ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Как расходовался бюджет
Около 15,5 миллиарда рублей составили расходы бюджета Уфы, включая средства федеральных программ за прошедший год.
На собственные расходы городской...


И снова весна
В Доме Правительства Республики Башкортостан состоялось видеоселекторное совещание с главами администраций муниципальных образований.
На повестке ...


Большая вода
Организационный этап подготовки к паводку-2011 завершился. 
К 1 марта муниципальные и ведомственные противопаводковые комиссии утвердили свои ...


Молодые-ранние
21февраля «Молодой Гвардии Единой России» исполнилось 5 лет.
За эти годы «Молодая Гвардия» стала ведущей молодежной организацией республики, котора...


Лента дружбы
3 марта братская Республика Болгария празднует национальный праздник - День освобождения от османского ига.
По этому случаю Республиканское обще

Наш фильм о них
23 февраля стартовал всероссийский проект «Твой фильм о войне». Проект представляет собой видеоинтервью с участниками Великой Отечественной войны, кот...

Эх, люди!
В начале марта нас ждёт событие - на сцене Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури покажут спектакль по рассказам...

За джаз!
В Уфе прошёл Первый региональный конкурс-смотр эстрадно-джазовых исполнителей и коллективов.
В состав жюри вошли ведущие российские и республиканс...


«Грэмми» для уфимца
Наш знаменитый певец Ильдар Абдразаков, солист Мариинского театра Санкт- Петербурга получил сразу две награды «Грэмми» Американской академии звукозапи...

Модный город
В апреле в Уфе пройдет молодежный форум моды «Евро-Уфа-Азия - 2011».
В рамках ставшего традиционным мероприятия проводятся конкурсы среди модельер...


Золото для земляка
Столица республики сильна биатлонистами. Одно из последних радостных событий - уфимец Николай Якушов стал чемпионом Европы среди юниоров в итальянском...

Ух ты, Масленица!
Проводы зимы для нас всегда связаны с Масленицей. 
Этот весёлый праздник длится одну неделю, в течение которой люди пекут блины, угощая друг д...


Ретрокалейдоскоп
210. В ночь с 11 на 12 марта (27 - 28 февраля ст. ст.) 1801 г. заговорщики убили императора Павла I.
150. 3 марта (19 февраля ст. ст.) 1861 г. подп...





     №3 (112)
     март 2011 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ARTEFAKTUS

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА И ПРОТИВ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ








РУБРИКА "РОДОСЛОВНАЯ УФЫ"

Помни имя своё...


Как-то на Днях культуры и искусства Башкортостана в Москве в 1992 году наша делегация поджидала высоких начальников у республиканской экспозиции в Манеже. Обменивались впечатлениями о показанных накануне спектаклях башкирских коллективов. И тут Мустай Карим выдал одну из своих аксиом. Увидев впервые балет в Большом театре во время краткосрочного отпуска с фронта, он был потрясен и по уши влюблен в пластический язык танца. А с годами открыл интересную параллель: в поэзию, как и в балет, утверждал Мустай-агай, можно прийти только смолоду. Но если профессиональный век танцовщика чрезвычайно короток, у поэта с возрастом мастерство лишь оттачивается и становится все более осмысленным. Однако в преломлении к Нинель Юлтыевой, мне кажется, эта мустайкаримовская формула не подтверждается: свой 85-летний юбилей народная артистка России, Башкортостана, Татарстана, член Петровской академии
наук и искусств, профессор-балетмейстер, известная во всем мире, встречает в прекрасной форме, оставаясь художественным руководителем Казанского хореографического училища.
Мустай Карим и Нинель Даутова знали друг друга, встречались, перезванивались. Последняя их беседа состоялась под Казанью в санатории «Васильево». «Тогда мы много говорили о творчестве отца - Даута Юлтыя, Мустай Карим очень тепло отзывался о его стихах, автобиографическом романе «Кровь», пьесе «Карагул». Он восхищался и жертвенностью моей мамы Фатимы-ханум, которая сумела после расстрела отца собрать и опубликовать вторую часть романа, а также издать воспоминания выдающихся людей Башкирии о Дауте Юлтые», - поведала мне Нинель Даутовна.
О себе же наша землячка говорит так, как если бы она оказалась рядовым учителем, библиотекарем: «Балет - моя любимая работа и моя жизнь. Просто мне повезло больше других - у меня были замечательные учителя…». А восхищаться ими она может часами! «Не встретился бы на моем жизненном пути Александр Викторович Ширяев - не было бы меня», - категорично утверждает Юлтыева. Сначала он высмотрел в Уфе эту природой созданную для балета девочку во время набора в Ленинградское хореографическое училище, а после ареста отца и матери буквально спас, практически удочерив ее, поселив в своей квартире. Благодарна она и блестящему педагогу Марии Федоровне Романовой-Улановой, матери Галины Улановой, наставлявшей их обеих. Хотя, конечно, Нинель мечтала попасть в класс знаменитой Вагановой, но приехала на учебу в Ленинград с опозданием, когда студенты уже были распределены между педагогами. Всем было известно о негласном правиле, когда спустя какое-то время Ваганова заходила на уроки Романовой и забирала себе понравившихся студентов. Юлтыеву отличал превосходный, не превзойденный многими прыжок, и шансы попасть к Вагановой были очень велики. Однако Мария Федоровна не хотела отдавать способную ученицу, и каждый раз, как только в класс наведывалась Ваганова, тихонько предупреждала: «Ты, Нелечка, посиди пока…». Тем не менее Нинель свое взяла, и мастера с мировым именем нередко потом называли ее «татарская Уланова».
Начав танцевать на башкирской сцене в 1941 году, еще не окончив Ленинградское училище из-за войны, Нинель дебютировала в опере «Русалочка» в дивертисментах, как это тогда практиковалось. В Уфу был эвакуирован Киевский театр оперы и балета с его прославленными певцами, танцорами и постановщиками. Юлтыева была задействована во всех «киевских» спектаклях: «Запорожец за Дунаем», «Севильский цирюльник», «Иван Сусанин». Известный киевский балетмейстер поставил тогда в Уфе «Коппелию» Л. Делиба, где Нинель сначала танцевала подругу главной героини, а потом и саму Сванильду. А в 43-м году Юлтыевой вместе с Зайтуной Насретдиновой, Халяфом Сафиуллиным и Файзи Саттаровым (все из одного первого башкирского набора) удалось вырваться к «своим» в Пермь, куда было эвакуировано Ленинградское хореографическое училище и Мариинский театр. Но через год учебы правительство Башкирии потребовало вернуться - республика готовилась отметить 25-летие своего создания. К этой дате решено было показать премьеру первого башкирского балета «Журавлиная песнь» на музыку Льва Степанова. Консультантом по народным танцам выступил Файзи Гаскаров, а постановщиком - балетмейстер Мариинки Нина Анисимова. На главную роль Зайтунгуль назначили Нинель Юлтыеву и Зайтуну Насретдинову.
В марте 1944 года «Журавлиная песнь» была впервые показана зрителю. О первом башкирском балете даже сняли киносюжет. Чуть ли не всем театром побежали смотреть его. И тут Нинель испытала очередной шок. Глядя на себя танцующую в главной роли, она услышала за кадром голос диктора: «Партию Зайтунгуль исполняет молодая балерина Зайтуна Юлтышкина». Прозвучало как пощечина…
После «Журавлиной песни» в 1945 году также на башкирской сцене Нинель исполнила партию Марии в «Бахчисарайском фонтане». В Уфе она встретила и свою первую любовь - Хасби Фазлуллина, главного дирижера Башкирского театра, окончившего перед войной Московскую консерваторию. Немало молодых артистов и музыкантов забрали на фронт, но правительство Башкирии, считает Нинель Даутовна, проявило дальновидность и настойчивость, добившись досрочного возвращения своих талантливых ребят, а многие татарские деятели культуры погибли, среди них и композитор Фарид Яруллин, автор первого татарского балета «Шурале».
Летом 1946 года Нинель Юлтыева вместе с мужем Хасби Фазлуллиным принимают настойчивое предложение татарских коллег и переезжают в Казань. Так она стала ведущей балериной Татарского театра, а ее муж - дирижером и преподавателем открывшейся в то время в Казани консерватории. Весь репертуар Татарского театра, включая классический и национальный, держался долгие годы на Нинель Юлтыевой. В 1956 году она впервые выступила в роли балетмейстера в «Лебедином озере», одновременно исполнив главную партию Одетты-Одилии. Как признается сегодня прославленная балерина, играть черного лебедя, донося до зрителя зло и коварство, ей всегда было интереснее. Наверное, потому что по своей натуре она - лебедь белый, в любых обстоятельствах боящийся обидеть ненароком другого человека. К тому времени она окончила не только Ленинградское хореографическое училище, но и Ленинградскую консерваторию и получила диплом балетмейстера. Оставляя годовалого сыночка Мансура с мамой, выходила на сцену.
В возрасте 44 лет Нинель Юлтыева снимает балетные пуанты и переходит на преподавательскую работу. Сначала заведует кафедрой в институте искусств, а потом, благодаря ее усилиям, авторитету и связям в ленинградской балетной школе, в Казани открывается свое хореографическое училище. Ей довелось поработать в качестве балетмейстера за рубежом - в Каире, Венесуэле, в Америке, и сегодня ее благодарные ученики живут и танцуют по всему миру.
По сути дела она и сегодня остается в профессии. Каждый человек, видимо, как в своем ремесле, так и в биологической жизни пребывает ровно столько, насколько ему хватает запала для осуществления отписанной свыше миссии. У Нинель Даутовны эта миссия особая - она выдающаяся балерина и она дочь выдающегося башкирского поэта…
«Вы что, не знаете? Это же Нинель Даутовна Юлтыева», - засела во мне занозой фраза из министерской приемной. Конечно же, в наших театральных кругах хорошо известно имя землячки, замечательной балерины и дочери прославленного отца-революционера Даута Юлтыя. Впрочем, прославленным расстрелянного в 45 лет по ложному доносу поэта назвать сложно. После расстрела его захоронили в общей могиле на Ивановском кладбище, ставшем сегодня сквером возле Дворца молодежи на остановке Аграрный университет. На месте захоронения установлена памятная стела. Однако на ней нет фамилий, как нет никакого другого памятника или обелиска Юлтыю в нашем городе. Сагит Агиш в своих дневниках написал: «У нас к умершим никакого интереса и почтения. Ходят лишь туда, где обещаны банкеты». Вот и о поэте Дауте Юлтые мы потихоньку забываем. Есть, правда, небольшой переулок Юлтыя, бывшая Магаданская улица, на которой стоят несколько безликих панелек, и мало кто из обитателей здешних мест знает о расстрелянном поэте, его творчестве. И это тоже заноза, заноза в сердце Нинель Даутовны…
Но несмотря ни на что, она - оптимист. И предпочитает говорить о приятных мгновениях своей жизни. О том, как дружила в молодости с женой известного джазового музыканта Олега Лундстрема, и та ее снабжала мылом во времена советского дефицита, как угощалась на обедах у Райкиных их фирменным мясом по-татарски, а их застенчивый сын Костя отказывался показать свои танцевальные импровизации, или о том, как знала Колю Караченцова малышом, с мамой Яниной которого общалась долгие годы. Байки и правдивые истории о всех звездах балета, с которыми Нинель Юлтыева в разные годы, что называется, пуд соли съела - отдельный повод для рассказа. Она и сегодня следит за молодыми коллегами. И, к примеру, не понимает, что творит та же Волочкова. Российский балет всегда был сдержанной классикой, где недопустимы эпатаж и пошлость. Этому ее учили великие педагоги, это проповедовала всю жизнь и она сама. «Не пила, не курила, не гуляла! - заявляет она на мой вопрос о своем жизненном кредо. - Ничего, кроме символического бокала шампанского, не потребляла. А к шоколаду, конфетам и прочим сладостям так и не пристрастилась, даже перестав танцевать. Для меня привычная еда - хлеб, масло, творог, йогурт, я очень непритязательна!» Как бы обучиться такому аскетизму?
…Ей выпало счастье появиться на свет в семье любящих друг друга родителей-романтиков. Самородок из башкирских степей Оренбуржья
Даут Юлтый после окончания медресе увлекся сначала писательством, поэзией, а потом и революцией. Он участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах. В 1921-м вышел его первый сборник стихов, а в 1934 году был опубликован автобиографический роман «Кровь», который спустя годы литературные критики назовут творением башкирского Ремарка. После трех лет, проведенных в окопах, Юлтый напишет:
«Трагичен базар тот кровавый. Но кем он открыт? Для кого? Для чьей же наживы и славы Товар здесь со света всего?»
Работая в начале своей литературной деятельности редактором оренбургской газеты «Красная звезда», он первым выслушал стихи юного Мусы Джалиля и благословил его на творчество. После окончания Института красной профессуры в 1926 году Юлтый возглавил башкирское отделение Центриздата в Москве. Затем был редактором газеты «Башкортостан», башкирских литературных журналов, стоял у истоков создания
Союза писателей Башкирии. В 1921 году ему удалось попасть к самому Ленину и добиться подписания важных для Башкирии бумаг, в том числе касающихся издательского дела. Свято верящий в идеи Ленина он тогда дал себе слово, что назовет дочь Нинель (то есть Ленин, если читать в обратном порядке), это имя тогда было невероятно популярным в среде политической элиты. Вместе с легендарным режиссером Михаилом Роммом Даут Юлтый работал над сценарием фильма «Салават Юлаев». А премьерой его пьесы «Карагул» открылся Башкирский драматический театр. Ахнаф Харисов в своем исследовании «Литературное наследие башкирского народа» позднее напишет: «Башкирская проза, поэзия, драматургия и критическая мысль своим началом особенно обязаны Мажиту Гафури, Дауту Юлтыю, Афзалу Тагирову».
Чем глубже Юлтый погружался в самообразование, в философию и политику, тем больше противоречий зрело в его душе. «Поэт должен служить народу, а не какой-либо партии», - публично заявил он в ответ на критику в свой адрес. Он был чрезвычайно искренним и где-то даже, видимо, наивным человеком, излишне доверявшим знакомым. Юлтый, выросший в бедной крестьянской семье, мечтал о лучшей доле башкирского народа и стремился творчеством пробудить сознание соплеменников - подтверждение тому все его произведения.
Встретив в 1921 году свою избранницу в Бугуруслане, Даут Юлтый приобрел семейное счастье, любовь и заботу на полтора десятка лет. Фатима, выучившаяся в Оренбурге на фармацевта, полностью разделяла интересы мужа к литературе, поэзии, театру и была «своей» среди его многочисленных друзей - представителей башкирской интеллигенции. Их первенец Тан, а затем и дочь Нинель в полной мере познали усладу родительского обожания и опеки. Но как стремительно промчалось время, и каким контрастом обрушилась на них судьба после ареста отца в 1937 году по доносу одного из тех, кто бывал в их доме и считался другом, соратником, коллегой!
Нинель в это время как раз должна была ехать на второй год обучения в Ленинград, но прямо на вокзале к ней подошел военный и заявил: «Ты - дочь врага народа и не будешь учиться». Что она испытывала в те минуты? Испуг, обиду, отчаянье? На ватных ногах девочка вернулась домой. Обнявшись, они с мамой проплакали и решили, что придется учиться в обычной уфимской школе. Но, о счастье! Александр Викторович Ширяев, узнав про беду, выслал в Уфу деньги для поездки Нинель в Ленинград и с этого момента взял ее под свое крыло. А вскоре и маму сослали в лагеря Мордовии на долгие семь лет, когда их с дочерью и сыном связывали только письма и милые забавные рисунки в качестве подарка…
В 1941 году скоропостижно умер Александр Викторович Ширяев. И Нинель словно осиротела во второй раз - ей снова пришлось голодать и пребывать в нищете. По возвращении в том же году в Уфу по распределению ей негде было остановиться. В семьях маминых братьев ночевать не могла: с одной стороны - теснота, но главный аргумент - опасно. Ее двоюродных сестер и так исключили из комсомола из-за родства с врагом народа. Она спала в театре под сценой - было жутко и холодно. Еще и поэтому, признается Нинель Даутовна, в 17 лет она вышла замуж за человека значительно старше себя.
Но к тому времени Нинель уже научилась быть сильной и верить, что когда-нибудь весь этот кошмар и несправедливость, накрывшие их семью, рассеются. Отца реабилитировали лишь в 1956 году. Только тогда семья узнала, что через год после ареста Юлтыя расстреляли. Хотя раньше им была вручена справка о том, что якобы Юлтый умер в 1940 году от болезней. Позднее семья получила доступ к документам КГБ, из которых стали известны авторы доносов. Не меньше, чем на Нинель, выпало страданий и на брата Тана. В Уфе ему не позволили учиться, он уехал в Самарканд и там, окончив университет, стал математиком. Преподавал в одном из отдаленных кишлаков, где встретил свою судьбу - Савию, учительницу русского языка и литературы. Только после реабилитации отца Тан с Савией и детьми смогли вернуться в родную Уфу. Вдове Даута Юлтыя дали квартиру, но Нинель забрала маму к себе в Казань, а в Уфе осталась семья брата.
«Не только Тану, но и нам с мамой очень повезло с Савией. Она оказалась очень сердечным и близким нам по духу человеком. Брата уже нет, а Савия мне как сестра», - откровенничает Нинель Даутовна.
Савия Ахметовна вызывает восхищение не только у сестры мужа, но и у коллег-педагогов. Ведь именно она стала вдохновителем создания в Уфе в 69-й школе, расположенной как раз на улице Юлтыя, единственного в нашем городе музея расстрелянного поэта. Вот что рассказала мне бывшая директор 69-й школы Ирина Степановна Зайнутдинова:
«Мы долгие годы проработали вместе с Савией Ахметовной, учителем литературы, в 62-й школе. Даже жили по соседству возле Дворца машиностроителей. От нее я впервые услышала о репрессированном башкирском поэте Дауте Юлтые. Однако даже учителя башкирского языка мало знали о нем. Меня это потрясло! Познакомилась с его творчеством, прониклась трагической судьбой этой уникальной семьи и поняла, что наш долг - увековечить память о Юлтые. Так и появился школьный музей. Пришлось даже съездить в Москву, чтобы его официально зарегистрировать. В нашем музее бывала внучка поэта, дочь Савии Ахметовны, Нэля со своими сыновьями Юлаем и Айнуром, которые живут в Петербурге. Нинель Даутовна постоянно звонит и поздравляет с праздниками, справляется о делах и здоровье. Личных вещей Даута Юлтыя, как вы понимаете, не сохранилось. Но Нинель Даутовна и Савия Ахметовна постоянно что-то передают в дар музею - то сервиз, то книги, какие-то памятные фотографии. Я восхищаюсь добротой и интеллигентностью этих людей!»
Ирина Степановна говорит и о большом вкладе в создание музея преподавателей Нины Николаевны Старшиновой и Ольги Вячеславовны Габдуллиной. Низкий поклон всем этим людям. Сейчас в школе другой директор, многие из прежних учителей ушли на пенсию. И у меня, признаться, закралась даже тревога - удастся ли сохранить этот единственный в Уфе музей Юлтыя? Но завуч, до которой все же удалось дозвониться, успокоила и заверила, что экспозиции после ремонта школы вернутся на свое место. Очень хочется в это верить.
Верит в это и наша юбилярша. Нинель Даутовна мечтает летом приехать в Уфу на могилы родных. Если, конечно, бог даст и позволит здоровье. Как и ее учителю Ширяеву, потерявшему еще перед войной совсем юную дочь, Нинель Даутовне выпало пережить такое же горе - похоронить единственного сына Мансура. Внучка Эльза с матерью давно живут в Израиле. И питерская племянница Нэля с сыновьями да верная Савия - теперь ее семья и опора. «Нэлочка уже купила билет на 22 марта, я ее очень жду», - поделилась радостью Нинель Даутовна.
Родилась она 3 февраля, но юбилейный вечер под патронатом Минкультуры Татарстана назначили на конец марта. И множество поздравительных телеграмм уже давно получено. С особым трепетом она прочла послание из родной Уфы, направленное Курултаем - Госсобранием. Сколько бы горя ей ни пришлось здесь пережить, Уфа остается местом рождения, а значит, местом, где обитает часть ее щедрой души. «Я прожила нелегкую, но счастливую, очень яркую жизнь. А сейчас что? Склероз, маразм, юбилей!» - опять кокетливо шутит Нинель Даутовна. Какой склероз? Ее памяти впору завидовать молодым. К памяти у нее - особый спрос. Она ничего не забыла…
В 70-х годах прошлого века на экранах страны шел фильм о войне - «Помни имя свое». Эти слова твердила мать малышу в немецком концлагере, чтобы он не затерялся.
Как же важно сегодня и всем нам не затеряться в этом странном мире сплошного потребления и абсурда? И имя Юлтыя важно сохранить не ради потомков его семьи, а ради будущего башкирской нации.


Галина ИШМУХАМЕТОВА



Комментариев: 4

2017-04-12 22:10:45 StevenVioto
КЛИЕНТСКИЕ БАЗЫ WWW: http://xurl.es/PR0DAWEZ



2017-04-07 18:11:20 StevenVioto
КЛИЕНТСКИЕ БАЗЫ для всех кто много продает (для юрлиц и физлиц)! Узнайте подробнее! Skype: prodawez390 Email: prodawez393@gmail.com Whatsapp: +79139230330 Viber: +79139230330 Telegram: +79139230330 WWW: http://xurl.es/PR0DAWEZ



2014-05-20 01:07:54 зоя
Уникальная женщина и балерина!!!Мне посчастливилось быть её ученицей в годы учёбы в институте культуры, незабываемые впечатления от профессионализма и творческой энергии, искромётного юмора,жизнелюбия!Дай бог ей здоровья и долгих лет жизни, благодарных почитателей её таланта!!!



2011-07-16 15:12:52 эльза спектор - фазлулина (E-mail: studiospektor@gmail.com)
хорошая статья.да это правильо нинель это народное достояние.очень жаль папу что во всей этой творческой суете не смог себя найти.ну а нинель не поверила в него.творчество поглотило ее и семья расспалась.да хочется всегда ей позвонить и сказать - бабушка я тебя люблю.но зная заранее что разговор пойдет только о ней рука не поднимает телефонную трубку.жаль что все так.очень жаль.желаю бабушке здоровья и только здоровья.у неее родилась правнучка.назвали эйми.



Вас зовут*:
E-mail:
Введите код:
Ваше мнение*:
 





НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ



Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават Юлаев

сайт администрации г. Уфы



Телекомпания "Вся Уфа"

Газета Казанские ведомости



Яндекс.Метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook