ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Фонд зерна
Президент Башкортостана Рустэм Хамитов принял решение о создании республикан...

Я - гражданин!
В Бирском районе состоялся третий ежегодный форум «Я - гражданин» в рамках летнег...

Эх, ярмарки!
С 17 сентября в столице республики начнутся традиционные осенние сельскохозяйс...

Когда мелочь - сила
26 августа на территории Городской детской клинической больницы №17 открылась дет...

4 важных дня
С 20 по 23 сентября в уфимском Дворце спорта пройдёт XXI Международный специализиров...

В гости к Аксакову
В конце сентября в Уфе пройдет XXI Международный Аксаковский праздник, приуроченны...

Форум для инноваций
15-18 сентября в Сочи состоится X Международный инвестиционный форум.
Наша респуб...


Чиста, как слеза
За последние 10 - 15 лет качество воды в Уфе значительно улучшилось, и воду б...

А из нашего окна…

25 августа состоялось награждение победителей конкурса на лучший балкон (лоджию...


У никаха - свой дом

30 августа, в праздник Ураза-байрам, в Уфе открылся Дом никаха.
Разместился он п...


И вновь премьера!
Коллектив Государственного академического русского драматического театра прист...

Галопом - по Европам

А труппа Башкирского государственного театра оперы и балета готовится к гранди...


Биатлон: места хватит всем!
С 20 по 30 сентября в Уфе сос
тоится чемпионат России по биатлону на лыжероллерах.

Ретрокалейдоскоп
100. 14 сентября (1.09 по ст.ст.) 1911 г. террорист Богров смертельно ранил премьер-министр...




     №09 (118)
     сентябрь 2011 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Татьяна Макрушина: «Хоть проверьте - все сбылось!»



Что же это такое - талант актера, мастерство перевоплощения, и откуда оно берется?
Об этом я и спросила Татьяну Владимировну.
- Как я стала актрисой, я могу рассказать. В 60-е годы, когда я родилась, и почти до конца моей учебы в школе все вокруг любили петь. В Ишимбае во дворе нашего дома номер 77 по улице Геологической родители собирались с друзьями и пели, мы тоже собирались под руководством старших подружек – и делали целые концерты: развешивали объявления, пели, читали стихи, разыгрывали спектакли. Я была известна как девочка, которая поет песню Золушки: «Хоть поверьте, хоть проверьте…». Этот двор снится мне до сих пор, и мне кажется, что лучше места на земле нет. Здесь на скамеечках сидели наши бабушки, в шесть часов с работы приходили мамы, тоже садились и немножко беседовали, потом шли готовить ужин - из открытых окон был слышен звон кастрюль, разговоры…
Зимой обязательны были коньки и лыжи: без этого было нельзя, так жили все. Наш город так устроен: заканчиваются последние дома - и начинается парковая зона, река Тайрук, запруда, вокруг горы, лес – сосновый и березовый, и все ходят туда гулять и заниматься спортом. Моя мама до сих пор ездит там на лыжах! А когда по телевизору показывали выступления фигуристов, мы с подружкой, взявшись за руки, танцевали «Калинку» на укатанной площадке позади дома, как Ирина Роднина! И кричали каждая своей маме: «Смотри, смотри!»
И все это - песни, стихи, танцы, коньки и лыжи, плавание - потом пригодилось мне в моей профессии. Например, когда в «Переборе» надо было с разбегу нырять в постель…
И были куклы, которых мы во что-то одевали, а одна моя подружка, Оля, шила для них потрясающие наряды. И куклы оживали. А в одной из соседних двухэтажек жила потрясающая женщина - Варвара Владимировна. Она была эвакуирована из блокадного Ленинграда и, видимо, все ее родные там погибли, потому что возвращаться она не стала. Варвара Владимировна музицировала и делала нам из папье-маше маски цветов. У нас проводился городской праздник цветов, и она всегда участвовала в конкурсе на лучший букет. И настолько красив был наш цветущий, уютный городок!
Когда я была маленькой, заявляла всем: я буду укротительницей хищных зверей! Видимо, увидела «Полосатый рейс». Потом могла стоя посмотреть две серии индийского кино! (Я занималась в театральной студии и могла проникнуть в кинозал бесплатно.) Дальше почувствовала, что искусством это назвать нельзя, и увлечение отошло. Коллекционировала фото актрис, балерин - моим кумиром была Майя Плисецкая - и гимнасток, а когда к нам приехал живой балет, решила, что стану балериной - больше никем! И мама повезла меня в Уфу: в Оперном театре проводили отбор для ленинградского училища. Все восхищались мной, я прошла два тура… и когда мама поняла, что меня вроде бы берут, она перепугалась! И пошла на третий тур вместе со мной (до этого меня водил двоюродный дядя). Глядя на нее, балетные педагоги решили: «Девочка пополнеет, как мама» (хотя мама довольно долго была худой). Мне сказали: «Спасибо, вы свободны», а я рыдала и не собиралась никуда уходить, вцепившись в ногу памятника Салавату Юлаеву. Я чувствовала, что решается моя судьба. И тогда взрослые, каким-то образом отцепив, повели меня в класс, где занимались артисты балета. И балерина Фирдаус Нафикова сказала: «Девочка, да это твое счастье! Посмотри на мои ноги». Я увидела, что происходит с ногами балерины из-за пуантов… Хотя я все равно не испугалась и, как всегда, думала про себя: «А я все равно буду!»
По возвращении в Ишимбай меня почему-то начали дразнить. «Макрушка-толстушка» - прозвище оказалось прилипчивым, хотя я была очень тоненькая. Хотя я продолжала ходить на танцы, почувствовала, что это не станет моей профессией. Параллельно занималась и в народном театре. В 10 классе мне дали выучить отрывок из «Старухи Изергиль» Горького - я его не просто читала, а разыгрывала так, что приглашали показать в других школах. Так что у меня не было вопроса, куда поступать.
- Расскажите, чем вы «взяли» приемную комиссию.
- Меня прослушивали вечером. Все уже устали и клевали носами. Говорят: «Читайте прозу!» А я: «Танца не бывает без секрета - если не узнаешь, не покажут. Это удивительно, но это многие не знают даже…». И начинаю пританцовывать. Только потом говорю: «Я расскажу вам историю, как одна принцесса научилась танцевать». Головы подняли. А этому меня научила в народном театре Раина Романовна Яковлева. Она сказала: «Главное - взять внимание зрителя. Не взяла - не играй».
И тут моя собеседница поднимается и устраивает маленькое представление - для меня одной. Сказка недлинная, все вроде бы просто, но… захватывающе!
«Надо же, помню еще!» - Татьяна Владимировна утирает слезы.
Наверное, все взрослые видели, что у меня хорошо получается, и помогали мне, направляли. Как и я сейчас: когда в театр приходят новые актеры - сразу видно, кто действительно одарен и поцелован богом, а кто просто перепутал, в какой вуз поступать. Не всегда даже театральный институт - залог того, что человек станет актером. Если не получается, нужно, чтобы помог режиссер, а режиссер тебя не видит… Так может разрушиться судьба. Как видите, это очень важно: чтобы на вступительных экзаменах педагоги, с одной стороны, не проглядели талант, а с другой - не допустили, чтобы в актеры пошли люди недостаточно одаренные.
Ну и что же это такое - актерство? Просто ты без этого жить не можешь - и все. Так устроен актер: он должен выйти на сцену и сказать что-то людям. Чтобы сделать их лучше, чище, взбудоражить их сегодня ленивые души. К тому, чтобы выйти, много всяких препятствий. Но они закаляют, и все равно хочется выходить. Как у Чехова: этот камень тянет меня на дно, но это мой камень, и я его люблю.
- Что это за препятствия?
- Ты знаешь, что мог бы это сыграть, а режиссер не видит тебя в этой роли - вот главное препятствие! Людям кажется, что мы сами выбираем себе роли. Это не так. Назначение на роль может стать ударом, причиной для бессонных ночей… Но это первый закон театра: ты должен, несмотря ни на что, полюбить эту роль, сделать ее своей. А мне всегда такие экстравагантные роли попадались! Я боялась, что в театр придет учительница моего сына и увидит это. Например, роль Преполовенской в спектакле «Тварь»: спектакль получился фестивальный, обычный зритель воспринимал его нелегко, и я абсолютно не чувствовала себя такой демонически-эмансипированной женщиной. Но я преподносила все это комически - и получала от игры удовольствие!
И родственники, бывает, возмущаются: почему мне все время дают отрицательных героинь? Но отказываться от ролей нельзя. Если бог - то есть режиссер - дает, надо играть. (Хотя я пару раз отказывалась, о чем теперь жалею). Наша судьба зависит от режиссера, и за все, что я сыграла, я благодарна своему единственному художественному руководителю - Михаилу Исаковичу Рабиновичу. Хотя и не всегда мне было легко… Но я всегда старалась, и он это знает.
Вообще, мне кажется, в театре работают не совсем нормальные люди. Я за всю свою жизнь ни разу не была на больничном! Теперь думаю: а надо ли было? Все время боишься, что возьмут другого, а ты окажешься невостребованной. Все люди страдают от избытка работы, а актер - от ее недостатка.
- «Работа - это форма любви», - сказала Мэрилин Монро. Что вам хотелось играть, когда вы только пришли в театр? Тогда, наверное, актуальны были совсем другие образы, чем сейчас…
- В институте я играла зрелых, глубоких, драматических женщин: Медею, например. А в театре моей первой ролью в пьесе «Моя профессия – синьор из общества» стала юная Фьорелла. Роль небольшая, но важная. Я очень удивилась. Затем в пьесе «Пять романсов в старом доме» мне дали роль Ольги. Мне 23, а Ольге - 35! Мне казалось, столько не живут! К тому же в театре было много актрис этого возраста. И они наверняка были очень раздосадованы, что роль досталась мне… В сценарии было написано: «увядающая женщина»! У этой героини был жених, но зрителю должно было стать ясно, что между ними ничего быть не может, потому что она была вся такая возвышенная, романтическая ленинградка, а он - «бытовой тип». Это теперь приземленный человек считается положительным героем. Потом я долго была, наоборот, «социально-бытовой героиней»: тогда же обязательно надо было нести какую-нибудь социальную мысль... И наконец приехал знаменитый режиссер Александр Михайлович Поламишев - ныне уже покойный, к сожалению, - и спас меня. Сказал: «Она же такая гротесковая актриса, что вы ее тянете в социалку!» Я стала играть характерные, комические роли.
- Вообще как изменился театр с советских времен?
- Боюсь, что не в лучшую сторону. В труппе было больше артистов разных дарований и фактур. Когда я училась в институте, нас на курсе было всего 13 человек. Это было практически индивидуальное обучение. А теперь, благодаря коммерческому отделению, набирают по 40! И получается конвейер.
- А что хочется играть сейчас?
- Сложный вопрос. Хотеть играть что-то мало - надо, чтобы за это взялся хороший режиссер, были хорошие партнеры, чтобы получить удовольствие от репетиций - и чтобы результат был востребован. А теперь не знаю, что нужно зрителю… Вернее, знаю: ему нужны убойные комедии! И народ валом валит на «№13» и «Голубую камею», чтобы отвлечься от своих проблем, отдохнуть, и актеры, которые в них заняты, счастливы… хочу играть в комедиях! А внутри меня сидит кто-то и говорит: «Ты же актриса! Ты же хочешь проверить себя в настоящей, большой драматургии!» Однако на глубокие, драматические спектакли люди ходят гораздо меньше. Но, когда мы начали играть «Русское варенье», мне несли на сцену цветы! По одному цветочку - и они были драгоценны для меня, потому что было видно: на этот спектакль пришла интеллигенция, и она понимает, о чем мы играем. Там я - Наталья Ивановна, жена профессора, переводчик - кричу в зал, что интеллектуальный труд сегодня никому не нужен, «Зачем же тогда мы учили детей языкам и рисованию?» Спектакль о том, что разрушается что-то большое и хорошее, и его больше не будет, а новое не создается…
В общем, я понимаю нашего художественного руководителя: выбрать пьесу сегодня очень трудно. Но с «Бешеными деньгами» мы угадали. Островский написал это в 1789 году, мы не изменили ни одного слова, а народ смеется! Вот и говорите после этого, что классика не актуальна.
Роли своих современниц я не очень люблю: современницы мне достаются в основном отрицательные. И я играю в них: делаю обаятельными, но смешными, неказистыми, приглашаю посмеяться над ними, делаю так, чтобы зал понимал: я сама не такая. И потом доказываю это в своих положительных ролях – в том же «Русском варенье», например. С другой стороны, положительные, но «страдательные» роли, которых мне досталось немало - глубоких, ранимых, часто брошенных женщин - тоже нельзя играть долго: говорят, начинаешь повторяться…
- Но есть же положительные современные женщины? Бизнес-леди?
- Да, такие самостоятельные, стремительные - во всем этом тоже немало игры, позы. Нет, они мне не нравятся. Я бы посоветовала им больше заниматься домом и детьми, и не просто нанимать хороших нянь и репетиторов, а вкладывать в это душу. Мне больше нравятся женщины, которые готовят обеды, усаживают всех за большой стол. Такие русские женщины, которые любят всей душой, как у Лескова. Таких я еще не играла…
И вообще репертуар у нас строится на мужчин. Потому что в зрительном зале сидят в основном женщины. Мужчины - цари природы, а мы им подыгрываем. Больших женских ролей мало, а актрис много… Поэтому, чтобы быть в форме, я всегда веду какой-нибудь кружок или студию. И просто потому, что не могу без этого жить. Сейчас я веду занятия по актерскому мастерству в отделении московской Академии харизмы, основанной Владимиром Конкиным.
- Бывает, что в жизни женщины не все складывается хорошо. И нужно сыграть успех, довольство и благополучие…
- Да. Таких женщин много. А в театре к тому же все работает на тебя: дают роль красавицы, шьют костюм, делают прическу, увешивают фальшивыми драгоценностями - чтобы ты вышла и была королевой! В этом случае просто невозможно плохо сыграть. Каждая женщина - актриса, и все прекрасно справляются. Но это обман. Можно заиграться и начать думать: «У меня все прекрасно, я самодостаточна, и мне никого не надо!»
У меня самой, слава богу, дома все хорошо, и мне, наоборот, непросто сыграть неблагополучие. Я живу с одним и тем же человеком, мы прошли путь от общежития до квартиры, выстроили вместе всю жизнь, у нас есть сын. Вот это и есть счастье. Заслуженное счастье. Он терпит мою работу, поддерживает меня во всем. А для меня нет вопроса, что на первом месте - работа или семья. Я могу сходить на репетицию, потом прибежать, пожарить котлеты - и опять репетировать, повторять текст. Моя репетиционная всегда со мной. Я жена, мать, актриса, кухарка и королева - все в одном лице. Мне надо все успеть - и я успеваю.
- Советское кино сейчас стало учебником актерского и режиссерского мастерства, а вот новые фильмы и передачи часто не блещут профессионализмом. «Деньги вкладывают, а получается что-то не то», - недоумевают зрители. Будут ли когда-нибудь снова такие фильмы, как «Обыкновенное чудо?» Кого вы любите из советских актеров?
- Пока что наше кино, действительно, провальное. Почему? Режиссер один раз использовал артиста, но на следующую роль он уже не подходит. Режиссеру удобно, актеру хорошо… а такого продукта, как в первый раз, уже не выходит, и они не знают, что еще придумать…
Так что не всегда нужно на это идти. А без этого - без знакомства - теперь ничего не делается. И если уж начали раскручивать одного артиста, то не прекратят, пока он все свои штампы не покажет! А потом - найдем новую «звезду». Вот Андрей Миронов в «Фантазиях Фарятьева» и в комедийных фильмах - совершенно разный. Он просто не успел пожить, чтобы создать что-нибудь еще, другое.
Я очень люблю Олега Даля, «Старую-старую сказку» с ним могу смотреть бесконечно! Потому что начинается она как сказка, а заканчивается - как в жизни.
Чтобы понять, чего на самом деле стоит распиаренный киноактер, надо увидеть его в театре: не то, что получилось, может быть, с десятого дубля, а сиюминутное пребывание на сцене. Я обожаю Сергея Безрукова. Смотрю на него и понимаю: вот это сегодняшний актер. Он умеет все: и петь, и танцевать, и играть абсолютно разные роли: время требует гибкости, подвижности. Хотя он может играть не все - просто по фактуре. Но играет все! Потому что пришло его время.
Сейчас я очень жду гастролей Большого драматического театра. Приедут ли Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили? Хочется увидеть их именно в спектаклях их театра. Иногда я хожу на антрепризу. Не потому, что спектакли хороши, а просто чтобы увидеть знаменитых старых артистов. Порадоваться, что такие таланты у нас еще есть.
И все-таки все время происходит, снимается, ставится что-то новое! Я с любопытством жду, что еще предложат мне жизнь и театр. Я еще сыграю, и мы еще побеседуем. Приходите!


Екатерина КлимовиЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости