ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Новая веха
Полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров 13 октябр...

Важная встреча
Врио главы Башкортостана Радий Хабиров встретился с главным исполнительным ди...

Добрый знак
Врио главы Башкортостана Радий Хабиров встретился с первым президентом респуб...

На один завод больше
Радий Хабиров провел рабочую встречу с учредителем компании Lasselsberger Йозефом Ла...

Швейцарский партнер
В Доме Республики состоялась встреча врио главы Башкортостана Радия Хабирова ...

Промцентр Шакши
В уфимском индустриальном парке «ПромЦентр» в Шакше состоялось открытие новог...

На музыкальной волне
Затонцы с нетерпением ждут открытия новой музыкальной школы № 9 им. Адигама Иск...

Апгрейд Дома Першиных
В исторической части построят новый квартал многоэтажек, ограниченный улицами...

Все ярче!
В демском микрорайоне Яркий и 
Инорсе-4 продолжается строительство шко...

Тайными маршрутами Уфы
Ежегодный городской конкурс «Уфа туристическая» выявил новые имена талантлив...

«Счастлив тем, что я дышал и жил…»



     №11 (204)
     Ноябрь 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье

Театральный сезон








РУБРИКА "СВЕЖО ПРЕДАНИЕ"

Смелая спираль в стиле будущего


50 лет назад Уфимский цирк зажёг свои огни на проспекте Октября
Вместо предисловия - работа над ошибками 
В начале прошлого века отцы города сомневались: строить стационарный цирк или нет? Считалось, что цирк и особенно борьба атлетов не очень благотворно влияют на детскую психику. Тогда постоянные цирки были почти во всех западноевропейских столицах и крупных городах. В России первый такой появился в 1827 году в Петербурге. Затем в Ярославле, Москве, Туле. В них выступали в основном иностранные труппы. В Уфу тоже частенько заезжали путешествующие итальянские и французские артисты. Настоящий русский цирк был основан в 1873 году братьями Никитиными в Саратове.
В 1906 году в Уфе всё же построили первое помещение цирка. (На снимке Аполлония Зираха). Назвать деревянный шатёр зданием язык не поворачивается. Насчёт местоположения. Всё, что пишут в Интернете, чепуха: дескать, стоял сначала на Верхнеторговой площади, затем перенесли на Щепную, на то место, на котором потом агрегатный завод появился. Предположительно, шатёр располагался там, где сейчас пятиэтажка рядом со сквером Маяковского, возле бассейна «Буревестник», почти напротив Академии физкультуры, где до революции работал театр Кляузникова, который некоторые «исследователи» почему-то считают первым капитальным зданием цирка. Нет, это был театр, а ещё точнее, театр эстрады.
В Италии XIX века тоже не существовало постоянных цирков, зато было немало театров, в которых зрительные залы устраивались таким образом, что партер легко превращался в арену. Не об этом ли был наслышан Кляузников, который решил переделать свой кафе-шантан на Большой Успенской (Коммунистической), 67 не только для театральных постановок, но и выступлений заезжих циркачей.

Неподходящая фамилия 
В самом начале прошлого века в Уфе жил человек с «говорящей» фамилией. Почти как у Чехова, у которого в «Шведской спичке» есть персонаж Кляузов. Этот же был Кляузников, купец и ресторатор. Все говорили, что фамилия совсем не подходит Дмитрию Егоровичу, потому что он никогда не занимался интригами и кляузами. Наоборот, радел о благополучии других и не любил нечестных поступков и плохих людей. Последних старался выводить на чистую воду. Например, однажды в губернской газете появилось следующее объявление: «Предупреждение. Большая Сибирская гостиница. В течение 1904 и 1905 годов в гостинице и в буфете на станции Уфа пропало большое количество мельхиоровой посуды, столового белья и фарфора. Приметы вещей: на мельхиоровой посуде вырезана факсимилия «Большая Сибирская гостиница» и «Станция Уфа»; на белье выткана факсимилия «Д. Е. Кляузников» и на фарфоре «Большая Сибир. гост.». В случае покупки или продажи означенных вещей покорнейше прошу обратить внимание как на вещи, не принадлежащия продавцу, а если таковыя у кого и имеются, как купленныя по ошибке, покорнейше прошу возвратить. Распорядитель Д.Е. Кляузников.».
Кляузников был компаньоном влиятельного купца Андрея Митрофановича Паршина, владельца Большой Сибирской гостиницы (на углу Большой Успенской и Александровской, нынешний Дом офицеров). Но, кроме этого, держал ресторан «Якорь» на углу Телеграфной и Большой Успенской, а также заведение «Яръ» на Большой Успенской, 67.
Похоже, Кляузников очень любил театр и музыку. Когда строили Большую Сибирскую гостиницу, по его инициативе сделали в нёй большой концертный зал с эстрадой. Позже Дмитрий Егорович решил переделать свой кафе-шантан в театр.
Сначала это было одноэтажное здание высотой в 10,5 метра, что, вероятно, и позволило уже в наши дни считать, что Кляузников построил цирк. Даже в путеводителях сегодня написано: «Цирк Кляузникова». Какой цирк, если там была сцена? Безусловно, в театре выступали и цирковые группы. 
К сожалению, о театре очень мало сведений, как и о самом его владельце. Лишь известно, что театр работал до Гражданской войны. Сам Кляузников бесследно исчез. Возможно, ушёл с Колчаком и осел где-нибудь в Харбине. В конце 20-х решили восстановить «очаг культуры». Но началась индустриализация, стало не до зрелищ, и решили перестроить здание под общагу. Дом постепенно надстраивался. После общежития в нём был строительный техникум, с 60-х - филиал всесоюзного финансово-экономического института. Сейчас здесь занимаются физкультурники.
Сразу бросается в глаза необычная конструкция здания. Чтобы попасть внутрь, нужно войти во двор, подняться наверх. Входная дверь на уровне третьего этажа. Зашли? Теперь по широкой и крутой лестнице спуститесь вниз и посмотрите наверх. Да, очень высоко.
Пока не нашлось ни одного дореволюционного изображения театра Кляузникова. Анатолию Чечухе удалось разыскать рисунок архитектора начала 30-х годов (перед переделкой). Набросок бледный, но на нём видны высокие венецианские окна. Ещё Толя хранит снимок здания 1968 года, сделанный из сквера. Вроде бы ничего особенного, но прошло-то уже полвека!
Фотографий Кляузникова тоже нет. Только известно, что ресторатор - «любитель искусства» вложил немалые средства в строительство Симеоновской церкви и церковно-приходской школы в Северной слободе, а также в годы Первой мировой войны отдал свой жилой дом под солдатский лазарет. В объявлениях в газете «Уфимская жизнь» за 1917 год театр Кляузникова называют электротеатром, видимо, уже крутили кино.

Маленькая, да удаленькая 
В истории уфимского цирка была одна маленькая, да удаленькая. В 1922 году в Уфу на гастроли прибыло «Семейство Жеймо», состоявшее из деда Вацлава, его сыновей Болеслава и Павла, невестки Анны и дочерей Болеслава и Анны - Елены и Янины. Догадались, о ком речь? О будущей Золушке. Янине тогда было всего двенадцать, но она уже была по-своему знаменита. Её дебют на арене состоялся в 1913 году, а в Уфе девочку ждал первый бенефис.
Двойной вольтаж на лошади, танец живота, популярная «мельница»... Всё в её исполнении выглядело легко и воздушно. Арена была усеяна шоколадными конфетами, яблоками и апельсинами. Но однажды во время исполнения кульбита Янина с партнёром упали к ногам почтенной публики. За кулисы девочку унесли на руках. 
Семейный цирк пробыл в Уфе больше года. Когда была возможность, жили в гостиницах. Если было туговато с деньгами, устраивались в дорожных вагончиках около Гостиного двора. Сам палаточный цирк-шапито стоял там же, на Верхнеторговой площади. Незадолго до бенефиса от скоротечной чахотки умер отец. Похоронили Болеслава Жеймо в Уфе. В Петроград возвращались без него. Ну, а дальше Янину ждала всесоюзная слава.

Блюдце Саломеи
Уфимский цирк на проспекте был построен по проекту Саломеи Гельфер и Георгия Непреенко. 
Саломея Гельфер - замечательный советский архитектор. Она прожила долгую и яркую творческую жизнь. В 1960-1980-е принимала активное участие в проектах реконструкции и реставрации Мариинки и Московского художественного театра.
Братья-близнецы уфимского цирка стоят ещё в 9 российских городах, в том числе и в Перми. Интересно написал об этом типовом проекте и его авторе мой пермский коллега Александр Михайлов: «Саломея Гельфер очень любила круглые шляпы. Почти на всех фотографиях её можно встретить в такой. Так уж повелось - цирк предполагает круглую арену. В самом известном подобном сооружении именно так: в центре Рима стоит Колизей, и от него (и даже чуть раньше) ведётся традиция этого ремесла. Шляпа на круглом основании из ленточного окна, что, по завету одного из величайших архитекторов XX века Ле Корбюзье, должно подчёркивать пластику нового материала. Железобетон позволяет здание «гнуть» в любую форму и честно держать вес. Значит, больше света и новые формы. Саломея Гельфер хорошо учила уроки и придала зданию форму шляпы. Так чаще всего трактуют метафору, заложенную в основу пермского цирка. Или же всё сложнее - не шляпа, а блюдце, а под блюдцем стакан? Это что, это блюдце Саломеи?»
Конечно, со шляпой он переборщил. На мой взгляд, это скорее военная фуражка. А вот блюдце - это да! Мне нравится.

Андрей Битов был восхищен красотой нашего цирка
Повесть 1970 года «Колесо». Запись одиннадцатая. Трамвайная Уфа.
Это был пригород, а раньше городок. Потом его соединили с Уфой трамваем, и он стал Уфой тоже. Таким образом, Уфа стала очень длинным городом. Бывают такие очень длинные города. Ехать из Уфы в Уфу надо на трамвае, можно на чем-нибудь еще, но проще на трамвае. Мне надо было ехать до самого конца, чтобы попасть домой. И вот эта длинная езда в трамвае. Час, если не больше, по солнцу и весне с урбанистскими просторами свалок, пустырей и строительства между Уфой и Уфой, удивительно запомнилась мне. И при слове «Уфа» я вижу трамвай. Этого мало сказать про Уфу, но это ведь не оскорбление. Мне нравилось в трамвае. Я понимал, что редко на нем езжу, что он мне мил. Я проезжал мимо гостиницы и мимо цирка, радовавшими взгляд более чем столичной современностью. Перед цирком трамвай набивался солдатами, и у цирка они сходили, строились и маршировали ко входу, который уже поглощал последние шеренги предыдущего десанта. Цирк был построен смелой спиралью в стиле будущего. Навстречу катили такие же, как мой, трамваи, и на высоком стуле за просторным чистым стеклом в роли водителя, поглаживая своего рода скипетр, обязательно сидела молоденькая и хорошенькая башкирка. Так мне, во всяком случае, показалось, что водитель трамвая в Уфе - модная и заметная должность, и они все выходят из трамвая замуж, не успевая подурнеть или состариться, уступив свой трон следующим, чтобы они тоже успели и вышли. Так мне показалось, что трамвай в Уфе водят невесты в трампарк Бракосочетания. Это наблюдение могу оставить на своей совести.

Тереза
Первой в новом цирке 5 ноября 1968 года выступила легендарная дрессировщица Тереза Дурова, которая очень полюбила Уфу. Во-первых, лечилась здесь в клинике Мулдашева и не уставала благодарить уфимского офтальмолога. Лично мне говорила об этом при встрече. Во-вторых, позже она узнала о том, что наши замечательные краеведы Гудковы раскопали документы, подтверждающие проживание в Уфе её предков, у которых подолгу жила знаменитая кавалерист-девица Надежда Дурова. Она по праву считается основательницей русской цирковой династии. Ведь «Шурочка Азарова» была великолепной наездницей. А цирк современного типа в конце XVIII века начинался в Париже с конных скачек и различных акробатических упражнений на лошадях (по-нашему - джигитовка).
Бесстрашная Тереза Дурова была маленькая, но звери её слушались беспрекословно. По её словам, работать на большой арене под высоким сводом в присутствии двух тысяч зрителей было одно удовольствие. Дурова, как и остальные артисты, нахваливала удобные гримёрки, бытовки, помещения для животных и комфортабельную гостиницу «Арена».

Александров терпеть не мог дамского общества 
Кавалерист-девица, георгиевский кавалер, ординарец Кутузова, талантливая писательница, чьей прозой восхищался Пушкин, - в конце 20-х - начале 30-х годов XIX века несколько лет прожила в нашем городе, где у неё водились родственники. 
Например, есть архивный документ о том, что вдова вахмистра Федора Дмитриевича Гладышева, Федосья Акимовна (урожденная Дурова), продала за 50 рублей свое поместье с землей и дворовыми людьми в деревне Гладышевой на озере Ашкадан (Кашкадан- Р.К.) своему племяннику, адъютанту Оренбургского батальона Афанасию Даниловичу Дурову. С тех пор деревня стала деревней Дурово. А название Сипайлово она получила в середине XIX века.
Блистательно рассказывает о знакомстве с Надеждой Дуровой в своих записках уфимский старожил, генерал-майор Михаил Михайлович Ребелинский.
«Раз пригласил меня к себе обедать полицмейстер Грибовский... Мы сели обедать, как вдруг вошёл пожилой, небольшого роста, седоватый, гладко остриженный, весьма некрасивой наружности мужчина. Он с развязностью совершенно военного человека раскланялся и сел с нами обедать. За столом он обратил внимание на мою гусарскую форму. Завел со мною разговор о службе, делая разные вопросы, видимо, интересовался кавалерийским делом, и из его слов было видно, что он сам опытный кавалерист. После обеда дамы остались в гостиной, а мы втроем пошли в кабинет курить. 
Стриженый маленький господин, разлегшись на диване с длинною трубкою, начал рассказывать о своей прежней службе, о походах и сражениях 12 года. При этих, взволновавших его кровь воспоминаниях, его некрасивое лицо оживилось, глаза разгорелись тем сильным, жгучим огнем, которым горят они о воспоминании сильных душевных тревог. Вся фигура этого маленького невзрачного человека воодушевилась и, по всему было видно, что в этом маленьком теле была сильная твердая душа, которая много испытала, много перенесла в продолжение своей жизни. Наконец, он встал, взял шапку и, поклонившись, вышел. Грибовский по выходе его спросил меня, что я думаю об этом человеке? Я отвечал, что в нем есть что-то странное, не натуральное. «Не мудрено», отвечал мне Грибовский. «Ведь это женщина - известная «девица-кавалерист» Александров, урожденная Дурова». 
Впоследствии я коротко познакомился с этою замечательною личностью и спустя несколько лет, когда я уже жил в Уфе, пользовался ее дружеским расположением. В то время, когда я с ним, или с нею познакомился, ей было уже лет около 45, но она была здорова, весела, не отказывалась ни от каких общественных удовольствий, и на вечерах, как говорится, плясала до упаду. В манерах ее проглядывало ухарство... В мазурке в отставном гусарском мундире или в черном фраке она страшно стучала каблуками, становилась на колени, одним словом, выделывала всякие штуки во вкусе того времени со всеми ухватками истинного гусара. Александров всегда был в мужском костюме с двумя крестами в петлице, и когда говорил про себя иначе, как в мужском роде, и ясно показывал, что терпеть не может дамского общества».

С тигром на поводке 
За полвека кто только из советских знаменитостей не выступал на уфимской арене. Юрий Никулин, Карандаш, Олег Попов, Игорь Кио, все наши славные дрессировщики.
Летом 1970-го приезжал «неукротимый укротитель» Вальтер Запашный. Его программа пользовалась невероятным успехом. Публика просто рвалась на представление с тиграми и львами. Все рассказывали друг другу, как видели Запашного с тигром на поводке в центре города. Предполагали, что он разгуливает по улицам с той самой тигрицей Багирой, которая чуть не порвала его во время первого выступления в 1961 году. Да, у Багиры тогда обнаружились людоедские замашки, но Запашный не дал её усыпить. Тигрица стала ему преданной, как собака. Но действительно ли он ходил по Уфе именно с Багирой? Неужели и на телестудии в гостях у известного журналиста того времени Альды Валеевой был с ней, и в редакцию «Вечерней Уфы» приходил? К сожалению, очевидцев почти не осталось. Я только знаю одно: появление укротителя с хищником в «Вечёрке», которая тогда только начинала набирать обороты, обосновавшись на улице К.Маркса, на втором этаже дома Зайкова по соседству со старым универмагом и гостиницей «Уфа», послужила для газеты чуть ли не первым шагом к будущей популярности газеты. 

По улицам слона водили 
Об этом не писали газеты. Очевидцев почти не осталось. Но история удивительная! Мне удалось разыскать самого молодого в то время участника событий. Это 77-летний Фёдор Юрьевич Доменко. В конце 60-х он работал в салоне по пошиву обуви №1, который находился в пятиэтажке рядом с Южным автовокзалом. «Это было в 1969 году. Мы, конечно, слышали об открытии на проспекте Октября современного здания Уфимского цирка, - рассказывает Фёдор Юрьевич, - и не особенно удивились, когда директор нашей мастерской Хусаинов, однажды, собрав всех у себя в кабинете, объявил о необычном заказе».
На гастроли приехал цирк лилипутов, и уфимским сапожных дел мастерам предстояло срочно снабдить артистов обувью маленьких размеров, которой не было в магазинах. Башмачки быстро сшили, заказчики остались довольны, пригласили исполнителей на чаепитие в гостиницу, а в конце вечера вручили им контрамарки на следующее представление.
Ребята впервые увидели живьём слона, встающего на задние конечности и играющего с дрессировщиком в мяч, и воздушных гимнасток, легко запрыгивающих на слоновий хобот.
Потом выяснилось, что это всё-таки не слон, а слониха. То ли индийская, то ли африканская, то ли Бетти, то ли Претти… «К сожалению, точно не вспомню, - говорит Фёдор Юрьевич. - Да и фамилию дрессировщика не смогу восстановить в памяти».
Из знаменитых дрессировщиков в то лето в Уфе побывали, кроме Терезы Дуровой, братья Запашные, Тамерлан Нугзаров и Николай Павленко. У Запашных - хищники, у Нугзарова - кони. А вот Павленко, которого знаменитая Ирина Бугримова назвала «лучшим дрессировщиком нашего времени», на заре туманной юности начинал работать со слонихой. Известен своим гуманным отношением к зверям. Считает, что о них нужно заботиться, хорошо кормить и содержать в тепле.
Тот дрессировщик в 1969-м тоже обратился в салон с невероятной просьбой. Лето заканчивалось, по ночам было прохладно. Скоро уезжать. А это значит - в одну из ночей придётся вести Бетти-Претти пешком до железнодорожного вокзала. Расстояние немаленькое. Трейлеров тогда не было. Мёрзнуть будут ножки у Бетти. Хорошо бы сшить какую-нибудь обувку. Но одной-двумя парами не обойтись. Нужно 10-12. Быстро изотрёт по дороге, придётся менять.
Мерки снимали в цирке. Каждую слоновью ногу ставили на фанеру и обводили углем. Фёдор Юрьевич запомнил, что передние ноги были меньше задних. Отвлекал Бетти клоун: стоял перед ней с большой корзиной сахара-сырца. Как известно, слоны - жуткие сладкоежки.
Сшили для слонихи 12 пар «угги». Из восьми (!) слоёв войлока, с крепкими завязками.
Проводить Бетти до поезда с багажным вагоном Фёдор Юрьевич не смог. Но слышал, добралась она благополучно. Обувь оказалась крепкой, стёрлись только пять пар.
***

7 сентября 1973 года в Уфимском цирке состоялась премьера программы «Цвети, моя Башкирия!» Центральное место занимал аттракцион «Медведи бурзянских лесов» (Р.Касеев и Н.Касеева). Говорят, забавные были медвежата.
Коллектив Башкирской цирковой труппы гастролировал по стране и за рубежом с программами «От сердца к сердцу» (1979), «Сабантуй на манеже» (1984), «Арена дружбы»(1989).
В 1973-1991 годы наш цирк входил в состав творческо-производственного объединения «Союзгосцирк», с 1991 года - в компанию «Росгосцирк». С 2008 года Уфимский цирк является филиалом Федерального казенного предприятия «Росгосцирк» и входит в число самых лучших цирков страны.

P.S. В 1979-м, когда я жила в Москве, позвонил Ося Гальперин и попросил сходить в цирк на Ленинских горах (сейчас Большой Московский цирк на Вернадского) и написать о новой программе башкирского цирка.
 Мастерство наших артистов оказалось на высоте. Дрессировщики пригласили меня на чашку чая в бытовку, но едва зайдя, я тут же выскочила оттуда. Меня напугала рысь, которая так и норовила подобраться ко мне сзади. «Ей бы в лес, на волю!..» - подумала я.
 У меня была знакомая, дама в возрасте, которая обожала цирк. Как-то я у нее спросила, за что она его так любит. «Понимаешь, - ответила она, - на арене все видно, не спрячешься за чужой спиной. Никакого обмана.»

Рашида КРАСНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг