ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Как расходовался бюджет
Около 15,5 миллиарда рублей составили расходы бюджета Уфы, включая средства федеральных программ за прошедший год.
На собственные расходы городской...


И снова весна
В Доме Правительства Республики Башкортостан состоялось видеоселекторное совещание с главами администраций муниципальных образований.
На повестке ...


Большая вода
Организационный этап подготовки к паводку-2011 завершился. 
К 1 марта муниципальные и ведомственные противопаводковые комиссии утвердили свои ...


Молодые-ранние
21февраля «Молодой Гвардии Единой России» исполнилось 5 лет.
За эти годы «Молодая Гвардия» стала ведущей молодежной организацией республики, котора...


Лента дружбы
3 марта братская Республика Болгария празднует национальный праздник - День освобождения от османского ига.
По этому случаю Республиканское обще

Наш фильм о них
23 февраля стартовал всероссийский проект «Твой фильм о войне». Проект представляет собой видеоинтервью с участниками Великой Отечественной войны, кот...

Эх, люди!
В начале марта нас ждёт событие - на сцене Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури покажут спектакль по рассказам...

За джаз!
В Уфе прошёл Первый региональный конкурс-смотр эстрадно-джазовых исполнителей и коллективов.
В состав жюри вошли ведущие российские и республиканс...


«Грэмми» для уфимца
Наш знаменитый певец Ильдар Абдразаков, солист Мариинского театра Санкт- Петербурга получил сразу две награды «Грэмми» Американской академии звукозапи...

Модный город
В апреле в Уфе пройдет молодежный форум моды «Евро-Уфа-Азия - 2011».
В рамках ставшего традиционным мероприятия проводятся конкурсы среди модельер...


Золото для земляка
Столица республики сильна биатлонистами. Одно из последних радостных событий - уфимец Николай Якушов стал чемпионом Европы среди юниоров в итальянском...

Ух ты, Масленица!
Проводы зимы для нас всегда связаны с Масленицей. 
Этот весёлый праздник длится одну неделю, в течение которой люди пекут блины, угощая друг д...


Ретрокалейдоскоп
210. В ночь с 11 на 12 марта (27 - 28 февраля ст. ст.) 1801 г. заговорщики убили императора Павла I.
150. 3 марта (19 февраля ст. ст.) 1861 г. подп...





     №3 (112)
     март 2011 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ARTEFAKTUS

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА И ПРОТИВ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ








РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"

«Чего-то здесь не хватает»


В марте Русский академический драматический театр предлагает своим зрителям пьесу Вячеслава Дурненкова «Экспонаты», ставшую в 2008 году победителем конкурса «Действующие лица» и фестиваля «Новая драма». Режиссер-постановщик остросовременного действа - Игорь Черкашин, уже поставивший в театре популярную комедию «Squat, или Парижская коммуна» и сказку под интригующим названием «ДПЗ-3D».

- В начале сцены ты говоришь тихо - иначе не будет контраста. Рома - ботаник, тихий мальчик, и это первый раз, когда он огрызнется на мать, - настраивает режиссер Алексея Урбановича. (Он влился в труппу русского драма в 2010 году - сразу после окончания Челябинской академии культуры и искусства).
- А ты в середине своего монолога начинаешь обижаться, - обращается он к Алине Долговой. - Ну что можно объяснить этим людям, которые даже писателя Шумского не знают? И обиженно заканчиваешь: «Мы любим то место, в котором живем».
После репетиции первого и части второго акта Игорь Анатольевич рассказал мне немало интересного.
- Игорь Анатольевич, с какими чувствами вы приступили к работе над этой пьесой?
- Я ее давно знаю и, когда мне предложили, с радостью согласился - произошло совпадение интересов.
Без современной драматургии театр развиваться не может - тогда он превращается в музей. Все-таки зритель хочет видеть постановки, поднимающие проблемы, созвучные ему сейчас. Конечно, Чеховы и даже Вампиловы рождаются не так часто, но при огромном количестве современных авторов среди шелухи попадаются пьесы, за которые хочется взяться. К тому же сейчас очень быстро все переводится, и поэтому мы имеем возможность работать не только с российскими авторами, но и с мировой драматургией. Если раньше, пока пьеса дойдет до российского театрального читателя, пока ею кто-то заинтересуется, могло пройти десятилетие, и за это время пьеса могла потерять актуальность, сейчас все берется практически со стола писателя.
- И что из зарубежного вы бы поставили?
- В этом театре на малой сцене идет «Squat, или Парижская коммуна» по пьесе Жана-Мари Шевре, удостоенной в 2000 году премии ООН. В Стерлитамаке идет «Оскар и розовая дама» по Эрику Эммануэлю Шмитту. В Псковском театре я поставил пьесу украинской драматургессы Натальи Ворожбит «Демоны», а после работы здесь поеду в Ростов - ставить пьесу этого же автора «Голодомор».
И «Экспонаты» - одна из таких пьес, где есть за что побороться, есть живые люди, интересные характеры, интересные мировоззренческие вещи, пограничная ситуация, где зрителю предлагается вместе с персонажами сделать выбор: а как мы вообще собираемся дальше жить? Сейчас под разными предлогами мы действительно начинаем превращаться в экспонаты какого-то сумасшедшего музея - «в наших же интересах» чуть ли не у нас дома устанавливаются камеры наблюдения, личное пространство сжалось до размеров уборной и ванной комнат. Мы живем на виду - и, несмотря на это, ощущаем себя бесконечно одинокими, Интернет дает иллюзию общения и связи с миром, и все чаще люди уходят в эту иллюзию… Разрушаются какие-то основополагающие вещи - такие, как семья. И не говорить об этом в театре было бы неправильно. И Вячеслав Дурненков предлагает все эти темы к рассмотрению, причем хорошим драматургическим языком.
- А вообще, часто ли в наших театрах идут пьесы, которые «бьют по больному»? В идеале, конечно, это должно быть в каждом спектакле…
- Искусство - штучный товар, а театр - дело коллективное. Иногда при самых высоких устремлениях и больших стараниях результат может быть не такой блестящий, как хотелось бы. Это один аспект. Другой - регион или город, где это происходит.
Есть города более театральные и менее театральные. В Иваново я поставил пьесу Алексея Слаповского «Клинч» (там она называется «Дяденька, возьми меня к себе») - и зрители были потрясены. До этого самая острая история у них была - «Валентинов день» Ивана Вырыпаева, которая прошла уже по театральным площадкам всей страны. У них пошел отказ - «не надо нас так больно ковырять, дайте нам что-нибудь такое миленькое, розовенькое». А тот же «Клинч», который поставил в Магнитогорске Сергей Пускепалис - острый, жесткий спектакль - взрывного эффекта не произвел, потому что там зритель более насмотренный. Там и не такое видали. Я думаю, что эта пьеса будет «попадать» в уфимского зрителя. А если бы я ее поставил в Иваново - опять была бы шоковая, болевая реакция.
- А более «милые» спектакли вы, наверное, не любите ставить?
- Почему? Я люблю ставить комедии. Театр должен быть разным, афиша должна быть сформирована для разного зрителя. Иногда хочется просто прийти и отдохнуть, посмеяться, увидеть что-нибудь легкое, изящное. Я не делю театр на серьезный и несерьезный. Я делю его на живой и неживой. Кто-то, помнится, сказал, что любое искусство замечательно, кроме скучного. И пьесы должны быть разные, и постановщики, и сцены - большая и малая, а главное - чтобы разговор со зрителем всегда был серьезным и честным - без поучений, но и без заигрывания - «Что вам угодно? Мы для вас все сделаем» Это может быть и «легкая» комедия, и жуткая трагедия. И сделано должно быть профессиональной командой.
- По-моему, разговор «свысока» часто встречается в советских фильмах…
- Конечно, «Сталеваров» теперь можно ставить разве что для капустника. Но как много хороших фильмов - даже несмотря на наличие мощного идеологического пласта. Или вот сколько твердили, что «Горький - пролетарский писатель». А возьмите сейчас любую его пьесу - как вчера написана! Хоть «Вассу Железнову». Абсолютно остро и современно, образы дышат, в них заложено то, что не дает им устаревать.
- Вернемся к «Экспонатам»: по-моему, в этой пьесе - все про нас! Интересно, что говорили актеры…
- Актеры же вообще остро ощущают время. Через них оно проходит одновременно в разных направлениях, каждый артист - это такой временной перекресток, где сталкивается все.
- Сегодня - граф, завтра - житель российской глубинки…
- Они просто взялись за работу. И стали задавать мне кучу вопросов. Почему персонаж так себя ведет? В Щукинском театральном училище, которое я закончил, был такой предмет: «Режиссура как практическая психология». То есть режиссер должен понимать, отчего человек поступает так, а не иначе, почему родилась именно эта фраза. Это называется разбор, действенный анализ пьесы. На все вопросы, которые актер задает режиссеру, тот должен иметь ответ - и не просто ответ, а ответить так, чтобы артист загорелся, и ему захотелось это сыграть.
- Несмотря на мрачные перспективы, героиня пьесы «Экспонаты» не хочет, чтобы ее сын уезжал из Полынска. По-моему, любящая мать, наоборот, сказала бы: «Уезжай».
- Кроме сильных сторон, у нее куча недостатков - и в чем-то мы ее понимаем, сочувствуем, с чем-то - категорически не согласны. Так и должно быть. Идеальный, выхолощенный герой - это неправда.
- Сейчас часто звучит мысль, что «настоящих мужчин стало меньше». Вы согласны с этим?
- Я согласен. Женщина на себе тащит очень многое. Буквально на наших глазах за короткое время - лет за 20 - женщина утверждается в профессиях, которые считались чисто мужскими: все больше женщин-депутатов, глав государств, женщин-режиссеров, действительно по-настоящему интересно мыслящих и владеющих этими мужскими профессиями.
- Например?
- Если брать старшее поколение - Галина Волчек и Генриэтта Яновская, молодое - Нина Чусова, Ольга Субботина, Наталья Черных, среди драматургов - Наталья Ворожбит, Ольга Мухина, Елена Гремина - они пишут очень приличные пьесы, побеждают на конкурсах. Вот недавно в аэропорту Домодедово при взрыве погибла очень молодая - всего 29 лет - талантливая Аня Яблонская, которая прилетела в Москву из Одессы получать первую премию на конкурсе.
А мужики… То ли из-за нашей «русской болезни», то ли из-за того, что жизнь становится все более сложной и непонятной - «правила игры» меняются чуть не каждый день, то еще из-за каких причин все больше становится инфантильных мужиков. Все чаще по телевидению мы видим не мужиков вообще! Просто засилье уже какое-то. Вот вам разные стороны той же демократии: в Америке почти в половине штатов в свидетельстве о рождении пишут не «мать» и «отец», а «первый родитель» и «второй родитель» - чтобы не обижать семьи сексуальных меньшинств. И это навязали нормальным семьям. В Голландии таким парам разрешили венчаться. Это богопротивное дело.
А в этой пьесе не зря все зовут героиню «Гена», хотя ее имя - Ангелина. Она же прет на себе и семью, и все.
- В Стерлитамакском театре несколько лет шла ваша пьеса «О-Цуру - журавлиные перья». Как вы обратились к японской тематике?
- Это пьеса по мотивам цикла сказаний о девушке-журавле. Девушка превращалась по ночам в журавля и ткала полотно из своих перьев - удивительное легкое и красивое - для своего любимого. Ничего другого она не могла ему подарить. Это в традициях японского народа: там ручная ткань очень ценится, даже не с утилитарной точки зрения, а как искусство - точно так же, как в Японии и Китае существует искусство каллиграфии. Руки девушки добивается злой колдун: ведь внутри него постоянно горит огонь, причиняющий ему страшные мучения, и это прекратится только в том случае, если О-Цуру согласится стать его женой. Естественно,
О-Цуру ему отказала, а он продолжал ее добиваться и очень хотел заполучить ткань, которую она соткала. Поэтому эту ткань нельзя продавать. А молодой человек, которого любила О-Цуру, оказался очень ревнивым товарищем - и продал ткань, чтобы купить меч и сразиться с колдуном. И был убит. Тогда О-Цуру пожертвовала собой, чтобы воскресить его - и навеки обернулась журавлем. Ее возлюбленный воскрес, осознал, что он натворил, и попросил прощения у небес. А еще он попросил дать ему крылья - и он тоже превратился в журавля. И в конце жители деревни смотрят на небо и говорят: «Они вместе»…
Я старался воссоздать и всю эту японскую экзотику - костюмы, пластику, а Юра Прялкин - царство ему небесное - написал замечательную музыку. Спектакль шел несколько лет. И когда колдун убивал героя, зрители плакали.
- Видимо, вот такой любви нам и не хватает…
- Наверное. Любви всегда не хватает. В театре говорить о любви - это замечательно. Причем о разной любви. Рубен Симонов говорил: «Я любую роль сыграю замечательно, в которой есть слово «Мама». А здесь - в «Экспонатах» - тоже история жесткая - но есть молодая пара, и этим светом освещено все действие.
- А можно узнать что-нибудь о вашей семье?
- У меня по нынешним российским меркам семья большая: жена и двое детей. Сын учится на третьем курсе на режиссера телевидения. Дочери скоро исполнится 9 лет.
Мои родители познакомились в геологоразведочной экспедиции. Папа был буровым мастером, я родился на Дальнем Востоке. Потом он стал художником, а мама пробовала себя в скульптуре малых форм.
- Какие характеры вы в большей степени видите вокруг себя? Если ли преобладание чего-то над чем-то?
- Нет. Каждый человек сам по себе - Вселенная.
- Тогда что мешает каждому герою этой пьесы и каждому дееспособному русскому заниматься делом?
- Думаю, это какое-то коллективное бессознательное. Наследие нашей прежней эпохи, когда за любую инициативу били по рукам. Цеховиков, которые шили джинсы, сажали! Все должны были ходить в штанах и трусах одной и той же фабрики. Селекцию проводили долго. Вот мы и имеем то, что имеем. Сейчас молодежь более активна, но государство устроено таким образом, что «молодым - дорога» только на словах, а на деле самая большая безработица - среди квалифицированной, дипломированной молодежи. Найти работу им очень сложно.
- Я сама с этим столкнулась. Еще здесь идет речь о том, что мы позволяем памятникам прошлого уйти. Гордимся своей историей только на словах.
- У нас такое издерганное время, где намешана масса как хороших, так и отвратительных вещей. Например, всю старинную часть Нижнего Новгорода практически уже уничтожили. То там загорится, то здесь - и понятно почему: сразу на месте деревянного домика с резными наличниками появляется офис - бетон, стекло... Так же в Костроме. А сколько сюжетов по телевизору: стоит старинная усадьба, ей нет цены, но у государства нет денег на восстановление, а отдать в частные руки не велит закон - и она разрушается. И разрушится, и исчезнет. А с такой же точно идеей, как в этой пьесе, уже выступили в Костромской области: создана усадьба-заповедник, «жители» которой занимаются ремеслами, резьбой по дереву, ковроткачеством, кружевом, еще чем-то… живут они в другом месте, а туда приезжают как бы на работу. И туристы приезжают на это посмотреть.
- Я видела американский фильм о такой же старинной ферме.
- В пьесе со стороны организаторов это, конечно же, профанация, такая матрешечность и лубочность: рассчитано на иностранных туристов, которые полагают, что у нас все играют на балалайках и едят только деревянными расписными ложками. Но… иду я как-то по Питеру, вижу - написано: «Советская столовая». Самогон, соленый огурец, рассольник, «Беломор», все оформлено в стиле соц-арта - переходящие вымпелы и так далее… И стоит этот самогон как шотландский виски. Такие же вещи появляются и в Москве. Если раньше делали трактиры с половыми в русских рубахах (а в Таллинне - подвал с рыцарскими доспехами, бочками и дубовыми столами), то сейчас огромный спрос именно на советскую эпоху - историю и образ жизни. Ностальгия. И спектакли такие появляются - например, «Песни нашего двора» Марка Розовского, идущий в театре
«У Никитских ворот». Там и сюжет-то не особо выстроен, а он пользуется колоссальным успехом.
- Такая тоска по советским временам?
- Не все там было плохо. Там были замечательные вещи, которые, к сожалению, в наш сегодняшний день не перекочевали.
- Что именно?
- Ну хотя бы наши заброшенные, никому не нужные дети. Раньше была пионерская организация, комсомольская, октябрята, походы, собирание макулатуры, другие полезные дела… Да, были перегибы - но ведь детьми целенаправленно занимались. Сейчас ребенок в школе никому не нужен вообще. Отчитали - и иди домой к чертовой матери, и только обвиняют - мол, родители еще чего-то не сделали. Музыкальные школы и кружки хотят перевести на «самоокупаемость» - вплоть до школьной реформы, после которой останется 3-4 обязательных предмета.
- Система образования - это единственное, что я бы не трогала. Но мы только что говорили о проклятом советском наследии…
- Просто не надо было снова «до основанья, а затем». Нам это свойственно. А на пепелище строить сложно.
- Вот и у семьи Зуевых страшные легенды о своем прошлом...
- И у другой семьи тоже. Вот поэтому такие непростые люди и такая история, где есть над чем подумать. Ответов мы не даем. Театр не призван давать ответы.
- Как вы оцениваете то, что было показано сегодня? Для меня это уже готовый спектакль.
- Это еще не спектакль. Это процесс. Нужно более точно выстраивать взаимоотношения, искать нюансы, интонацию, темпоритмические вещи наладить - чтобы не было, где не нужно, спадов и где не нужно - подъемов, чтобы было организовано как хорошее музыкальное произведение, чтобы к ключевому моменту не терялось внимание зрителя - масса вещей, которые необходимо докрутить, довинтить, прояснить - это и есть самая тонкая и сложная работа. Когда кажется, что спектакль уже готов, - тогда-то и она и начинается. Рояль уже стоит - и тут приходит настройщик.
- Вы свободный художник - то там поставите, то здесь… Почему? Не хочется осесть?
- Я восемь с половиной лет был художественным руководителем Русского драмтеатра в Стерлитамаке. Хотя и тогда выезжал ставить.
Когда в собственном театре уже все отлажено, и артисты понимают тебя с полуслова - дрябнут мышцы. Ты только сказал «А» - а они уже все поняли. Когда другой город, артисты тебя не знают - ты вынужден каждый день идти как в бой. Затрачиваешься гораздо больше, и это держит тебя в тургорном состоянии, укрепляет творческие мышцы.
Я предлагаю театрам что-то - они либо соглашаются, либо предлагают свое, и если мне интересно - я соглашаюсь. Например, есть небольшой театр в Ростовской области, в городе Новошахтинске. И я с удовольствием с ним работаю, потому что не так часто тебе предлагают поставить «Чайку». Обычно приглашенный постановщик ставит кассовую комедию. Но если выбирать между Рэем Куни и Чеховым - я выберу Чехова. Таким образом, я поставил там «Чайку», «Поминальную молитву» и спектакль по рассказам Шукшина. «Поминальная молитва» осенью 2010 года получила Чеховскую премию губернатора Ростовской области.

Екатерина КЛИМОВИЧ



Комментариев: 1

2017-07-15 09:29:53 Lutherzes
We sell the sale of iPhones 7 directly from Apple warehouses unofficially for 30% of the market value. Always available and in large quantities:
1. New Apple iPhone 7 Plus 256 GB (Jet Black) (FACTORY UNLOCKED) International Version no warrants - $ 303
2. New Apple iPhone 7 Plus 256GB Factory Unlocked CDMA / GSM Smartphone - Black (Certified Refurbished) - $ 307
3. New Apple iPhone 7 PLUS (5.5-inch) A1661 128GB Unlocked Smartphone for GSM + CDMA Carriers - Rose Gold - $ 303
We work all over the world and only on an advance payment, we accept only bitcoin. Attention!!! We do not work with Russia and the CIS countries. When ordering from 10 pcs. The price is 20% of the market value. We have a priority in wholesale customers. If you do not trust us, or you do not like something, you pass by, we will not respond to stupid reports. To receive the details for payment, please write to the e-mail: apple@apple-cheap-iphone.xyz



Вас зовут*:
E-mail:
Введите код:
Ваше мнение*:
 





НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ



Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават Юлаев

сайт администрации г. Уфы



Телекомпания "Вся Уфа"

Газета Казанские ведомости



Яндекс.Метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг