ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Юмагузинское открыто!
-Это достойный подарок республике к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в с...

В гостях - соседи
Уфу посетила представительная делегация из Челябинской области - в столицу приез...

Праздник – в работе
Во второе воскресенье августа традиционно отмечается День строителя. С начала го...

Наши в Оренбурге
В Оренбурге прошли Дни Республики Башкорто-стан с участием официальной делегации...

Детям - школы, взрослым - педсовет
10 августа в селе Мраково Кугарчинского района пройдет главное педагогическое соб...

Каникулы - просто «супер»
В этом году из бюджета Уфы выделено значительно больше средств на отдых детей - 24 м...

Медовая деревня
Администрация Уфы объявила конкурс среди районов республики, в ходе которого буд...

Победители «Единой России»
На берегу озера Упкан, что в Нуримановском районе, прошла первая летняя спартакиа...

Покоряют Сицилию
Государственный академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова от...

Операция «Пена»
Башвоенкомат совместно с клубом "Правда" устроили беспрецедентную акцию - open air по...

Охранная грамота детства
Творческие работы двух учениц педагога Зилаирской средней школы Натальи Максимо...

На джазовой волне
Несмотря на опасения столичных меломанов, Уфимский джаз-клуб не закрылся на лето ...

Кулямасы в мегаполисе
Киностудия «Башкортостан» в кинотеатре «Родина» подготовила презентацию двух му...

Летом в галерее
Чем порадуют уфимские галереи в августе? В галерее «Мирас» гостеприимно встретят ...

"Экологический ящик"
Теперь все, кому небезразлична судьба природы родного края, могут обратиться в ре...

Инженерный поединок
В ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» прошла III Всер...




     №8 (69)
     август 2007 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЛЕГЕНДЫ УФЫ"

У мечети будут минареты


За билет на «Хлеб, любовь и фантазии» Луиджи Коменчини в пятидесятых наши бабушки и дедушки выкладывали три рубля пятьдесят копеек. Построили типовое здание с колоннами в 1956 году (подобных по России 73, три - в Башкортостане). До этого, по словам старожилов, здесь стоял полуподвальный дом, в котором недолго - перед Великой Отечественной войной - функционировала синагога. В постперестроечное время народ в кино ходить перестал, и здание пришло в запустение.
- Редкое явление - кинотеатр стал духовным центром мусульман, - рассказывает Мухамет Галлямов, имам-хатиб мечети «Ихлас». - История знает, как мечети становились школами и клубами, а в наше время наконец происходит обратное.
Духовная организация мусульман «Ихлас» была образована в 1997 году. А в 1998 здание кинотеатра отдали под мечеть. Когда лидеры «Ихласа» обратились в городскую мэрию, власти отнеслись к чаяниям верующих с большим вниманием, даже предложили снести бывший кинотеатр (под фундаментом обнаружили карст) и построить новое помещение. Но после осмотра запущенного здания с разрушенной крышей специалисты вынесли неожиданный вердикт: здание послужит еще не менее 200 лет, следует его отреставрировать.
Провели ремонт, восстановили крышу, расширили комнаты, заменили окна, убрали театральную бутафорию…
Вскоре в день пятничных богослужений народ перестал умещаться в зале. Поэтому за счет балкона расширили его еще на 50 мест. Теперь одновременно в мечети могут молиться 150 женщин и 250 мужчин.
Гордость «Ихласа» - конференц-зал на 250 человек. Здесь проходят научно-практические конференции, театрализованные представления и праздничные мероприятия.
Преобразования мечети «Ихлас» на этом не закончились. Архитектор Рафик Билалов разработал новый проект реконструкции мусульманского храма.
Свой изначальный облик мечеть не потеряет - классические колонны останутся нетронутыми. Талантливый архитектор внес элементы, передающие исламские религиозные ценности. Будут возведены 42-метровые минареты, а общая площадь здания расширится за счет строительства подсобных помещений.
Проект реконструкции мечети уже согласован и утвержден. Осенью состоится закладка фундамента. Реконструкция мечети ведется на народные деньги: финансируют строительство прихожане, видные общественные деятели, бизнесмены.
«Ихлас» - не только место богослужения, но и медресе, где 12 преподавателей обучают слушателей основам ислама, а также телестудия и издательство. Здесь работает кабинет обрезания малышей, есть отдел хаджа, хор мусульманского религиозного песнословия, создана новая исламская библиотека, которая скоро переедет в отдельный корпус.
«Ихлас» - название суры из Корана, где говорится о единобожии. Валерия Порохова переводит «ихлас» как «очищение», Юлиан Крачковский - «спасение», а в народе говорят просто: «от души, от чистого сердца».
По мнению Мухамета Мустафовича, свобода совести и вероисповедания дает свои результаты - в последние два года в мечети почувствовали омоложение прихожан. Это значит, что молодежь с гордостью изучает свой язык и религию.

Крылатый символ счастья

Третий год подряд на балкон к Азату Биккинину, жителю уфимского военного городка, в конце июня прилетают летучие мыши. Поселяются они в балконной обшивке на восьмом этаже, выводят там свое потомство, а в конце августа бесследно исчезают до следующего лета.
Уфимцы, никогда не видевшие летучих мышей, сильно удивляются, узнав, что обитают эти необыкновенные зверьки прямо в городе. Водятся они в парках, скверах, на заброшенных чердаках, в отдаленных от центра микрорайонах: Зеленой роще, Затоне и Деме.
По словам старожила Зеленой рощи, пенсионера Ивана Сергеева, подрабатывающего летом охранником в детском санатории, он не раз выпускал мышек, залетевших на освещенную террасу.
- Дети к этим летунам уже привыкли, кричат: «Бэтмен, Бэтмен прилетел!», - рассказывает Иван Анатольевич. - А я поскорее выпускаю, боязно - мыши все-таки.
По-новому взглянуть на летучих мышей нам помог Азат, педагог дополнительного образования Республиканского детского эколого-биологического центра, не на шутку увлекшийся изучением рукокрылых после их прилета.
Оказывается, из 39 видов летучих мышей, встречающихся в пределах РФ, фауна нашей республики включает 12. Восемь из них занесены в «Красную книгу РБ».
Про этих маленьких зверьков существует великое множество легенд, но их реальная жизнь удивительней любой сказки.
По словам Азата, из всех млекопитающих только летучие мыши научились активному, а не планирующему полету. Чтобы уверенно летать в темноте ночи и в абсолютном мраке пещер, летучие мыши в ходе эволюции выработали сложнейший механизм эхолокации. Они испускают серии узконаправленных ультразвуковых писков и по отражению звука от различных предметов мгновенно определяют их местонахождение и размер. Шерсть и густые волосы поглощают ультразвук, поэтому летучие мыши иногда запутываются в волосах.
Летучие мыши пользуются и обычными звуковыми сигналами, в основном для общения. Дети слышат цвирканье и писк большинства видов, пожилые люди - лишь немногих.
Все летучие мыши нашей страны питаются насекомыми. Каждую ночь они уничтожают огромное количество вредителей, а также комаров и прочего гнуса.
У большинства народов Европы летучие мыши так или иначе ассоциируются с нечистой силой, но на Востоке они являются символом счастья и радости.

Извозчик или таксомотор?

«Зеленоглазое такси, притормози, притормози…» - поет человек в шляпе.
Почему зеленоглазое, поймешь не сразу. На современных автомобилях, работающих в службах такси (а их у нас в городе около 30), зеленых «светлячков» давно нет. Канули в Лету нагло-развязный тон таксистов и торговля водкой в лихие 70-е.
Сохранился другой неотъемлемый опознавательный атрибут таксомотора - шашечки. Впервые они появились на автомобилях такси в 20-е годы в Германии. Шашечки шли вдоль четко выраженной поясной линии и обозначали специальную принадлежность этой машины. В 46-ом году их стали наносить на такси «Победа». До той поры собственной «униформы» машины такси не имели. На «Волгах» поясной линии не было, и полосу из таких шашечек наносили по передней двери в ширину. По разысканиям краеведа Юрия Ерофеева, первые попытки организовать службу такси в нашей столице наблюдались еще в начале прошлого века.
В 1907 году пятидесятилетний дворянин Павел Коропачинский подал в городскую думу прошение: «Предполагая открыть автомобильное движение по городу для перевозки пассажиров до вокзала и пароходных пристаней, а также и по улицам города, покорно прошу городскую думу разрешить мне такое движение с установленной платой применяясь приблизительно к таксе извозчиков или дилижансов. Мая 15 дня». Управа вынесла свое заключение: «Внося настоящее ходатайство на благоусмотрение Думы, Управа со своей стороны предлагает разрешить г-ну Коропачинскому автомобильное движение по городу для перевозки пассажиров». С пассажира без багажа было решено брать 10 копеек, с багажом - 15, с детей - 5.
Через два года Павел Флегонтович был объявлен несостоятельным должником. То ли не выдержал конкуренции с извозчиками, которые развозили седоков по 25 городским маршрутам, то ли просто решил отказаться от автоизвозного промысла. Автомобиль Коропачинского был продан.
Технический прогресс остановить невозможно. В 1911 году в Управу поступили ходатайства З.Л. Еремина,
Д.В. Линецкого и Ф.Н. Мартемьянова о разрешении перевозки на автомобилях пассажиров и грузов. Одновременно торговый дом «Россия» просил дозволения иметь автомобили при гостиницах «Русь» и «Россия» «для перевозки квартирантов и их багажа на станцию железной дороги, пароходные пристани, в окрестностях и по городу». Гласные отдали предпочтение Захарию Еремину, оставив, однако, вопрос открытым: поручить Управе представить к следующему собранию (заседанию) доклад с разработанной таксой.
Документальных доказательств воплощения замысла Еремина в жизнь нет. В те годы автомобильное движение по уфимским улицам могло быть лишь в сухие летние месяцы. И один-единственный автомобиль проблему внутригородского транспорта не решал. Настоящее такси появилось в Уфе в 1938 году, с началом выпуска Газ-М - знаменитые «эмочки».
До 46-го года такси обозначали так: за ветровым стеклом стоял громадный ящик таксометра с флажком на вертикальной ножке, где была надпись «свободен». Флажок опускался, когда машина была занята. А через пару лет на «Победах» установили зеленые огоньки.
В первые десятилетия советской власти автомобилей на уфимских улицах было мало, тем более личных. На первое июля 1955 года насчитывалось 3524 автомобиля, из них 847 легковых, индивидуальных - 886. И трудно было предположить, что великое автомобильное нашествие не за горами.

Татьяна ШАНГИНА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости