ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

На "Полиэфе" весна
Теперь у "Полиэфа", единственного в России полиэфирного комплекса, новый владелец ...

Прибавим к Уфе "МЕГА"
24 апреля Президенту нашей республики довелось надеть фартук каменщика, каску и во...

Будем расти
В столице республики прошел второй Открытый форум РБ "Предпринимательство и инве...

Одна на всех…
Самым значимым мероприятием, посвященным 62-й годовщине Победы в Великой Отечеств...

Автобус для пелетона
Воспитанники велоцентра "Агидель" получили щедрый подарок от руководства республ...

Архив и музей: в Москву! В Москву!
Государственная архивная служба Башкортостана, и прежде всего Центральный госуд...

Открой интернет-лицо
15 мая истекает срок подачи заявок на очередной конкурс "Интернет-Уфа". Второй этап ...

Молодость и чистота
В апреле в городе стартовал объявленный администрацией Месячник по санитарной оч...

Завидуй, ОПЕК
С 22 по 25 мая в Уфе, во Дворце спорта, будет проходить VIII Международный конгресс неф...

Уфимский Лука
Уфимский художник Леонтий Борисович Тарунтаев запатентовал модель уникального м...

"Команде - к отходу!"
У работников Башкирского речного пароходства большое событие - в апреле открылас...

Весёлый шум
В Государственном академическом русском драматическом театре Башкорто-стана сос...

Птенцы прилетели
В Башкирском государственном академическом театре имени Мажита Гафури пополнени...

Бомонд на подиуме
В фитнес-клубе "World Class" прошел модный проект "Fashion Day - весна 2007". Организаторами меро...

И не только красавица
Тансулпан Сиражетдинова из Уфы стала обладательницей Гран-при Республиканского ...

20 лет спустя…
Союз женщин Башкортостана отметил свое 20-летие. На торжественном собрании, посвящ...

Сувениры - каждому
Одними из первых праздничную атмосферу нашего большого юбилея в Уфе будут создав...

Несколько кадров из жизни юбиляра
16 мая лидеру группы "ДДТ" Юрию Шевчуку исполняется 50. По словам его уфимских друзей...




     №5 (66)
     Май 2007 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СВЕЖО ПРЕДАНИЕ"

Хождение Павла Радимова


Меня пленило мастерство Радимова-живописца. В хорошей реалистической манере переданы очаровательные пейзажи средней полосы России в разные времена года. Соответственно и содержание книги разделено на четыре периода: "Зима", "Весна", "Лето" и "Осень". Если бы не уточнение  - "Картины Подмосковья", я бы принял их за картины нашего башкирского края - все такое близкое и знакомое.
Пейзажи сопровождались стихами, словно дублирующими написанное кистью. Стихи подкупали своей искренностью и художественной простотой.

Весна застряла в снеговых сугробах.
За непогодой не летят грачи,
Лишь стаи галок, серых, крутолобых,
Кружат в зените заревой парчи

И рушатся на белые березы
Ватагой говорливой без ума.
Еще гремят последние морозы,
Еще метет метелица-зима.

Но каждый вечер золотистей зори,
И дальний лес заметно почернел.
Близка пора, как в полевом просторе
Подымет солнце алый самострел…
("Перед весной")

Ну чем не наш родимый край? В 70-х годах, когда я работал в библиотечном техникуме, включил это стихотворение в программу концерта на "Празднике Зимы", и оно украсило сценарий.
Второе открытие Радимова произошло несколько позже. В 1980 году скончалась мамина сестра - Ольга Ивановна Праксина. Человек неординарный, интересный. Пережила всю ленинградскую блокаду, не утратив при этом любви к музыке, литературе и разным видам искусства. Ей удалось сохранить свою небольшую, но весьма добротную библиотеку. В 1965 году тетя Оля приехала в Уфу к маме, и 15 лет они жили вместе.
Разбирая книжное наследие сестры, мама обнаружила томик, особенно привлекший ее внимание. Это оказались два сборника стихов Павла Радимова, переплетенные воедино. Первый, под названием "Полевые псалмы", издан в 1912 году, второй - "Земная риза" - в 1915-м. На титульных листах каждого бисерным почерком выведены стихотворные автографы религиозно-философского содержания.
Мама загорелась идеей послать эту книгу в создававшийся тогда в селе Константиново музей Сергея Есенина,  мотивируя этот шаг тем, что оба поэта - уроженцы Рязанской губернии, современники и друзья по творчеству. Спросила меня - как я к этому отнесусь?
Прежде чем ответить на этот вопрос, я стал знакомиться со сборниками. В первом не нашел для себя ничего интересного, но, взглянув в оглавление второго, замер как охотничья собака, почуявшая дичь. На меня смотрел заголовок "Путешествие в Башкирию", а под ним - 15 названий стихов этого цикла.
"Нет, - сказал я, - никуда эта книга не поедет. Тут краеведческий материал!".
Я понял, что открыл нечто новое. Никогда и нигде я не читал и не слышал о путешествии Радимова по Башкирии.
История самоучки
Начались поиски информации о Павле Радимове и его "хождении" в Башкирию в начале XX века. Обращение к справочникам широкого пользования почти ничего не дало. Кое-что обнаружил в "Литературной энциклопедии" о самом поэте, но о его поездке в Башкирию там не было ни слова. Заглянул в пятитомник "Русские писатели о Башкирии". Радимова среди них не оказалось. Встретил Рахимкулова, составителя пятитомника, спросил:
- Мурат Галимович, тебе известно что-нибудь о Павле Радимове? - и рассказал ему о своей находке.
- Известно, - ответил Рахимкулов.
- А почему же в твоем "пятикнижии" ничего нет о нем?
- Все сразу не охватишь, - развел руками мой собеседник. - Вот ты и напиши о нем.
Я так и сделал. В городской газете за 4 апреля 1986 года появилась моя статья "Сонеты о Башкирии". Позже я вновь обратился к этой теме, попутно выясняя подробности биографии автора.
Павел Александрович Радимов (1887-1967) родился в Рязанской губернии в семье сельского священника. Отец прочил ему ту же стезю и определил Павла в Рязанскую духовную семинарию, но юношу влекли живопись и поэзия. Покинув семинарию, он попытался поступить в Санкт-Петербургскую Академию живописи - не получилось. Упорно занимаясь самообразованием, он стал и художником, и поэтом. Позже поступил на историко-филологический факультет Казанского университета, который окончил в
1911 году. В 1908-м на художественных выставках появились его первые картины, с одобрением встреченные общественностью. Это были столь близкие ему сельские пейзажи. В начале 80-х годов я спросил у ровесницы художника, Зои Васильевны Лютенсковой, еще до революции работавшей медсестрой у моего деда, профессора хирургии Казанского университета Ивана Александровича Праксина:
- Вам знакомо имя Павла Радимова?
- А как же! - воскликнула она. - Мы с сестрой на его выставки ходили.
Позже он был принят в Товарищество передвижных художественных выставок, существовавшее до
1923 года. Радимов был его последним председателем. Всю жизнь он был предан принципам реалистической школы.
В 1912 году вышел первый сборник его стихов - "Полевые псалмы". Так что я - обладатель книжного раритета, первого издания книги, да еще и с автографом автора.
Читая стихи Радимова той поры, невольно обращаешь внимание на лежащий на них церковно-религиозный отпечаток - как следствие его длительного общения с соответствующей средой. Вообще же поэзия его очень проста и конкретна. Его ранние стихи не несут в себе ни социальной заостренности, ни критической направленности. В "Путе-
шествии в Башкирию" социальные мотивы слабо проглядывают сквозь общий тон повествования. Читая их, мы попадаем в мир, знакомый нам по литературе, а для Радимова это была живая экзотика.
Земля, достойная сонетов
С небольшой натяжкой радимовский цикл можно назвать венком сонетов. 14 из 15 стихотворений написаны в форме сонетов. Знакомясь с ними, я задался вопросом: "В каком же году поэт посетил Башкирию?". В сборнике 1912 года их нет. Второй сборник (уже второе издание) вышел в 1915-м, когда полным ходом шла первая мировая война. Вероятно, в 1913-м, последнем предвоенном. Так оно и оказалось. Время года легко определить по некоторым фрагментам стихов, где упоминаются "весенние туманы" на реке, цветущая сирень указывает на май, а гудящий пчелами липовый лес - на июнь.
В сонетах не упоминается Уфа, но путешествие по воде к Стерлитамаку могло начаться только из Уфы. Из стихов узнаем, что в начале XX века вверх по Белой ходил "Аксаков" - небольшой пузатый пароход с уютной палубой и креслом капитана". Сам капитан, "старый волк речной… есть вождь плывущей колесницы", своей седой бородой напоминает Радимову ветхозаветных царей ("Капитан").
В сонетах просматривается маршрут путешествия - через Стерлитамак далее вглубь Башкирии. Он уточняется в названиях гор и рек, служащих для читателя ориентирами.

Мохнатой шапкою Куш-Тау заслонил
Вечернюю зарю и смотрит в омут черный…
("Ночевка")

Где Ярак-Тау свой поднял гранит,
Путь зеленеющей степью лежит…
("Песня с горы")

Один из сонетов называется "Река Сигаза" (официально - Зигаза), в другом упоминается речка Зиган. Перевалочный пункт - Стерлитамак. Ему посвящен одноименный сонет, характеризующий этот город в начале прошлого века.

Приятный город. Грязи по колено,
Ядреной и зернистой как икра.
В оковах знойных солнечного плена
Томятся улицы. Из-за двора

Спустилась гроздь лиловая сирени.
На жердочках белье висит с утра,
Такой покой, что слово "перемена"
Здесь изгнано давно из словаря…

А по улицам бродят телята, "в глубоком сосредоточьи" глядя на путника ("Стерлитамак").

Но вот базарный день. Сюда "с кочевьев горных в одноколках лычных спускаются на лошадях…" башкиры со своей поклажей. Их появление ассоциируется у Радимова с нашествием Чингисхана. Он вопрошает:

Куда влекутся турсуки, бараны
И копьями подъятые лопаты?
Не дикие-ль вернулись вновь набеги?
Нет. Русского базара балаганы
Манят наездников чеканкой злата
И жгучей прелестью
                       трактирной неги…
("Орда")
Базар многонационален. Кроме башкир там толпятся русские мужики, хохлы (украинцы), чуваши, черемисы (марийцы). Мелькают разные одежды: белые рубахи, армяки, бешметы, сермяги, "щегольские плисы". Повсюду возы. Идет бойкая торговля.
Звеня монетами, в высоких шитых кичках
Торговка кислых щей расставила кувшины…
Башкирин льет кумыс…
И тут же средь толпы  в убожестве
 отрепий
Поет слепец про ширь волнующей степи…
("Пестрый базар")
На протяжении всей поездки зоркий глаз художника выхватывает из толпы яркие типажи того времени: "купец с зачесанной на плечи бородой", мещанин, "муэдзин - раб Магомета", а вот и "хорунжий бравый". Это Гумер - бывшая гроза женщин и всех башкир. Годы состарили его, и от прошлой мощи Гумера ничего не осталось. Он слеп и немощен.

Уж в небеса ведет его стезя.
Прельщенная его казной и саном,
Гумера нянчит в тихом попеченьи
Четвертая супруга Газизя.
("Гумер")

С большой симпатией поэт пишет о башкирах, подмечая детали их быта и труда.

У саклей медные кунганы
Льют влагу ледяным дождем.
Уж круторогие бараны
Съютились в стадо за бугром,
И в белых шапках башкирята,
И среброногие ягнята
Ушли под тень лесных пещер…
("Башкирское утро")

Как ласково в устах русского гостя Башкирии звучит слово "башкирята"! И еще в одном сонете он упоминает "башкирят", которые вместе со взрослыми участвуют в рыбной ловле.

…Гатуф поднялся рано
И с башкирятами, не разгибая стана,
Вел бредень по реке…
("Форель")

Башкирские дети стали объектом его доброго внимания. Он рисует их как маленьких тружеников, посильно помогающих в работе старшим.
С особой нежностью он рассказывает о трехлетней башкирской девочке Мариам. Словно любуясь ей, он пишет, что она

При музыке любой танцует по часам
За пряник писаный и пестрых горсть конфет.

Жалейка ль вголосит - стараясь в такт ладам
Ударить каблуком, бьет земляной паркет
Ногами круглыми иль волю дать рукам
И машет, разводя цветистый свой бешмет…
("Мариам")

В сонетах "Форель" и "Мариам" выведена целая башкирская семья: глава семьи Гатуф, его жена Зейнан и бабушка Марфуга. Мы понимаем, что это - не литературные персонажи, а реальные люди, жившие в те годы и радушно принявшие у себя русского путешественника.

Борис ПОПОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости