|
|
|
|
|
|
РУБРИКА "450"Накануне...
В 1437 году один из последних ханов Золотой Орды Улуг-Мухамед под натиском своих соперников Саид-Ахмеда и Кичи-Мухамеда был изгнан из Дешт-и-Кипчака. После сражения под Белевом, в 1438 году Улуг-Мухамед обосновывается в Казани. Приход Улуг-Мухамеда положил начало политическому обособлению Среднего Поволжья и оформлению государства, известного в историографии как Казанское ханство. Значительная территория Башкортостана в той или иной степени начинает относиться к ханству Улуг-Мухмеда. Так, в русско-казанской войне 1468 года основную часть войска Ибрагим-хан, сын Улуг-Мухамеда, собрал именно в башкирских землях. Летопись упоминает "Беловоложскую", "Костятскую" и "Башкирскую" земли. Первые две исследователями ассоциируются с будущими Казанской и Осинской дорогами. "Башкирская" земля, скорее всего, соответствует Ногайской дороге. Основание утверждать это дает сообщение Кидряса Муллакаева о том, что до установления власти Акназара башкирами, жившими по рекам Белой и Яику (то есть территорией будущей Ногайской дороги) "владели" казанские ханы. Взаимоотношения казанского хана с башкирской аристократией складывались довольно ровно. Нет никаких сведений о восточных походах или башкиро-казанском противостоянии. Казанское ханство, в основном являясь уже земледельческим государством, в политическом и торгово-экономическом отношении было ориентировано на Запад. Более того, башкирская аристократия в своем большинстве входила в привилегированное сословие ханства - они были тарханами. Так, во время похода русских войск на Казанское ханство в 1468 году на реке Белой был взят в плен башкирский тархан Тулазей, военачальник башкир, призванный для борьбы с русскими войсками. Известен ярлык, выданный башкирам Ибрагим-ханом, который подтверждал ярлык хана Хайдара Гали от 1398 года. Он был выдан некой вдове Гульбустан, ее сыну, работнику и еще одному человеку. Им были предоставлены тарханные права с освобождением от податей за пашню, от постоя, подводной гоньбы и от всякого притеснения. Более известен науке ярлык казанского хана Сахиб-Гирея от 1523 года, выданный башкирам-ирактинцам Шейх-Ахмеду "с его шестью уланами". В русских письменных источниках (летописи) башкирская аристократия Казанского и Касимовского ханств выступает именно как "Тарханы". Немалую роль в башкиро-казанских взаимоотношениях сыграло то, что башкирское общество было организовано по военно-кочевому принципу. Это способствовало привлечению башкир на военную службу к казанскому хану. Таким образом, между башкирской аристократией и казанскими ханами установились взаимовыгодные отношения. С одной стороны, башкиры получали ханские пожалования в виде тарханных ярлыков, оформления вотчинных прав и других привилегий, с другой - оказывали военную поддержку своему сюзерену. Фактическая власть казанского хана распространялась на сравнительно небольшую часть башкирских территорий. Своеобразная концентрация башкирских волостей в бассейне реки Ик и указания источников говорят о существовании здесь особой зоны башкиро-казанских контактов, где башкиры находились непосредственно под юрисдикцией хана. Основная же часть башкирских территорий Казанского ханства скорее находилась в номинальном подданстве, чем обуславливались союзнические отношения. С конца XV века политическая ситуация на Южном Урале начинает меняться. Приход кочевых племен, известных под собирательным именем "ногаи", вызвал перестановку сил в регионе. Еще в начале XV века в степях Дешт-и-Кипчака начинает выделяться так называемый Мангытский юрт, основанный знаменитым временщиком Золотой Орды Едигеем. Находясь сначала в составе правого крыла Узбекского ханства, а затем Казахского, при Мусе, потомке знаменитого Едигея, этот юрт окончательно обособляется. В конце XV века в зону кочевания племен Мангытского юрта начинает входить Башкорто- стан. С возвышением и приходом к власти в юрте Алчагира, сына Мусы, взаимоотношения башкир с ногайцами осложняются. В "Башкирской истории" Кидряса Муллакаева отражена война башкирских правителей Басман-хана и Тура-хана с Алтакаром, ассоциируемым исследователями с амбициозным мирзой, а затем бием Мангытского юрта Алчагиром. В ходе войны Басман-хан и Тура-хан были убиты. Однако окончательному установлению власти мангытов в регионе помешало казахское нашествие 1510-х годов, возглавляемое Касим-ханом, что вызвало временный уход большинства ногайских улусов на правобережье Волги. После смерти Касим-хана (1521) и изгнания ногаями его преемника Тахира в Башкортостане вновь устанавливается власть ногайских правителей. Но теперь уже Орда выступала как самостоятельное государство с регламентированной политической властью, с установленными административно-территориальными границами. Башкортостан в нем выделяется как отдельное наместничество, не вошедшее в улусно-крыльевую систему Орды. Во многом это было связано с тем, что башкирское население в политическом, хозяйственно-экономическом и культурном планах было слабо интегрировано во внутренние структуры Орды, что приводило к сепаратизму башкир. Более того, мангытские правители, не являясь чингисидами, не могли привлечь большую часть башкирской аристократии, как это произошло с башкирами Казанского ханства. Во главе Ногайской Башкирии стояли наместники, осуществлявшие сбор ясака, что являлось главной формой подданства башкир ногайским правителям. Несмотря на то, что Башкортостан вошел в сферу ногайских интересов еще в конце XV века, власть наместника в регионе окончательно установилась лишь в 30-е годы XVI века с оформлением властной и административной структуры самой Ногайской Орды. Одним из первых правителей в этот период был сын знаменитого казахского хана Касима Хакк-Назар. После смерти своего отца он воспитывался при дворе Шейх-Мамая и находился с ним в родственных связях. В памяти народа Хакк-Назар сохранился как хан, установивший жесткие порядки, связанные с административным делением и установлением четкой системы обложения налогами и их сбора. Вот что об этом повествует предание: "Акназар-хан всех один в своей власти имел, и усмотря их непостоянство и разные воровства, всячески их изнурял и в бессилие приводил, ибо на три двора по одному котлу иметь допущал, как скот и пожитки, так и детей их к себе отбирал и землями владеть також и чрез реку переходить не допущал, а кои звероловством промышляли, принуждены были платить ему за то ясак с каждого человека по лисице, по бобру и по кунице". Хакк-Назар стремился абсолютизировать власть наместника в регионе. Царевич, знакомый с принципами администрирования и управления в среднеазиатских государствах, проводил эту политику в традиционных для него жестких формах, что вызывало недовольство башкирского населения. Такие меры в первую очередь подрывали позиции местной аристократии. Назначение наместников подчинялось определенной схеме. Пост занимали или царевичи: Хакк-Назар (около 1522 - 1538 гг.), Ахмед-Гирей (1546 - около 1558 гг.), или же будущие нурадины - правители правого крыла Орды и бии: Исмаил (1538 - около 1545 гг.), Динбай (1558 - около 1584 гг.), Саид-Ахмед (1578 - около 1584 гг.), Канай (конец XVI - начало XVII вв.), Кара Кель-Мухамед (начало XVII в. - 1623 г.). В 40-е годы XVI века в связи с усилением Московского государства на территории бывшего Улуса Джучи кардинально изменяется политическая ситуация. В Казани уже с 20-х годов находятся полновластные ставленники Москвы. В 40-е казанцы уже были не в состоянии выставить и поддержать собственного легитимного правителя. Осенью 1552 года ослабевшая и децентрализованная Казань была захвачена Иваном Грозным. В Ногайской Орде в это время разразилась междоусобная война между князем Юсуфом и промосковски ориентированным Исмаил-мирзой. Башкиры, ослабленные ногаями, голодом и природными катаклизмами с одной стороны и отсутствием легитимной власти в Казанском ханстве - с другой, начинают принимать подданство нового владетеля казанского трона. В первую очередь начавшийся процесс присоединения башкирских улусов к Московскому государству заключался в переоформлении вотчинных прав и властных полномочий на свои земли. Вчерашние "тарханы" Золотой Орды и Казанского ханства практически без изменений правового и социального статуса начинают входить в состав качественно нового для башкир-полукочевников государственного образования. Таким образом, на взаимовыгодных условиях примерно 450 лет назад был создан государственный симбиоз между "лесом" и "степью", который и был положен в основу башкиро-русских взаимоотношений.
Юлдаш ЮСУПОВ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|