ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Новая веха
Полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров 13 октябр...

Важная встреча
Врио главы Башкортостана Радий Хабиров встретился с главным исполнительным ди...

Добрый знак
Врио главы Башкортостана Радий Хабиров встретился с первым президентом респуб...

На один завод больше
Радий Хабиров провел рабочую встречу с учредителем компании Lasselsberger Йозефом Ла...

Швейцарский партнер
В Доме Республики состоялась встреча врио главы Башкортостана Радия Хабирова ...

Промцентр Шакши
В уфимском индустриальном парке «ПромЦентр» в Шакше состоялось открытие новог...

На музыкальной волне
Затонцы с нетерпением ждут открытия новой музыкальной школы № 9 им. Адигама Иск...

Апгрейд Дома Першиных
В исторической части построят новый квартал многоэтажек, ограниченный улицами...

Все ярче!
В демском микрорайоне Яркий и 
Инорсе-4 продолжается строительство шко...

Тайными маршрутами Уфы
Ежегодный городской конкурс «Уфа туристическая» выявил новые имена талантлив...

«Счастлив тем, что я дышал и жил…»



     №11 (204)
     Ноябрь 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "IT-ЭКСПЕРТ"

Эра роботов


Официант, промоутер, гид, погрузчик, кормилец коров, робот, которого профессор посылает вместо себя на лекции, в конце концов, марсоход Curiosity - по сути, автономная химическая лаборатория на колесах - обо всем этом мы уже слышали или можем себе представить. А как насчет художника? Paul сканирует лицо человека, а затем его «рука» рисует портрет - причем не по шаблону: каждый портрет даже одного и того же человека получается уникальным. Или робота-повара, управляемого со смартфона, который умеет обращаться практически со всей кухонной утварью и готовить вкусную еду по рецептам
из Интернета? Или, способного собрать кубик Рубика за 0,887 секунды? (Рекорд, принадлежащий человеку - американцу Лукасу Эттеру, - 4,9 секунды). Словом, наступает эра роботов, и наша страна должна занять в ней свое место.

От канапе до футбола,или Робот, приготовь мне ужин!
Предпосылки для этого создаются сегодня не только в университетах, но и в детских секциях, кружках, технопарках - например, в Молодежном технопарке УГНТУ. Манипуляторы, сконструированные и запрограммированные ребятами из местной секции робототехники, тоже много чего умеют: например, играть в футбол. А машину, с которой ребята участвовали в региональном этапе Всероссийской робототехнической олимпиады, научили делать бутерброды-канапе: брать кусочки хлеба, колбасы и огурцов и насаживать на зубочистку.
Ну а сегодня в секции Альбины Балчуговой – первое занятие: из деталей уже знакомого мне конструктора Lego Mindstorms EV3 (на нем в основном и тренируется большинство подобных кружков) ребята должны собрать простейшую модель управляемого аппарата – машину на двух колесах. Нужно просто внимательно следовать инструкции. Но, как раз это для современных школьников непросто.
- Нет навыка. Вспомните: первое, что проверялось в советской школе – как будущий первоклассник выполняет 7 простых инструкций: например, встать, открыть шкаф, достать книгу, открыть на такой-то странице. Сегодня пятый класс (не всегда) не может выполнить последовательно семь действий: они не удерживают в голове данную последовательность. 
…Тем не менее большинство пар (ребята работают именно так) с заданием справляются. Дальше идет «вдохновляющая часть»: Альбина Фуатовна демонстрирует ученикам возможности современной робототехники. А потом спрашивает: какого робота хотели бы изобрести вы?
Самый частый ответ  – «такого, чтобы делал всю работу по дому». Некоторые не прочь потрудиться и над устройством, которое делало бы за них уроки -  совсем как Электроник из известного фильма (вот где предсказали появление искусственного интеллекта!).  
- Мой робот в первую очередь умел бы готовить – ведь я знаю, что маме часто совсем не хочется этого делать, – заявил третьеклассник Адиль Ахметгареев. 
- А не рано – робототехника с 3 класса? – спросила я, когда школьники разошлись.
- В самый раз, очень хорошо идет, тем более что детали «Лего» знакомы многим. А дальше это очень поможет и с информатикой, программированием. Я его тоже преподаю и знаю, как дети все воспринимают, особенно девочки: это достаточно абстрактные понятия. Для них непонятно, почему такие-то и такие сочетания букв приводят к конкретному рисунку на экране… А здесь у конструктора есть собственная программа, привыкнуть легче: одни буквы дают такое-то действие, эти – другое. 
- Что будете делать дальше?
- Собрали робота – учимся  программировать: ездить вперед, назад, по квадрату, по кругу. Еще интересней становится, когда подключаем датчики: сначала звуковой расстояния – устройство «видит», докуда ехать, затем цвета… 
- Сейчас очень популярны бои роботов…
- Я их не устраиваю, я - за мир. Но у нас есть множество соревнований: какой из них быстрее проедет по траектории (в том числе сложной, с перекрестками, по лабиринту), выполнит ту или иную задачу (например, рассортировать кубики желтого и синего цвета). 
Есть футбол роботов – да, они играют в него сами! А ведь и просто человекообразного, шагающего на двух ногах робота сделать не так просто. Программирование там приличное, но ведь недаром мы начали в этом разбираться с первых классов. А еще устраиваем «борьбу сумо»: один робот должен вытолкнуть другого из очерченного круга. Для этого  устанавливаем «глазки» (ультразвуковой датчик) сверху (чтобы искал противника), добавляем датчики цвета, чтобы старался не выезжать за черную линию, утяжеляем…
У нас есть и другой конструктор - корейский, подороже – там детали и программирование серьезнее. Зато устройство, собранное из них, можно научить танцевать и участвовать в соревнованиях по танцам - мои ребята, например, выставляли балерину и исполняющих брейк-данс. Есть и конструктор Arduino, где уже имеешь дело с настоящими печатными платами (то есть интегральными схемами), где и паять приходится, но зато создать можно в принципе что угодно. Мальчишки разбираются в этом начиная с 5 класса.  
- Что для вас показатель успеха?
- Кроме того, что дети учатся конструированию и программированию? Мальчишки могут настолько увлечься программированием, чтобы попасть в Яндекс-лицей – у меня уже есть такие примеры, и это путь к профессии. Также важны - результаты соревнований. Пока что у нас шестое место на Всероссийской робототехнической олимпиаде.   
- Что нужно делать, чтобы больше роботов производилось в России? А наши молочные, текстильные, машиностроительные фабрики перестали закупать импортные линии оборудования?
- Хорошая обучающая программа в школах. Но пока что даже преподавателей мало, а где они есть - не хватает обучающих наборов, они дорогие. И чтобы серьезно заниматься созданием новых роботов, у ребенка знания математики, и физики должны быть на очень хорошем уровне.
- Ну а в дополнительном образовании все очень интересно, одно нехорошо – все конструкторы импортные…
- Во времена СССР был такой железный конструктор – я сама его собирала – и на базе этого конструктора предполагалось создать процессор, чтобы делать роботов. Разработки велись в Москве, Новосибирске и Уфе. Однако с перестройкой все прекратилось… Но сейчас есть электронный конструктор «Знаток». Его используют, чтобы объяснять детям законы физики. Можно начинать с третьего класса – и если ребенок в этом разобрался, ему намного легче дается понимание многих физических процессов. В московских школах, например, «Знаток» применяют на уроках технологии.

Какие бывают роботы?
Домашний робот-помощник Wakamaru разработан для помощи пожилым людям и инвалидам. Он обучен следить за состоянием человека, напоминать о важных встречах или времени приема медикаментов, способен вызвать «скорую помощь», поддерживать несложные диалоги и подключаться к Интернету для поиска информации. 
Один из самых известных роботов-андроидов Asimo от Honda умеет ходить и бегать со скоростью до 6 км/ч, самостоятельно избегая препятствий, и взаимодействовать с людьми, реагируя на их речь и жесты. Он может принести вам кофе, отвинтить плотно сидящую крышку от банки кофе или поднять бумажный стаканчик, не раздавив его: датчики в его руках способны оценивать количество силы, необходимой для удерживания предмета.
KeepOn - крохотная танцующая игрушка, разработанная Хидеки Кодзимой в 2007 году. Предназначена для помощи детям с глубоким аутизмом, помогает им развить социальные навыки и координацию движений.
S-One - робот-спасатель от японской компании Schaft. Он может поднимать тяжести, орудовать дрелью, легко справляется с вентилями и дверными ручками (что для его собратьев пока затруднительно). Причем все делает быстро и плавно. 
Еще один робот-спасатель – Atlas: он способен передвигаться по очень неровной местности (в том числе через завалы), а если упадет - всегда подняться. Задача - выполнять слишком опасную для человека работу в чрезвычайных ситуациях.
Baxter - промышленный робот. Такие модели можно встретить практически на всех более-менее современных машиностроительных предприятиях. Его семиосевые манипуляторы способны почти на всё, на что способна рука человека, а «учить» его можно прямо на рабочем месте: повторяя показанные движения, он запоминает их и применяет в дальнейшем. Также в его «голове» находится камера, которая следит, чтобы в поле деятельности не было инородных предметов, в том числе человеческих рук и так далее - в таком случае механические «руки» сразу останавливаются.
Row-bot - прототип робота, который предназначен для того, чтобы передвигаться по поверхности загрязнённых водоёмов и поедать микробы, которые, собственно, и делают воду грязной. «Съеденных» микробов Row-bot использует как биотопливо для выработки энергии. 
PackBot - серия американских военных роботов.  Использовались в Афганистане и Ираке для сбора информации, поиска мин и доставки оборудования. Управляются на расстоянии либо действуют самостоятельно, полагаясь на продвинутую систему GPS.
DMG MORI - Lasertec 65 3D - классический фрезерный станок с программным управлением,  и лазерный режущий инструмент, и печатающий металлом 3D-принтер. Все операции производятся с деталью в рамках одной программы.
RoboBee (робо-пчела). Обладает искусственными мышцами, которые движут крылья 120 раз в секунду, а их размах около 3 см. План разработчиков из Гарварда состоит в том, чтобы создать автономный рой таких роботов для поисково-спасательных миссий, детального изучения погоды и искусственного опыления. Размер позволит им добираться до сложнодоступных зон в случае природных катастроф.

А теперь - российские разработки
Андроид «Аватар» должен заменить человека в труднодоступных местах, например, в зонах чрезвычайных происшествий или в космосе. Сейчас он умеет управлять автомобилем, распознавать дорожное полотно, разметку и обочину. Создатели обещают, что со временем сможет преодолевать полноценную полосу препятствий.
Робот Lexy сможет стать настоящим другом человека. Умеет распознавать человеческую речь, управлять «умным домом» (это и есть его основное предназначение), искать информацию в Интернете, рассказывать анекдоты, распознавать человека и животных, составить интерактивную карту города. Правда, пока у него проблемы со слухом. Но его создатель - профессор Сколтеха Дмитрий Тетерюков – утверждает, что вместо одного микрофона нужно использовать несколько – и  проблема голосового управления будет решена.
«Марибот» - автономный робот для исследования моря. Он преобразует энергию волны в энергию поступательного движения  и может самостоятельно вести сейсморазведку в открытом океане в районе нефтедобывающих платформ, измерять температуру воды, ее химический состав, примеси и т.д.
Робот «Инженер» разработан для экстренных служб. Его можно переносить  в рюкзаке, задача  - обеспечить круговой обзор местности. Способен преодолевать различные препятствия, карабкаться по лестницам, поднимать свою камеру на высоту до 130 сантиметров.
SAR-400 - человекоподобный робот-космонавт, которого изобрели специально для работы на МКС. Оператор, надев специальный костюм, сможет видеть, слышать и даже ощущать все, к чему прикасается робот, что позволит управлять им в космосе прямо с Земли. Также может заниматься выполнением сервисных и аварийных работ. В будущем же планируется отправлять робота в инопланетные экспедиции.

Хроники  роботизации
В России на 10 тыс. сотрудников предприятий в обрабатывающей промышленности приходится около двух роботов, в Китае и ЮАР - около 24-х, в Бразилии - пять. Рынок робототехники представлен в основном космическими и специальными аппаратами: саперами, разведчиками. Удачные модели, применимые для промышленности, остаются единичными экземплярами, произведенными в научно-прикладных целях, и не идут в массовый выпуск. При этом даже пока единственно развитая отрасль робототехники – военная - имеет колоссальные перспективы: боевые и специальные роботы получают признание на международных выставках вооружения и премии.
Согласно прогнозу Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест - 2025», в 2025 году большая часть (52%) всей работы будет выполняться роботами. Только в прошлом году «на работу вышло» 387 тысяч роботов, в 2020-м должно выйти 521 000. 
В 2022 году 75 млн рабочих мест будет потеряно из-за автоматизации труда. Однако тогда же появится 133 млн рабочих мест. Так что придется переучиваться.
Темпы роботизации опережают прогнозы. Особенно стремительно она проходит в Китае, куда поставляется треть роботов мира, и в целом в Азии. Самой роботизированной страной мира является Южная Корея, а больше всего выпускают роботов-рабочих в Японии – более половины всего мирового производства индустриальных роботов. 

Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости