|
|
|
|
|
|
РУБРИКА "МУЖСКОЙ КЛУБ"Что у вас за плечами?
Такое увлечение для товарища даром не прошло - он знает о рюкзаках все. - Когда появился первый рюкзак - точно никто не знает, - вдохновенно начал рассказ Эдик. - Уникальная находка была сделана 19 сентября 1992 года в Альпах к югу от Инсбрука. Антропологам удалось обнаружить прекрасно сохранившееся тело доисторического альпиниста. На спине он носил кожаный рюкзак на U-образной раме из двух вертикальных брусков орешника, для жесткости соединенных снизу двумя горизонтальными досками из лиственницы. Именно в рюкзаке находилась наибольшая часть его пожиток, по которым находку датировали примерно 2700-м годом до нашей эры. Таким образом, самому древнему найденному рюкзаку почти 5000 лет. С рюкзаком за плечами странствовал Иисус Христос, рюкзаки входили в военную форму легионеров, рыцари-тамплиеры на пеших маршах носили вещи на деревянном каркасе с лямками - прообразе станкового рюкзака. Индейцы Северной Америки прикрепляли к кленовой доске лямки и налобный ремень и носили на этой конструкции добычу после охоты. В более поздние времена рюкзаки использовались практически всеми армиями мира, и именно военные придумали большинство современных типов рюкзаков. На смену коже и деревянным каркасам пришли парусина и сталь, а впоследствии капрон и алюминий. Первые альпинисты пользовались военными заплечными мешками. В СССР промышленность начала изготавливать серийные рюкзаки для туризма в начале 30-х годов прошлого века. С разными незначительными изменениями такие бесформенные мешки дожили до наших дней, постепенно перейдя из разряда альпинистских в категорию "для дачи". Затем появился знаменитый "абалаковский" рюкзак, названный в честь своего создателя - известного советского альпиниста, первовосходителя на пик Коммунизма. Абалаковский рюкзак не был чем-то уникальным, он заимствовал передовой европейский опыт в разработке снаряжения - в предвоенные годы на Кавказ часто приезжали немецкие и австрийские восходители, так что у наших альпинистов была возможность изучить их опыт. Следующая легендарная модель носила имя Ярова, это был уже вполне современный рюкзак с боковой шнуровкой и грамотной системой лямок, но пока еще без поясного ремня. "Яровские" рюкзаки массово шили к Олимпиаде-80, на клапане их был изображен олимпийский медведь и пять колец; у туристов-диссидентов было принято отпарывать этот клапан и перешивать его наизнанку - это называлось "отправить медведя в ссылку". Как видишь, дизайну всегда уделяли большое внимание. Выбор рюкзака - дело тонкое, сложное и ответственное, ведь он должен стать твоим лучшим другом. Прежде всего надо определиться с объёмом будущего рюкзака. Первая ошибка - слишком маленький рюкзак. Вторая - слишком большой. Он, как известно, провоцирует напихать в него побольше. Третья ошибка - попытка обзавестись вещмешком, подходящим для всего. Один мой знакомый все хотел купить рюкзак, с которым можно постоянно ходить по городу, а при случае и байдарку унести. Этакая "мечта оккупанта". Итак, всё многообразие моделей рюкзаков сводится к трём основным типам: 1. Станковые. У них есть жёсткая металлическая или пластиковая рама, к которой крепится подвеска и мешок для груза. Но сейчас эти модели сняты с производства. 2. Мягкие. В них подвеска полностью пришита к мешку. Такой рюкзак еще называют "анатомическим", хотя чаще всего при этом имеется в виду обычный рюкзак с грузовым поясом, профилированными лямками и развитыми спинными подвесками. 3. Каркасные. Такой вещмешок - это, по сути, мягкий рюкзак, в спинку которого вставляются пластиковые или металлические детали, обеспечивающие вертикальную и поперечную жёсткость всей конструкции. Рюкзаки объемом свыше 80 литров, предназначенные для длительных путешествий и самого жесткого использования, называются экспедиционными. Практически все, что было сказано о конструкции рюкзака, имеет свое воплощение в экспедиционных моделях. К экспедиционным относятся почти все станковые рюкзаки. Уменьшенная и облегченная копия экспедиционного рюкзака - штурмовой рюкзак. С ним необязательно штурмовать заснеженные вершины - под эту категорию подпадают и рюкзаки для двух-трехдневных выездов за город. Спортивный стиль в моде и среди урбанистов, потому столь популярны городские рюкзаки для повседневного использования. Объем городского рюкзака колеблется в пределах от 10 до 30 литров. Что касается конструкции и внешнего вида, то тут есть где разгуляться дизайнерам! Впрочем, чаще всего все-таки на первый план выходит функциональность. Габариты городского рюкзака в первую очередь определяются размерами стандартного машинописного листа формата А4. В моем рюкзаке умещается папка для бумаг, ноутбук и бутылка чего-нибудь. Есть рюкзаки специально изготовленные для соревнований, в которых важен минимальный вес снаряжения. Ряд фирм производит специальные модели, рассчитанные на приключенческие гонки, соревнования по ski-альпинизму и тому подобные испытания. Такие рюкзаки часто делают из прочной капроновой сетки, а вдоль спины располагают "кэмэлбэг" - емкость-термос для жидкости с эластичной трубкой, выведенной наружу, чтобы можно было пить на ходу. Для экстремальных спусков с горных вершин, фрирайда, внетрассового катания шьют специальные рюкзаки. Основное отличие от соревновательных - крепление для переноски лыж или сноуборда. Требования понятны - крепление должно быть простым и надежным, при ходьбе лыжи и доска не должны доставлять никаких неудобств. В продвинутых моделях встречается налобный ремень, позволяющий при спуске более тонко чувствовать центр тяжести рюкзака. А для велотуристов придумали велорюкзаки двух видов - заплечные для коротких поездок и малых грузов и "рюкзаки-штаны" для перевозки на багажнике велосипеда. Заплечные велорюкзаки имеют улучшенную вентиляцию спины и снабжены светоотражающей лентой для езды в темное время суток. Но возить на спине больше нескольких килограмм неудобно, поэтому для велосипедных походов применяют специальные рюкзаки, которые крепятся на багажник. Они имеют форму штанов, их так и называют - "велоштаны". Они вмещают больше вещей и применяются для более длительных поездок, а также позволяют более эффективно подобрать нужный объем для конкретной поездки, - завершил повествование Эдуард и протянул мне свое последнее приобретение - "новотуровский" "Абакан-120".
Ильдус ГИМАЕВ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|