|
РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД" Следствие ведет Мария Эспехо
Хорхе Сатильо будет играть Джимми Портер из «Оглянись во гневе», солдат Симон Хахава из «Кавказского мелового круга», авантюрист Манюэль из «Парижской коммуны», последователь Лопахина - Ростислав из «Русского варенья», житель странного городка Полынска Саша Зуев из «Экспонатов» - словом, артист Григорий Николаев. - Комедия была написана в 70-е годы, тогда такого пошловатого юмора, как в комедиях Рэя Куни, еще не изобрели, - предупредил меня будущий ревнивый мачо. - К тому же Испания - вообще страна суровых нравов. Мужчина в комнате незамужней девушки - уже одного этого достаточно, чтобы страсти закипели! - Тем не менее постановка «№13» Куни в вашем театре пользуется большой популярностью. А вы любите комедии положений? - Конечно, люблю. Как недавно доказали ученые, после просмотра комедии самочувствие человека улучшается на 30 процентов, а после серьезной драмы, трагедии - настолько же ухудшается. Но дело в том, что в таких комедиях я еще не играл. «Венецианские близнецы» - комедия дель арте, где характеры неизменны. - А тут перемены происходят? - Ну да. Если в начале пьесы я сдержан, по ходу действия превращаюсь прямо-таки в сумасшедшего. - А в чем основная трудность? - Мой герой переходит от горячей ревности к тихому помешательству. И переходы происходят моментально. - При этом дон Хорхе - еще и успешный бизнесмен, так зачем ему так уж добиваться благосклонности тестя? - Да, у меня две бензоколонки. А могло бы быть пять. - Говорят, что, если пьеса легкая (оперетта, например) - то и репетиции проходят весело, легко… - Я бы не сказал. Идет процесс поиска той самой достоверности, кропотливая работа. - И вообще играть в комедии труднее, чем в драме… - Наверное. Веры в предлагаемые обстоятельства нужно еще больше, а играть (например, ревновать) нужно и «как в жизни», и в то же время с неким «плюсом» - иначе зрителю будет уже не смешно, а страшно. - Юмора сейчас много, а смотреть хочется мало что… Где вы подпитываетесь новыми впечатлениями? И почему новые российские комедии не удаются? - Слышал, что очень хороший фильм «Шапито-шоу» Сергея Лобана - собираюсь посмотреть. Прекрасный фильм «Кушать подано!» снят по той же пьесе Камолетти «Гарнир по-французски» в 2005 году. И вообще, когда снимают лирические комедии, они почему-то лучше смотрятся. Там есть хотя бы сюжет. А «Лучшие фильмы», «Ржевский против Наполеона» и так далее - просто наборы скетчей, прилепленных друг к другу. Чтобы выстроить сюжет, видимо, не хватает опыта. Потому что это - профессия, этому люди учатся.
Роль проницательной Марии исполнят Татьяна Калачева и Татьяна Афанасьева, роль знойной Леонсии досталась Айгуль Шакировой, служанкой Пурой станут Анастасия Сидоренко и Екатерина Колмагорова, нежного юношу Хасинто сыграет Вячеслав Виноградов, благочестивым отцом Пуры будет Олег Шумилов, тестем Хорхе Сатильо станут Владимир Абросимов и Анатолий Хаустов, инспектором полиции - Сергей Михеев. «Пьеса может вас уничтожить» Двое ушлых молодых людей сообщают наивному десятикласснику, что все люди - братья. Один из приятелей - добрый, зато другой - привлекательный. От музыканта ушла жена. У одинокой женщины есть поклонники, но ни одного подходящего. Мужчины неожиданно знакомятся и проводят всю ночь в доверительной беседе… Знакомые ситуации? Все это - пьеса Александра Вампилова «Старший сын», за постановку которой с башкирской труппой Национального молодежного театра взялся Ильнур Муллабаев. - Чем вас волнует эта история? - был мой первый вопрос к режиссеру. - Во-первых, произведение гениальное. А я люблю ставить хорошие пьесы. Она была в моем портфеле давно, только неизвестно было, когда дадут поставить. Преподаватели в ГИТИСе говорили нам: беритесь только за хорошие пьесы - они вас вытянут, если что. А плохие - утопят. Во-вторых, это удивительно актуальное произведение: актуальность в том, что в нем действуют обыкновенные люди. Такое в сегодняшних пьесах редко встречается. Еще герои напоминают мою собственную бесшабашную молодость. - Когда ставится известное произведение - стоит познакомиться с предыдущими прочтениями или, наоборот, это мешает? - Я этого не боюсь, но не люблю. Вдруг увижу что-то такое, чего потом не смогу перебороть в своей постановке? Фильм «Старший сын» с Леоновым, Караченцовым, Боярским я, конечно, видел раньше и остался под большим впечатлением. А сейчас передо мной - только пьеса на страницах формата А4. Я читаю между строк. - Как вы считаете, можно ли совместить высокое искусство с большими сборами? - Кассовые спектакли кормят театр, и от этого никуда не деться. Грубо говоря, это наша функция - развлекать. Но и такие спектакли, как «Старший сын», тоже нужны. Что станет с нашим зрителем, если его постоянно поить бормотухой? К сожалению, мы видим, что идет массовое отупение народа. Я ставить «кассовые» комедии не люблю. Потому что на афише будет стоять моя фамилия, которая принадлежит и моим родителям, а теперь - и моим детям. Стараюсь, чтобы им не было стыдно. Но если сделано без пошлости - почему нет? Только для этого надо обладать очень хорошим вкусом. Кстати, моя предыдущая постановка по пьесе Николая Коляды «Курица» в Туймазинском татарском театре получилась вполне кассовой. В первый же день пришли бабушки в платках, которые привыкли к другим спектаклям… у нас с директором был легкий испуг. Уйдут или нет? Мы заметили: они смеялись, но тихо, прикрыв рот ладошкой, чтобы никто не видел. - А вам не хочется первым поставить чью-то новую пьесу, открыть нового драматурга, который скажет о жизни и времени так, как еще никто не говорил? - Я каждый день занимаюсь поисками. Я мечтаю найти его в нашей республике. Если бы у меня было хотя бы миллиона три - нашел бы. - Почему столько? - Нужно организовать фестиваль молодой драматургии. Несколько лет назад на Дни Салавата Юлаева был объявлен конкурс произведений о нем. Выиграла Лилия Каяпова, ее премия была не больше 3000 рублей. Примерно в это же время в Татарстане проходил конкурс молодой драматургии. Выиграл Ильгиз Зайниев, в ту пору одиннадцатиклассник. Он получил ноутбук и еще 50 тысяч рублей. Когда человек получает такую поддержку - он задумается о дальнейшей работе в этом направлении. Пьесу тут же взяли для постановки, его отправили учиться актерскому мастерству и другим нужным драматургу вещам. (Сейчас в казанском Театре Камала идут как минимум пять пьес и инсценировок Ильгиза Зайниева. - Прим. авт.). Я не верю, что у нас нет молодежи, которая хочет писать. Ее просто надо направить. - Что еще хочется поставить? - По молодости я об этом рассказывал. Утром назовешь - вечером выйдет приказ о постановке, только режиссером оказываюсь не я. Так что это секрет. - А как вы ищете, что еще поставить? - Я обязан читать по одной пьесе каждый день. Но в последнее время это физически невозможно, на меня еще насели студенты - будущие артисты и режиссеры. Но студенты-режиссеры выбирают материал, и я обязан его прочитать. Это меня и спасает. - В чем основная трудность постановки? - Профессия режиссера вообще трудная, но я ее люблю, и в этом нахожу определенный кайф. Но основная трудность - непонимание тех, кто дает деньги. «Нужно купить то-то и то-то» - «А зачем?» - У вас есть любимый этап работы? - Ближе к финалу, когда уже складывается какая-то картинка, тебе наконец приносят декорации… Кстати, в столичных театрах известные режиссеры репетируют в декорациях минимум 5 месяцев… А мы будем выпускать в декорациях четыре с половиной дня. Потому что у нас режиссеры и актеры намного круче!
Роль главы семейства Сарафанова исполнит Магафур Усманов, «старшим сыном» Бусыгиным станут Рамзиль Сальманов и Ильгиз Тагиров, Семеном - Шагит Хамматов и Салават Юлдашбаев, Нину Сарафанову сыграют Ляйсан Миннигалеева и Лилия Искужина, школьника Васеньку - Радмир Абдуллин, свободную красотку Макарскую - Рушанна Бабич и Ильгиза Гильманова.
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
|