ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №10 (71)
     октябрь 2007 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ПРОГУЛКИ С АРХИТЕКТОРОМ"

Древнейшая в Уфе


- Александр Васильевич, откуда взялось это название: «Большая Казанская»?
- По одним источникам - улица названа в честь Собора Казанской Божьей матери, по другой версии - в Уфимской крепости, которая считалась началом Уфы, было шесть ворот, определявших направление улиц. Одни из них назывались Казанские - с них улица и росла. Это, собственно, была дорога на Москву, через Казань. Между прочим, Большая Казанская - а еще раньше Репная слобода - старейшая в Уфе: как утверждают историки, ей около
400 лет.
- Сейчас ведется много разговоров о реконструкции зоны Монумента Дружбы.
- Как и всей Казанской, а что касается Монумента, то действительно есть очень много хороших и разных проектов. К примеру, очень интересный дипломный проект был представлен студентами Булатом и Ксенией Ишмухаметовыми в прошлом году. Они очень хорошо проработали это место с восстановлением крепости. Жаль, что в реальность он не воплотился.
- А кто проектировал Казанскую изначально?
- Как и всю южную часть Уфы, первый генеральный план разрабатывал петербуржский архитектор Гесте в 1819 году - хотя, точнее, первый генплан Уфы спроектировали в 1803 году, но утвержден он не был, и улица должна была выглядеть иначе. Так вот, в 1817 Гесте приехал в Уфу, поправил генплан. И по его замыслу Уфа, ее центр выводился из подтопляемых мест на возвышенность. А заканчивалась улица Верхнеторговой площадью и представительским зданием центра. На оси улиц находилась часовня Александра Невского, заложенная в честь приезда Александра I. Сейчас на месте часовни фонтан.
- Примечательно, что эта история корректировки генплана позапрошлого века с зодчим из Питера с точностью повторилась в 2006 году, когда в Уфу приехали архитекторы «Ленпромстройпроекта» и объяснили, что надо делать. Кстати, что вы думаете о генплане, принятом в 2006 году?
- Что я думаю? Я его критиковал.
- Вы не согласны с развитием Уфы в сторону Затона и Демы?
- Не в этом дело. Генпланом
1995 года была совершена большая ошибка - Уфу вытолкали в Зауфимье. Я тогда протестовал, выступал, но меня никто не слушал.
- А что вы предлагали?
- Я говорил и сейчас говорю, что есть резерв развития Южной части. Есть начало, заложенное еще предыдущим генпланом: мощная связка - Затон и Дема. Достаточная территория для численности, на которую генплан и рассчитывается - миллион с небольшим. Конечно, сейчас ленинградцы его поправили. Откровенно говоря, мне кажется, что в новом генплане не прописана перспектива Зауфимья. Нарисовали скромненько в Зауфимье вместо города поселочки - и практически бросили его. Город вплотную столкнулся с проблемой - эта территория, во-первых затопляемая. Вторая и главная сложность - инженерная: канализование, теплоснабжение. Развивать Зауфимье очень трудно и затратно.
- А что теперь с ним будет?
- Не знаю, но земля там продается бойко. Построится дорога, и район будет застраиваться одноэтажно.. Только боюсь, что стихийно, как Чесноковка. Просто поражаюсь - почему так происходит? Весь мир начинает с дорог, мы - с домов. А потом к этим домам начинаем что-то прокладывать, - заволновался Александр Васильевич. - Но вернемся к Казанской. Слава богу, что эту улицу до сих пор не тронули. Был такой Фарит Измайлович Рехмуков, интереснейший человек, главный архитектор Уфы конца 50-х - начала 80-х - берег эту улицу до лучших времен. Да и другие архитекторы сюда не лезли. И большой снос мешал: много жилья надо было строить для отселения жителей.  
- Так что же произошло сейчас?
- Создалось такое положение, что относительно свободные строительные площадки в Южной части исчерпаны. Отсюда и давление на эту улицу. На сегодняшний день здесь предусмотрены 4 крупных отвода под кварталы, реконструируется бывший чугунно-меднолитейный  и механический завод №1 - он же «Горнас», он же завод Гутмана - тоже старейший завод. Вот и он. Говорят, что на этом предприятии изготавливали лучшие пожарные машины в России, а еще сохранились канализационные люки с фамилией владельца завода.
Посмотри: проект реконструкции 78-го корпуса. Вероятно, таким он будет в ближайшем будущем (картинка №1). Проектирование ведет фирма «Генпроект».
Мы прошли над проспектом Салавата Юлаева, и архитектор указал рукой направо,
- Реконструкция здания арбитражного суда, проект выполнен мастерской Ахметшина, нашей фирмы - «Архпроект».
Действительно, почему бы Арбитражному суду не выглядеть красиво?
- Вот этот дом, 55-й, я знаю. Это инфак БГПУ.
- Глядя на него, ничего не замечаешь?
- Да вроде необычного нет ничего…
- Архитектор Володя Соловьев, работая в нашей фирме,  еще в 90-е годы сработал вот этот пристрой к зданию.
- А мне казалось, что этот корпус изначально был таким...
- Да, этого здания зачастую просто не видят - настолько удачно оно село в среду, органично вписалось в нее.
- Что называется, глаз не режет.
- Добавлю, что проект изначально был поинтереснее: с арочными решениями, красивыми лестницами. Но при строительстве его порядком упростили. Но тем не менее - это очень хороший пример правильной застройки улицы.
- А как сильно могут исказить проект строители?
- Хорошие строители воплощают полностью. Плохие - курочат, как могут. И от инвестора многое зависит. И часто строители убеждают инвестора в том, что чем проще - тем дешевле.
- Деньги решают все?
- Да не в деньгах дело, а в людях. Нормальные люди - с нормальными деньгами - строят хорошо. Дурные и с большими сделают плохо.
- Ну а если не хватает денег? Раз - и закончились внезапно...
- Как это не хватает? А ты не берись за сложное - если денег мало, проще строй.
На углу Новомостовой административно-жилой комплекс архитектора Дмитрия Винкельмана - тоже хороший пример правильной застройки. Но он серьезно пострадал при строительстве.
- Удивительно звучит. Пострадал не от землетрясения или наводнения, а при строительстве.
- Вот построенный дом, а вот - сравни - его проект. Есть разница?
- Заметна. Но дом-то неплохой?
- Для улицы - хороший. Но упростили его сильно.
- Вот обветшавшее здание рядом  с Институтом геологии - видно, что тоже не «новодел».
- Ну что ты, это же Спасская церковь - уменьшенная копия Казанского собора. Интересна ее история. Когда по Большой Казанской крестный ход нес в Смоленский собор икону Спаса Нерукотворного, то на этом месте ход остановился, и несшие икону не могли сделать ни шагу. Святыня сама выбрала для себя место. И была возведена церковь Спаса Нерукотворного - как видите, сохранилась она плохо. Снесены купола, алтарная часть еще в 70-х поползла в овраг. До «геологов» тут размещался кинопрокат, а сейчас его передали церкви, и здание готовится к реконструкции. А за церковью через овраг был перекинут висячий Демидовский мост, разумеется, чугунный.
- Говорят, что где-то тут был дом Демидова?
- Не совсем тут, но был. Вообще, в XVIII веке, когда на Урале начала развиваться промышленность, улица начала активно застраиваться купцами: Чубуковым, Поносовым, Кузнецовым и другими. А демидовский дом был на углу Казанской и Воровского, там даже Суворов останавливался, хотя, возможно, это легенда. Но историк Мещеряков утверждал, что дом Демидова располагался приблизительно вот здесь - по Казанской, 49, и он не сохранился.
- А что за монументальное здание находится по соседству с ним?
- В 47-м доме размещался Волжско-Камский коммерческий банк. А рядом в доме с дробью проживал первый председатель Уфимского ЧК - Зенцов. Лучше, чтоб не жил, конечно, с учетом того, что они со страной сотворили.
- Слов нет, улица очень интересная, но эти купеческие особняки сейчас заселены большим количеством семей. Что делать с людьми, за чей счет расселять? Можно ли решить эту проблему?
- Мне кажется, решение вопроса есть. Нужно продать эти дома … за копейки.
- Не понял?
- Все просто. Все эти дома являются историческими и архитектурными памятниками и приватизации не подлежат. Но если у государства не хватает ни сил, ни желания заниматься расселением людей и реконструкцией этих памятников, надо предложить предприимчивым людям заняться этим. Как в Нефтекамске: на берегу водохранилища сохранился целый полуразрушенный старинный квартал. Но там ситуация полегче - дома стоят пустые. Нашелся один предприниматель, который выкупил несколько домов и довел их до ума, до первозданного облика.
- Ясно: дома продаются желающим, те расселяют жильцов и возвращают домам первозданный облик, согласно утвержденному проекту.
- Именно. Эта улица с точки зрения предпринимательства очень интересна. Связка центра с Белой как была, так и сохранилась. Транспорт идет. Люди гуляют. Да на таком месте можно разместить… Ну все, что угодно!
- Как вариант - Торговые ряды Гостиного двора протянуть до самой реки.
- На мой взгляд это - самое разумное решение.
Конечно, улица нуждается в реконструкции: то, как она сейчас выглядит - это ни в какие ворота не лезет. Уфа становится современным мегаполисом. Но реконструировать ее нужно бережно. Давно пора сделать хороший проект застройки этой улицы. Причем полный.
- В чем же дело? Вам, архитекторам, и карты в руки.
- Были такие попытки. Еще в 1991 году Рудольф Иванович Кирайдт разработал проект детальной планировки Казанской. Возможно, проект не безупречный, но основа была здоровая - максимальное сохранение истории, которой в Уфе, между прочим, не так много осталось. Предполагалось восстановить Троицкий собор, Спасскую церковь, сохранить большинство старых зданий, использовать овражную часть под застройку, что, на мой взгляд, неправильно. В овраге жить плохо. Туда кроме сточных вод стекает и газовый смог.
- Рациональнее их засыпать?
- Как сейчас и делают, полностью меняя рельеф. Хотя я всегда был за сохранение сети оврагов. Они - как легкие в городе: через них он продувается, вентилируется. В 80-х годах разрабатывались идеи сохранения оврагов, но сейчас идут по пути засыпки. Очень сложно застраивать овраги. Тяжелые геологические условия - карст, оползни. Засыпать проще.
- А насколько реально сделать из этой улицы пешеходную зону?
- С точки зрения транспорта - малореально. Фрунзе и Коммунистическая с потоком не справляются. А о том, что пора сделать ее пешеходной, говорили еще при Рехмукове. Снять полностью с нее транспорт вряд ли удастся. И вообще, что такое пешеходная улица?
- Ну, типа Арбата.
- А что - Арбат? Москвичи сохранили кусок старой улицы, причем неудачно. Понаставили фонарей, сделали рекламу. Улица - она и в Африке улица. По ней ходят. И ездят! Надо ли перекрывать транспорт? Я сомневаюсь.
- А мне кажется, что для пеших променадов такая улица нужна.
- Пешеходные улицы - это чисто российское изобретение. На Западе, в Европе нет таких улиц. Там просто закрывают улицы для транспорта, где есть такая возможность.Что такое город? Это живой организм со своей системой капилляров и артерий, которые составляют улицы. Как только один капилляр перекрывают - возникают проблемы, как у человека.
- Хорошая аналогия.
- Чем гуще сеть улиц, тем меньше нагрузки на каждую из них. И проблема не в ширине улиц, а в их количестве. В Палермо улицы - уже не бывает, но пробок я там не видел.
- Так там, наверное, автомобилей мало, у нас же их, дай бог, 286 тысяч, и меньше не становится.
- Я не знаю, сколько авто на душу населения в Палермо, но, думаю, не меньше нашего.
Там очень частая уличная сетка, она позволяет даже в узких  улицах разгружаться. Или Чикаго - там тоже нет транспортных пробок, ну а в Чикаго-то машин поболе нашего. Лондон - тоже нет проблем, по крайней мере в центре.
- Главный архитектор Уфы Рамзит Маскулов предложил как вариант уменьшить количество светофоров.
- Может быть, но в этом случае и культура езды должна быть соответствующей. Если в том же Лондоне или Штатах водители пропускают друг друга, то у нас прут не глядя. Да, у немцев нет светофоров, но у них есть главная дорога и ручейки въездов. Причем въезды вымощены брусчаткой - чтобы, вливаясь в поток, ты притормозил. И опять же поведение. Тут дело в менталитете.
- Может, подземные переходы решат проблему?
- За границей я не видел подземных переходов. Там стоит наступить на «зебру» - подчеркиваю, на «зебру» - и все машины тормозят, пропуская тебя.
- На улице главный - пешеход?
- Главный. А у нас: встань на «зебру» - что будет? Убрать светофоры… Не знаю…
Сетка должна быть густой - вот в чем решение транспортной проблемы.
- Так почему же она редкая?
- Да это наше социалистическое строительство с его могучими микрорайонами привело к этим проблемам. Огромное количество народа, магазинов, автомобилей - и одни внутриквартальные проезды. Вот вам и результат. Хорошо хоть Южная часть посечена на мелкие квадраты - как и задумывалось архитектором Гесте.
- Чем меньше - тем лучше?
- Есть оптимум. Совсем маленькие тоже не к чему.

Ильдус ГИМАЕВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости