ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Итоги внушают оптимизм
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов провел заседание правительства республики...

Презентация во Владивостоке
Делегация республики примет участие в IV Восточном  экономическом форуме, ко...

Инновации на выборах
В единый день голосования 9 сентября жители республики пойдут на избирательные...

Нефтяники, геологи…
Нефтяной университет готовится отметить 70-летие. К юбилейной дате перед его гл...

Уфа цветущая
Восьмой год подряд в Уфе проходит конкурс на лучшее оформление балкона и цвето...

«Фауст» и «Риголетто»
С 13 по 25 сентября 2018 года пройдет XVI Международный фестиваль оперного искусства...

Старт на «отлично»
В преддверии нового учебного года в мультимедийном парке «Россия – моя истори...

Театральные выходные
12 сентября пройдет акция «Театральная ночь». 



     №9 (202)
     сентябрь 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК"

Поезд детства


Для многих уфимцев одним из ярких впечатлений детства стала поездка на поезде в парке Якутова. Покупка билета кем-нибудь из взрослых, ожидание на станции, посадка в вагон - и небольшой состав отправляется  в путь, даря совершенно новые впечатления от мелькающего за окном, казалось бы, такого привычного пейзажа. 
В этом году детская железная дорога Уфы, работающая с 1953 года, отметила свой 
65-летний юбилей. За это время сменилось несколько поколений вагонов и локомотивов, первые пассажиры приводят покататься своих внуков, а пройденный путь равен пяти кругам вокруг земного шара.

Система детских железных дорог (ДЖД), охватывающих практически все крупные города, характерна только для нашей страны и не имеет аналогов в мире. Первая детская магистраль была построена комсомольцами Москвы в 1932 году. Однако использовалась она лишь в развлекательных, а не учебных целях и через несколько лет была закрыта. В 1935 году аналогичная детская дорога появилась в Тифлисе (ныне Тбилиси), и именно она официально считается первой в мире. Участники строительства через газету «Пионерская правда» обратились к своим сверстникам с призывом строить ДЖД в других городах страны. Идея получила поддержку Наркомата путей сообщения, после чего миниатюрные стальные магистрали стали строиться в столицах многих союзных республик и в местах размещения управлений железных дорог страны. В результате к середине 1980-х годов в СССР работали 52 детские железные дороги, большинство из которых располагались в парках культуры и находились в подчинении Министерства путей сообщения. 
В Уфе идея строительства детской железной дороги появилась у местных железнодорожников в 1952 году, причем все проектные и строительные работы они брали на себя. Уже в ноябре инициативу официально поддержало профильное Министерство путей сообщения, и вскоре в парке Якутова было проложено двухкилометровое полотно со стандартной для СССР узкой колеей 750 миллиметров, представлявшее собой восьмерку с глухим пересечением путей в самом центре парка. Дистанция гражданских сооружений выстроила деревянный вокзал станции «Пионерская», позднее переименованной в «Юность». Рабочие локомотивного депо Уфа отремонтировали полученный с Белорецкой узкоколейки паровоз серии 159, а в вагонном депо на базе грузовых платформ Усть-Катавского завода построили три открытых пассажирских вагона. При этом вагоны были выполнены настолько качественно, что их вполне можно было принять за серийные заводские изделия. 
В свой первый 10-минутный рейс поезд Уфимской детской железной дороги отправился со станции «Пионерская» 10 мая 1953 года. Вела его локомотивная бригада юных железнодорожников - Владислав Иванов и Константин Усов с машинистом-инструктором Александром Ивлевым. 

Исторический путь 
Миниатюрный паровоз недолго был учебной партой юных железнодорожников. В 1959 году, в соответствии с решением партии и правительства о переводе железных дорог СССР с паровой тяги на дизельную и электрическую, детская железная дорога Уфы получила узкоколейный тепловоз серии ТУ2, верой и правдой прослуживший ровно полвека. Именно с ним многие уфимцы ассоциируют свои детские воспоминания. А чуть позже, когда в 1961 году был обновлен  вагонный парк ДЖД, на смену старым импровизированным вагонам пришли семь цельнометаллических пассажирских вагонов польского завода Pafawag. Новый поезд  получил собственное название «Пионер Башкирии».
В 1985-1986 годах в парке Якутова проводилась реконструкция, затронувшая и ДЖД. План дороги изменился, и из восьмерки с глухим пересечением она превратилась в обычное кольцо. Протяженность главного пути уменьшилась всего на 200 метров, но зато была освобождена для строительства других объектов центральная часть парка. 
Хотя 1990-е годы прошли под знаком глубокого кризиса, когда денег не хватало даже на самые элементарные нужды, детская дорога Уфы продолжала свое развитие. В 1991-м  на смену отслужившим свое вагонам Pafawag пришли 5 вагонов Демиховского машиностроительного завода, а в 1997-м на месте старого деревянного вокзала был построен новый кирпичный, по своей архитектуре повторяющий все черты своего предшественника. 
Но наиболее заметные перемены произошли в последние 15 лет. В 2003 году на маршруте появилась вторая по счету станция «Приозерная», с которой теперь отправляется поезд, а в 2009-м в парке были уложены новые стальные пути с более качественными рельсами и железобетонными шпалами вместо деревянных. Примерно тогда же проработавший ровно полвека тепловоз серии ТУ2, на котором стало сложно готовить будущих машинистов для новых локомотивов, уступил место сначала тепловозу ТУ7, а в 2010 году у юных железнодорожников появился разработанный специально для детских железных дорог тепловоз серии ТУ10, который внешне повторяет черты современных скоростных поездов. В дополнение к локомотивам пришли и новые комфортабельные вагоны. Неудивительно, что детская магистраль пользуется повышенным интересом уфимцев и гостей столицы. В прошлом году поезд «Пионер Башкортостана» выполнил более 2 тысяч рейсов и перевез около 27 000 пассажиров. Это на 9 тысяч больше, чем в 2016-м и самый высокий показатель за последние восемь лет.      

Детский интерес 
В век Интернета, компьютерных игр и социальных сетей детей и подростков не так-то просто привлечь альтернативными интересами, но популярность детской железной дороги не только не падает, но стабильно растет – на ней ежегодно обучается более 300 юных железнодорожников. 
- Набор детей у нас идет в сентябре, а теоретические занятия начинаются с 1 октября, - говорит начальник Уфимской детской железной дороги Оксана Николаенко. – Мы взаимодействуем с 26-ю школами, причем все больший интерес проявляют отдаленные учебные заведения, к примеру, Карламана, поэтому мы хотим развивать дистанционное обучение. Инструктора начнут выезжать в отдаленные школы, где будут набираться  специальные классы, а летнюю практику дети пройдут уже у нас. Общий срок обучения - 5 лет, при этом два первых года осваивается общий курс работы железных дорог, а с третьего года ученики сами выбирают специальность, по которой хотят учиться.  
После теоретических занятий с осени до весны ребята в июне-августе проходят летнюю практику. Допуск к ней выдается после комиссионной проверки усвоения теоретического курса. К управлению локомотивом, сигналами, стрелочными переводами дети допускаются только под наблюдением и под персональную ответственность взрослых инструкторов. 
- В ближайшем будущем на базе УДЖД планируется организовать детский технопарк «Кванториум», - делится планами Оксана Николаенко. - Это позволит обучать не только рабочим профессиям – машиниста, монтера пути, осмотрщика, диктора, проводника, но и готовить будущих инженеров-железнодорожников.  

Кузница кадров 
Основная цель работы детских железных дорог – приобщение детей к будущей профессии, поэтому условия летней практики максимально приближены к работе настоящей железной дороги. Юные машинисты в кабине маленького локомотива относятся к делу, наверное, даже более серьезно, чем их взрослые коллеги. Перед отправлением от станции «Приозерная» машинист и его помощник ведут интенсивные радиопереговоры с дежурным по станции и, получив разрешение, подают  предупредительный гудок и отправляются в путь.    
- Обязательное условие работы нашего локомотива – нахождение в кабине взрослого инструктора, - говорит машинист локомотивного депо ТЧ-20 Сергей Плотников. – Поездки проходят по территории парка, где гуляет множество людей, мы проезжаем два пешеходных перехода и автомобильный переезд. Несмотря на небольшую скорость, в пути может случиться всякое, а дети не всегда способны быстро и правильно оценить ситуацию, поэтому их и страхует взрослый.  
Юным железнодорожникам, безусловно, приятно работать на новых вагонах и особенно локомотиве ТУ10, напоминающем миниатюрный скоростной поезд «Сапсан». Если его предшественники - паровоз серии 159, дизельные локомотивы ТУ2 и ТУ7 представляли собой обычную технику, используемую на всех узкоколейных дорогах страны, то ТУ10 был спроектирован специально для детских железных дорог, что повлияло на его технические особенности. В машинном отделении стоит дизельный автомобильный двигатель мощностью 230 лошадиных сил, связанный с колесами гидромеханической коробкой передач, такой же, как и на городских автобусах. Кабина локомотива оборудована регулируемыми креслами машиниста и его помощника, микропроцессорной электронной системой управления, контроля и диагностики с эргономическими пультами, а также устройством регистрации параметров движения. 
- Оборудование локомотива позволяет получить основные базовые навыки управления современным подвижным составом Российских железных дорог, - считает Сергей Плотников. – Новая техника очень интересна ребятам, которые порой осваивают ее даже быстрее своих взрослых коллег. 
В этом году в рамках программы ОАО «РЖД» по развитию материально-технической базы детских железных дорог планируется поставка имитационного симулятора рабочего места дежурного по станции и тренажера системы управления локомотивом. Это позволит оттачивать мастерство вождения  и управления движением поездов не только во время летней практики, а весь учебный год и тем самым еще больше заинтересовать детей. Сейчас работать на железную дорогу идет 15% выпускников УДЖД, но уже в скором будущем этот показатель планируется довести до 50%. 

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости