|
РУБРИКА "ДВЕ ПОЛОВИНКИ"Спешите делать добро
Трудовые корни 25 января 1957 года во второй класс школы № 87, что в Черниковке, на улице Нежинской, пришел учиться мальчик Володя. Его семья только-только получила новую квартиру, а в эту школу ходить было ближе. Целую неделю он сидел за партой один, а потом на учебу вышла его соседка - девочка по имени Лида, которая подхватила, как оказалось, ангину. Черниковка, как известно, район рабочий, вот и у наших героев родители трудились на УМПО - Уфимском моторостроительном объединении. Отец Володи был питерский потомственный рабочий Иван Прокофьевич Слабов. Он не пил, не курил, вел здоровый образ жизни. Семья его была с традициями: каждый год у них собирались все дети, вся родня, фотографировались, устраивали семейные торжества. Отец был человек еще и мудрый, знал о жизни нечто очень существенное. «Я буду жить до девяносто пяти», - сказал он детям задолго до круглой даты. И в свой девяносто пятый день рожденья тихо, без мучений отошел в лучший мир. Отец Лиды, Александр Семенович Зверев, тоже работал на УМПО, он потомственный рабочий, потомственный уфимец, основательный, серьезный, крепкий семьянин. Под стать отцам были и матери - Анна Николаевна и Наталья Павловна - работящие, любящие свою семью, детей, свою работу, свой город люди. Вот каких корней наши герои, вот от каких яблонь покатились яблочки, вот каковы были, говоря языком искусства, предлагаемые обстоятельства. Учитель В той школе работал учителем Аркадий Ефимович Казырин, интереснейший человек: художник, спортсмен, любитель природы. Он не только учил детей в школе, но еще водил их в походы по всей республике, учил говорить по-башкирски еще в те годы, чтобы всегда можно было попросить молока и хлеба в аулах, и даже - представляете - ежегодно снимал дом на станции Биянки в Челябинской области, где дети встречали Новый год. До сих пор помнят Володя и Лида песни на стихи Мустая Карима, что пел под гитару их учитель. А еще они ездили в археологические экспедиции с самим академиком Мажитовым. Правда, тогда он был еще только кандидатом наук, но все равно: раскопки-то были настоящие, палатки настоящие, костры, чай под открытым небом! Немудрено, что им вся школа завидовала! Вот так за своим учителем тянулись дети - они привыкали к активной, насыщенной жизни, им нравилось приносить добро людям. «Спешите делать добро», - именно так всегда говорил своим ученикам скромный герой, великолепный учитель, уфимец Аркадий Ефимович Казырин. Кем же после этого должны были стать наши герои? Лида и Володя активно участвовали в жизни школы. Лида была председателем совета дружины, Володя - горнистом школы. Лида стала секретарем комитета комсомола, Володя - заведующим культмассовым сектором, капитаном волейбольной команды, в старших классах он уже играл за заводскую команду НУНПЗ. И все время они были вместе - вместе в школе, вместе после школы, на разных мероприятиях, вместе строили планы на жизнь, вместе готовились к поступлению в институт на берегу Белой. Начало взрослой жизни Конечно, жизнь пыталась вмешаться в их планы, ведь известно, что человек предполагает, а Бог располагает. Так, родители Володи хотели, чтобы он стал рабочим. Но тяга к той интересной, насыщенной, полнокровной жизни, что была в школе, авторитет гордого имени Учителя, желание помочь детям стать лучше, найти свою дорогу в жизни пересилили все обстоятельства, и Володя поступил в физкультурный техникум. А что же Лида? Она закончила школу и... сразу же осталась в школе - уже работать. Жили ведь тогда бедно, возможности учиться очно не было. Вот почему она училась заочно в Педагогическом институте, а днем работала учителем. Прошло немного времени, и ее пригласили на лето поработать в Калининском райкоме комсомола - подменить отпускницу. Лето прошло, а Лида осталась в райкоме - не могли не оценить ее умение работать споро, с огоньком, с подлинным старанием. Так наши герои стали взрослыми. И в двадцать лет они решили пожениться. Этому решению никто не воспротивился, потому что настолько естественным оно было, ведь все привыкли, что они и так все время проводят вместе, что они неразлучны. Но вспомним те времена: максимум, что могли себе позволить молодые люди - это держаться за руки, никаких таких вольностей нового времени тогда не было и в помине. И знаете, как-то это было хорошо - уж лучше парочек нынешних, что стоят повсюду, слипшись как карамельки. А свадьба была простая, но веселая. Пришли все друзья, все знакомые, вся родня, все одноклассники, посидели за столом, а потом пошли на берег Белой кататься с горки. Весело было, страсть! Жизнь Лидия Александровна работала в райкоме ВЛКСМ, потом перешла в райком партии. Когда партии не стало - ушла директором интерната №3, что возле Дворца машиностроителей, и тринадцать с половиной лет работала там. Было нелегко, часто, приходя домой, она рассказывала мужу и детям - Лене и Косте - о трагических судьбах своих подопечных. Сделали в интернате капитальный ремонт (чего это стоит - отдельная история, люди знающие оценят), и вместе с коллективом постарались сделать все, чтобы воспитанникам было хорошо. Круглые сутки на работе, всегда вместе - и в радости, как говорится, и в горе. Частым гостем интерната был тогдашний глава Калининского района Владимир Лаврентьевич Кашулинский, к сожалению, ныне уже покойный. Сам сирота, он любил после трудного дня зайти к ребятам, поговорить, поиграть в шахматы. «Душой я с ними отдыхаю»,- говаривал Владимир Лаврентьевич. Чем мог, он помогал интернату, и, конечно, видел, как старается Лидия Александровна. Перейдя на работу в администрацию города, он предложил назначить ее начальником Управления по социальной политике администрации города Уфы, где она и трудится сегодня. А что же Владимир Иванович? Он пошел работать в школу физкультурником. Помните, как у нас показывали физкультурников в кино - вечно с мячиком и свистком? Так вот, Владимир Иванович всегда добивался того, что в школе физкультура становилась любимым, главным предметом. Он строил стадионы, улучшал материальную базу школы, проводил соревнования, занимался с детьми много, усердно и с любовью. Не случайно он первым в республике среди учителей-физкультурников стал методистом, затем - руководителем методистов города. Конечно же, он не мог остаться в стороне от высшего образования и окончил знаменитый ленинградский институт имени Лесгафта. Его труды привели к тому, что его, учителя-физкультурника, назначили директором школы №111. Будучи сторонником всего нового, прогрессивного, Владимир Иванович наладил общение с учеными, в частности, с Ахматом Закиевичем Рахимовым из БГПИ. Однажды его на каком-то совещании встретил секретарь райкома Олег Филимонович Каменев и спросил: «Ну как, наладил преподавание физкультуры?» «Ну почему только физкультуры? Я все предметы наладил», - ответил Владимир Иванович. За таким вот шутливым обменом мнениями стояла уверенность в своих силах и результаты долгого, кропотливого труда. Не случайно в скором времени ему предложили стать директором строящейся школы № 121. В дополнение к проекту Владимир Иванович построил в ней бассейн, мастерские и еще один этаж. Это теперь, как и мечтал Владимир Иванович, инновационная школа, она первой в республике стала гимназией. Медаль за труд Не бывает такого, чтобы ты трудился и тебя не заметили. Рано или поздно (хотя желательно, конечно, вовремя) труд бывает оценен. Сегодня Владимир Иванович - заслуженный работник образования Башкортостана, заслуженный учитель России, он был признан лучшим директором школы в городе, в 2006 стал лидером образования на всероссийском конкурсе. Ученики из его школы поступают в лучшие вузы страны, занимают призовые места на всероссийских конкурсах. Лидия Александровна стала заслуженным работником социальной защиты населения Республики Башкортостан. Выросли дети, у них уже свои семьи, они нашли свою дорогу в жизни. Но все так же собираются Слабовы в своем маленьком садовом домике в Иглинском районе и все вместе, с детьми и внуками, поют песни у костра. И песни эти - о светлой, яркой жизни, в которой люди спешат делать добро.
Айдар ХУСАИНОВ |
|
|