ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

По следам «Европы»

После пожара в ТЦ «Европа» в работе торгово-развлекательных комплексов Уфы произойдут серьезные перемены.
В столице уже начаты проверки торговых...


Кто лучший за прилавком?
В столице республики проходит конкурс «Лучший продавец-2011».
Январь был посвящён одному из его этапов - «Товароведение», на котором номинанты расс...


Отдых без кафешек
Любимое место отдыха уфимцев - парк имени Мажита Гафури - в скором времени изменит свой облик.
По многочисленным просьбам горожан уже в этом году ...


И мечеть, и дом милосердия
В нашем городе будет построена ещё одна мечеть - с образовательным мусульманским центром. Комплекс займет площадь в семь гектаров.
По словам первог...


Наши в Берлине
Студенты Уфимского нефтяного университета стали призерами архитектурного конкурса «Премия Шиндлера».
Она учреждена компанией Schindler, одним из в...


Поклониться мощам
В храм Рождества Богородицы привезли мощи святой блаженной Варвары Скворчихинской из монастыря Царственных Страстотерпцев поселка Приютово.
П...


Памяти отца «Скорбящей матери»
25 января на уфимском доме по адресу: улица Менделеева, 138, появилась мемориальная доска известному скульптору Николаю Калинушкину - автору памятника...

Через 40 лет
Высокая прическа, гордая осанка, женственная легкость - именно такой мы представляем себе даму XIX века. Эта молодая балерина танцевала на сцене Частн...

Удачи, «Урал»!
Нынешний сезон для главной мужской волейбольной команды республики складывается крайне неудачно - в турнирной таблице «Урал» «переехал» на предпоследн...

10 медалей на двоих
Паралимпийцы Ирек Зарипов и Кирилл Михайлов снова отличились!
Десять медалей - таков «улов» наших прославленных земляков на прошедшем в финском Вуо...


Ретрокалейдоскоп
160. 7 февраля (26 января ст. ст.) 1851 г. родился знаменитый книгоиздатель Иван Дмитриевич Сытин.
110. В феврале 1901 г. до Уфы добралась газета «...





     №2 (111)
     Февраль 2011 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ARTEFAKTUS

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЧИН ПО ЧИНУ








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Вольнодумцы будущеи России


- Марат Арысланович, многие сейчас сетуют на то, что мы  достаточно аполитичны. Народ равнодушен к политическим проблемам, все заняты добыванием хлеба насущного. И только когда мы сталкиваемся с чиновничьим произволом, с беззаконием, с коррупцией, вспоминаем о западной демократии, приводя в качестве примера страны, в которых люди вполне успешно борются за свои права.
- Да, люди советской эпохи были политически активны, но эта активность  «внешняя». Под «политической сознательностью» понималась тогда лояльность к существующей системе. Будучи «политически активными и сознательными» большинство из нас вели самые горячие дебаты на кухне.
В результате человек, казалось бы, - реальный субъект политической жизни, просто превращался в объект манипуляции. В советские времена любой вопрос был идеологическим. Помните характеристику девушки в «Кавказской пленнице»? Студентка, комсомолка, красавица… К счастью, сейчас партийные пристрастия определяются самим человеком.
Что мы имеем сегодня? Люди вольны говорить практически все, что не противоречит закону.  Только вот выхлоп от таких правильных разговоров, увы, нулевой.
- Начиная с 90-х годов, мы стремимся к демократии. Но так ли она безупречна и пригодна для России? Такое впечатление, что  поднялся весь ил со дна, нарушен сложившийся баланс, а нового, благоприятного микроклимата создать не удалось. Живем суетно и продолжаем завидовать то Западу, то Китаю. А выработать российскую национальную идею, которая вытащила бы страну и которой бы завидовал весь мир (а не мы!),  найти так и не удалось.
- Я не разделяю позиций «почвенников» и славянофилов, ратующих за особый путь России. Как историк, считаю, что нам вовсе не надо изобретать велосипед, а следовать по примеру западных демократий.
- Как вам в этой связи предложения Никиты Михалкова? Он предлагает опираться в первую очередь на православную культуру, считая ее нашей первоосновой.
- Не думаю, что уважаемый Никита Сергеевич плохо знает историю, но то, что он сознательно забыл о большом временном отрезке, весьма странно. Принято считать, что великая Россия началась с выдающегося реформатора Петра Первого, прорубившего окно в Европу. Он заложил идеи вестернизации, которые сегодня напрямую связывают с развитием демократии. Но давайте обратимся к фактам. Концепция Москвы как Третьего Рима была сформирована в начале XVI века, когда Великое Московское княжество было русским и православным государством. Тогда это имело под собой реальную почву: конфессиональный состав населения был однородным. И когда в середине XV века Византийская империя прекратила свое существование, а Второй Рим - Константинополь - был взят турками, Московия осталась единственным независимым православным государством. Но с середины XVI века после завоевания Казанского и Астраханского ханств Россия становится поликонфессиональной страной. И чем больше она расширяла свои границы, тем более пестрым становился ее национальный состав. С тех пор на территории современной России уже много веков живут бок о бок представители трех основных этносов - славяне, тюрки, финно-угоры. Мы - полиэтническое и поликонфессиональное государство. За то время произошло заметное взаимопроникновение культур многих народов нашей страны. И вообще, я бы не говорил о «православной» или «мусульманской» культуре. Я не думаю, что православный уфимец по своей культуре ближе православному жителю Белграда, чем уфимец - мусульманину. Века совместной жизни сблизили нас вопреки всем конфессиональным различиям. Да и  десятилетия атеистического воспитания не прошли даром - сегодня у подавляющей части населения религиозность чисто внешняя. Скорее, это часть национальной идентичности. И игнорирование этой реальности и есть та самая мина, от которой мы пытаемся спастись металлоискателями, рамками и другими техническими средствами.
- Как нам избавиться от национализма и  терроризма?
Спасение - в выдержанной позиции власти, направленной на политическую и социально-экономическую модернизацию страны. Именно она обеспечит тот уровень существования человека, который не даст развернуться ксенофобии. Истина проста - сытым и свободным гражданам нечего делить друг с другом. С другой стороны, все взваливать на государство нельзя. Основы толерантности (или ее отсутствия) закладываются в семье. От этого никуда не уйдешь. И этому надо учить в школе, в колледже, в вузе. По крайней мере, так требуют новые образовательные стандарты.
- В советское время мы все были одинаково небогатыми. Но это не мешало нам жить в мире и в согласии…
- В течение десятилетий целенаправленно формировалась наднациональная общность - «советский народ».  Когда СССР распался на национальные республики, во многих из них подавляющее большинство населения было своей, «титульной» нацией. Россия по-прежнему оставалась многонациональной, но часть ее населения стали ассоциировать только с русскими, а  новой идентификации не возникло. Отсюда многие наши беды. Для России понятия гражданского общества и толерантности идентичны. Гражданское общество возможно при соблюдении ряда условий. И первое из них - наличие собственника. Стабильное демократическое общество на одну треть состоит из людей, живущих за счет доходов от своей собственности, на одну треть - за счет дополнительного дохода от нее (например, от акций) и только на одну треть - от продажи своего труда. Экономическая независимость личности априори ведет к независимости социальной и, что важнее, политической.
- Позвольте с вами не согласиться. Основу гражданского общества всегда во всем мире создавали не купцы-собственники, а вольнодумцы, носители гуманистических идей, часто не имеющие гроша в кармане…
- Вы имеете в виду первого русского вольнодумца Петра Чаадаева или  Герцена и Огарева, которые пробудили русское общество своим «Колоколом»? Или земских либералов, появившихся после отмены крепостного права? Позвольте заметить: либеральные идеи в обществе появляются только тогда, когда образовывается слой людей, в свободе нуждающихся.
- Это вы вспомнили даже не прошлый, а позапрошлый, XIX век. К сожалению, в XX веке таких мессий для России трудно назвать…
- И все-таки назову. Два человека, которых, без преувеличения, можно назвать совестью нации, имели диаметрально противоположные взгляды на устройство России. Александр Солженицын и Андрей Сахаров. В письме к вождям Советского Союза выдающийся русский писатель изложил свое видение России и ее будущего. Он считал, что самой главной опасностью для нашей страны является Китай, что Россия должна развивать свой север, а не идти в Европу. Солженицын утверждал, что тысячелетнее существование в тоталитарном режиме не помешало России встретить 20 век сильной и цветущей страной. Он был уверен, что наше государство исторически не готово к демократии и сначала надо воспитать гражданина.  А Сахаров, другой титан инакомыслия, выражал свое полное несогласие, утверждая, что права человека и ценности европейской демократии универсальны. По его мнению, только в демократической стране аутентичность русского человека может проявиться в наибольшей степени. Думается, что он и написал свою конституцию для будущего XXI века.
- А сейчас-то где они, наши просвещенные вольнодумцы? Кругом один гламур и креативные «волчата», цинично обогащающиеся под прикрытием спасения культуры  якобы под лозунгами обустройства гражданского общества.
- Я с вами не согласен. Гламур и голая нажива кажутся вездесущими из-за телевидения, где они господствуют. Просвещенных вольнодумцев там не показывают. И не потому, что их нет. А молодежь гораздо лучше, чем нас пытается убедить сериал «Школа» или бесстыжий «Дом-2». Поверьте, я тесно общаюсь с молодежной аудиторией в стенах не только нашего университета. Она верит в будущее, стремится быть и жить лучше.
- Надеюсь, вы не о псевдоактивной молодежи, которая спешит пристроиться в какую-нибудь партию, чтобы потом стричь купоны?
- Конечно, нет. Что вырастет  из такой «политически» продвинутой молодежи еще надо посмотреть. Я бы очень хотел, чтобы большинство из них оказались нравственно здоровыми.  Иначе не приходится говорить о будущем России.
- А каким мог бы оказаться самый мрачный ваш прогноз?
- Мысль материальна, и мне даже не хочется это озвучивать.
- И все же?
- Самое страшное - это развал России. Но я исторический  оптимист, и думаю, что сейчас достаточно предприимчивых в хорошем смысле этого слова, образованных молодых людей, которые связывают свое будущее с Россией и хотят на Родине приложить  свою энергию. Именно через них будет прирастать гражданское общество. Им органично присуща толерантность и чужда национальная нетерпимость.

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ



Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг