РУБРИКА "Золотой курай"Зимняя радость
Завершились съемки фильма «Сестренка» по повести Мустая Карима «Радость нашего дома». В октябре, к 100-летнему юбилею народного поэта, кинолента выйдет на широкий экран. Снова - Новохасаново ...Наступила зима. Выпал в горах снег. Деревню Новохасаново в Белорецком районе, где летом проходили съемки фильма «Сестренка», укутало пышным снежным покрывалом. Самое время команде московских кинематографистов вернуться на зимнюю натуру. На этот раз выезд длился всего неделю - с 28 ноября по 4 декабря. Опять все жили в санатории «Ассы», и каждое утро, еще затемно, целый транспортный караван, включавший автобус, тяжелые трейлеры с аппаратурой и несколько легковушек, двигался в сторону Новохасаново. К концу пути как раз начинало светать. Вот так однажды по утреннему времени за поворотом дороги пассажиры автобуса увидели на опушке двух лосей. Шофер сразу поехал медленнее, и лесные красавцы безбоязненно проводили людей взглядами. Словом, живности тут хватает. Есть и медведи, и волки, а зайцев да белок в лесу - не сосчитать. Новохасановцы встретили участников съемочной группы радушно, приветливо, готовы были помочь, чем могли. Гульдар, хозяйка дома, где арендовали помещение (чтобы переодеться, обогреться), поила всю съемочную группу чаем с медом и очень вкусным вареньем, где были щедро намешаны черемуха, яблоки и смородина. Предоставили лошадку, запряженную в низкие сани. Мохнатая, коренастая, с крепкими короткими ногами, широкой грудью, настоящих башкирских кровей. Она резво отбивала по снегу копытами, но стоило остановиться, тут же закрывала глаза и тихонько дремала. Потом хозяйка лошади (она в фильме была за возницу) щелкала вожжами, и та с места ходко набирала шаг. Еще забавнее было слышать, как хозяйка негромко произносила «пр-р-р», и лошадь «тормозила». На один день приезжала из Москвы Марта Тимофеева, исполнительница роли девочки Оксаны. Очень поэтичные кадры были сняты, когда Оксана смотрит из окна на серо-голубую гору, нависшую над рекой, а камера движется снаружи дома, и окружающий волшебный пейзаж отражается в оконном стекле. Кстати, эта гора Хандык-таш каждый час меняла свой облик, то завешиваясь сверкающей изморозью, то празднично золотясь под выглянувшим ненадолго солнцем, то принахмурившись с наступлением ранних сумерек. Труднее приходилось Арслану Крымчурину, игравшему мальчика Ямиля. Было не так уж холодно для здешних краев, не больше минус 10 градусов. Но если все время, лишь с небольшими перерывами, проводить на улице… И артисты, и члены съемочной группы носили термобелье, утепленные штаны, пуховые куртки, но когда звучала команда «мотор», малыш Арслан оставался в свитерке и меховой безрукавке, даже без рукавичек, для полноты образа. И если уж он говорил: «Мне холодно», значит, действительно замерз и нужно срочно его отогревать. Самую сложную сцену снимали в последний день. Ямиль торопится в школу с телеграммой, бежит по «чужой» улице. Старшие мальчишки его ловят и в наказание вешают за безрукавку на забор. Мимо на лошади катит председатель и спрашивает: «Сам что ли забрался или кто помог?» «Сам», - отвечает Ямиль, не собираясь никого выдавать. Специально для этого эпизода была придумана сложная конструкция из ремней, укреплены перекладины забора у старого заброшенного дома, приехавший к этому времени папа подсаживал юного артиста на верхотуру. Удивительным образом совпали характеры самого Арслана и его героя Ямиля: гордость, терпеливость, неподдельная смелость. В гостях у Ямиля - А летом, не умея плавать, нырял в холодную воду, башмак своей сестренки спасал. Хулиган Рушан закинул его на плот, а он застрял. Пять дублей снимали, - вспоминает Арслан уже дома, в кругу семьи. Мы побывали у юного актера в гостях, в уютной квартире, что в демской новостройке. И буквально с первых минут общения стало понятно – вот он, Ямиль! - Это была самая опасная сцена, ее оставили на последний день, а к этому времени похолодало, и вода стала ледяной. Еще в июле пережили тепловой удар, когда снимали зимние сцены в валенках и шапке-ушанке. Но Арслан выдержал, и об этом вспоминаем как о маленьком приключении, - говорит мама Гузель. На книжной полке у мальчика – немало книг, но на самом видном месте – «Радость нашего дома» в красочном оформлении. - Ее мне подарил учредитель Фонда имени Мустая Карима Тимербулат Каримов, а еще крутого робота, - показывает нам Арслан. – А книгу знаю почти наизусть. Вот я с «мамой» (роль в фильме исполнила актриса Башдрамтеатра Ильгиза Гильманова), а это с Оксаной и Маратом. - У него было очень много текста, учили с бабушкой. Арслан как взрослый актер работал по 12 часов, а иногда и больше. Всего 25 рабочих смен летом и 4 дня зимней съемки. Всей семьей его поддерживали. На съемках сына сопровождала бабушка, иногда ее подменял папа. У нас режиссер заранее спросил: «А Арслан выдержит?» Мы до этого не сталкивались с большим кинематографом и ответили: «Да», хотя потом было непросто. Но не могли подвести команду. - А что тебе больше всего запомнилось? – спрашиваю у Арслана. - Как меня дядя Саша (режиссер Александр Галибин – Авт.) и дядя Миша (оператор Михаил Агранович) хвалили. Но и строго учили: «Давай, Арслан, на тебя вся страна смотрит». Еще мне доверили в рацию объявлять: «Всем спасибо, летний период закончен!» А когда весь фильм завершили: «Всем спасибо, съемки кинокартины закончены». - За время работы мы все подружились. Мама Марты Тимофеевой, игравшей Оксану, даже шутила, что дочка больше привязана к Арслану, чем к родному брату, - смеются Крымчурины. - И у меня сестренка есть – Алтынай, больше всех ее люблю. Ей всего 8 месяцев. Сейчас она умеет только сидеть, немного ползать, но зато она узнает меня и радуется, когда я с ней играю. Я лучше всех ее смешу. Хотите покажу? И Арслан старается развеселить немного настороженную от незнакомых людей крошку Алтынай. «Совсем как Ямиль», - невольно ловлю себя на мысли. - Откуда Арслан так хорошо знает башкирский? Для городских детей, к сожалению, это становится экзотикой… И тут наш герой знакомит нас со своей бабушкой – Карсяй, как он ее называет. И все становится на свои места. Фания Загировна после рождения внука переехала в Уфу из Мелеуза и все свободное время посвящает ему и Алтынай. Педагог с 35-летним стажем прекрасно знает литературный башкирский и бесчисленное количество народных сказок и легенд. - Он с малых лет тянулся к книгам. Уже в два года произведения Маршака знал наизусть. Из башкирских сказок любил «Камыр-батыр». В четыре начал сам складывать слова. Перед сном я читаю суры из Корана, вскоре заметила, что Арслан повторяет за мной, потом выучил и их, - говорит бабушка. - С прабабушкой только на башкирском разговаривает. Все лето у нее проводит в деревне Худайбердино в Кугарчинском районе. - Он начал свободно разговаривать на башкирском, и мы, чувствуя его интерес, стали больше общаться на родном языке, - говорит Гузель. Арслан – любознательный и разносторонний мальчишка, как и его герой Ямиль. В 2016 году начал сниматься в проектах студии «Тамыр», пройдя прослушивание с песней башкирского исполнителя RNT «Кыуанам». - Мы с ним друзья, он мой любимый певец, - говорит Арслан, демонстрируя нам именную кепку артиста. Мальчик и сегодня снимается в передаче «Сэнгелдэк», «Экият китабы». А с любимой башкирской сказкой «Лев и Заяц» участвовал в конкурсе чтецов «Здравствуй, здравствуй, сказка!» и завоевал Гран-при. В республиканском конкурсе «Сулпылар» исполнил песню «Башкортостан» в современной аранжировке и стал победителем в номинации «Самый смелый исполнитель». - У тебя столько талантов. Когда вырастешь, кем хочешь стать? - Сначала актером, узнаю все секреты, потом режиссером, как дядя Саша. - Любимый фильм? - «Мстители. Война бесконечностей». - Какой подарок попросил у Деда Мороза? - Новый кубик Рубика. Я собираю их на время. Рекорд – за 1 минуту.
Режиссер фильма «Сестренка» Александр Галибин в интервью питерскому изданию «ДП» рассказал о киноленте по повести Мустая Карима: - Как получилось, что вы - ленинградец - снимаете фильм на башкирском? - Когда мне было 8 лет, в школе я прочитал повесть «Радость нашего дома» Мустая Карима. На русском, конечно. Этот текст остался у меня в подсознании, а спустя много лет я понял, что хочу его экранизировать. Так появилась заявка, которая оформилась в сценарий. Но мы сразу понимали, что фильм должен быть на башкирском по двум причинам. Первая — достоверность. Башкирские дети должны говорить на родном языке. Вторая — художественная. Башкирский язык настолько поэтичен, что порой всё можно понять и без перевода.
- Главные роли в фильме исполняют дети. Опытная девятилетняя актриса Марта Тимофеева («Время первых», трилогия «Гоголь», «Легенда о Коловрате») и дебютант — шестилетний Арслан Крымчурин. Как вам с ними работалось? - Потрясающе. Дети - это чистота. Их невозможно научить играть, здесь работает природа. И моя задача эту природу открыть. Поставить их не в ситуацию «как сыграть», а в такую, где играть не требуется. Чтобы зритель видел уникальных девочку и мальчика, а не артистов.
- При этом и Марта, и Арслан — дети, к счастью, не видевшие войну. Как им объяснить, что это, как помочь почувствовать страх, радость спасения? - Мы подставляем что–то другое, что доступно. Например, недавно у Арслана был день рождения, ему подарили его мечту — игру футбольную. Так вот на этом мы сделали несколько эпизодов. Я говорил: помнишь, как папа тебе сделал этот подарок, какая у тебя была реакция? Сделай то же самое с этим текстом. И он делал очень талантливо.
- У вас была задача показать и красоту этих мест? Ведь мало кто из зрителей бывал здесь — а тут увидят на широком экране. - Мы не клуб кинопутешественников. Я считаю, что мир спасет не красота, мир спасет любовь. Мы не про пейзажи, а про то, что внутри наших героев. Про детей, в которых нет ничего наносного, которые чисты и прозрачны. Мы все вышли из детства. Все, что происходило с нами: страхи, любови, страсти, — выносим во взрослую жизнь. Через детей виден мир. Не важно, где ты живешь, в Башкирии, Казахстане или Москве, — мир для человека един.
Альфия РАИМОВА |