|
РУБРИКА "МУЖСКОЙ КЛУБ"Автопарк в 500 машин
Коллекция Павла Евтюгина насчитывает более 500 моделей. На полке за стеклянными перегородками собрана вся история отечественного автомобилестроения. Всматриваясь в миниатюрные копии, поражаешься, с какой точностью повторяется внешний вид реального автомобиля, и начинаешь понимать, почему некоторые вполне взрослые дяди продолжают играть в игрушки, коллекционируя миниатюрные модели техники (некоторые стоят больших денег). Павел редко достает с полок свои поделки. Исключение сделал лишь для нас. Расставляя экспонаты на столе, мастер припоминал этапы своего автостроительного становления: - В детстве мне подарили модельку "Москвича 434" - это был единственный советский автофургон 70-х, предтеча "пирожка". Потом появились "Волга" и "Чайка", а мама привозила из Москвы "иномарки" производства завода "Прогресс". Но не все машинки удавалось купить, и для того чтобы расширить свой автопарк, я начал собирать автоминиатюры сам. Поначалу использовал картон, пытался работать с жестью. Вообще мне доводилось работать с разными материалами,- продолжает рассказ Павел.- Скажем, я делал автомобили из дерева. А оно, как известно, требует аккуратности и терпения. Чуть что не так - обломил или срезал - переделывай заново. Потому что место склейки все равно останется заметным. А пластмасса - более податливый материал, и допущенную ошибку легко исправить - приклеить, припаять отрезанный кусок. - А насколько подходит для этой цели металл? - Из металла я не делаю моделей. Он, если можно так сказать, холодный, с ним не так приятно работать. - Павел, вы собираете большей частью ретро-мобили, а современные модели не впечатляют? - В современных автомобилях меня интересуют в основном технические данные. А внешне в большинстве своем они однотипны. И к тому же подвержены моде. Допустим, в течение последних трех лет из моды не выходило сглаживание острых линий. Теперь же мода вернулась к угловатостям, и все сразу стали делать одно и то же. Это уже неинтересно. Хотя если взглянуть на старинные автомобили, то также можно выявить общие черты: удлиненные носы, крылья, колеса со спицами. Но все же им был присущ собственный стиль. Мастерская по сборке автоминиатюр располагается на лоджии. Это полка с малюсенькими баночками, пинцетами, зажимами, явно медицинского происхождения и загадочными коробочками. Иногда любимое хобби удается совместить с основной работой - Павел работает охранником и в редкие минуты отдыха увлеченно раскраивает полистирольные плашки. А дома добраться до заветного рабочего стола удается поздно вечером, когда дети уложены спать. В свете настольной лампы под большой лупой из пластмассовых заготовок собирается очередной миниатюрный шедевр. От более простых моделей постепенно стал переходить на сложную технику, в первую очередь на пожарные автомобили. И, конечно, потребовались новые знания и навыки. Прежде чем приступить к постройке модели, Сергей тщательно изучает прототип, знакомится с его устройством и даже делает небольшие наброски будущей модели в масштабе. Так получилось и с пожарной машиной АХ-6(130В1)-102В. Разработка нового образца не всегда проходит так гладко, как может показаться, промахи, конечно, есть. Недостаточный объем информации и документации на некоторые машины, особенно старые, заставляет додумывать некоторые элементы кузова и другие детали автомобилей по своему представлению. Иногда приходится идти на упрощения, находить компромисс между прочностью и копийностью. - Работая инкассатором, немало колесил по стране и отовсюду привозил машинки. Даже в свадебном путешествии покупал только их, ну и про жену не забывал. Лена поначалу ворчала, дескать, ерундой занимаешься, но когда я продал несколько своих моделей за неплохие деньги - смирилась с моим хобби, - улыбается коллекционер. Первые свои модели Павел подарил друзьям, уходя на службу в армию. И несколько машинок спустя много лет вернулись на свое место на полке. Говоря о ближайших планах, Павел признался, что давно хотел собрать городской трехдверный Икарус-260 и Икарус-280 и ломает голову над материалом для эластичной "гармошки" автобуса. Немалое место в коллекции отведено отечественной технике. Есть среди экспонатов и бронетехника. Начав в 2000 году собирать танки, Павел обзавелся неплохой коллекцией современного вооружения, в которой имеются единственные в Уфе ИС-3 и СМК-9. В последнее время Павел делает модели и на обмен с коллегами. За месяц из ворот его минизаводика выезжает до пяти автомобилей. Как у него все это получается - уму непостижимо. Сам Павел утверждает, что делается все это очень просто. Для этого необходимо: 1. Приобрести достаточное количество полистирола. Только выбрать надо такой, который при высыхании не желтеет. 2. В нужном масштабе изготовить чертежи. 3. Фару, цилиндр, заднюю часть глушителя, элементы амортизаторов, обода колес выточить на токарном станке. 4. На остальные детали необходимо предварительно сделать шаблоны. 5. Заранее подготавливаются калиброванные дощечки нужной Вам толщины, ширины и длины. 6. По шаблонам рисуются контуры деталей, по которым выпиливаются заготовки. 7. Заготовки обрабатываются сначала маленьким резаком, потом грубой, средней и мелкой шкуркой. 8.Предпоследняя операция - подгонка и склейка. 9. В завершение модель раскрашивают аэрографом или малярным пистолетом.
Ильдус ГИМАЕВ |
|
|