ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Хождение в народ
Разбитые дороги, отсутствие газа в домах, безработица - все эти проблемы были озвучены на встречах глав сельских поселений с Президентом Рустэмом Хами...

Старт выборам

19 октября Центризбирком России завершил прием документов от политических партий для регистрации их федеральных списков кандидатов в депутаты Госд...


Мы - в десятке!
Уфа заняла шестую позицию в рейтинге самых удобных для проживания городов страны. Исследования провели социологи петербургского института территориаль...

В гости - к Мустаю
В день рождения башкирского поэта Мустая Карима Президент Рустэм Хамитов пришел в гости к родственникам писателя. Встреча прошла в квартире, где жил и...

Управдом - друг человека?
30 ноября состоится учредительная конференция, на которой будет сформирован Совет председателей многоквартирных домов.
Башкортостан стал одним из ...


Молитва на горе Арафат
6 ноября мусульмане всего мира отметят праздник Курбан-байрам. Праздничные проповеди пройдут во всех мечетях столицы. Для жителей Уфы будет организова...

Кардиограмма по телефону
На Кировской подстанции Скорой помощи заработал консультационный Центр по обработке данных кардиограмм. Заявки поступают со всего города.
Фельдшерс...


Модные сюрпризы
2-3 ноября в ДК «Нефтяник» в рамках XII специализированной выставки «Текстиль и мода» состоится Форум моды «Евро-Уфа-Азия-2011». Лучшие профессио...

«Молодежка» приглашает!
10 и 11 ноября русская труппа Национального молодежного театра им. Мустая Карима представит очередную премьеру. Комедию «Калека с острова Инишмаан» по...

Лучшая Джильда - наша
Ария Констанцы из оперы Моцарта «Похищение из сераля» и ария Кунигунды из мюзикла Леонарда Бернстайна «Кандид» - прекрасное исполнение этих двух сложн...

Виртуозы «озон-кюй»
28-29 октября в Уфе прошел III Городской конкурс кураистов имени Адигама Искужина.
Цель конкурса, который проводится раз в два года, - возрождение ...


Точный удар
9 ноября сцена концертного зала «Колизео» преобразится в настоящий ринг. Поклонников боев без правил ожидают два титульных боя за пояс чемпиона мира п...

С «кошкой» и крюком
5 ноября на скалодроме комплекса Кул-Тау пройдет второй фестиваль по драйтулингу. Этот необычный вид представляет собой технику прохождения скальных м...

Ретрокалейдоскоп

120. В ноябре 1891 г. И.Е. Репин впервые показал картину «Запорожцы».
100. 9 ноября (27 октября ст.ст.) 1911 г. актёр и изобретатель Глеб Котел...





     №11 (120)
     ноябрь 2011 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ARTEFAKTUS

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА И ПРОТИВ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ








РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"

Искры из-под ног


Закир Исмагилов получил свои недюжинные способности с отцовскими генами, родившись в семье народного сэсэна Башкортостана Саита Исмагилова. Это высокое звание Саиту Ахметовичу присвоили в 1944 году. Во время войны его как музыканта-скрипача, сочинителя стихов и песен пригласили из Чишминского района в Башкирскую филармонию, а он в артистическую бригаду, где работал вместе с Фаридой Кудашевой, привел сына Закира, который учился играть на скрипке и любил танцевать. В 17 лет он уже значился артистом ансамбля, который тогда существовал при филармонии.
Когда пришло время служить в армии, Закир считался главным хореографом, поставил танцы «Апипа» и «Кавалерийский», в котором плясуны рубились на клинках. Сам не только блестяще танцевал, но играл на баяне, на пианино, гитаре, балалайке, а на скрипке исполнял классические вещи. Некоторое время работал в Государственном ансамбле песни и пляски Советской Армии имени А. Александрова, но, демобилизовавшись, вернулся в родной ансамбль. Создал оригинальный образ Старшего в «Трех братьях», про него писали, что искры разлетались из-под ног. На гастролях в Индии, Бирме, Непале особенно хорошо принимались танцы «Жених», «Подарок», «Проказницы», «Три брата» - все при его участии. Не раз Закир замещал Гаскарова, который доверял ему репетировать с менее опытными танцовщиками.
Фая Гареева пришла в ансамбль из художественной самодеятельности трудовых резервов. В ремесленном училище считалась главной артисткой и попала в Москву на Всесоюзный смотр талантов, где на заключительном концерте присутствовали Сталин и Молотов. На просмотр в ансамбль позвал ее Талгат Урманов, тоже участник того московского концерта, которого в декабре 1950 года пригласили для поступления в Гаскаровский коллектив. Так что с февраля 1951 года Фая стала артисткой ансамбля. И о первых шагах на профессиональной сцене вспоминает сегодня ее коллега Екатерина Варламова: «Она схватывала мгновенно манеру сценическую и стиль поведения, оказавшись чрезвычайно способной. Очень скоро стала солисткой. Изумительна была в танце «Свидание у ручья» с Мухаметом Шамсутдиновым, позже великолепно выглядела в «Проказницах» с самоваром на голове. Дважды участвовала в декадах башкирской литературы и искусства в Москве и в числе лучших была награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета БАССР, а в 1959 году стала лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене».
Многие, кто видел, как танцует Фая Гареева, говорят, что каждая клеточка ее существа была эмоционально выразительна: пальцы рук, плечи, а особенно ее огромные глаза.
В октябре 1981 года Фая Сахиповна стала художественным руководителем ансамбля имени Файзи Гаскарова, и это не было неожиданностью, потому что она руководила детской студией во Дворце пионеров, создала самобытный студенческий танцевальный коллектив в Башкирском сельскохозяйственном институте. Там поставила более 35 башкирских, русских, татарских и других народных танцев, принеся этому вузу славу одного из лучших молодежных ансамблей, которому было присвоено звание «Народный». Она свято чтила традиции Файзи Гаскарова, однако их развивала: специально приглашала высоких ребят, чтобы красиво смотрелся мужской состав; точно угадывала в молодежной массовке будущих солистов и советовала заранее учить главные партии в репертуаре, чтобы всегда иметь готовность номер один; старалась восстановить и возвратить в репертуар старые номера: «Северные Амуры», «Весенний поток», «Ирендык», «Азамат» - всего 15 танцев, и при этом думала о новых. В 1985 году в честь 40-летия Победы поставила хореографическую поэму «Гуси-лебеди», которая на конкурсе в Москве получила звание лауреата за лучшее хореографическое решение темы войны.
Нынешний художественный руководитель и директор ансамбля им. Ф. Гаскарова народный артист РБ Айдар Хизбуллович Зубайдуллин - сын Фаи Сахиповны Гареевой. Он вобрал в себя все ее таланты - и солистом был таким же бурно-темпераментным, и как постановщик проявляет себя в больших праздничных шоу, и как руководитель коллектива является опытным организатором.
С народным артистом РБ Ратмиром Сарваровичем Бадретдиновым мне довелось познакомиться, и его энергия, активная жизненная позиция, свойственные далеко не каждому человеку преклонного возраста, наглядно показали, насколько были правы его коллеги, рассказывая об огневом темпераменте танцовщика и о невероятно мощных организаторских достоинствах в бытность его директором ансамбля.
В июле 1955 года он вместе с Зиларой Аюповой и Фаритом Каримовым выступал в Варшаве на V Международном фестивале молодежи и студентов. К этому времени он сформировался как профессиональный танцовщик с отточенной техникой, став одним из самых ярких артистов ансамбля, который в танцах «Три брата», «Узнакай», «Зятек», «Горный орел» и других создал запоминающися образы, остающиеся образцом глубокого проникновения в душу народа.
Что же касается его директорства, когда он вплоть до 1980 года отвечал в ансамбле «за все на свете», то надо вспомнить, что тогда коллектив месяцами ездил по гастролям - во Францию, Германию, Испанию, в Узбекистан, Молдавию, Украину. Купили свой вагон у Куйбышевской железной дороги, в нем и передвигались, и жили, а на долю директора каких только хлопот не выпадало: договориться о загрузке угля, воды, подумать о бытовых условиях. Приведу только один эпизод, о котором обмолвился Ратмир Сарварович. Зима, остановка, должны их вагон прицепить к составу. Вышел в тамбур, кругом снегу полным-полно, ни души и никакого тягача не видно. Время мчится, а вагон стоит. Когда наконец тягач появился, директор понял, почему у него прибавляется седых волос...
Из ансамбля имени Файзи Гаскарова вышел директор, балетмейстер и режиссер созданного в 1981 году театра танца «Браво» заслуженный артист РБ Равис Харисов, которому нынче исполнилось 65 лет. Ведущий солист, потом балетмейстер-репетитор, а в конце 90-х художественный руководитель коллектива - такая «карьерная лестница» была у Рависа Мударисовича в ансамбле. С 1965 года поступив к Файзи Гаскарову, он еще при нем работал в течение пяти лет. Если сосчитать все его сольные номера, то придется перечислять чуть ли не весь репертуар ансамбля. Одним из любимых его танцев был «Три брата», где зажигали публику Ратмир Бадретдинов - старик, Талгат Урманов - средний брат и Равис - младший из троицы. Настоящим триумфом стал танец «Подарок» Рависа Харисова и Аси Тутмановой в Москве, на престижном конкурсе ансамблей народного танца, где они получили приз «За актерское мастерство», а председатель жюри Игорь Моисеев вручил Равису именные часы. Когда стал художественным руководителем ансамбля, его часто называли «реактивом»: быстрый, напористый, он многое успевал, ему многое удавалось.
Расставшись по возрасту с родным коллективом, Равис Мударисович вместе с женой Светланой Анваровной, профессиональной балериной, создали разновозрастной детский театр «Браво», ставший победителем самых разных конкурсов и фестивалей, в том числе порядка десяти международных. Между прочим, среди юных артистов можно найти фамилии детей и внуков артистов Гаскаровского ансамбля: коллеги понимают, что здесь с ребятами занимаются серьезные профессионалы.
Самый молодой юбиляр - народный артист Башкортостана, заслуженный артист России Рим Абдульманов, творческий руководитель балета в ансамбле. Ему нынче минуло 55 лет. Кстати, это семейный юбилей, потому что столько же исполняется его любимой жене Гузэлие, с которой вместе они были зачислены в знаменитый ансамбль народного танца 1 июля 1973 года. Яркие способности Рима заметил легендарный танцовщик и хореограф Хашим Фатыхович Мустаев, который увидел юного Абдульманова, выступавшего в танцевальном коллективе Геннадия Анищенко при клубе «Салават Юлаев» 40-го завода. Он и позвал его сначала в студийную группу, а затем и в основной состав. На гастролях Рим гордился, что участвует в массовых танцах и причастен к успеху, который сопутствовал каждому концерту. Перед поездкой в Италию незабвенный мастер танца Хизбулла Зубайдуллин подготовил с Римом и его в дальнейшем постоянной партнершей Гузелью Асадуллиной танец «Дружба», который публика приняла так бурно, как даже не ожидалось, требуя повторить номер на «бис».
После службы в армии, где танцевальные успехи Рима в художественной самодеятельности привели к тому, что его нарасхват приглашали военные ансамбли, он в 1977 году вернулся в родной коллектив. Любимая Гузэлия Валитова стала Абдульмановой, и оба они яркими звездами украшали все выступления гаскаровцев на протяжении двух десятилетий, а Рим Салимьянович даже на восемь лет превысил свой танцевальный стаж. Заслуженная артистка РБ Гузэлия Абдульманова, вписав запоминающиеся страницы в историю ансамбля, с 1993 года стала работать в Башкирском государственном театре оперы и балета, она директор балетной труппы. Дочь Абдульмановых Флюра пошла по стопам родителей, она солистка ансамбля имени Файзи Гаскарова, где Рим Салимьянович как раз и наставляет молодых артистов. Окончив в 1998 году с красным дипломом Российскую академию театрального искусства в Москве, он и теоретические знания, и собственную танцевальную практику неустанно передает творческой молодежи, когда проводит репетиции в ансамбле и когда ведет занятия на хореографических отделениях вузов как доцент в ВЭГУ и как профессор в Башпедуниверситете. Так что традиции первых гаскаровцев Закира Исмагилова, Фаи Гареевой, Ратмира Бадретдинова и других талантливых артистов танцевального жанра живут и здравствуют.


Алла ДОКУЧАЕВА



Комментариев: 0

Вас зовут*:
E-mail:
Введите код:
Ваше мнение*:
 





НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ



Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават Юлаев

сайт администрации г. Уфы



Телекомпания "Вся Уфа"

Газета Казанские ведомости



Яндекс.Метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг