ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №6 (211)
     Июнь 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

ОФИЦИАЛЬНО

НА КОНТРОЛЕ У МЭРА

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

НАШ НА ВСЕ 100

100-летие Республики

Золотой курай

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

IT-ЭКСПЕРТ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Наши герои

Музеи уфы

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ








РУБРИКА "НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО"

Генеральная линия


В последний раз Генеральный план развития Уфы корректировался в 2006 году. С учетом современных тенденций столица республики остро нуждается в новом градостроительном документе на период до 2040 года, конкурс на разработку которого выиграл Институт Генплана Москвы. Перед московскими разработчиками поставлены базовые задачи, которые будут решаться на основе анализа социально-экономического, инфраструктурного и геологического состояния города. Вместе с тем уже сейчас можно выделить ряд ключевых аспектов, решение которых во многом будет составлять основу Генплана Уфы на предстоящий 20-летний период.

В начале мая состоялось рабочее совещание с участием начальника Главного управления архитектуры и градостроительства администрации Уфы Олега Байдина, директора Института Генплана Москвы Татьяны Гук и сотрудников этой проектной организации. Как сообщает сайт института, стороны обсудили будущий градостроительный документ и аспекты взаимодействия между Институтом Генплана и уфимской Главархитектурой. 
Олег Байдин рассказал об основных направлениях градостроительной политики и тех задачах, которые сейчас стоят перед столицей Башкортостана.
«Уфа – город-труженик. Негативные тенденции по демонтажу производственного блока, которые были заложены в 90-е годы, необходимо преодолевать – это первое направление нашей градостроительной политики.
Второе важное направление – то, что сегодня принято называть человеческим капиталом. Город должен быть привлекательным как для внешних трудовых ресурсов, так и для тех, кто здесь родился и вырос. Демография – управляемый процесс, мы планируем формализовать в виде планировочного документа мероприятия, которые должны обеспечить рост численности населения. Мы стремимся создать такие условия, в которых житель сможет в рамках города реализовать весь комплекс своих социальных задач и амбиций.
Третье направление – создание комфортной городской среды. И речь здесь идёт не о том, что сегодня получило ироничное название «лавочки-скамеечки», а о создании новых рекреационных зон, парков, мест отдыха и благоустроенных набережных. Стоит задача восстановления иерархии рекреаций: ежегодная, ежемесячная, еженедельная, ежедневная. И, наконец, последнее направление – реализация федеральных градостроительных программ и рекомендаций с принятием соответствующих им нормативно-правовых актов, которые будут учитывать специфику нашего города. На реализацию перечисленных мною направлений и будет нацелена разработка Генерального плана», – сообщил Олег Байдин. 

Взвешенный подход 
На фоне общих концептуальных задач разработчикам Генплана придется решать целый ряд более узких вопросов, которые в комплексе будут определять архитектурный и инфраструктурный план развития города. Одна из важнейших задач – определение перспективных районов жилой и деловой застройки. Здесь Уфа имеет особенности, выделяющие ее на фоне других городов. В конце 1930-х годов в десятках километров от границ тогдашней столицы Башкирии появился производственный комплекс из нефтеперерабатывающего и моторостроительного заводов, который стал интенсивно расти в послевоенные годы. Для обеспечения рабочих жильем возник город Черниковск, в 1956 году ставший частью Уфы, резко увеличившейся в размерах. Такая география привела к тому, что на протяжении десятилетий главные усилия строительного комплекса были направлены на освоение территорий между Черниковкой и старой Уфой, к которым затем добавились новые спальные микрорайоны Сипайлово и Инорс. В результате сегодня в историческом центре Уфы сохранились большие районы частного сектора с тысячами домов, где люди часто живут в ветхих постройках без воды и канализации. На их месте можно возвести несколько миллионов квадратных метров нового жилья, над чем в последнее время все более активно работают компании-застройщики. И здесь город вскоре может столкнуться с серьезной проблемой. Дело в том, что на каждую тысячу жителей в новостройках приходится не менее 300 автомобилей. Дороги в историческом центре и так перегружены транспортом, практически не имея резервов для расширения, а появление десятков тысяч новых машин может привести к еще более масштабным пробкам. В центральных районах также сосредоточена большая часть уфимских вузов, множество организаций, офисов, ведомств и министерств, что еще больше осложняет и без того непростую дорожную обстановку. Поскольку современное общество не готово отказаться от личных автомобилей и массово пересесть на общественный транспорт, проблему придется решать путем грамотного градостроительного анализа. В некоторых районах исторической части Уфы возможно введение ограничений на этажность возводимых домов, часть территорий расселенных кварталов лучше использовать для целей рекреации и строительства социально-культурных объектов. Нелишним будет учесть и европейский опыт, где все больше крупных мегаполисов работает над выносом из центра различных госучреждений, что серьезно снижает автомобильный трафик, позволяя использовать пространство для жизни и отдыха горожан. Такую практику в перспективе можно применять и в Уфе. 

Магистральный фактор 
В горизонте планирования до 2040 года большая часть новой застройки выйдет за пределы Уфимского полуострова. Судя по всему, основной вектор развития города в ближайшие двадцать лет будет направлен в сторону расширения Затона, Демы, застройки Забелья и освоения территорий, лежащих между этими микрорайонами. Зауфимье в основном будет застраиваться малоэтажным жильем. Это диктуют особенности геологии, наличие транспортной и инженерной инфраструктуры. К примеру, Зауфимье имеет весьма обширные затапливаемые территории, а в Затоне и Забелье есть большой резерв мощностей по тепло- и электроснабжению от новой ТЭЦ-5. 
Но эти планы могут быть реализованы только при условии создания адекватных транспортных путей, прежде всего, новых мостов через реки Белую и Уфу. Наиболее сложным остается выезд в сторону аэропорта, которым пользуются не только жители все более многочисленных коттеджных поселков, но и активно застраиваемой Демы. В результате в сутки здесь проезжает более 250 тысяч автомобилей, что сравнимо с нагрузкой на МКАД. На первом этапе справиться с ростом автомобильного трафика поможет строительство третьего моста-вставки между двумя существующими и расширение подъездной дороги до развязки с федеральной трассой М-5. 
Следующим важным шагом может стать строительство нового автомобильного моста через Белую рядом с железнодорожным. Такой объект позволит создать альтернативный выезд не только в Дему, но и на трассу 
М-5, тем самым значительно разгрузив аэропортовское направление. 
Третий новый мост необходим в районе начала Черниковки в створе улицы Интернациональной. Мостовой переход позволит работающим в северной части города жителям Затона и Забелья добираться на работу по кратчайшему пути, не загружая проспект Октября и другие центральные улицы. 
Вышеназванные мосты наиболее важны для развития столицы республики и с большой долей вероятности войдут в новый Генплан-2040. Конечно, в перспективе городу нужны переезды через реки и в других местах, к примеру, связывающие Затон и Нижегородку, Сипайлово и Инорс, но их востребованность пока не столь остра, и перспективы этих объектов должны оценивать специалисты. 
Зато не вызывает сомнения необходимость строительства новых продольных транспортных магистралей в дополнение к проспектам Салавата Юлаева и Октября. В редакции Генплана 2006 года есть Восточный и Западный обходы Уфы. Первый должен пройти по району Зауфимья, а второй, – параллельно линии железной дороги у склона Уфимского полуострова. С учетом современных реалий Западный обход лучше строить не вдоль железнодорожных путей, где проект столкнется с плохими грунтами сложным рельефом, а на другом берегу реки Белой. Если в городе появится бессветофорная магистраль по типу проспекта Салавата Юлаева, соединяющая Дему и выезд с перспективного моста в створе улицы Интернациональной, жители Демы, Затона, Забелья, а также автомашины, въезжающие в Уфу со стороны федеральной трассы М-5, смогут добираться до Северной промзоны, Инорса, Сипайлово и Черниковки, не попадая в центр города. Это резко улучшит общую дорожную обстановку – разгрузит въезд со стороны аэропорта, улицы Ленина, Цюрупы, проспект Октября и сделает развитие Уфы в целом более сбалансированным с точки зрения организации транспортных потоков. 

Спорные рельсы 
Обязательный пункт любого Генплана – развитие общественного транспорта. В 1980-х, вскоре после того, как Уфа стала городом-миллионником, было принято решение о строительстве метро, проектирование которого началось в первой половине 1990-х. Согласно Генплану на 1995-2015 годы, полностью подземная первая линия метро мелкого заложения должна была иметь длину 15 километров и состоять из 11 станций. Она проектировалась вдоль оси города, по большей части - под проспектом Октября, из исторического центра в район Черниковки и Северной промзоны. Но строительство уфимского метрополитена так и не началось, а в 2011 году от него официально отказались из-за сложных грунтов, большой стоимости работ и неочевидного решения транспортной проблемы. В качестве альтернатив предлагались проекты городской электрички с использованием проходящей через Уфу системы железнодорожных путей и скоростной трамвай. 
Последний стал не менее спорным проектом, чем метрополитен. Изначально первую линию скоростного трамвая от района Госцирка до ГДК планировалось проложить в лесном массиве вдоль улицы Блюхера, но эта идея вызвала активный протест жителей расположенных рядом жилых домов, а затем была признана бесперспективной. Также для соединения разорванных в 2008 году систем трамвайного сообщения южной и северной части Уфы предлагались варианты прокладки рельсов на проспекте Октября и на улицах Комсомольской и Российской. Но и эти идеи вызывают неоднозначную оценку экспертов и жителей города. Возвращение рельсов на проспект резко снизит его пропускную способность для автомобилей, которыми сегодня пользуется более половины уфимцев. При отсутствии альтернативных путей это приведет к резкому росту пробок на главной городской магистрали, где в часы пик будет стоять как личный, так и общественный транспорт. Вариант с рельсами по Российской и Комсомольской, которые предлагается укладывать по краю существующих проезжих частей, сомнителен с точки зрения сложившихся пассажирских потоков, ориентированных на проспект Октября, и может привести к активным протестам жителей близлежащих домов, что уже было на улице Блюхера. 
Более перспективным может стать развитие уже действующего проекта городской электрички «Толпар», позволяющей всего за 42 минуты точно по расписанию добраться от Демы до Шакши. Проект будет набирать популярность при условии создания транспортно-пересадочных узлов, где с электрички можно пересесть на личный автомобиль или другой вид общественного транспорта. 
Как показывает мировой и российский опыт, ведущую роль в системе пассажирских перевозок городов-миллионников, даже при наличии метро, играет автобус. В Уфе он будет особенно эффективным при реализации комбинированной системы, когда на главных улицах города по специально выделенным полосам будут ходить автобусы большой вместимости, а доставку пассажиров из отдаленных районов возьмет на себя малый и средний транспорт. Для решения проблем с пересадкой вводятся специальные карты оплаты проезда и единый билет на весь общественный транспорт, действующий в определенный промежуток времени – такой опыт уже есть в целом ряде российских городов. Создание эффективной комбинированной системы автобусных перевозок – один из ключевых пунктов проводимой в Уфе транспортной реформы. Этот вариант наиболее предпочтителен по критерию стоимость-эффективность и с большой долей вероятности будет включен в новый Генплан. 

В ногу со временем 
Современную городскую среду отличает высокая динамичность развития, внедрение новых инженерных систем и передовых технологий. То, что еще несколько лет назад казалось вершиной прогресса, сегодня входит в число привычных вещей, а вскоре уже может стать устаревшим. Эти процессы естественным образом влияют и на Генплан, многие пункты которого в период до 2040 года могут потребовать коррекции и даже кардинальной переработки с учетом постоянно меняющихся условий. Новому градостроительному документу необходима система, позволяющая выполнять необходимую коррекцию. И она уже обретает реальные черты. 
«Генплан должен перестать быть документом архивного хранения и стать документом оперативного управления, - заявил Олег Байдин. - Мы уже разработали и приняли архитектуру системы уровня CIM (City Information Modeling), в рамках которой на основе уже развёрнутого в Уфе учётного блока вводится блок моделирования, позволяющий в режиме реального времени прорабатывать перспективные сценарии развития города и проверять их на соответствие текущим регламентам. А в случае необходимости - обоснованно корректировать как проектные решения, так и действующие регламенты. У нас будет живой, гибкий генеральный план, изменяемый по необходимости, но всегда остающийся согласованным с другими видами моделей территории.
Помимо блока моделирования разрабатывается и блок аналитический, «выходящий» на АРМ мэра, главы региона, руководителей профильных подразделений, чтобы коллеги могли в режиме реального времени, в формате дружественного интерфейса, имея аналитическую информацию, принимать обоснованные управленческие решения», – подчеркнул начальник Главархитектуры Уфы. 

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

53-е Летние Международные Детские Игры Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг