ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Есть потенциал!
На заседании Президиума Регионального политсовета партии «Единая Россия» состоя...

Москва назвала лидера
По итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъе...

Готовимся к Госсовету
В рамках выездного заседания Совета Республики по вопросам здравоохранения в сто...

Засуха наступает
Проблеме засухи и угрожающей ситуации в сельском хозяйстве республики было посвя...

Десять литров на метр
Изнурительная жара отнимает у горожан все силы. Асфальт плавится под ногами, а моз...

Даешь молодежь!
Ярко, динамично  прошел в Уфе День молодежи. На всех площадках города развернул...

«Башнефть» - в первой пятёрке
АНК «Башнефть» приняла участие в XIII Международной выставке «Нефтегаз - 2010», котор...

ВИП-ничья
Водни из июньских выходных команда в составе уфимских ВИП-персон сражалась с чеки...

Ступени для творцов
В августе стартует II открытый Межрегиональный конкурс-фестиваль детского литера...

Великолепная четвёрка
24 июня в Уфе награждали лауреатов Республиканской молодежной премии имени Шайхза...

В год поэта
20 июля наша республика отметит 130-летие со дня рождения классика башкирской и тата...

И вечно мама сына ждёт…
Эх, творческие всё же люди работают и учатся в педуниверситете!
В июне усилиями с...


Славься сим, Императрица!
Уфа стала четвёртым городом России, где прошла премьера оперы «Царица» - историче...

Твои песни хороши, Емаши!
С 1 по 3 июля на живописном раздолье около села Емаши Белокатайского района в десят...

Ретрокалейдоскоп
90. 30 июля 1920 г. Совнарком издал постановление «О ликвидации мощей во всероссийском...




     №7 (104)
     июль 2010 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"

Авантюристы по натуре


- С ним мы открыли для себя советскую балетную школу. С 1983-го по 1989 годы он был директором парижской «Гранд-опера», и, благодаря ему, в репертуаре появились полные версии балетов Мариуса Петипа - до этого мы знали их лишь отрывочно. И не только Петипа: он поставил «Спящую красавицу», «Дон Кихота», «Баядерку», «Ромео и Джульетту»…
В XVIII-XIX веках главную роль на балетной сцене играли женщины. А Нуреев считал, что главный герой «Лебединого озера» - не Одетта, а Принц: ведь все происходит ради него. «Как па-де-де может быть любовным диалогом, если один из партнеров нем?» Он совершенно раскомплексовал мужчин на сцене.
С тех пор появились танцовщики более высокого роста, с более чистой техникой. Но в том и состоял его гений, что он умел овладеть публикой, умел навязать даже свои недостатки. Я не знаю танцоров, равных ему в плане артистизма. Во втором акте «Жизели» он так выходил на сцену, так накидывал свой плащ, что было сразу видно: Альберт раздавлен горем… Этот эпизод мы помним до сих пор. Исполнители балета чаще думают о том, чтобы технически правильно выполнять движения, и не всегда о том, что па должны что-то выражать. А Нуреев, когда работал в Мариинском театре, параллельно изучал методику Станиславского. Он старался воспринимать знания отовсюду.
Чтобы написать свою книгу, Ариан подробно изучила историю бегства Нуреева на Запад: опросила всех, кто был в тот день 1961 года в аэропорту Ле Бурже, изучила переписку советского и французского правительств. («Еще было бы интересно поработать в архивах КГБ и Кировского театра», - замечает дотошный автор). Но ее целью было не просто подробнейшее восстановление событий, а проникновение в психологию героя. «В глубине души он всегда оставался таким же: не похожим на всех, диковатым и одиноким. Он умел пользоваться своей непохожестью, но он же и страдал от нее…».
- Рудольф Нуреев очень интересовался и современной хореографией и привел в «Гранд-опера» многих балетмейстеров этого направления, - отметила  Ариан Дольфюс, профессиональный балетный критик. - Говорил, что надо пробовать все, даже если будут ошибки. «Классический танец - это позвоночник, но у танцора еще есть две ноги: если одна отдана классике, то другая должна владеть модерном».
Сейчас мне очень нравятся неоклассические постановки Киллиана, Матса Эка и Пины Бауш. Я просто советую вам «Жизель» Матса Эка! Там Жизель, как и в оригинале, сходит с ума, и весь второй акт происходит в психиатрической лечебнице. Это может напугать любителей классики, но, поверьте мне, это гениально! 
Без границ и запретов
Между тем модерн уже отвоевал себе значительное место в программе XVI Нуреевского фестиваля. Историю современных молодых людей Петрушки, Балерины, Арапа и Фокусника молодой хореограф Ринат Абушахманов рассказывает современным же балетным языком - с элементами акробатики, полным ярких сценических эффектов. «Внутри театра должна расти собственная хореография. Я считаю этот спектакль надеждой театра», - так отозвалась о постановке La Marionette по мотивам балета Игоря Стравинского «Петрушка» редактор отдела музыки газеты «Культура» Елена Федоренко.
Одухотворение плоти, осознание себя Мужчиной или Женщиной, освобождение от границ и запретов - этому было посвящено представление итальянской труппы Ariston Proballet из Сан-Ремо под названием «Ecce Homo» - «Вот человек». Опрокинув многие традиционные представления о балете, смело комбинируя музыку Джузеппе Верди и нашего современника Филиппа Гласса, он действительно дает ощущение свободы, позволяет переосмыслить возможности собственного духа и тела.
- Среди наших постановок есть классическая «Коппелия», но большинство - современные, например, «Божественная комедия» по Данте, - рассказала солистка труппы Сильвия Ринальди. - Мы стараемся, чтобы наш танец не только развлекал, но и наводил на мысли.
- Я закончил Пермское хореографическое училище, работал дома, затем перебрался во Францию и вот уже три года танцую в Сан-Ремо, - сообщил мне единственный русский танцовщик в составе труппы Константин Нерослов. - Живу в маленьком городке во Франции, каждый день езжу на работу на поезде. Полчаса в одну сторону - можно покататься на лыжах, полчаса в другую - море...
Вопреки закону Ньютона
«Меня поразили ее линии. Тут ей равных не было. Руки хорошо вписывались в идеально выверенные, отточенные позы.... Быть на сцене легкой - редкий дар. Всегда слышишь бряцание балетных туфель об пол. Уланова всегда танцевала второй акт Жизели в мягких туфлях, чтобы исключить малейшую отвлеченность от образа. Весь спектакль меня не покидало ощущение, что она касается пола реже, чем предписано смертным законом тяготения...». Вот что пишет о ней Майя Плисецкая. Как заметил ведущий гала-концерта в ее честь Святослав Бэлза, в первую очередь с русским балетом ассоциируется  именно она. Ее коронные номера исполнили молодые лауреаты четырех всероссийских и международных конкурсов, в том числе ученики Красноярского хореографического колледжа Кристина Андреева и Дмитрий Соболевский: его художественный руководитель Аркадий Зинов - выпускник нашего училища, народный артист РБ.
Допрыгнул до Большого
Он окончил Башкирский хореографический колледж в 1996 году и, хоть и хотел остаться, отправился работать в Театр оперы и балета Республики Коми. А в 2006 году он сказал Мариинскому театру: «До встречи», - и теперь танцует в Большом. В 2005 году получил премию «Золотая маска» за исполнение партии солиста в современном балете Т. Уиллемса «Там, где висят золотые вишни», а в возобновляемой Юрием Григоровичем «Ромео и Джульетте» ему достанется роль Тибальта. На уфимскую сцену Андрей Меркурьев вышел в партии Хозе в «Кармен-сюите» и принца Дезире в «Спящей красавице».
- Не могу сидеть на месте и ждать, пока дадут роль. Я всегда голоден по работе, - отрекомендовал себя артист. - Надеюсь привезти в Уфу свои собственные проекты. 
- Как вы работаете над образом Хозе?
- Вы слышали эту музыку? Я просто следую за ней. Хорошо, когда хореография соответствует музыке! Так бывает не всегда.
- А что для вас модерн?
- В этих балетах постановщики оставляют место для импровизации. Все новое, все современное - это свобода. Чувствую себя как рыба в воде.
- В каких странах вы любите гастролировать?
- Абсолютно во всех. Самая живая публика, по-моему, в Японии. Они если тебя любят, то это навсегда. Выходишь после выступления - стоят 300 человек, все хотят с тобой сфотографироваться, несут подарки...
- У нас в стране ставится довольно мало новых балетов...
- Новую хореографию нужно культивировать. Когда Большим театром руководил Алексей Ратманский (сейчас он разорвал контракт и уехал в Америку),  то на Верхней сцене, где проходят вечера современного балета, любой артист имел право поставить что-то свое. Но руководство поменялось, и все это заглохло. Такое практикуется во многих заграничных театрах - например, в Ковент-Гарден, кроме того, есть куча конкурсов для хореографов. Моего друга Алексея Мирошниченко - он сейчас возглавляет труппу в Перми - приглашали в «Нью-Йорк Сити Балет». Надо интересоваться тем, что происходит в мире.
- Скажите, вы встретили в театре своих соучеников?
- Рафаэля Галина. Остальные все разъехались. Кто в Америке, кто в Москве, кто в Питере, кто в Хорватии...
Звёздный час
Свое собственное «Лебединое озеро» (выдержавшее уже 40 представлений в турне по Германии) - вот что представил публике Башкирский хореографический колледж, а одним из самых больших сюрпризов заключительного гала-концерта стал его зажигательный пиратский танец на музыку из балета А. Хачатуряна «Гаяне». Адажио из балета «Журавлиная песнь» - первого балета, который увидел Рудольф Нуреев, в исполнении  народной артистки РБ Гульсины Мавлюкасовой и Олега Шайбакова, Кармен и Хозе - Лаура Ормигон и Оскар Торрадо (Испания), классическое па-де-де в прочтении Джорджа Баланчина солистов Мариинского театра Елены Евсеевой и Алексея Тимофеева, страстный современный дуэт «Ноктюрн» солистов Пермского оперного Ксении Барбашевой и Александра Таранова, две остросовременные миниатюры в исполнении лауреатов премии «Золотой софит» Елены Кузьминой и Юрия Ананяна и комический «Буржуа» солиста Staatballet Berlin Дину Тамазлакару; «Тарантелла» в исполнении народной артистки РБ Елены Фоминой и солиста Большого Андрея Евдокимова, миниатюры собственной постановки - «Узник» солиста Большого театра Морихиро Ивата и «Егет» (по мотивам азербайджанской народной музыки) солиста Латвийского оперного Ульви Азизова и, наконец, заключительный аккорд - труднейшее гран-па из балета «Дон Кихот» от Дину Тамазлакару и народной артистки РБ Гузель Сулеймановой - заключительный гала оказался просто феерией балетного разнообразия.
Разговор с «Красной
Жизелью»
Петербургский Театр балета Бориса Эйфмана, созданный в 1977 году, до сих пор воспринимается критиками неоднозначно - и в то же время завоевал признание во всем мире: как написала критик New York Times Анна Киссельгоф, мир может больше не искать хореографа номер один: это Борис Эйфман. Я не могла не задать несколько вопросов его ведущей солистке Елене Кузьминой.
- Трудно ли попасть в вашу труппу?
- Для меня - не так трудно, потому что в то время у Эйфмана еще не было такой популярности. Педагоги из Вагановки говорили: «Ты предаешь классический балет». А у меня не было зацикленности на классике, я вообще люблю пробовать все новое. Я по натуре авантюристка. Увидела его «Поединок» по Куприну - испытала настоящее потрясение. Эйфман - это драмбалеты, можно сказать, несколько другой жанр. Было интересно развить не только свое тело, но и внутренний мир. Борис Яковлевич сумел вытащить мой внутренний темперамент. Бывают артисты, которые танцуют по 20-30 лет, и остаются «внутри себя», так и не выразившись.
- Расскажите о спектаклях, в которых вы участвовали.
- В последний раз мы с труппой ездили на гастроли в Афины с «Красной Жизелью» - это балет об Ольге Спесивцевой, знаменитой дягилевской балерине. Екатерина II в «Русском Гамлете», Аркадина в «Чайке», Екатерина Ивановна в «Карамазовых»... Я была первой исполнительницей многих партий - они ставились на меня.
- А балетмейстер требовал от вас читать произведения, которые вы танцуете?
- Не надо было требовать - мы сами читали. Как можно выходить на сцену, не зная, что ты изображаешь?
- Читала, что танцевать у Эйфмана очень тяжело - нужно уметь намного больше... А ваш классический урок как-то это отражает?
- Нет. А нам это было бы полезно. Когда в Москву приезжала труппа Киллиана, я ходила на мастер-классы - там действительно многое добавлено. За рубежом все гораздо быстрее меняется.
- В чем вы видите будущее балета?
- Я все-таки думаю, что это синтез стилей. Сейчас, конечно, очень востребовано шоу, зрелищность... А мне хочется проникновенности, чтобы каждый уносил после спектакля что-то свое. Я за элитарное, интеллектуальное искусство.

Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости