ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

На австрийской стороне
В  Вене состоялись Дни Республики Башкортостан в Австрии. Официальную делег...

Под знаком дружбы
Уфа приняла V Всемирный курултай башкир, участниками которого стали более 500 де...

Карьерный взлет
В республике стартовал кадровый проект «Лидеры Башкортостана». 
Он сос...

Поможет «Алга»
С  1 июля оплатить проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях можно единой т...

Избавит от «пробок»
В мэрии Уфы озвучили новые сроки открытия Тимашевского путепровода. 
С...

Обновленный вокзал
Врио главы РБ Радий Хабиров распорядился выделить Госкомтрансу из республикан...

Вздыхая по Дон Жуану
9 и 10 июля премьерой «Дон Жуана» в Театре оперы и балета закроется 81-й сезон. Авт...

За чашкой чая
Известный башкирский художник Расих Ахметвалиев стал гостем чайханы галереи «...

Buon giorno, Уфа



     №7 (212)
     Июль 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

ОФИЦИАЛЬНО

НА КОНТРОЛЕ У МЭРА

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

НАШ НА ВСЕ 100

100-летие Республики

Золотой курай

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

IT-ЭКСПЕРТ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Наши герои

Музеи уфы

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ








РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"

Как побеждают женщины


Ляйсан Сафаргулова пополнила список имен, благодаря которым Уфа становится все более узнаваемой в мире искусства. Победа на Международном фестивале молодых оперных режиссеров «Нано-Опера»  открыла ей путь на европейскую сцену: 26-летнюю представительницу России пригласили для постановки на Уэксфордский фестиваль в Ирландию.

- В прошлом году вы дебютировали в качестве режиссера-постановщика с одноактной монооперой Франсиса Пуленка «Человеческий голос», а теперь собираетесь покорять Европу. Режиссер-женщина - редкость даже  в драме,  а здесь - опера… Бытует мнение, что это чисто мужская профессия.
- Я так не думаю. В ГИТИСе на режиссуре довольно много девушек. Может быть,  поэтому их было так мало, что представительницы слабого пола просто не шли на эту специальность. Сегодня ситуация в корне изменилась. Известный режиссер Георгий Саакян прямо говорит, что вырисовывается новая тенденция: женщины побеждают, причем, помимо присутствия их в режиссуре, есть и другая тема - женская режиссура. Взять, например, члена жюри конкурса Кристину Шепельман - первого генерального директора Королевского оперного театра Маската -  первого в регионе Персидского залива, а ныне гендиректора барселонского Лисеу и оперного театра в Сиэтле. Приглашение женщины в этом качестве в восточную страну дорогого стоит - значит, высоко оценили ее профессионализм. Или художественный руководитель знаменитого фестиваля «Wexford Festival Opera» Розетта Куки, которая и пригласила меня для постановки.

- Конкурс, который проходит в «Геликон-опере», - единственный такого рода в мире. Из 169 участников отобрали только 13. Публика плохо представляет, как проходят «состязания»...
- Как заметил председатель жюри Дмитрий Бертман:  режиссерская работа - нано-частица, которую обычно зритель не видит, а здесь мы ее показываем. Перед началом конкурса мы получили список постановок и номеров, в основном из репертуара «Геликон-оперы». Всего, что я придумала заранее,  в нем не оказалось, а те, что были, оказались  не очень выигрышными с режиссерской точки зрения. Озвучить свою концепцию разрешалось за полчаса до эфира, причем актеры должны были только слушать и не двигаться. В первом туре мы ставили арию, во втором - дуэт, в третьем за 15 минут - массовую сцену. И все это в прямом эфире. Шла трансляция в Интернете. 

- Волновались, наверное?
- Поначалу все было довольно нервно, ведь в жюри маститые режиссеры, интенданты европейских театров. Волнение пропадало, когда начиналась работа. Певцы «Геликон-оперы»  настолько одарены  артистически, что делали даже больше, чем их просишь. Хор очень молодой, все прекрасно двигаются, балета в Геликоне нет (танцуют сами певцы), поэтому хореографической подготовке уделяется большое внимание. 

- С каким настроем ехали на конкурс? Доказать, показать, покорить…?
-  Пройти в число 13-ти - уже большая удача. Поэтому говорила себе: вылетишь - ничего не случится.  Победа стала для меня полной неожиданностью.  Самое приятное, что оценка профессионального и медиажюри совпали, что бывает крайне редко. От музыкальных критиков и журналистов во многом зависит продвижение твоего имени.  А когда ко всему добавился еще  и приз зрительских симпатий  (голосование проходило в Интернете) и спецприз на постановку в Ирландии - счастью не было предела. 

-  Опера для режиссера - не самый выигрышный вариант. Здесь все определяет музыка, правильное построение мизансцен. Многое ли зависит от постановщика?
- Наверное, специфика жанра  и заставляет работать воображение, придумывать что-то интересное.  В то же время музыка намного богаче твоей интерпретации. Например, «Евгений Онегин» - роман и опера совершенно несопоставимы. Читатель не найдет в тексте Пушкина подтверждения тому, что главный герой все годы помнил Татьяну. Между тем у Чайковского в последней сцене звучит тема письма, она преследовала его всю жизнь, и сейчас, спустя столько лет, он ее не забыл. Это есть в музыке. Для сравнения: текст либретто обычно умещается на пяти страницах, а партитура -  на 250-300. 

- От чего отталкивались, когда вам предложили на третьем туре сцену из «Золотого петушка» Римского-Корсакова? 
- Конечно, от музыки. В ней все органично, эпатировать не нужно: Додон - мягкий и податливый, Шемаханская царица - властная и жестокая. Поэтому сцена, когда она ведет его на поводке как собачку, вполне вписывается  в образный ряд. Надо было учитывать, что идет трансляция, это - шоу, и зрителю должно быть интересно. Вполне узнаваемая картина: престарелый олигарх и его молодая корыстная спутница. Кстати, в свое время Дмитрий Бертман своего «Золотого петушка» очень удачно перенес в современные реалии. 

- Вы работаете ассистентом режиссера с 2015 года, принимали участие в постановке таких опер,  как «Орлеанская дева», «Кармен», «Царская невеста», «Искатели жемчуга» и других. Не могу не спросить об одной из последних  - «Аттиле» Ильдара Абдразакова.  Как это,  когда за постановку берется певец, мировая знаменитость?
-  Наблюдать было очень интересно. Ильдар  работал со многими режиссерами, у него богатейший опыт.  Все мизансцены он выстраивал так, как удобно вокалистам, специально был приглашен итальянский коуч для оттачивания произношения. К тому же сам Ильдар Амирович знает все наизусть, и с ним очень легко. Прежде всего он  требователен к вокалистам. Не было ощущения, что приехал  мэтр, мировая звезда. Это его родной театр, где он начинал карьеру.  В силу огромной занятости,  конечно, не мог присутствовать на всех репетициях. Запомнился разговор в темном зале, когда Абдразаков, уставший, приехал с одного спекталя и должен был отправляться в Казань на фестиваль. «Жду сентября», - сказал он. «У вас будет отпуск?». Оказалось, что под отдыхом он понимает уже то, что пробудет во время постановки на одном месте. Вот такой жесткий график.

- Как работается с главным режиссером  Филиппом Разенковым? Он ведь тоже в свое время стал лауреатом «Нано-Оперы».
- Мы давно знакомы и по возрасту не так далеки, он открыт для предложений и прислушивается, если ему это кажется интересным. Моя же задача как ассистента - не отклоняться от первоначального замысла, видеть картину в целом. Чтобы не было так: режиссер сделал свое дело, а спектакль после него живет уже другой жизнью. Пока мне нравится, чем я занимаюсь. Впереди еще три курса ГИТИСа. 

- Сегодня прослеживается такая тенденция: молодежь уезжает из Уфы покорять другие страны и континенты…
-  У меня желания жить за границей  нет. Путешествовать - да, ставить спектакли  - тоже. Наш Театр оперы и балета все чаще входит в Топ значимых  в стране. Стоит только назвать премьеру оперы «Аттила», выступление в партии Кармен нашей землячки из Ковент-Гардена Айгуль Ахметшиной и ее первый концерт на родной сцене, завоевавшего «Золотую маску» главного режиссера Филиппа Разенкова.  В свое время Пермский театр поднялся благодаря дирижеру Теодору Курентзису. У нас есть все предпосылки, чтобы Уфа стала местом паломничества любителей и знатоков оперного искусства.  

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

53-е Летние Международные Детские Игры Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг