ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Хождение в народ
Разбитые дороги, отсутствие газа в домах, безработица - все эти проблемы были озвучены на встречах глав сельских поселений с Президентом Рустэмом Хами...

Старт выборам

19 октября Центризбирком России завершил прием документов от политических партий для регистрации их федеральных списков кандидатов в депутаты Госд...


Мы - в десятке!
Уфа заняла шестую позицию в рейтинге самых удобных для проживания городов страны. Исследования провели социологи петербургского института территориаль...

В гости - к Мустаю
В день рождения башкирского поэта Мустая Карима Президент Рустэм Хамитов пришел в гости к родственникам писателя. Встреча прошла в квартире, где жил и...

Управдом - друг человека?
30 ноября состоится учредительная конференция, на которой будет сформирован Совет председателей многоквартирных домов.
Башкортостан стал одним из ...


Молитва на горе Арафат
6 ноября мусульмане всего мира отметят праздник Курбан-байрам. Праздничные проповеди пройдут во всех мечетях столицы. Для жителей Уфы будет организова...

Кардиограмма по телефону
На Кировской подстанции Скорой помощи заработал консультационный Центр по обработке данных кардиограмм. Заявки поступают со всего города.
Фельдшерс...


Модные сюрпризы
2-3 ноября в ДК «Нефтяник» в рамках XII специализированной выставки «Текстиль и мода» состоится Форум моды «Евро-Уфа-Азия-2011». Лучшие профессио...

«Молодежка» приглашает!
10 и 11 ноября русская труппа Национального молодежного театра им. Мустая Карима представит очередную премьеру. Комедию «Калека с острова Инишмаан» по...

Лучшая Джильда - наша
Ария Констанцы из оперы Моцарта «Похищение из сераля» и ария Кунигунды из мюзикла Леонарда Бернстайна «Кандид» - прекрасное исполнение этих двух сложн...

Виртуозы «озон-кюй»
28-29 октября в Уфе прошел III Городской конкурс кураистов имени Адигама Искужина.
Цель конкурса, который проводится раз в два года, - возрождение ...


Точный удар
9 ноября сцена концертного зала «Колизео» преобразится в настоящий ринг. Поклонников боев без правил ожидают два титульных боя за пояс чемпиона мира п...

С «кошкой» и крюком
5 ноября на скалодроме комплекса Кул-Тау пройдет второй фестиваль по драйтулингу. Этот необычный вид представляет собой технику прохождения скальных м...

Ретрокалейдоскоп

120. В ноябре 1891 г. И.Е. Репин впервые показал картину «Запорожцы».
100. 9 ноября (27 октября ст.ст.) 1911 г. актёр и изобретатель Глеб Котел...





     №11 (120)
     ноябрь 2011 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ARTEFAKTUS

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА И ПРОТИВ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ








РУБРИКА "ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ"

Обереги вопреки


-Символы есть везде, - уверена доктор искусствоведения, профессор, член Международной ассоциации историков и критиков искусства AICA (ЮНЕСКО) Альмира Янбухтина. - Вглядитесь в любой деревянный дом. Резьба на нем сделана не только с эстетической точки зрения. Это обереги.
Вопросы толерантности
- Удивительно, но у большинства народов мира значение основных символов схоже, - объясняет Альмира Гайнулловна. - Например, круг. Это солярный знак, «колесо жизни» в философии. Второй, часто встречающийся элемент - это спираль. Относительно недавно философы заявили, что существование отдельного человека и общества в целом развивается по спирали. Древние это знали давно. Часто встречается элемент - двойная спираль - отношение между двумя противоположностями, то, что у нас называют на китайский мотив «инь-янь». Горизонтальные волнистые линии - символы дождя, плодородия, но это не просто мечта о погодных явлениях, это молитва к верхнему миру. Ромб - вспомните петрических венер. Вот она, стилизованная энергия, способная произвести на свет потомство! Все эти символы окружали человека тысячелетиями. Их рисовали на сосудах, вышивали на одежде, гравировали на украшениях и, конечно, делали на домах. Человек тех времен не отличался от нас с вами, он тоже хотел гарантий, и только повсеместное использование символов давало ему ощущение защищенности.
А потом началась эпоха мировых религий. Бог Православный говорил: «Не сотвори себе кумира». И деревянных идолов жгли на площадях. Бог Мусульманский требовал, чтобы человек не рисовал животных и людей. Творить живых существ - прерогатива Всевышнего. Постепенно люди отказывались от язычества, ходили в церкви и мечети. Однако Масленицу празднуют до сих пор!
- Более того, когда в начале прошлого века известный этнограф Руденко описывал башкирские деревни, он там находил признаки шаманизма, - утверждает Альмира Гайнулловна. - Сейчас, конечно, вы этого уже не найдете, однако вдумайтесь в сам факт! Будучи мусульманами, башкиры не отказывались от многих языческих привычек.
Пока в Европе горели костры инквизиции и каждого, кто не был согласен с католическими догмами, облачали в испанские сапоги, в России язычники встречались на каждом шагу. Церковь, конечно, боролась со староверами, известен спор иосифлян с нестяжателями. Однако как было допущено, чтобы каждый дом украшался оберегами?
- Раньше умные люди жили, они понимали: людей можно заставить что-то делать или не делать, но никакая власть не имеет силы над душами, над верой человека, - говорит Альмира Янбухтина. - После первых попыток насильственной христианизации в Х веке православие стало более мягким. Миссионеры старались нести культуру, привлекать религией спасения, строили инородческие церкви, и постепенно паства росла. То же самое с исламом. Языческие проявления, безусловно, не одобрялись. Но и не запрещались тоже. Потому что нельзя запретить всей стране. Вспомните попытку сделать всех атеистами. Не получилось же. После 1985 года в церкви и мечети ринулись все, даже те, кто вопросами религии никогда себя особо не утруждал.
В поисках символов
Вместе с преподавателем профессионального лицея №74 Павлом Качкиным мы отправились на прогулку по старой Уфе. Павел с детства мастерил деревянные поделки, окончил лицей, продолжил образование, а сейчас он и сам читает лекции.
- Когда делаешь что-то своими ру
ками - волшебное ощущение, - утверждает он. - И самое главное, у каждого есть выбор - работать по стандартам (благо лекала и типовые орнаменты существовали издавна) или пофантазировать.
А фантазии в деревянной архитектуре Уфы более чем достаточно. Резные наличники, сандрики на карнизах, розетки, орнаменты.
Первым нашим пунктом стало здание Дома-музея имени Шагита Худайбердина, построенного в середине XIX века генерал-майором Капитоном Порфирьевичем Слотовым. Его сын Александр Капитонович имел чин подполковника, участвовал в Русско-японской войне, до 1917 года работал в Уфимском земском собрании. Во время Гражданской войны следы Александра Капитоновича затерялись. Но дом-то остался. В 1923 году в особняк вселяется видный деятель Шагит Худайбердин с женой и дочкой. На следующий год старые раны дают о себе знать, и Худайбердин умирает. Жила в этом доме его дочь Тамара - известная балерина. Долгие годы в доме размещалась детская библиотека №7 имени Шагита Худайбердина. А в 1991 году после реконструкции особняк открыл свои двери для всех уфимцев и гостей города - уже как музей. Хотя его экспозиции посвящены советскому периоду истории республики, при реконструкции постарались восстановить дореволюционную эстетику здания. Небесно-голубые ворота с белым орнаментом привлекают внимание издалека.
- С первого взгляда можно определить, что резьба современная, - утверждает Павел. - Она вся выполнена на станках и по лекалам. А 100 лет назад все делали на глаз. Поэтому старинная резьба всегда несколько ассиметрична.
Интересное решение парадного входа. Перила очень простые. Для сравнения, даже на балконе усадьбы они резные, хотя это далеко не самая заметная часть дома. Или окна в сенях, лишенные всякой резьбы. Дверь на основной усадьбе находится почти в полуметре от земли. Какое функциональное значение она имела? При реконструкции не учли, что там было еще одно крыльцо. Его просто недоделали.
Альмира Янбухтина еще до реконструкции Дома-музея исследовала ворота этого здания. На снимках 1984 года видно: резьба была витиеватой, а арка над калиткой была сделана в виде маковки, в стиле лучших домов Хорезма или Бухары.
- Над самими воротами было полукруглое навершие, - вспоминает исследовательница. - Помню, решила написать про эти ворота, пришла на Новомостовую, внимательно осмотрела дом, но, увы, сфотографировать не смогла. В следующий раз пришла уже с фотографом. Поймала себя на мысли, что чего-то не хватает. Пригляделась - а ворота остались без этого навершия. Оказалось, в здание привезли какой-то крупногабаритный груз, и он не влез. Ворота сломались. Отвалившиеся детали просто убрали и забыли.
Альмиру Янбухтину история с уфимскими воротами расстраивает, ведь, по ее мнению, именно ворота играли доминантную роль в оформлении.
- Ворота с заборами придавали городу облик регулярности, организованности, а каждому двору или усадьбе характер замкнутости, уединенности, - отмечает исследовательница. - Ворота в конце XIX - начале ХХ века делали симметричными: в центре сами ворота, а по бокам одинаковые по форме, конструкции или декору калитки. Одна из них примыкает прямо к дому, точнее, к парадному крыльцу, и выполняет свою прямую функцию. Другая была ложной, в виде ниши и служила в композиции для равновесия масс, объемов, усиливая тем самым ее внушительность, монументальность. Но, несмотря на свою ложность, она все же была функционально полезной. В калитку врезалась широкая доска, и ее ниша превращалась в удобную скамейку.
Вековая мода
Дом-музей Худайбердина построен в конце XIX века, и резьбы на нем много. Дом-музей Аксакова построен в конце XVIII века, и такого резного буйства нет. Странно. Зачем в эпоху, когда стали ходить паровозы, появились бомбисты и атеисты, делать обереги на домах?
- Как раз в такие времена обереги и нужны, - смеется Альмира Янбухтина. - Заметьте, когда мир переживает революцию, неважно, политическую или техническую, все первобытные страхи, которые живут в глубинах души, вылезают на поверхность, потому что появляется боязнь перед завтрашним днем.
У Павла есть своя версия.
- Здесь целый комплекс причин. Во-первых, к середине XIX века в Уфе была налажена работа пожарной службы. Город не выгорал целыми кварталами, как раньше, а, значит, у людей появлялась уверенность, что в одном доме они могут жить поколениями. Резные наличники на окнах, украшения ворот заказывались не в момент постройки дома, а уже когда здание, как сейчас говорят, сдано в эксплуатацию. Когда появлялись средства, обращались к мастерам. Во-вторых, сами плотницкие инструменты совершенствовались, у мастеров появлялось больше возможностей, и стоимость их работ была вполне приемлемой. В-третьих, не забывайте, что Уфа быстро росла, а нумерация домов появилась только в начале прошлого века. Как найти нужный дом? Только по описанию, а, значит, он должен чем-то отличаться.
Символическое значение деревянных узоров Павел не отрицает, но прибавляет: многие детали имели и практическую функцию.
- Это сейчас технологии позволяют вплотную подгонять рамы к стенам, а тогда зазоры все равно оставались. Навершия наличников давали защиту от дождя, снега и ветра, - говорит он. - Так что они были во всех домах. Кстати, в каменной архитектуре наличники тоже встречались, но делались они для красоты. Равно, как и нижние наличники.
Руки предков
Новодела в деревянной архитектуре Уфы много. Но есть и резьба, отметившая вековой юбилей. Когда просто идешь мимо деревянных улиц, ловишь себя на мысли: красиво, самобытно. И только сосредоточившись, видишь: здесь узор нарушен, тут деталь отломана.
- Так ходят тут всякие! Ломают! - возмущается житель дома №49 по улице Октябрьской революции Флюр Аюпов. Наличники на этой усадьбе можно разгадывать, как шараду. Например, есть розетка - полукруг, от нее отходят линии. Это, с одной стороны, традиционный для русского деревянного зодчества символ солнца, с другой - не менее традиционный в башкирской символике цветок курая. Конечно, в частном доме есть свои неудобства, но зато так приятно, когда идут люди, потом видят наш дом, начинают фотографироваться на его фоне.
Флюр - патриот своей улицы, и о сносе он не мечтает. В отличие от Гузель Гайфуллиной. В ее доме по адресу: Октябрьской революции, 56 тоже никакого новодела.
- Я не против него и очень даже за капитальный ремонт. А лучше снос, - утверждает женщина.
Ее дом был построен между 1860-м и 1870 годами некой Надеждой Васильевной Борисовой. Хроники не сохранили род ее занятий. Этот дом не считается архитектурным памятником, однако именно такие здания создают общий фон, настроение улицы и старой Уфы в целом, так что сносить их по закону тоже нельзя.
- А как же историческая ценность? - удивляюсь я.
- Вот поживите сами в таком доме, узнаете! - заявила Гайфуллина.
Дерево - материал недолговечный, да и жителей понять можно. Многих домов, которые когда-то составляли лицо города, уже и нет.
- Да как же посмели! Нужно сохранять такую красоту! - скажет читатель. Возможно, даже стукнет кулаком по столу. Однако, увы, бывают случаи, когда объекты восстановлению не подлежат.
- Сохранность зависит от многих факторов, - рассуждает Павел, когда мы подходим к зданию по адресу: Новомостовая, 22. - Например, этот дом большую часть суток находится в тени других зданий. Это важно зимой. Когда ярко светит солнце, снег начинает таять, а потом наступают заморозки, вода превращается в лед. Таких перепадов у домов, что стоят поодиночке или на солнечной стороне, бывает очень много, и дерево начинает гнить, дом, естественно, разрушается. Здесь же такого не произошло, и потом заметно, что за ним следят…
И действительно, дом будто сошел с картинки. Интересна обшивка. Деревянные доски имитируют руст.
- Дореволюционный сайдинг, - сразу сделал вывод Павел. - Очевидно, что бревенчатый дом был вначале обшит досками, а потом и сымитированы деревянные кирпичики.
Здание было построено по заказу Зигры Сеитгелеевны Акчуриной. Кроме имени хроники ничего о ней не сохранили. Между тем род Акчуриных в нашем крае известен с конца XVIII века. Их следы есть в Федоровском, Чекмагушевском, Белебеевском районах. Да даже в самой Уфе, на улице Спасской в доме №1 когда-то жил почетный гражданин города Тимербулат Акчурин.
Сохранилась в достойном виде и Костеринская дача (знаменитый дом с петушком на улице Зорге). С 1964 года в здании находится Уфимское бюро путешествий. Каждый год проводится хотя и косметический, но ремонт. Без него в деревянном старинном доме просто нельзя. Костеринская дача строилась как загородный дом (основная усадьба - это каменный особняк на Пушкина, где ныне находится таможенная служба).
Ближайшие к «петушку» земли также относились к владениям Костерина. У него было шестеро детей, и есть легенда, что в их честь он хотел назвать эти улицы в Восточной слободе: Николаевская (ныне Володарского), Мариинская (застроена), Васильевская (Бабушкина), Ольгинская (Клары Цеткин), Георгиевская (Цеховая), Валентиновская (Степана Халтурина).
На доме множество резных деталей. Часть из них - новодел.
Как и на всех предыдущих домах, эти детали «прорезные». То есть, орнамент вырезан из доски. При таком методе все строится на контрасте. Резьба - одного цвета, сам дом - другого (белые окна и бирюзовые стены на Доме-музее Худайбердина, белые наличники и зеленые стены на доме Костерина).
Религиозный
секрет объема
Есть и другой вид резьбы - накладная. Она объемная. Яркий пример накладной резьбы - дом по адресу: Пушкина, 129. Он принадлежал Г.Х. Еникеевой. На окнах сохранились вековые наличники. В основе орнамента - квадраты-ромбы. А над парадным входом резное солнце.
Даже сейчас, спустя сотню с хвостиком лет после постройки, дом выглядит масштабно.
- Умели раньше строить, - заметил прохожий. - Правда, дом врос в землю, дорожники перестарались, выравнивая дорожное полотно. Лет 20 назад окна первого этажа намного выше были…
Однако деревянный дом без заботы умирает. Вот резное солнце постепенно распадается на отдельные лучики.
- Дома раньше чинили зимой, - объясняет Павел. - Когда было свободное время, мужчины вырезали различные орнаменты, устанавливали, конечно, летом. А сейчас такая привычка в городе и не сохранилась, хотя, чтобы покрыть верх наличника железным листом, усилий много не потребуется...
По Пушкина, Гоголя, Карла Маркса, Бондарной часто встречаются накладные наличники.
Почему на одной улице узоры накладные, а на другой прорезные? Неужели мода на разных улицах отличалась?
- Не в моде дело, а в религии, - утверждает Альмира Гайнулловна. - Исламские каноны относительно искусства строгие. Они не допускают объемных изображений. Поэтому можно предположить, что прорезные наличники изначально заказывали те, кто был ближе к исламу, а сторонники накладной резьбы либо относили себя к православным, либо отказывались следовать всем мусульманским канонам.
***
С каждым годом наука находит все больше логичных объяснений природным явлениям. В то же время появляется все больше загадок, эсхатологические настроения характерны для многих людей. Бизнес амулетов стал легальным и привычным. Хочешь - носи руны, хочешь - тамги. Солнцеворотами украшают одежду, «Велесову книгу» переиздают многотысячными тиражами. В моде и резьба.
- Сейчас можно вырезать любой узор, заказчик сам может предоставить эскиз. Он будет скопирован и выполнен машиной. Однако узоров в стиле «хай-тек» нет, вряд ли они и возникнут, - говорит Павел. На новых деревянных домах в пригородах (пока в пригородах) Уфы возникают солнца, спирали, горизонтальные волнистые линии. Безусловно, меняются материалы. Все чаще вместо дерева для резьбы используют пластик, он более долговечен.
Пройдет лет сто, и историки будут вглядываться в узор, говорить про шаманизм, язычество и голос предков. Наверняка, нынешние владельцы домов с деревянным узорами посмеялись бы над всей этой мысленной конструкцией, сказав: орнамент так, для красоты. Однако из науки, да и, наверное, из жизни тоже постепенно уходит понятие «просто так». Всему находят логическое объяснение, роются в глубинах подсознания и находят причинно-следственные связи. А раз есть солнышки на окнах, спиральки, выведенные в момент задумчивости на листе бумаги, значит, в глубине души запрятан человек, который хочет жить в высокотехнологичную эпоху, делает вид, что идет в ногу с прогрессом, регулярно отмечает свои действия в твиттере, но когда гремит гром, двигаются континенты, а зима обещает быть бесконечной, он понимает, что он - песчинка в спиральной галактике, и предел его мечтаний - это согревающий луч утреннего солнца.


Маргарита ТИЛОВА



Комментариев: 0

Вас зовут*:
E-mail:
Введите код:
Ваше мнение*:
 





НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ



Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават Юлаев

сайт администрации г. Уфы



Телекомпания "Вся Уфа"

Газета Казанские ведомости



Яндекс.Метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook