РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР" Трамвай желаний
-В нашем зоринском депо все девчонки - настоящие красавицы, - говорит Наталья. - Водители и кондукторы - лицо города: за смену нас видят сотни пассажиров. Поэтому мы не допускаем никаких помятых спецовок, усталого вида, хотя бывает, что приходится и сцепку весом в 30 килограммов тягать… Наталья пришла в МУЭТ в 2002 году. Тогда после долгих раздумий она все-таки оставила сферу образования - работать учительницей начальных классов с детьми, отстающими в развитии, оказалось крайне непросто. Сначала трудилась кондуктором, потом, окончив курсы водителей, пересела в кабину. И через некоторое время стала одним из самых опытных водителей трамвая в столице. - Мама много лет отдала железной дороге, а муж - водитель-международник предприятия «Башавто-транс» - возит пассажиров в Ярославль и Нижний Новгород, и мне работа на транспорте оказалась по душе. А три года назад я и права на вождение автомобиля получила, теперь добираться до работы ранним утром стало гораздо удобнее. В 2009 году Наталья завоевала первое место на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства, который проходил в Липецке. Вернувшись с победой, лучший вагоновожатый страны получила в управление новенький трамвай, который сейчас курсирует по маршруту №5. - Это - первый подобной модификации, он сошел с конвейера всего два года назад, - с удовольствием показывает уютный салон Наташа. - И, что очень удобно для водителя, отличается усовершенствованным пультом управления и комфортным креслом. - Мы, как можем, бережем нашего красавца, стараемся поддерживать порядок, - тем временем отмечает кондуктор Наталья Осокина. - После каждой смены моем полы, чтобы в салоне всегда было чисто и свежо. Особенно радует, что исправно работают все тепловые пушки, так что в нашем трамвае не холодно даже в сильные морозы. Кондуктор Наташа также 12 лет назад была вынуждена уйти из педагогики. Зарплаты воспитателя в детском саду катастрофически не хватало. А тут еще дочка начала получать высшее образование… Так, две Наташи работают в паре уже третий год. - Бог в помощь! - пенсионерка Галина Суслова затащила в трамвай авоськи-пакеты и с облегчением устроилась на свободном сиденье. - Трамвай для нас - связь с цивилизацией, - смеется Галина Антоновна. - И в поликлинику довезет, и за продуктами, и в аптеку. А то жили бы в частном секторе, как в отдельном мирке. До автобуса на наших ногах уже не дойдешь… Каждый день езжу, всех водителей и кондукторов знаю в лицо. Галина Антоновна с супругом всю жизнь прожила в частном доме на улице Свердлова. На протяжении 30 лет на трамвае добиралась на родной агрегатный завод. В прошлом году случилась беда - у супруга Андрея Семеновича случился инсульт. Но своевременная помощь врачей из больницы №5 спасла мужчину от тяжелых последствий. И сейчас он проходит очередной реабилитационный курс в стационаре, а Галина Антоновна спешит проведать его и выходит на остановке «Улица Революционная». - Участок от Центрального рынка до Мингажева идет по прямой, но считается одним из самых сложных, - поясняет водитель Наташа. - Трамвай хоть и не движется в общем потоке машин, но на таких оживленных перекрестках автомобилисты иногда заезжают на полотно - приходится быть начеку. Да и пешеходы любят перебегать в неположенном месте… Кроме того, есть троллейбусные пересечения, неправильный проезд через которые может привести к обрыву контактной сети. Вот и получается двойная ответственность! И не только за трамвай (он один, кстати, весит 18 тонн!), но и за людей. Не зря ведь возрастной ценз на вождение трамвая - с 20 лет, да и по времени обучение не короткое, занимает около пяти месяцев. Перед тем, как стать полноценным специалистом, нужно отработать 450 часов производственной практики. И говорить: «Чтоб водить трамвай, нужно только кнопочки нажимать», в корне неверно. - Многие уфимцы, наверное, уже узнают вас? - Бывает, что нас перекидывают на 10-й маршрут, - выдавая билеты, рассказывает кондуктор Наталья. - А наши пассажиры по привычке садятся к нам, полагая, что мы 5-й. А потом на повороте на Ибрагимова начинается шум и крик. Летом, конечно, пассажиров стало меньше: наши любимые студенты разъехались по домам. Тут показалась улица Аксакова, а за ней Пушкина и долгожданное кольцо. Наши Наташи, выключив аккумулятор, поспешили на обед. - Теперь у меня появилась еще одна обязанность - следить за зарядкой у модема, - показывает водитель небольшое устройство. Дело в том, что на радость столичной молодежи в трамвае появилась зона бесплатного Интернета. Теперь общаться в сети можно будет прямо под стук колес. А к 1 сентября Интернет появится еще в 19 салонах. В Управлении городского электротранспорта пояснили, что такие трамваи будут ходить от улиц Пушкина и Мингажева - там, где много студенческих общежитий. Если трамваи с Интернетом станут популярны, то Wi-Fi установят и в троллейбусах - №2 и №12. Сейчас в Управлении ждут результатов нововведения: объективно судить о них можно будет не раньше начала учебного года. Затраты на реализацию проекта относительно небольшие - для оснащения одной машины точкой доступа к Интернету с помощью технологии Wi-Fi требуется 2390 рублей. - Оборудование для доступа в Интернет мы в первую очередь будем устанавливать на трамвайных маршрутах №№4,5,16,18, то есть там, где ездит много молодежи, студентов, - отметил начальник службы информационных технологий и связи муниципального Управления электротранспорта Уфы Сергей Богданов. - Каждая машина будет соответствующим образом маркирована, так что пассажирам будет сразу понятно, стоит ли пытаться попасть в мировую паутину. А пользоваться Интернетом в одном трамвае могут одновременно 20 человек. - Скорость достаточно высокая, да и связь не прерывается, что очень удобно, - демонстрирует нам Эльвина Разяпова (на фото). - В «пятерочке» каждый день добираюсь до работы. Так что к делам можно приступать, еще находясь в пути.
Альфия РАИМОВА |