ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

По следам «Европы»

После пожара в ТЦ «Европа» в работе торгово-развлекательных комплексов Уфы прои...

Кто лучший за прилавком?
В столице республики проходит конкурс «Лучший продавец-2011».
Январь был посвящён...


Отдых без кафешек
Любимое место отдыха уфимцев - парк имени Мажита Гафури - в скором времени изменит ...

И мечеть, и дом милосердия
В нашем городе будет построена ещё одна мечеть - с образовательным мусульманским ...

Наши в Берлине
Студенты Уфимского нефтяного университета стали призерами архитектурного конку...

Поклониться мощам
В храм Рождества Богородицы привезли мощи святой блаженной Варвары Скворчихинск...

Памяти отца «Скорбящей матери»
25 января на уфимском доме по адресу: улица Менделеева, 138, появилась мемориальная д...

Через 40 лет
Высокая прическа, гордая осанка, женственная легкость - именно такой мы представл...

Удачи, «Урал»!
Нынешний сезон для главной мужской волейбольной команды республики складывается...

10 медалей на двоих
Паралимпийцы Ирек Зарипов и Кирилл Михайлов снова отличились!
Десять медалей - т...


Ретрокалейдоскоп
160. 7 февраля (26 января ст. ст.) 1851 г. родился знаменитый книгоиздатель Иван Дмитриев...




     №2 (111)
     Февраль 2011 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РОДОСЛОВНАЯ УФЫ"

Лента Мёбиуса


И вот они лежат передо мной, старые, как и полагается, с потертостями и трещинками, снимки, изображающие Сергея Ульянова. Чувствуется, жизнь его была полна неожиданностей. Вот они с Володей в 1894 году в деревне Такталы, а вот Сергей Ильич в 1925-м после смерти брата бежит с дочкой Наташей за границу. Дальше идет снимок, запечатлевший его в Цюрихе, в собственном антикварном магазине. Сюжеты разные. По ним прочитывается нелегкая человеческая судьба. Он пошел «другим путем», третьим. Действительно, уехав молодым из Симбирска в Уфу, Сергей Ильич преуспел на поприще торговли, разбогател настолько, что сумел жениться на трех самых красивых башкирских девушках. Жил он долго, встречался с интересными людьми. Побывал в Мексике, распевал там частушки с самим Троцким. На Кубе его как брата вождя мирового пролетариата встретили с распростертыми объятиями - сохранился снимок, где он дружески беседует с Фиделем Кастро. Еще на одной фотографии Сергей Ильич, отрастивший длиннющую бороду, совершает хадж. Ислам он мог принять еще в Уфе, а как бы иначе взял сразу трех жен?..
Смутная догадка - где-то я уже это видела - обернулась узнаванием, стоило лишь внимательнее вглядеться и обнаружить водяной знак со знакомым именем: «Волигамси». Ну, конечно, веселый мистификатор и любитель розыгрышей, уфимский художник Ринат Волигамси! Именно он - автор приключенческого романа в картинках.
Три года назад в одной из уфимских галерей состоялась презентация «Неофициального альбома» с 26-ю «фотографиями» Сергея Ильича. Газеты писали про «неуловимый дух озорства» художника, «известного нестандартным подходом к отражению действительности». Как и следовало ожидать, появление брата-близнеца не вызвало улыбки у тех, кто предан прежним идеалам. «Я уважительно отношусь к прототипу, и в моих работах нет никакой политики», - говорит Волигамси в одном из интервью.
Дважды «Неофициальный альбом» демонстрировался в Москве. И там, и здесь многие принимали «снимки» за настоящие. Если уж он сумел обвести вокруг пальца даму, не лишенную остроумия и проницательности, и ее американскую родню… Иллюзорной исторической достоверности художник добился с помощью компьютерной графики. Да и рисовальщик он ювелирный. Но это дело техники. Главный же его стратегический конек - имитация. Молодые московские искусствоведы определяют творчество Волигамси как mocking conceptual art, подражание концептуализму, направлению в искусстве 1970-1980 годов, которое предусматривало переход от создания художественных произведений к сотворению «художественных идей», таких как, например, «Неофициальный альбом». Концептуализм предполагает страсть к исследованию, а в Ринате сидит еще тот интеллектуал! Дотошен он невероятно, любое дело начинает со скрупулезного изучения материала. Так повелось еще со времен Златоуста, где в начале 90-х он начал работать на металлургическом заводе художником-гравером. Пришлось с азов учиться всяким премудростям - гравировке, травлению, тиснению, резьбе, литью, золочению. В Златоуст Ринат попал как раз в то время, когда у тамошних художников возникло желание вернуть былую славу уральской гравюре на стали, которая прошла в своей истории и золотые времена гениального народного мастера Ивана Бушуева, и периоды творческого упадка, когда появлялись безделушки на потребу салонов или дешевые поделки в виде металлических пластин, заполонивших малогабаритные квартиры советских тружеников в «хрущевках». А рядом с гравюрой почему-то неизменно соседствовали портреты Эрнеста Хемингуэя в свитере с высоким воротом и Сергея Есенина с трубкой в зубах. Конечно, время от времени мастера получали заказы на наградное оружие для именитых гостей, приезжавших в СССР, для высоких воинских чинов, но всем этим клинкам было очень далеко до шедевров Ивана Крылатко, как прозвали когда-то Бушуева за легкость и изящество его стальных изделий. Павел Бажов даже сказ написал во славу русского умельца.
В мае 1995-го в Георгиевском зале Кремля шла церемония вручения Государственных премий РФ в области литературы и искусства. В числе лауреатов - «примадонны» Людмила Гурченко и Алла Пугачева и другие знаменитости. Немало теплых слов нашлось у Бориса Ельцина для уральских мастеров, решивших возродить традиции Ивана Крылатко и создавших коллекцию украшенного холодного оружия. Среди награжденных был и 27-летний Ринат Исмагилов. Псевдоним Волигамси, а он у него уже был, приберег для выставок. Для чего надо было переворачивать свою фамилию? Все просто. В 1989-м предстояло участие в региональной молодежной выставке. Вдруг он обнаружил среди участников несколько однофамильцев. Вот и захотелось, чтобы Исмагиловых особенно не путали. Фамилия-перевертыш не меняет сути. Как лента Мёбиуса. Двигаясь по ее поверхности в одном направлении, не пересекая ее границ, попадаешь в место, перевернутое по отношению к исходному. И так до бесконечности.
Я увидела работы Волигамси в 2000-м, в Москве, на «Арт-Манеже». Тогда он впервые выставился во всем блеске своих картин-головоломок. Возле них прохаживались модные галеристы. Присматривались. Загадочные полотна, странная фамилия, от которой веяло галльским духом. Был ведь в XVIII веке такой французский писатель-моралист, друг Вольтера, Люк де Клапье Вовенарг… Тоже звучит как перевертень.
Офицер Галлям  
Волигамси родился и вырос в старинном селе Ермолаево, что на самом юге Башкирии, в Куюргазинском районе. Оно возникло в 1783 году. Майор А.Т. Ермолаев и надворный советник Е.С. Толбузин купили у башкир Бурзянской волости земли по реке Куюргазы. Со временем деревня, где обитали помещичьи крестьяне, стала центром Куюргазинской волости. Например, в 1866 году в Ермолаеве было 60 дворов с 215 душами мужского пола и 205 - женского. В XIX веке в селе наводили свой порядок новые хозяева - обрусевшие немцы, дворяне Шотты. При них Ермолаево достигло небывалого расцвета, поместье славилось как образцовое капиталистическое хозяйство.
Вначале имение принадлежало отставному генералу, инженеру путей сообщения, статскому советнику, предводителю дворянства Оренбургской губернии Ипполиту Даниловичу Шотту. Он сумел выкупить его благодаря усердной службе. До этого арендовал землю у башкир в здешних местах, так что его давно считали своим человеком. Потом Ермолаево перешло к его сыну Льву Ипполитовичу, тоже ставшему предводителем оренбургского дворянства. Шотт-младший был незаурядной личностью, имел награды и высочайшие благодарности, являлся членом Госсовета от губернии, в Первую мировую войну возглавлял местное отделение Общества Красного Креста.
Шотты слыли крупными землевладельцами. В 1870-1880-е годы продали часть земельных угодий переселенцам, а вырученные деньги вложили в развитие сельского хозяйства. Еще при Ипполите Даниловиче были построены электростанция (в ход пошла одна из двух имевшихся мельниц) и винокуренный завод с ректификационным цехом, на котором получали 20-30-градусное хлебное вино и 70-градусный спирт. С шоттовского заводика и берет свое начало бренд «Ермолаевская водка». Кроме того, в поместье имелся конный завод, разводили тонкорунных овец-мериносов, поголовье которых превышало 16 тысяч. Неизвестно, существовало ли в самом Ермолаеве сукнодельное производство или превосходную высококачественную шерсть увозили в другое место. Для хозяйственных нужд были вырыты два искусственных пруда, которые впоследствии оказались в огромном красивейшем парке общей площадью десять гектаров. Аллеи разбили таким образом, чтобы с высоты птичьего полета была видна составленная из насаждений фамилия владельца - Шотт. Первая буква - «хвойная», из сосен, пихт и лиственниц, «о» - это заросли сирени, каждая «т» - из дубов, черемухи и ирги. С вертолета и сегодня просматривается эта «фамильная» примета старинного парка. Кстати, в 2008 году потомки куюргазинских Шоттов, правнуки генерала Татьяна и Ипполит, живущие в Западной Европе, вернули свое родовое имя, записавшись в книгу российского дворянства.  
В 1998-м парк Шотта (для старожилов более привычно называть его парком культуры) был объявлен памятником природы и градостроительства. Уже несколько поколений ермолаевцев выросло под сенью столетних сосен.
Надо думать, становление шоттовского хозяйства происходило на глазах у жителей окрестных деревень. Якшимбетово ближним краем не назовешь, но и туда, наверняка, доходили слухи о грандиозных переменах. Сами якшимбетовцы вели привычную жизнь. Занимались полукочевым скотоводством. Летом угоняли скот на яйляу, заготавливали сено для молодняка, рабочих лошадей и дойных коров. Зимой следили за тебенёвкой - часть скота паслась на заснеженных лугах. Некоторые разводили пчел. Земледелие проникало сюда медленно. В середине XVIII века это было поселение башкир Сугун-Кипчакской волости, основанное неким башкиром Якшимбетом, который был припущенником, то есть человеком, лишенным вотчинного права на землю. Его старшему сыну Буканбаю в 1816 году было 73 года. Известно, что в 1753 году здесь обосновался и заправлял знатный калмык тархан Салтяш Нуркин (Нуркеев), удостоившийся дворянского звания за военные заслуги - он был сотником, потом старшиной еще до введения кантонной системы управления и появления Башкиро-мещерякского войска. Со временем из маленькой деревушки в 14 дворов Якшимбетово превратилось в большое село с населением в 500 человек. Из Якшимбетово тянутся родовые корни Волигамси по отцовской линии. Его предки были отважными людьми. Доказательство тому - вот эта групповая фотография, сделанная в 1913 году в Оренбурге. На празднование 100-летия победы в Отечественной войне 1812 года были приглашены внуки прославленных воинов из башкирских, в том числе и куюргазинских деревень. Им были вручены юбилейные медали. Справа первый - прадед Рината Галлям Исмагилов. Еще трое на этом снимке - также уроженцы Якшимбетова, с одной и той же фамилией - Салтяшевы. Похоже, потомки того самого тархана.
Первым опубликовал эту фотографию выходец из Куюргазинского района, житель Кумертау Рамазан Халилов в своей книге «Шежере рода Халиловых первой деревни Кинзеабызово», вышедшей в 2006 году на башкирском языке. Дело в том, что на снимке есть и жители его родного аула. Кинзеабызово - это деревня, которую в 1770 году основал один из предводителей Крестьянской войны 1773-1775 годов, сподвижник Емельяна Пугачева Кинзя Арсланов. Халиловы считают себя его потомками. Однажды в начале прошлого века «офицер Галлям», как почему-то называли прадеда Волигамси (он только что отслужил по призыву в русской армии) по всей ковыльной степи от Якшимбетова до Ермолаева, заслал сватов в Кинзеабызово, где ему приглянулась девушка по имени Сарбиямал из рода Халиловых. Сыграли свадьбу. Когда Галлям отправился в Оренбург за медалью, их сыну Насретдину был год.
Сейчас Рамазан Халилов пытается установить имена тех, кто воевал в 1812 году. Кем был прапрапрадед Волигамси, пока неизвестно. Есть предположение, что им мог быть Исмагил Мирасов, сын Мираса Мавлютова, Мирас в свою очередь был сыном Мавлюта Базанова. Фамилии в современном понятии у южных башкир появились лишь в конце XIX века, до этого к имени сына прибавлялось в качестве сразу фамилии и отчества имя отца.
 Родство с легендарным Кинзей Арслановым стало открытием для родителей Рината. Известие об этом восприняли  радостно-настороженно. Они люди серьезные, им нужны документальные подтверждения. Сам Волигамси, как всегда, настроен слегка иронично, хотя знаменитого старшину-земляка всегда почитал.
Немало фронтовых дорог в Великую Отечественную исколесил сын Галляма, водитель Куюргазинского совхоза Насретдин Исмагилов. Может быть, временами он ловил себя на мысли, что едет по следам ратного пути своего прадеда, башкирского конника, гнавшего наполеоновскую армию до Берлина, Дрездена и Парижа. Боевое крещение Насретдин принял в обороне Сталинграда, воевал на Карпатах, добрался до Польши.
Немало рейсов совершил на грузовике «Форд-6» через Ладогу под обстрелом артиллерии и бомбежками, доставляя осажденному городу продукты питания и боевое снаряжение. Демобилизовался лишь в конце 1946-го, вернулся живым и здоровым на радость любимой жене Амине и детям. Были у него боевые награды, а также орден «Знак Почета» за доблестный труд. Так и шоферил до пенсии в том же совхозе.
Золотая пыльца
В Ермолаево Исмагиловы переехали в конце 20-х - начале 30-х годов. Село разрасталось, позже получило статус поселка городского типа. Население стало разноликим и разноязычным, здесь жили люди разных национальностей, но в основном башкиры, русские и татары. Дети Насретдина и Амины свободно и чисто говорили по-русски, хорошо учились. Мальчики оказались способными, рукастыми. Самый старший, Фазлетдин, родился в 1931-м. Он хорошо запомнил трудные годы войны, когда был, пожалуй, единственным помощником матери, возвращение отца. В 1953-м Фазлетдин окончил Чкаловский (Оренбургский) автотранспортный техникум и получил направление в Месягутовскую автобазу. Потом служил в воздушно-десантных войсках, где его назначили помощником командира автовзвода при штабе дивизии. Двадцать раз прыгал с парашютом, носил значок парашютиста, нарукавную металлическую нашивку с символикой ВДВ, пришитую к шинели. Нашивку он впаял и в бляшку солдатского ремня - такая была мода у десантников.
Но главное - армия заставила поверить в себя, как в Мастера. По своей личной инициативе зимой, под открытым небом, у костра отремонтировал двигатель «студебекера», затем два движка к «доджу». Автомобили Фазлетдин содержал в полном порядке. Переживал, что нет теплого гаража. Но однажды увидел на территории городского автохозяйства несколько отопительных котлов. Договорился со здешним руководством, и все котлы были перевезены в воинскую часть. Фазлетдину удалось собрать и установить оборудование. Помогали всем автопарком. Так без всяких затрат, без содействия командиров было сделано отопление. От командира дивизии парень получил благодарность, краткосрочный отпуск, а потом был досрочно демобилизован. Предлагали ему освободившуюся должность командира взвода, но Фазлетдин отказался.
С 1961 года и до пенсии Фазлетдин Насретдинович работал в Куюргазинском межколхозстрое механиком и начальником отдела главного механика. Сейчас он председатель ветеранов межколхозстроя. Здесь же работала бухгалтером всю жизнь его жена Гульчира Галеевна. До замужества она окончила Уфимский кооперативный техникум, была делегатом Съезда кооператоров в Москве. В 1964-м в семье Исмагиловых родилась дочь Фируза, а через четыре года - Ринат, который с детства поражал всех своими талантами и увлечениями - собирал марки, занимался чеканкой, резьбой по дереву, но особенно много рисовал. Важную роль в его судьбе сыграла скромная учительница начальных классов Лилия Ивановна Заикина. Она развивала его способности, а когда Ринат учился в пятом классе, сумела договориться с директором школы о том, чтобы он вел уроки рисования у второклашек. Ему бы тогда самому у кого-нибудь поучиться, но художественная школа была только в Кумертау, и он ездил туда всего пару раз. Да на автобусе, особенно зимой, много не наездишься.
 По причине отсутствия начального художественного образования у него не приняли документы в Уфимском институте искусств, в Оренбургском училище наоборот сказали, что берут только после восьмилетки. Тогда Ринат подал документы на архитектурное отделение нефтяного института (УГНТУ). Это было в 1984-м. Все время он продолжал работать в живописи. Писал не просто пейзажи, натюрморты. С самого начала, со студенческой поры в его работах чувствуются глубинные поиски, сквозь холст пробивается пульсирующая жилка. Видимо, ее-то и прозвали фанаты Волигамси «чертовщинкой».
Разумеется, он, как и многие, переболел Дали, Фуксом, Шагалом, Филоновым. А потом словно вдруг сказал: «Теперь я сам». Одна моя молодая коллега написала: «Золотые рога на картине «Кипарисовая рубашка»… хочется потрогать. Такие они выпуклые и такие блестящие, что кажется: на пальцах должна обязательно остаться золотистая пыльца».
Многие его работы хочется потрогать. Несмотря на «сюры», от них идет ощущение подлинной жизни. Достаточно вспомнить «Инкогнито», «Автопортрет», «Мелодию для хвороста».
В начале 2000-х он говорил: «Персонажи моих картин живут в небольшом городе, находящемся где-то между моим правым и левым ухом. Жители городка выглядят довольно литературно и находятся между собой в отношениях мне не всегда понятных. Я являюсь свидетелем их частной жизни, попадаю на их улицы…».
Уж не об Уфе ли идет речь? Спросила его об этом. «Это юношеские изречения, из них я уже вырос», - ответил Ринат. Подумав, добавил: «Уфа стала мне родной. Здесь я встретил Рузилю, здесь родились мои сыновья Роман и Тимур».
В 2004 году Волигамси был единственным художником, представлявшим Россию на престижной ярмарке искусств «Арт-Лондон». Его пригласила владелица английской «Artek Gallery».

***
  В последние годы он сочиняет «черно-бело-серую живопись, иногда дополненную вышивкой красными нитками». Возможно, вам доведется увидеть написанные в этой технике картины «Ночь. Большая Медведица» и «Трофейные папиросы». Золотой пыльцы на этот раз, наверно, не будет, но нечто, похожее на легкий ожог, испытать можно. Там звезды горят как нигде и никогда.

Рашида Краснова








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости