РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"Точка отправления
Проблемы роста Последняя реконструкция уфимского аэропорта стоимостью более полутора миллиардов рублей позволила ему войти в число 15 лучших аэродромных комплексов страны. Сейчас воздушные ворота республики полностью удовлетворяют потребности региона, однако в ближайшие десять лет пассажиропоток и стандарты обслуживания неизбежно возрастут. Республика имеет уникальный комплекс санаториев и курортов, которые пользуются большой популярностью не только среди россиян, но и иностранных туристов. Пока доля въездного туризма составляет не более 40%, но в последнее время наметилась тенденция к росту. Также не стоит забывать, что Башкирия имеет деловые контакты более чем со 100 странами мира. Все эти факты заставили дирекцию МАУ всерьез задуматься о дальнейшем развитии своего предприятия. По расчетам, в ближайшие десять лет ежегодный прирост пассажиропотока составит порядка 3-5%, объемов перевозки грузов - 4-6%. Общее число обслуживаемых пассажиров к 2020 году должно возрасти с нынешних 1 миллиона 350 тысяч человек до 2,5-3 миллионов. Более чем двукратный рост пассажирского трафика потребует адекватных мер по модернизации аэродромной инфраструктуры и наращивания площадей аэровокзального комплекса. Забытое старое Принятый вариант перспективного развития уфимского аэропорта предполагает расширение в юго-восточном направлении в сторону деревни Булгаково и строительство новой автомобильной развязки на трассе Уфа - Оренбург. Примерно так предполагалось развивать аэровокзальный комплекс по плану, принятому еще в 1974 году. Тогда началось строительство нового двухэтажного аэровокзала площадью 12 тысяч квадратных метров, на котором трудились югославские специалисты. Однако развал СССР, экономический кризис и прекращение финансирования поставили на строительстве крест. Новый проект развития обещает стать гораздо более амбициозным, чем его советский предшественник. Зона обслуживания воздушных судов будет серьезно расширена и, кроме того, будет создан современный комплекс по ремонту лайнеров иностранного производства. В центре перспективной застройки будет располагаться Международный терминал, терминал деловой авиации с ангарами, паркинги, администрация, гостиница и бизнес-центр. Подъездные пути к новому терминалу планируется проложить со стороны Оренбургского тракта, а со стороны Уфы к аэровокзалу начнет ходить специальный электропоезд по типу московского «Аэроэкспресса», который будет доставлять авиапассажиров как непосредственно в город, так и на железнодорожный и автовокзал. О конкретных сроках начала строительных работ говорить еще преждевременно, но согласно принятой программе развития Международного аэропорта «Уфа», они должны начаться не позднее, чем в ближайшие десять лет. В зоне свободного доступа В конце 90-х годов, после ликвидации регулярных внутренних авиаперевозок, основным видом внутри регионального транспорта республики стал автобус, что резко увеличило нагрузку на автовокзалы, прежде всего в Уфе. Из-за особенностей географии большая часть пассажиропотока приходится на Южный автовокзал, который давно работает на пределе своих возможностей. Другая проблема связана с тем, что прежде чем выйти на федеральные трассы, особенно на М-5, междугородные автобусы вынуждены долго кружить по загруженным улицам столицы. Более современный и просторный Северный автовокзал из-за еще большей удаленности от основных транспортных путей остается фактически не у дел, обслуживая лишь немногочисленные рейсы в северо-восточную часть республики. Дело в том, что в свое время он строился с расчетом на скорое появление нового моста через Белую в районе выезда из Черниковки, дававшего прямой доступ на федеральную трассу М-7, однако запланированный мост так и не появился. В сложившихся условиях Уфе крайне необходим новый автовокзал с удобным кратчайшим выходом на все региональные и федеральные трассы. Оптимальным местом его размещения с самого начала назывался проспект Салавата Юлаева, откуда междугородные автобусы смогут быстро попадать на основные транспортные пути. Учитывая сложный рельеф, по которому проходит единственный в городе скоростной проспект, проектировщики предлагали полуподземные варианты автовокзала, однако последняя строительная концепция, разработанная институтом «Башкиргражданпроект», основывается на полностью надземном варианте. Новый автовокзал предлагается строить на участке, ограниченном улицами Сагита Агиша, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева. Здесь предусматривается разместить вокзальный комплекс вместимостью 600 пассажиров в час пик, способный в сутки пропускать по 15-20 тысяч человек. На верхней привокзальной площади будут обустроены многофункциональный павильон и перрон прибытия и отправления. Здесь также разместятся остановки городского транспорта и кратковременные стоянки частных машин. Отделённая от основной площади терраса будет использоваться для межрейсового отстоя 50 автобусов. Легковые автомобили и общественный транспорт будут попадать на вокзал со стороны улиц Владивостокской и Сагита Агиша, а междугородные и пригородные автобусы - с проспекта Салавата Юлаева. Как поясняют городские власти, несмотря на востребованность и функциональность проекта, до начала его претворения в жизнь может пройти много лет. По словам заместителя Главного управления архитектуры и градостроительства Уфы Галины Чиглинцевой, конкретные сроки начала строительства автовокзала на проспекте Салавата Юлаева пока не определены и будут напрямую зависеть от наличия финансирования.
Алексей Фатыхов |