|
РУБРИКА "ЛЕГЕНДЫ УФЫ"У мечети будут минареты
За билет на «Хлеб, любовь и фантазии» Луиджи Коменчини в пятидесятых наши бабушки и дедушки выкладывали три рубля пятьдесят копеек. Построили типовое здание с колоннами в 1956 году (подобных по России 73, три - в Башкортостане). До этого, по словам старожилов, здесь стоял полуподвальный дом, в котором недолго - перед Великой Отечественной войной - функционировала синагога. В постперестроечное время народ в кино ходить перестал, и здание пришло в запустение. - Редкое явление - кинотеатр стал духовным центром мусульман, - рассказывает Мухамет Галлямов, имам-хатиб мечети «Ихлас». - История знает, как мечети становились школами и клубами, а в наше время наконец происходит обратное. Духовная организация мусульман «Ихлас» была образована в 1997 году. А в 1998 здание кинотеатра отдали под мечеть. Когда лидеры «Ихласа» обратились в городскую мэрию, власти отнеслись к чаяниям верующих с большим вниманием, даже предложили снести бывший кинотеатр (под фундаментом обнаружили карст) и построить новое помещение. Но после осмотра запущенного здания с разрушенной крышей специалисты вынесли неожиданный вердикт: здание послужит еще не менее 200 лет, следует его отреставрировать. Провели ремонт, восстановили крышу, расширили комнаты, заменили окна, убрали театральную бутафорию… Вскоре в день пятничных богослужений народ перестал умещаться в зале. Поэтому за счет балкона расширили его еще на 50 мест. Теперь одновременно в мечети могут молиться 150 женщин и 250 мужчин. Гордость «Ихласа» - конференц-зал на 250 человек. Здесь проходят научно-практические конференции, театрализованные представления и праздничные мероприятия. Преобразования мечети «Ихлас» на этом не закончились. Архитектор Рафик Билалов разработал новый проект реконструкции мусульманского храма. Свой изначальный облик мечеть не потеряет - классические колонны останутся нетронутыми. Талантливый архитектор внес элементы, передающие исламские религиозные ценности. Будут возведены 42-метровые минареты, а общая площадь здания расширится за счет строительства подсобных помещений. Проект реконструкции мечети уже согласован и утвержден. Осенью состоится закладка фундамента. Реконструкция мечети ведется на народные деньги: финансируют строительство прихожане, видные общественные деятели, бизнесмены. «Ихлас» - не только место богослужения, но и медресе, где 12 преподавателей обучают слушателей основам ислама, а также телестудия и издательство. Здесь работает кабинет обрезания малышей, есть отдел хаджа, хор мусульманского религиозного песнословия, создана новая исламская библиотека, которая скоро переедет в отдельный корпус. «Ихлас» - название суры из Корана, где говорится о единобожии. Валерия Порохова переводит «ихлас» как «очищение», Юлиан Крачковский - «спасение», а в народе говорят просто: «от души, от чистого сердца». По мнению Мухамета Мустафовича, свобода совести и вероисповедания дает свои результаты - в последние два года в мечети почувствовали омоложение прихожан. Это значит, что молодежь с гордостью изучает свой язык и религию.
Крылатый символ счастья
Третий год подряд на балкон к Азату Биккинину, жителю уфимского военного городка, в конце июня прилетают летучие мыши. Поселяются они в балконной обшивке на восьмом этаже, выводят там свое потомство, а в конце августа бесследно исчезают до следующего лета. Уфимцы, никогда не видевшие летучих мышей, сильно удивляются, узнав, что обитают эти необыкновенные зверьки прямо в городе. Водятся они в парках, скверах, на заброшенных чердаках, в отдаленных от центра микрорайонах: Зеленой роще, Затоне и Деме. По словам старожила Зеленой рощи, пенсионера Ивана Сергеева, подрабатывающего летом охранником в детском санатории, он не раз выпускал мышек, залетевших на освещенную террасу. - Дети к этим летунам уже привыкли, кричат: «Бэтмен, Бэтмен прилетел!», - рассказывает Иван Анатольевич. - А я поскорее выпускаю, боязно - мыши все-таки. По-новому взглянуть на летучих мышей нам помог Азат, педагог дополнительного образования Республиканского детского эколого-биологического центра, не на шутку увлекшийся изучением рукокрылых после их прилета. Оказывается, из 39 видов летучих мышей, встречающихся в пределах РФ, фауна нашей республики включает 12. Восемь из них занесены в «Красную книгу РБ». Про этих маленьких зверьков существует великое множество легенд, но их реальная жизнь удивительней любой сказки. По словам Азата, из всех млекопитающих только летучие мыши научились активному, а не планирующему полету. Чтобы уверенно летать в темноте ночи и в абсолютном мраке пещер, летучие мыши в ходе эволюции выработали сложнейший механизм эхолокации. Они испускают серии узконаправленных ультразвуковых писков и по отражению звука от различных предметов мгновенно определяют их местонахождение и размер. Шерсть и густые волосы поглощают ультразвук, поэтому летучие мыши иногда запутываются в волосах. Летучие мыши пользуются и обычными звуковыми сигналами, в основном для общения. Дети слышат цвирканье и писк большинства видов, пожилые люди - лишь немногих. Все летучие мыши нашей страны питаются насекомыми. Каждую ночь они уничтожают огромное количество вредителей, а также комаров и прочего гнуса. У большинства народов Европы летучие мыши так или иначе ассоциируются с нечистой силой, но на Востоке они являются символом счастья и радости.
Извозчик или таксомотор?
«Зеленоглазое такси, притормози, притормози…» - поет человек в шляпе. Почему зеленоглазое, поймешь не сразу. На современных автомобилях, работающих в службах такси (а их у нас в городе около 30), зеленых «светлячков» давно нет. Канули в Лету нагло-развязный тон таксистов и торговля водкой в лихие 70-е. Сохранился другой неотъемлемый опознавательный атрибут таксомотора - шашечки. Впервые они появились на автомобилях такси в 20-е годы в Германии. Шашечки шли вдоль четко выраженной поясной линии и обозначали специальную принадлежность этой машины. В 46-ом году их стали наносить на такси «Победа». До той поры собственной «униформы» машины такси не имели. На «Волгах» поясной линии не было, и полосу из таких шашечек наносили по передней двери в ширину. По разысканиям краеведа Юрия Ерофеева, первые попытки организовать службу такси в нашей столице наблюдались еще в начале прошлого века. В 1907 году пятидесятилетний дворянин Павел Коропачинский подал в городскую думу прошение: «Предполагая открыть автомобильное движение по городу для перевозки пассажиров до вокзала и пароходных пристаней, а также и по улицам города, покорно прошу городскую думу разрешить мне такое движение с установленной платой применяясь приблизительно к таксе извозчиков или дилижансов. Мая 15 дня». Управа вынесла свое заключение: «Внося настоящее ходатайство на благоусмотрение Думы, Управа со своей стороны предлагает разрешить г-ну Коропачинскому автомобильное движение по городу для перевозки пассажиров». С пассажира без багажа было решено брать 10 копеек, с багажом - 15, с детей - 5. Через два года Павел Флегонтович был объявлен несостоятельным должником. То ли не выдержал конкуренции с извозчиками, которые развозили седоков по 25 городским маршрутам, то ли просто решил отказаться от автоизвозного промысла. Автомобиль Коропачинского был продан. Технический прогресс остановить невозможно. В 1911 году в Управу поступили ходатайства З.Л. Еремина, Д.В. Линецкого и Ф.Н. Мартемьянова о разрешении перевозки на автомобилях пассажиров и грузов. Одновременно торговый дом «Россия» просил дозволения иметь автомобили при гостиницах «Русь» и «Россия» «для перевозки квартирантов и их багажа на станцию железной дороги, пароходные пристани, в окрестностях и по городу». Гласные отдали предпочтение Захарию Еремину, оставив, однако, вопрос открытым: поручить Управе представить к следующему собранию (заседанию) доклад с разработанной таксой. Документальных доказательств воплощения замысла Еремина в жизнь нет. В те годы автомобильное движение по уфимским улицам могло быть лишь в сухие летние месяцы. И один-единственный автомобиль проблему внутригородского транспорта не решал. Настоящее такси появилось в Уфе в 1938 году, с началом выпуска Газ-М - знаменитые «эмочки». До 46-го года такси обозначали так: за ветровым стеклом стоял громадный ящик таксометра с флажком на вертикальной ножке, где была надпись «свободен». Флажок опускался, когда машина была занята. А через пару лет на «Победах» установили зеленые огоньки. В первые десятилетия советской власти автомобилей на уфимских улицах было мало, тем более личных. На первое июля 1955 года насчитывалось 3524 автомобиля, из них 847 легковых, индивидуальных - 886. И трудно было предположить, что великое автомобильное нашествие не за горами.
Татьяна ШАНГИНА |
|
|