ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Кто работает - у того и результат
Знаковым событием марта стало подведение итогов социально-экономического развит...

Цветы парламентариям
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан отметило свое 15-лети...

На службе строгого расчета
Госкомстат Башкортостана отметил 175 лет со дня основания.  Мало кто знает, но им...

Приключенная энергия
На Уфимской ТЭЦ-4, дающей тепло северу башкирской столицы и питающей многие промыш...

Башкирская нефть на бирже
АНК «Башнефть» получила аккредитацию на Санкт-Петербургской международной товар...

Новоселье для ветеранов
22 марта министр регионального развития России Виктор Басаргин провел в режиме ви...

Золотые швы Шабаева-Галассо
Идея престижного конкурса «Europan» - предоставить молодым архитекторам возможность...

Исмагилов, Краснов, Пегов и другие
В московском зале «Тушино» прошла выставка башкирских художников, посвященная 15-...

Ромео заговорил на башкирском
24 марта на сцене Национального молодежного театра с успехом прошла премьера спек...

В память о Рудольфе
Уфа отметила день рождения Рудольфа Нуреева. 17 марта великому танцовщику исполни...

Медали для родни
Триумфом завершилось выступление башкирских спортсменов на Паралимпиаде в Ванку...

И вновь Красников!
На состязаниях в Берлине уфимец Николай Красников стал шестикратным чемпионом ми...

Ретрокалейдоскоп
90. 9 апреля 1920 года образована комиссия по разработке Конституции БАССР.
25 апреля...





     №4 (101)
     апрель 2010 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Между камнем и металлом


- Владимир Владиславович, в учебной программе история страны фактически начинается с Киевской Руси, потом идет описание Московского княжества, которое впоследствии дорастает до России, затем Российской Империи и так далее. С чем связан этот центризм, неужели история, к примеру, нашего региона, беднее?
- Дело в исторической школе, которая создала эту традицию. Естественно, первые историки Российского государства жили или в Москве, или в Санкт-Петербурге, они выполняли некий социальный заказ и писали про то, что им ближе. По наследству эта традиция передалась и советской исторической школе, когда все учебники строились по такому принципу:  первая глава - это первобытно-общинный строй, а вторая - уже Киевская Русь, а что происходило в этом промежутке на всей территории нынешнего Российского государства, абсолютно непонятно. Еще до революции появились отдельные исследования по истории хазар, Булгарского царства и Монгольской империи. К настоящему времени создана история других государств, существовавших на территории России: Тюркского, Уйгурского, Кыргызского каганатов, державы хунну. Только в последнее время начали активно исследовать историю Готской державы, которая сложилась в Причерноморье и тоже сыграла большую роль в формировании Киевской Руси. Таким образом, у нас не преподается объективная история территории, на которой сейчас существует Россия.
- Есть ли желание среди научных кругов написать правдивую историю?
- Это желание реализуется при издании книг и монографий. Но в целом все зависит от государства. Те же учебные книги выпускаются в Москве и за счет бюджета. Но фактически все чиновники сидят в столице, и у них свое видение и центристское отношение, когда все, что выходит за пределы Подмосковья, выглядит как нечто побочное.
- Существует устойчивое мнение, что кочевые народы - по сути варвары, которые играли в истории страны исключительно отрицательную роль.
- Такой стереотип - тоже наследие досоветской исторической школы, когда кочевые общества рассматривались только с точки зрения противника. Но все не так просто. В истории вообще недопустимы нравственные оценки вроде «эти народы хорошие, а эти - плохие». В научных кругах к кочевым культурам относятся более чем толерантно. Они сами создавали свои государства, экономику, поэтому ни в коем случае нельзя называть кочевников отсталыми. Откуда рождаются такие стереотипы? Приведу пример: если читать о гуннах в источниках тех, кого они завоевывали, то это действительно недоразвитые варвары, несущие разрушение, ко всему прочему еще и безобразно выглядевшие. Когда изучаешь материалы самих гуннов, понимаешь, что это вполне развитая культура и внешность у людей вполне нормальная.
- Но бытует мнение, что многие кочевые племена даже не имели своей письменности…
- Большая часть памятников до нас просто не дошла. Взглянем объективно: какие письменные источники мы знаем? Хорошо известны греческие памятники, но они сохранились благодаря тому, что их переписывали римляне, а последних, в свою очередь, переписывали византийцы. А вот, к примеру, источники персидской цивилизации до нас дошли в основном на каменных плитах. Почему мы знаем новгородские берестяные грамоты? Да потому, что город был построен на болоте, и там была благоприятная среда для их сохранения. Известно, что в Казани были богатейшие архивы, но они до нас не дошли. А руническая письменность древних тюрков? Наверняка они писали не только на каменных стелах.
- Сейчас летописные источники нередко подвергаются критике как необъективные, ведь они писались в монастырях по заказу. Верите ли вы летописям?
- Верить или нет - это понятие богословское. Все летописные источники всесторонне проверяются. Факты, изложенные в них, сопоставляются как с местными летописями, так и с западными хрониками. Конечно, есть и подделки. Например, не так давно научный мир был взбудоражен так называемой «Велесовой книгой», которая повествовала о жизни древних славян. Сейчас уже доказано, что это пусть гениальная, но подделка. Кстати, долгие годы научное сообщество сомневалось даже в подлинности эпоса «Урал-Батыр», но сейчас исследователями доказано, что это один из самых древних мифов Урало-Поволжья, который мы имеем.
- В центре столицы находится городище Уфа-II. О нем известно давно, но почему внимание исследователей к нему привлечено только в последние несколько лет?
- Раньше этот памятник был просто недоступен, ведь на месте Уфы-II стояли дома. Когда началась реконструкция кварталов, за дело взялись археологи. Среди остальных памятник выделяется мощным культурным слоем. Были открыты деревянные мостовые, исследованы жилища и система укреплений городища. Кроме того, в непосредственной близости от памятника находится огромный некрополь, где в разные годы были найдены уникальные захоронения, с большим количеством золотых предметов. Пока не опубликованы все данные, рано делать выводы, но на основании того, что здесь присутствует разнообразная керамика, явно привезенная из других регионов, можно предположить, что Уфа-II возникла как центр торговли. Если сложить все воедино, то уже сейчас можно утверждать, что городище уникально не только для нашего региона, но и для всей Восточной Европы.
- Известно ли, какой национальности были эти люди, на каком языке они говорили?
- Нет. На каком языке они говорили, как они себя называли, мы сказать не можем. В найденных захоронениях встречаются как монголоидное население, так и европейские южные лица, то есть те два антропологических типа, которые легли в основу формирования башкирского народа.
- То есть?
- Приведу пример. В Западной Европе был исследован могильник эпохи неолита и проведены генетические исследования населения, проживающего в ближайшей к некрополю деревне. Выявилось очень близкое совпадение генотипа местных жителей и тех, кто был похоронен в неолитическом могильнике. Естественно, что у наших современников совсем другой язык и уровень культуры, но стало очевидным, что какая-то часть населения проживает здесь с древнейших времен. В свое время ученые очень увлеклись миграциями, но сейчас тенденция другая: доказано, что всегда есть какое-то ядро людей, которые веками живут на этой территории, и наш край не исключение. Здесь всегда был такой островок стабильности, люди выдерживали все натиски. Башкиры выдержали татаро-монгольское нашествие, они вынуждены были уйти в горы, отсиделись там, пережили партизанскую войну, но в результате монголы вынуждены были дать им определенные привилегии. Этническое ядро было сохранено.
- Сколько должно пройти лет, чтобы исследователи могли полностью восстановить жизнь древнего населения Урала?
- Пока у науки нет технологий, которые позволили бы реконструировать жизнь древних. С каждым годом мы получаем все больше новых данных, которые немного приоткрывают завесу тайны. Но вопросов пока намного больше…

Маргарита ТИЛОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг