|
РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"Играй, актер!
- Хурматулла Газзалеевич, вы только актер или чувствуете в себе что-то еще? - Если человек выбирает профессию, то она становится смыслом его жизни. Это очевидно. Вспомним, что Мустай Карим был и депутатом, и председателем правления Союза писателей, вел большую общественную работу, но при этом всегда оставался писателем. Он знал свою область и другой стези себе не мыслил. Не сравнивая себя с Мустай-агаем, скажу, что, раз выбрав свою дорогу, никогда не думал о другой работе. Театр занимает все мое время - не просто с 9 утра до 6 вечера, а круглосуточно. В пути думаешь о работе - о ролях, которые играешь или только собираешься сыграть. Ищешь похожие ситуации в жизни. И так у каждого актера. Когда-то я жил в одном районе Уфы с Тамарой Шагитовной Худайбердиной. Иду как-то домой - она навстречу, меня не видит. Я испугался даже - хромает, лицо перекошено. Увидела меня, улыбнулась, выпрямилась. Играла роль, примеряла образ. Так что актер работает всегда, независимо от времени суток. Порой стоишь на остановке - это со всеми актерами бывает - начинаешь бормотать слова роли, громче, громче, потом уже люди начинают оборачиваться на тебя. - Нашли ли вы для себя какие-то прелести административной работы? Что в ней интересного? - Административная работа помогает больше общаться с коллегами из других театров, других организаций. Конечно, это отнимает время, но не только. Есть и такие моменты - мне, как заместителю директора, приходится касаться дисциплинарных моментов, говорить своим коллегам нелицеприятные вещи. Тут уж наступаешь на горло собственной песне: приходится быть жестче. Но театр есть театр, он должен работать. - Актеры играют в жизни? Применяют свое мастерство для достижения целей? - За собой такого не замечал. Актеры играют на сцене. Этого нам хватает. Но когда встречаешь в жизни человека - неважно, руководитель он или обычный человек - и когда видишь, что он играет - стараешься ему подыграть, не оскорбляя его. Хотя это, конечно, смешно, когда человек изображает, что он такой умный или такой важный. Мы, актеры, все же психологи, нас этому учат. Мы понимаем, когда человек искренен, а когда нет. - Не сложно ли копаться в человеческой душе? Там ведь не одни розы цветут… - Свой предмет ты должен знать досконально. Как-то играл в пьесе Флорида Булякова "Ночной гость". Герой отсидел - и вот рассказывает о человеке, который сломал его жизнь, можно сказать, хрястнул об колено. Образ не получался, я его, как говорят актеры, не видел. Как-то еду на автобусе в Дему, народу - никого, только возле водителя стоит какой-то тип и что-то бубнит водителю. Сперва это раздражало, потом я подсел поближе и… увидел своего героя! Он был весь лысый, глаза выпуклые, бегают, зубов нет. Яростно что-то бубнит. Вижу, про него эта история рассказана! На следующий день вышел на сцену - и этот эпизод заиграл новыми красками. - Вы часто играете героев. Сложно ли приходится? - Как-то я получил письмо от зрительницы. Молодая девушка писала, что она после спектакля поняла, каким был Салават Юлаев. Это дорогого стоит. Нам наши герои близки и вместе с тем далеки. Достучаться до них, сделать так, чтобы они были живыми на сцене - трудно. Вот тут у меня висит фрагмент картины "Допрос Салавата" работы художника Кузнецова. Это авторская копия, ее мне подарил Сергей Барабаш. Но вдохновляла меня на работу не только она. В детстве - мне было лет шесть - к нам в деревню привезли фильм про Салавата. Отец не любил ходить в кино, а тут пошел с гостями. Вернувшись, он стал так рассказывать - сперва о фильме, потом вспомнил легенды о Салавате - я это запомнил, понял - речь шла о большом человеке. Отец воевал, но про войну ничего не рассказывал. Только когда я подрос и мы с ним пасли стадо, он немного разговорился. Не любил фильмы про войну. "Там все - неправда", - говорил он. И вот такой эпизод мне запомнился: однажды наши взяли в плен группу немцев. Выстроили их всех. Вперед вышел генерал немецкий, бросил пистолет, встал на колени и поклонился. Наш командир выхватил саблю и убил его. Отец говорил: "Зачем было его убивать? Он же встал на колени!" В другой раз его в составе отряда из десяти человек отправили в разведку, попали под обстрел. Вернулись только двое башкир, в том числе отец. Их стали обвинять, что они убили всех остальных, а сами убежали. Поставили к стене, нацелили автоматы. Тут вдалеке кто-то показался. Оказалось, вернулись еще трое из их отряда, они рассказали, как все вышло. Было и такое. Отец говорил: "Меня сто раз могли убить, я просто был сильным. Однажды выходили из окружения - целый день бежал, уцепившись за хвост лошади, на которой сидел мой товарищ. Спал на ходу". Воспоминания о войне остались с ним на всю жизнь. Мы боялись его будить, потому что он вскакивал и кричал: "Что случилось?" Все время ждал плохих новостей. Когда я играл в военных спектаклях, вспоминал рассказы отца. Это мне помогало. Играть героя трудно, это известно. Отрицательные персонажи получаются легче. У положительных в пьесах нет поступков. К тому же мы сегодня переели исторических пьес, нам нужна современность. Надо анализировать, что будет. Это архисложно, потому что ситуация меняется день ото дня. - Быть актером - что это значит? На что похожа жизнь в театре? - До прихода в театр я долго себя искал - был механизатором, в оркестре играл, учился в педагогическом институте, был рабочим сцены. В театре я себя нашел, театр - это для меня сверхценность. Спасибо моему педагогу Фартуне Касимовне Касимовой - она помогла мне войти в Храм искусства. И это не преувеличение. Театр - остров. Здесь мы спасаемся от невзгод жизни, живем в пространстве особой иллюзии. Это не зеркальное отображение человеческой жизни, это дух человеческий, его изменения, которые происходят прямо сейчас, на глазах у зрителей. Поэтому люди всегда будут ходить в театр.
Айдар ХУСАИНОВ |
|
|