|
РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"Наше время - редкое. Оно больше не повторится
- Позвольте поздравить вас, Сергей Борисович, от своего имени и от лица наших читателей с избранием вас действительным членом Российской Академии художеств! Мы искренне этому рады. Жизнь при этом сама расставляет акценты, словно подчеркивая определенную преемственность. Так случилось, что в эти же дни мы попрощались с замечательным художником Ахматом Лутфуллиным, академиком Российской Академии художеств… - Да, Ахмат Фаткуллович прожил нелегкую жизнь. В 1960-х его прижимали, не давали возможности работать. Башкирская тема в те годы была, мягко говоря, непопулярна. А он всю жизнь писал свою деревню, людей, что живут своим трудом. Хорошо, что в последние годы его творчество было по достоинству оценено.
- Искусство относится к осмысленной части деятельности людей. Было бы глупо думать, что искусство появляется как плесень, как побочный результат. Потому, думаю, пристальный взгляд, направленный на художников, не ослабнет. Это я про руководство искусством, которое порой раздражает, но без которого, видимо, не обойтись. - Соблазн руководить искусством есть всегда. От этого никуда не денешься. Вспоминая советское время, ради справедливости стоит сказать, что в действиях партийных органов, которые присматривали за искусством, была своя логика. Они стремились пропагандировать искусство. С 1972 года работала уникальная программа помощи молодым художникам. Я как раз попал под нее. Тогда ставилась задача найти художников, которые могли бы своими картинами заполнять выставочные залы и стабильно работать. В то время проводилось по две выставки в год, и закупки производились по вполне достойным ценам. Меценатство государства позволило создать целый слой художников - тех, кто сегодня представляет собой основу российской живописи. Именно государство было и, видимо, останется главным, если не единственным меценатом в России. Господдержка необходима, даже вопроса такого возникать не должно. Пушкин говорил: «Правительство у нас - главный европеец в России». А кто хозяин в доме, от того и идут импульсы просвещения. 250 лет существует Российская Академия художеств, возглавляющая научную, учебную и музейную деятельность в области искусства. Элитарное искусство подтягивает общий уровень. И все же его катастрофически мало, не хватает. - В сельском хозяйстве мы любим говорить об элитных сортах - как-то понимаем, что обычные семена не дают сверхурожая. Что же касается искусства… - Повторять может каждый. А вот рождать новое - только творец, человек талантливый, получивший элитное воспитание. И только новое может двигать вперед жизнь, искусство. Поэтому необходимо дать лучшим художникам, лучшим творцам возможность основать свои школы. У нас много молодых людей идет в художественные учебные заведения, но на выходе они просто беспомощны, остаются наедине со своими проблемами. Лично я прошел творческие мастерские Академии под руководством выдающихся графиков - академиков Евгения Кибрика и Ореста Верейского.
- Живопись в представлении многих - это искусство прошлого… - Мы делаем большую ошибку, не выставляя работы последних десятилетий. В Музее имени Нестерова есть место классикам, это доступно, так и должно быть. Но современного искусства наш зритель не знает, не видит, какой у нас потенциал. Если даже в Уфе это трудно, что сказать о райцентрах? А ведь у нас художников за триста человек. Надо дать возможность выставляться, чтобы люди видели их труд. Москва далеко, но вот в этой книге (собеседник берет в руки юбилейный каталог Академии - Авт.) собраны работы всех художников, кто когда- либо выставлялся по линии Академии. Никто не забыт из живых и умерших. А теперь Зураб Константинович Церетели, Президент РАХ, собирается еще издавать работы уже всех художников, когда-либо соприкоснувшихся с Академией. Хотя у нас и большая страна, разбрасываться талантами мы не имеем права.
- В советское время была программа помощи молодым художникам, а как обстоит дело сегодня? - Сегодня молодые год-два выставляются, а потом исчезают. Такова общая тенденция. Это плохо, потому что означает одно - человек не верит в свое будущее как художника. Раньше писали портреты Ленина и Брежнева, теперь уходят в дизайн, в журналы, в кино. Выбор тут большой. А что же в результате? В результате, например, стало очень мало художников-станковистов. И раньше в Союзе художников из семидесяти человек только десять были станковистами. А теперь эта пропорция еще меньше. Сегодня мало кто может сделать большую работу. Когда однажды царская семья купила у Сурикова картину, царь поинтересовался, почему она стоит так дорого. «А потому, что следующую картину надо кормить», - ответил художник. И это так. Чтобы сделать хорошую картину к какому-то сроку, надо начинать года за два, нужно получить аванс. Только тогда можно надеяться на результат.
- Искусство тоже подвержено определенным веяниям. Что сегодня в моде, что востребовано обществом? - Сегодня в России пошла скульптура. Она стоит больших денег, но люди на это идут. Надо понимать, что наше время - это время очень редкое, оно больше не повторится. И надо бы успеть отметить наших всемирно известных земляков. Вот в Москве в Третьяковской галерее прошла выставка Нестерова, Девлеткильдеева, Тюлькина и Бурлюка. Очень хорошая выставка. Хорошо, что деньги на нее нашлись. Это правильная, нормальная акция. Публика приняла ее на ура. Но достаточно ли увековечена память этих мастеров? У нас традиционное общество, ломать его не надо. Во всем мире в идеологию вкладывают большие деньги. Это необходимо, если общество хочет выжить. Преемственность - основа основ любой культуры. Нельзя начинать снова и снова на пустом месте. Надо сохранять все лучшее, что создано до нас. Хватит пинать идолов, надо идти дальше.
- Перефразируя известное выражение, можно сказать: кто не хочет кормить свою идеологию, будет кормить чужую. - Именно так. Причем часто люди не могут найти у себя ничего хорошего, импортируют чужую культуру, подгоняя ее под себя. У нас же своего очень много, надо только открыть запасники, надо показать работы людям. Они ждут уже долго. Кажется, должно наступить их время. Бернард Шоу как-то сказал: «Художники и поэты - это пропагандисты страны». Кстати, в России до революции больше ставили памятников поэтам и художникам, нежели правителям. Сегодня усиленно поддерживают массовое искусство. Певцы на конкурсах получают автомобили и прочая, прочая. Но надо понимать, что только великое искусство переживет свое время, а массовое забудется в течение жизни одного поколения.
- Действительно, слова Мустая Карима «Не русский я, но россиянин» стали таким вкладом в духовную жизнь нашей страны, что даже как-то трудно оценить их значение. Какими деньгами оценить мир и покой в России? Вот в Грузии к власти пришел сын писателя и просто-напросто развязал гражданскую войну. И стало ясно, что пропагандировал его отец. - Государство должно прирастать людьми, а не нефтью и газом. Таланты всегда есть и будут. Главное - распознать их и дать шанс реализоваться. В этом немаловажную роль как раз и может сыграть школа мастера, далекого от мысли создать армию своих подражателей. Его главная задача - раскрыть творческие возможности ученика.
Айдар ХУСАИНОВ |
|
|