РУБРИКА "ТЕМА НОМЕРА"По Бекет овской к Мустаю
Дом Сахарова Двухэтажное кирпичное здание, построенное, вероятнее всего, в 1860-е - начале 1870-х, до сих пор стоит на углу Успенской (Коммунистической) и Бекетовской, до сих пор здесь живут люди - занимают верхний этаж, плещут в окна запахом жареного картофеля и строят свое семейное счастье. Эта усадьба принадлежала Сергею Львовичу Сахарову, бывшему ярославскому купцу. С тех времен в парадном подъезде, выходящем на Успенскую, сохранилась чугунная лестница из узорных плит, остались несколько деревянных дверей. А еще - традиция в первом этаже размещать магазины. В истории Уфимской губернии Сергей Львович оставил яркий след. Он стал одним из основателей системы почтово-ямской связи в губернии, строителем здания уфимского почтамта и телеграфа, что находится на нынешней Чернышевского. В 1891-93 гг. на одно трёхлетие Сахаров избирался Городским головой Уфы. Но чина до конца жизни он так и не имел. Как и многие российские купцы, Сахаров покровительствовал православным и старообрядческим храмам, учебным заведениям, приютам, богадельням. Долгие годы - с марта 1887 года и до момента своей кончины - Сахаров являлся почётным попечителем и благотворителем Первой уфимской правительственной мужской гимназии. Сергей Львович снабжал гимназию необходимым учебным и техническим оборудованием, обустраивал домовую гимназическую Софийскую церковь и поддерживал учеников из малообеспеченных семей. В конце XIX века во втором этаже здания разместилась гостиница "Россия". В 1925 г. по улице Егора Сазонова (Большая Успенская, впоследствии Коммунистическая) всё так же размещалась гостиница "Россия", уже носившая народное название "номера горхоза". Гостиница была здесь, вероятно, до 1930-х годов, - до тех пор, пока была необходима городу. Но в коридорах и бывших гостиничных номерах, уже ставших квартирами, долгое время оставались удивительно мягкие ковры, ворс которых достигал 10 см (шаги в них "тухли"). К концу 30-х никакой гостиницы уже не было. Около 1916-17 годов наследниками Сахарова дом был продан купцу Садретдину Назирову (в истории Уфы Назиров известен прежде всего тем, что с самого основания медресе "Галия" жертвовал на его строительство и содержание десятки тысяч рублей). С 19 марта (1 апреля по новому стилю) 1917-го в одной из комнат здания разместилась редакция большевистской газеты "Вперёд", органа уфимской объединённой социал-демократической организации. Впрочем, Назирову пособничество большевикам не помогло: в период с 1919 по 1923 гг. дома усадьбы по Бекетовской были муниципализированы советской властью. В помещениях первого этажа, выходивших на Успенскую (тогда улицу Сазонова, а с 1937 г. - Сталина) в 1930-х гг. была пивная "Ахиллес" и продовольственные магазины. Здесь также размещались магазин военторга и овощной магазин, а позже - кафе-мороженое.
Четвертая соборная Совсем рядом, по одной линии с домом Сахарова, стоит выдающийся памятник истории и архитектуры - единственная в Уфе и губернии кирпичная двухминаретная мечеть. Она была построена четвертой в Уфе по счету на средства купца Абдуллатифа Абдулхакимовича Хакимова, члена Уфимского губернского управления Российского общества Красного Креста и члена Попечительства общества о бедных магометанах. В 70-е годы XIX века усадебные места в квартале № 35 принадлежали Варваре Галочкиной (южное) и Константину Иванову (северное). В 1904 г. усадебное место № 9 принадлежало купцу Абдуллатифу Хакимову, а № 11 - мещанину Константину Иванову. В 1908 г. Хакимову принадлежали уже два усадебных места - девятое и одиннадцатое. Через несколько лет выкупленные владения по Бекетовской он подарил Оренбургскому магометанскому духовному Собранию, за что Хакимову было присвоено звание Потомственного почётного гражданина Уфы. Мечеть на Бекетовской наряду с официальным наименованием "Четвёртая соборная" в народе звалась в память о храмоздателе - Хакимовская, по номеру ее никто особо не именовал. Приход Хакимовской - мусульмане, жившие в городском центре, остальные мечети обслуживали окраины. Проект был утверждён в сентябре 1906 года. В 1908 году стройка завершилась. Первым хатыбом Четвертой соборной мечети стал Мухаметгадый Фахретдинов. Во дворе западнее здания открыли магометанскую школу. В годы красного лихолетья, в 1930 году, постановлением БашЦИКа Хакимовская мечеть была закрыта, в сентябре того же года в ней размещены "курсы тысячников" Башнаркомата труда. В 1934 году здание было передано фабрике им. 8 Марта под клуб. Минареты были снесены. В конце 40-х здесь размещался военный комендант Уфы, тут же была и каталажка, в которую, как говорят, попадали самые отъявленные хулиганы района. В начале 90-х здание, к счастью, снова вернулось к верующим и готовится к реставрации. Сейчас между ним и усадьбой Сахарова действует медресе имени Марьям Султановой. А в подражание старинной Хакимовской мечети в 1990-е годы была выстроена вторая мечеть о двух минаретах - "Ляля-Тюльпан".
Особняк Емельянова Дочери генерала Емельянова, жившего в селе Алкино, - Ольге - была уготована тяжкая участь - революционерку, участницу первой русской революции, унаследовавшую от отца боевой дух, убили в Сибири. Безутешный отец привез тело дочери в Уфу и похоронил на Ивановском кладбище. Но, видно, жить там, где росла погибшая Ольга, было нестерпимо, и генерал стал проводить большую часть жизни в Петербурге. А в северной столице архитектура жила бурной жизнью: Академия художеств, Институт гражданских инженеров, архитектурные общества, конкурсы, съезды зодчих, иллюстрированные журналы "Зодчий", "Строитель", "Архитектурно-художественный еженедельник", "Старые годы", "Мир искусства" и многие другие. Просматривая очередной номер одного из журналов или познакомившись с самим Вильямом Валькотом из Петербургского общества архитекторов, генерал замыслил построить в Уфе особняк. Он стоит и поныне на улице Мустая Карима между Кирова и Достоевского. "За оградой на высоком цоколе, мощными пилонами ворот с арочными пролетами калиток слышится плавное биение жизни. Всё имеет здесь свое логическое завершение, от дома веет покоем и уютом. Варьируя пропорции и формы, зодчий добился определенного эффекта. В архитектуре фасада щедро вводятся стилизованно-растительные орнаменты, фигурные навершия, прелестный фриз, висящий из-под карниза, словно богатые поднизи из бус на лбу русской красавицы, полуциркульная ниша оконного проема мезонина, обрамленная цветочной гирляндой - за парадной дверью в глубокой нише, кажется, открывается таинственный мир" - так описывает дом генерала Нинель Курбатова. Позднее арендаторами здания были железнодорожная поликлиника, дом ребёнка, во время Великой Отечественной войны здесь жили дети из Смоленска, потом располагались детская консультация, туберкулезный санаторий и, наконец, детский ревматологический санаторий.
Вспоможёнка Удивительный памятник деревянного зодчества был возведён на улице Бекетовской, 40 Обществом взаимного вспоможения частному и служебному труду более ста лет назад. Здание до сих пор более известно по емкому прозвищу "Вспоможёнка". Столь уникального здания на Урале больше не было. Архитектурный декор фасадов был выполнен в стиле готизированного модерна и дополнялся ажурной резьбой. А необычно большой для начала XX века зрительный зал Вспоможёнки был единственным двухсветным в Уфе того времени. Во Вспоможёнке разместились правление общества, библиотека, клуб, комнаты для занятий кружковцев, воскресная школа и народный университет. Сюда приезжали гастролирующие артисты, здесь ставились самодеятельные спектакли по пьесам Горького, Гоголя, Островского. Говорят, в ноябре 1916 года здесь по приглашению уфимских рабочих выступал со стихами поэт Константин Бальмонт, бывший проездом в Уфе. Вместе с общей либерально-просветительской направленностью Вспоможёнка славилась своей некоторой "политической неблагонадёжностью". Она как-то сразу стала местом притяжения той части уфимской интеллигенции, что была близка по своим взглядам к революционным партиям, здесь собирались рабочие и служащие Самаро-Златоустовской железной дороги. Вспоможёнку использовали противники существовавшей власти, эсеры и эсдеки в подпольной работе, для проведения встреч, хранения нелегальной литературы. Недаром секретарём правления общества был известный революционер Брюханов. Здесь бывали А.Д. Цюрупа, А.А. Юрьев, А.И. Свидерский. Уфимские купцы, финансировавшие деятельность Общества вспоможения, сквозь пальцы или равнодушно смотрели на революционные увлечения части уфимских рабочих и служащих. Именно отсюда, от Вспоможёнки, с момента февральской революции 1917 г. развернулась легальная работа социал-демократов. Итогом их деятельности стало образование 5 марта 1917 года первого временного Уфимского Совета рабочих и солдатских депутатов и его исполкома. Здесь проводились собрания рабочих и солдат местного гарнизона, а 27 мая 17-го в здании прошёл I-й общегубернский съезд Совета. В советское время здание Вспоможёнки официально именовалось "Домом учителя". Здесь размещалась учительская библиотека, областной дом работников просвещения, научная библиотека при Рескоме профсоюзов. И именно отсюда, кстати, уходил на фронт молодой поэт Мустай Карим.
Дом тетушки Адии Этого домика - деревянного, на первый взгляд ничем не примечательного - уже лет тридцать не существует. Он стоял на пересечении Социалистической и Достоевского, сейчас там вырос многоэтажный дом с магазином. А в домике тетушки Адии всего-то и было два этажа, и размещались там несколько квартир. В одной из них стал жить переехавший в Уфу поэт Мустай Карим. Он квартировал у тети Адии и не знал, что домик для него - судьбоносный. В 38-м году друг Мустая Карима, тоже поэт, сказал ему: - В Шарипово такая красивая девушка учительствует! Поедем - познакомишься! Приехали в Шарипово (Кушнаренковский район), а красавицы уж и след простыл - сказали молодым людям: уехала девушка в город к тете. Друзья вернулись в Уфу, отправился домой Мустай Карим, потянул за колокольчик, чтобы ему открыли, а из-за двери вдруг показалась прелестная девичья головка. Это была Рауза, красавица из Шарипово. - Папа искал маму совсем в другом месте, но судьба их все равно свела, - говорит Альфия Мустаевна, дочь поэта. - Улица Социалистическая стала самой дорогой, всё на этой улице было исхожено. С Социалистической папа уходил на фронт, вернулся с войны сюда же, на этот угол. И тетушка Адия никогда не покидала родителей, всегда была с ними. Наша семья уже переехала, а тетя - мы с братом звали ее бабушкой - все равно не оставляла нас. Вела наше хозяйство, порой рано утром уже спешила к нам, а уходила домой только вечером. Тетушку Адию, можно сказать, знал весь Советский Союз. Друзья Мустафы Сафича - Симонов, Твардовский, Гамзатов - всегда справлялись о ее здоровье, тетушка принимала их в гостеприимном доме Каримовых. Только она могла испечь такой вкусный чак-чак да еще и отправить его Гамзатову - в честь какого-нибудь праздника. Она была для них ангелом-хранителем, улица была - улицей любви, добра, преданности. Такой для семьи Мустая Карима она и осталась. Именно Социалистической просили дети поэта дать имя их легендарного отца. Город их услышал. (Использованы статьи Павла Егорова и Нинель Курбатовой). Фото из архива А.ЧЕЧУХИ
Оксана КУЗЬМИНА |