, которое сейчас вывозится в другие регионы. Как было заявлено на Экологическом форуме-2018, несмотря на то, что рядом с Уфой расположен один из крупнейших в Европе стеклотарных заводов, производители бутылок предпочитают обходиться без использования стеклобоя, что связано с дешевизной используемой в процессе производства стеклотары кальцинированной соды, производитель которой находится в республике. Данный вопрос планируется решать с помощью переговоров при содействии региональных властей.
Тарифная составляющая Масштабные изменения системы обращения с коммунальными отходами потребуют серьезного финансирования. Для развития инфраструктуры по действующей в республике территориальной схеме предусматривается строительство 9 полигонов ТКО, 38 мусоросортировочных участков и 52 мусороперегрузочных пунктов. Строительство запланированных объектов и их последующая эксплуатация требует сотен миллионов рублей, получить которые можно в основном лишь путем увеличения тарифов. Согласно федеральному законодательству, новые тарифы для регоператоров будут определены в 2018 году и вступят в силу с января 2019-го. Сейчас в Уфе за кубометр вывезенных МУП «Спецавтохозяйство» коммунальных отходов предприятия и организации с учетом НДС платят 286,87 рубля, жилищный фонд – 267 рублей 78 копеек. Пока точных данных о размерах индексации нет, но все говорит о том, что новые тарифы будут существенно выше действующих. На Экологическом форуме-2018 начальник отдела регулирования коммунальных и социальных услуг Госкомитета РБ по тарифам Наиль Шарафутдинов заявил, что тарифы для регоператоров определятся до конца года и, по прогнозам, могут составить от 511 до 540 рублей за кубический метр. - Федеральное законодательство ставит задачу наладить практически стопроцентную сортировку всех образующихся отходов, что потребует новой капиталоемкой инфраструктуры, средства на создание которой могут быть получены, прежде всего, из тарифов, - считает Ринат Биккинин. – Я могу говорить только за свое предприятие, и согласно расчетам, для того чтобы наша работа оставалась рентабельной в новых условиях, тариф на вывоз ТКО должен возрасти примерно в два раза. Трудности селекции Существенный рост тарифов на вывоз мусора может быть компенсирован развитием селективного сбора, когда ПЭТ-тара, бумага, картон, стекло и другие вторресурсы складываются в разные контейнеры, которые за свой счет вывозит их владелец. По такому пути идут во всех цивилизованных странах мира, где раздельный сбор приближается к ста процентам, а население практически не платит за вывоз мусора. В Уфе, как и в большинстве других российских городов, такая практика пока носит локальный характер. Лучше всего обстоят дела со сбором ПЭТ-тары – в столице республики установлено около 300 специальных сетчатых модулей для пластиковых бутылок. По остальным видам сырья раздельный сбор практически не ведется. С 2013 года МУП «Спецавтохозяйство» пытается приучить горожан сортировать пищевые отходы – специально для них на контейнерных площадках установлено 90 пластиковых евроконтейнеров желтого цвета. Деление отходов на органические и неорганические очень важно для дальнейшей сортировки – органика делает непригодным к переработке бумагу и картон и снижает ценность как вторсырья пластика и стекла, нуждающихся в дополнительной мойке. Кроме того, современные мусоровозы имеют мощную систему уплотнения груза, что еще больше усложняет процесс сортировки, позволяя извлекать для вторичного использования лишь около 10% объема отходов. Однако уфимцы пока весьма прохладно относятся к селективному сбору, складывая в желтые контейнеры обычный неотсортированный мусор. Возможно, ситуацию изменит грядущее повышение тарифов на вывоз коммунальных отходов, как это уже произошло в большинстве экономически развитых стран.
Алексей ФАТЫХОВ |