ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

За год до юбилея
21 сентября, в годовщину смерти народного поэта Башкортостана Мустая Карима, гл...

Новые задачи
Начал свою работу шестой созыв Госсобрания - Курултая РБ. Новый парламент отлич...

С видом на Уфимку
На комиссии по отбору инвестпроектов Минэкономразвития РБ эксперты рассмотре...

Долгожданный педиатр
В Нагаево на пересечении улиц Золотистой и Фариды Кудашевой построят модульну...

Фонтан-часы
Управление коммунального хозяйства и благоустройства администрации Уфы по ит...

Обновленный лицей
Школа № 1 переименована в лицей. В День знаний состоялось ее техническое открыт...

Точки притяжения
Парадный вход в морском стиле  п
одсветят светодиодными лампами, внутр...

И Пушкин, и арт-кино
С конца сентября возобновил свою работу лекторий Музея имени Нестерова и откры...

Удачи, Ms Emma!
Учитель гимназии №39 Эмма Сафиуллина представляет республику на федеральном э...

Шагнули за кубком



     №10 (203)
     Октябрь 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ"

Сплетение историй и судеб


Этим летом вышла в свет книга доцента, кандидата филологических наук Элеоноры Файзуллиной «Аксаковский венок». Она написала цикл очерков о пяти лауреатах Всероссийской литературной  премии им. С.Т. Аксакова Василии Белове, Валентине Распутине, Михаиле Чванове, Анатолии Генатулине и Константине Скворцове. Сама автор называет ее случайностью. А если красиво и высокопарно – Божий замысел.

-С одной стороны, она должна была выйти лет двадцать назад, поскольку премия существует с 1996 года. Но как-то не случилось, не написалось, хотя в нашем городе несколько кафедр литературы, десятки литературоведов, которые по профессии должны исследовать творчество писателей  - гордость нашей словесности, ставших при жизни классиками, - говорит Элеонора Шамильевна. 
Мою идею об издании книги поддержал депутат городского Совета Филюс Ишбулатов. Меценат, созидательная деятельность которого проявляется ярко и насыщенно в сфере образования и культуры Уфы. Не могу не вспомнить и издательство «Лето», которое выпустило книгу в достойных традициях русской литературы и с любовью к ней.
- По какому принципу вы отбирали героев для своей книги, ведь лауреатов премии было больше?
- Можно сказать, по хронологическому. Где-то было больше материала, встреч и интервью. Все они – уже состоявшаяся часть истории русской литературы. Как истинные патриоты, влюбленные в Отечество, они, каждый по-своему, изо дня в день, неустанно, в прозе и  поэзии, в публицистике и театре, создают национальную идеологию. Ничего не разрушая, опираясь на историю: Русь – Россия – СССР – Россия, отталкиваясь от фольклора, древнерусских летописей, они создают – не изобретают, а возрождают.
- На протяжении многих лет вы входите в состав экспертного совета Аксаковской премии, учрежденной городским Советом. Что можете сказать о конкурсантах этого года?
- Нынешняя комиссия поменяла свой формат, защита проходит абсолютно прозрачно, более демократично. Активнее стала молодежь ссузов. Не обошлось без сенсаций: впервые сельская учительница осуществила руководство аксаковской работой и она оказалась одной из лучших. Порадовало и расширение географии работ: конкурс медленно, но верно становится всероссийским. 

Василий Белов, лауреат 1996 года.
Он стал первым героем в «Аксаковском венке». Это произошло не только потому, что он один из первых писателей мощного литературного направления русской литературы  ХХ столетия - «деревенской прозы». Путь сердца к родине, к «почве», к дому и земле у Белова – не путь сентиментальных воспоминаний и созерцательной ностальгии, но путь интенсивной языковой работы, в результате которой в книгах писателя воссоздается мир северной русской деревни в ее природных, бытовых, речевых чертах. Роман «Все впереди» – предупреждение нам, своеобразный колокол писателя-патриота о грядущей смуте. Вспомним колокола Гоголя, Достоевского.  Писатель Виктор Лихоносов на прощании с другом сказал: «Вот это тысячелетний  русский человек! Вот таким его Северная Русь создала, и таким он сберегся в своем творчестве. Он – великий гражданин России, такой, какими были Хомяков, Леонтьев, Розанов, Меньшиков. Василий Белов - патриот этого ряда».

Валентин Распутин, лауреат 2005 года.
2005-й стал для нашего города настоящим годом литературы: премия им.С.Т. Аксакова присуждена духовному пастырю России, Валентину Григорьевичу. Для меня Распутин – личность и писатель – неразделимы, а вместе это – явление. Именно так Файзуллина характеризовала его на лекциях, поскольку его литературное творчество уже при жизни стало национальным наследием, а личность и общественная деятельность - гражданским подвигом. 
- О встрече с живым классиком я даже не мечтала. Но судьба подарила мне целых две! Одна состоялась в моей альма-матер в БГУ, другая – в наглухо запертом автобусе с глазу на глаз, - говорит автор книги.
Валентин Григорьевич говорил тихо, неспешно и уж тем более – не пафосно. Как и писал. На вопросы отвечал тоже по-распутински: удивительно искренне, честно, порою даже мягко, в его речи и ответах не было и намека на категоричность, навязывание собственного мнения… Но когда речь зашла об Отечестве нашем, о современной русской литературе, голос его стал твердым и бесстрашным. Он не боясь, без купюр, называл все своими именами. 

Михаил Чванов, лауреат 2007 года.
Знакомству с Михаилом Андреевичем Элеонора Шамильевна во многом обязана целым пластом жизни, наполненным встречами с удивительными, великими и светлыми людьми, о которых рассказывается в этой книге. А еще – без него в стране не было бы такого долговременного регионального движения, как аксаковское. Движения, которое давно приобрело статус истинно народного и государственного. Сегодня круги от него идут по всей нашей матушке-России: Аксаковский праздник отмечается ныне в Челябинской, Самарской и Оренбургской областях. Аксаковское движение охватило ближнее и дальнее зарубежье: Казахстан, Болгарию, Сербию и Черногорию. 
- Недавно побывала в Крыму, где посетила белогорский краеведческий музей. Татьяна Замятина-Петрова создала «музей в музее», где представила экспозицию об Иване Аксакове. Первый экземпляр книги я подарила именно им, - говорит Файзуллина.
К одному из юбилеев писателя автор вместе с коллегами по БГПИ сделали небольшой фильм и назвали его «Колокола Михаила Чванова». Это, конечно, метафора: на Руси, в России во все времена колокола, их звон были символом веры, надежды, любви и свободы. С одной стороны, колокола – его книги, статьи… А с другой – настоящие, истинные колокола, отлитые с соратниками Аксаковского дела.

Анатолий Генатулин, лауреат 2008 года.
В середине «нулевых» на 
центральном канале шел репортаж с вернисажа Москвы. Один из его посетителей высказал свое мнение, представившись: Анатолий Генатулин, писатель. 
- Мне стало интересно - кто он? Откуда? Как попал в Москву писатель с русским именем и тюркской фамилией? Вскоре выяснила, что он московский русскоязычный писатель, прошедший Великую Отечественную войну, - рассказывает Элеонора Шамильевна.
Первая повесть, которую она прочла, была с метафорическим названием «Вброд», поразившая высоким художественным мастерством, редкой по тем временам четкой нравственной позицией писателя. Прочтя остальные его произведения «Рябиновая гора», «Атака», «Золотая моя колыбель», «Вот кончится война», «Сто шагов на войне», убедилась, что Анатолий Генатулин (Талха Юмабаевич Гиниатуллин) пишет не менее талантливо и мастерски, чем знаменитые представители так называемой военной прозы. При этом о нем не упоминается даже обзорно ни в курсе отечественной литературы ХХ века, ни на уроках литературы в школе. Возникло естественное желание восстановить  пробел в собственном кругозоре и ближе познакомиться с творчеством нашего земляка, открыть его для школьников, студентов, уфимцев. Тогда она узнала, что писатель каждое лето проводит на своей родине, в селе Уразово. Дальше была поездка, где с коллегами по пединституту Файзуллина сняла фильм о его жизни и творчестве. 
- Главу об Анатолии Генатулине я назвала «Старатель», используя очень точный термин Ильгиза Каримова, сына Мустая Карима: «В их краю золотоискателей называют «старателями». Этим словом  хотелось бы определить его талант, 
- добавила Файзуллина.

Константин Скворцов, лауреат 2010 года.
Единственный в России, кто пишет исторические драмы поэтическим языком. В 2010 году, когда ему вручалась премия, уфимская журналистка Ирина Николенко написала статью «Не хватает не радости нам, а пронзительной боли»: «Главная движущая сила в человеке – доброта. Скорее, это наша национальная черта, и, глядя на Константина Васильевича, постигаешь секрет вечной молодости – почему он в свои 71 выглядит на 50 с небольшим? Золотой литературной нитью вытканы все его произведения о Родине, о матери, о земле русской…Будто Бог положил ему в руки «золотое перо», чтобы донести до нас». Это было как раз в тот год, когда Скворцов стал лауреатом Всероссийской литературной премии им. С.Т. Аксакова.



Текст: Мария АПКАРИМова








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости