ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Долой сиротство
Вопросы, касающиеся жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечени...

Вместе - за Россию
В конце февраля Уфа примет очередной этап Всероссийского общественно-культурног...

Наш Великий и Могучий
Старт Года русского языка, объявленного Президентом России Владимиром Путиным, б...

Госсовет дал ответ
В Казани под председательством Президента России Владимира Путина прошел Презид...

Новая традиция
Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов подписал Указ о проведении в Б...

Премия молодым
Государственный комитет РБ по молодежной политике начал прием работ на соискание...

И корабль плывёт
В республике продолжается акция "Молодежь Башкортостана - воинам-землякам", в ходе...

День добра
25 января, с завершением зимней сессии, студенты всей страны отметили свой праздни...

Важная дата
В связи с приближающимся юбилеем народного писателя Башкортостана, лауреата Госу...

Даешь ярмарки!
В Уфе появились постоянно действующие сельскохозяйственные ярмарки выходного дн...

"Зелёная неделя"
В Берлине, в выставочном комплексе "Мессе Берлин", завершила свою работу междунаро...

Погода - не помеха
Несмотря на сложные погодные условия, которые подарила нам нынешняя зима, уфимски...

Шайбу! Шайбу!

24 января на Ледовой арене Дворца спорта стартовал турнир юных хоккеистов клуба "...

Пишите, не спешите
Повышение качества работы почтовой службы, увеличение рентабельности ее подразд...

По следам… лыж
Уникальный музей лыж и истории лыжного спорта республики в Уфимском автотранспор...

Памяти Бабича
В селе Зилаир прошла церемония перезахоронения останков Шайхзады Бабича. Решение...

Селин разберется
На премьеру фильма "Тайна Аркаима" режиссера Булата Юсупова в Уфу приехал актер Се...

Рай от "Мухи" для лягухи
На студии "Муха" будет снят мультипликационный фильм. Новый проект под названием "...

A propos
195 лет назад, в 1812 году, в Уфе была учреждена ежегодная ярмарка, проводившаяся в кон...




     №2 (63)
     февраля 2007 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "450"

Первый договор


На крутом переломе эпох
Нашествие Чингисхана стало переломным моментом в истории многих народов. Если составить два перечня народов Евразии, в первый поместить тех, что жили до нашествия, во второй - тех, что после, обнаружится: в обоих списках повторяются только монголы, русские и… башкиры. Почему это произошло?
С монголами, кажется, все ясно - что могло случиться с победителями? Кто, кроме них самих, мог изменить свою судьбу? Они были монголами и монголами остались.
С Древней Русью картина несколько иная. Известно, что Русь, раздробленная по сегодняшним меркам до областей, тем не менее жила по своим законам, она только платила дань Орде, а внутренней жизнью управляли русские князья, что в конце концов позволило возвыситься Москве. Согласитесь, что если бы монголы взяли на себя труд руководить Русью, то лет через триста русские бы переняли их язык. История дает нам массу тому примеров. Не случайно во многих африканских странах языки колонизаторов являются государственными. Редчайший пример обратного, когда масса поглощала пришельцев - это Китай. Но и Китай, как известно, это страна сотни народов, объединенных уникальной иероглифической письменностью, которую, в отличие от многочисленных диалектов, понимают все.
Стало быть, именно правление собственных князей, собственная, пусть урезанная государственность позволила русским сохранить свой народ.
Государство как народообразующая сила
Почему же башкирский народ, также ввергнутый в огромный плавильный котел нашествия монголов, не стал компонентом какого-нибудь нового народа, которые стали во множестве появляться на просторах Евразии?
Представим себе еще раз картину глобального перемещения огромного количества племен и народов, которые маршем пересекли всю Великую Степь, побывали в Европе и вернулись обратно. Вся эта взвесь, потеряв свои исконные имена, обычаи, традиции, фольклор, стала затем концентрироваться вокруг своих ханов - так, известен хан Узбек, давший имя народу, то есть фактически именно государственность дала ему (т.е. народу) жизнь. Понятно, что вокруг хана собирались не чужеродные элементы, а комплементарные, то есть близкие друг другу, по выражению Льва Гумилева. Но сам факт, что точкой опоры послужила именно государственность, сомнений не вызывает.
Башкиры
Была ли своя государственность у башкир? Оставим пока в стороне многочисленные свидетельства о башкирских ханах и обратимся к независимым источникам. Башкиры известны с Х века, мы помним свидетельства Ибн-Фадлана, путешествовавшего в этих местах в то время. Менее известно, что великий среднеазиатский ученый Аль-Бируни, живший в конце Х - начале ХI веков, рассказывая о климатах земли, в своей книге "Тафхин" (1029) упоминает башкир. "В его восточной части находятся только лесные чащи и горы башкир, печенегов, через города Сувар и Булгар, и земли русов, славян, болгар", - пишет он. На эти данные впервые обратил внимание  ученый Салават Галлямов. Как видим, Бируни упоминает территорию башкир как нечто целое, единое. В трудах других арабских ученых: Аль-Бальхи, Ибн-Саида, Якута, Ибн-Даста (912 г.), Идриси, Рашид-ад-Дина - сообщается о проживании башкир как в степной, так и в горной части Южного Урала, то есть фактически то же самое.
Что же такое государственность? Если мы имеем в виду, что государство - это мощное территориальное образование, которое имеет могучую армию и флот, развитую экономику и может по своему усмотрению бомбить кого угодно, то в нашем мире под это определение подходит только одна страна. Это не значит, что другие государства собственно и не являются ими. Вспомним, как Ливингстон путешествовал по Африке. Выйдя за околицу деревни, он уже оказывался на территории другого племени, с которым ему приходилось договариваться отдельно. Так что мы вполне можем сказать, что единство территории и соответственно единство законов на ней (никто же не говорил путешественникам - вот тут живут башкиры, но с катайцами можно иметь дело, а с юрматинцами лучше не стоит - побьют) предполагает наличие достаточно развитой государственности (без атомного оружия, конечно).
Собственно, именно это и подтверждается многочисленными преданиями. В башкирских шежере-родословных называются имена ханов - Исмагил-хана, его сына Алмай-султана. В шежере упоминаются Тукый-хан, Айдар-хан, Саид-хан, Эмир-хан, Салим-хан, Ильгам-хан, Габдулла-хан, которые объединили свои племена в один народ - башкирский - и одну государственность - башкирскую.
Друг Чингис
Посмотрим на шежере рода Усерган. В нем говорится о том, как Муйтен-бий заключил договор с Чингисханом. Вот как это звучит:
Сын бия Ток-саба,
Муйтен его имя…
Ездил он к Чингиз-хану.
Хан оказал ему почести,
Посадил его рядом с собой.
Вернувшись оттуда, Муйтен-бий
В своей стране был бием.
А если перевести на современный язык, то, как сказано в Башкирской энциклопедии, "Муйтен получил ярлык (грамоту) на вечное владение землями в бассейне рек Белая, Тобол, Ишим (до Иртыша), верховьев р. Яик со всеми притоками. Территория  улусных земель Муйтен-бия полностью совпадает с территорией исторического Башкортостана IX - начала XIII вв.".
Понятно, что для заключения договора нужна не только вертикаль власти (подданные не могут нарушать приказы повелителя), но и определенный опыт государственности, умение заключать соглашения, а затем строго их соблюдать. И того, и другого башкирам было не занимать.
Наведение конституционного порядка
Кстати, еще одним свидетельством вполне зрелой государственности может послужить то, что с одним башкирским родом монголы расправились беспощадно, оставив в живых только одного человека. Об этом рассказывает предание "Последний из Сартаева рода". Почему это случилось? Кто рассказал им, что это род "плохой"? Видно, не только русские использовали монголов для наведения "конституционного порядка", но и башкиры.
Так что мы можем вполне обоснованно сказать, что за триста лет, с момента первого упоминания башкир арабскими историками, накопился вполне достаточный опыт для того, чтобы при встрече с грозной силой, каковой была армия Чингисхана, вначале дать ей отпор, доказать свою силу (это известно из исторических документов: см., например, труды Плано Карпини - башкиры двенадцать лет противостояли монголам), а затем попытаться определить зоны ответственности и жить в мире, заключив соответствующий договор.
И, собственно, это же говорит о том, что башкиры сохранились в истории потому же, что и русские, и монголы - они жили по своим собственным законам, умея договориться с народами, живущими рядом.

Айдар ХУСАИНОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости