ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Итоговые тезисы

Президент Башкортостана Рустэм Хамитов принял участие в расширенном заседании...


Уфа - труд - весна
1 Мая - в Праздник весны и труда на площади перед Русским драматическим театром про...

Парад и множество наград

4 мая Конгресс-холл приглашает на праздничный прием участников Великой Отечест...


Районы-юбиляры
В апреле северный район столицы – Калининский – отметил свое 60-летие. 11 мая прини...

Вышли из мрака
На улице Сельской Богородской, печально известной много-численными ДТП, установл...

Помочь при диабете
На базе поликлиники №43 заработал Городской центр амбулаторной помощи больным са...

Стрижка - за 70 рублей
В Затоне, на улице Судоремонтной, 27, начала работать социальная парикмахерская.
...


Консорциуму - да

17-18 мая в Уфе пройдет Международный форум «Большая химия». Планируется, что в ра...


Итальяно-форум
С 29 мая по 1 июня столица республики примет XX заседание Российско-итальянской Раб...

От Заречной до Магаданской
В Центральной городской библиотеке состоялась презентация книги «Улицы нашего г...

Готовимся отдыхать
В этом году на организацию летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подрос...

Навели лоск и красоту
В апреле в столице прошли два общегородских субботника.
На первом 120 тысяч уфимц...


Уфимский Суперфинал
В башкирскую столицу съехались по 16 лучших команд мальчишек и девчонок, ставших п...

Ретрокалейдоскоп
300. 21 мая 1712 года столицей России стал Санкт-Петербург.
120. 21 мая 1892 года впервые в ...





     №05 (126)
     май 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЛЕГЕНДЫ УФЫ"

Третий вагон с хвоста


Первые электрички прошли через станцию «Уфа» в 1959 году. До массовой раздачи земли под сады было еще далеко, и основной задачей электропоездов стала перевозка пассажиров. Учитывая разбитые дороги и допотопные автобусы, долгие годы электричка оставалась самым быстрым и комфортным видом транспорта. Пассажиров было много, а потому поезда ходили длинные: вагонов по восемь. Самым веселым всегда оказывался третий вагон с конца. Здесь ездили туристы. Любимое направление - белорецкое.
…О водопаде-выстреле еще лет 60 назад в республике слышали многие. Из уст в уста передавались легенды о красотах тех мест, и уже шепотом (так как любая мистика была запрещена) говорилось, что место это непростое и открывается только людям с чистым сердцем. Водопад встречался и в записках Рычкова, и у академика Оли. Но найти его и нанести на карты удалось лишь в 1964 году. Сейчас он известен как водопад Атыш. Каждый год увидеть его приезжают тысячи туристов со всей страны.
Сергей Леонидович Огнев в походы сейчас не ходит. Отшучивается, что в серьезный уже не сможет, а матрасничать не привык.
- Сейчас же - не походы, а сплошное баловство, - утверждает он. - Раньше занятия туризмом давали серьезные навыки выживания в лесу. Каждый мог разжечь костер без спичек, сориентироваться по звездам, и ходили не в «поход выходного дня», а проводили в лесу недели две, а то и месяц.
Главная причина тому - недоступность объектов. Это сейчас, чтобы добраться до водопада, нужно выйти на 71-м километре Инзерской ветки, пересечь вброд Инзер, пройти через перевал (дорога километров восемь), преодолеть вброд реку Лемезу и все - водопад перед вами. Однако Инзерская ветка появилась лишь в конце 70-х. До этого времени на реку забрасывались через Белорецк или Ашу.
- Атыш нас волновал не на шутку, - вспоминает Огнев. - Водопад открыли случайно. На Лемезе проходили соревнования байдарочников. Накануне гонки члены оргкомитета стали проверять трассу и у местных жителей заодно спросили про водопад (ведь было мнение, что и нет никакого Атыша, что он выдуман). На берегу была деревенька Березняки (сейчас жители давно покинули эти места, а туристы разобрали все постройки на дрова), люди примерно указали местонахождение водопада, после соревнований в газетах вышли статьи про Атыш, и все захотели его увидеть своими глазами.
Сергей Леонидович на тот момент только поступил в БашГУ. Неотъемлемой частью студенческой жизни были занятия в турклубе.
- Сейчас, когда говорят про туризм, чаще имеют в виду соревнования водников, пешеходников, горников. Тогда соревнования тоже проводились, но это была своеобразная проверка навыков, - говорит Сергей Леонидович. - Мы особо категорий не искали, просто ходили в походы, как только появлялась возможность.
На маевку современные туристы едут на Инзер или на Айгир (последний поселок, кстати, и сейчас труднодоступен), а для Ришата Садыкова знаковым местом остается Зилим. Ришат Гумерович работал на моторо-
строительном заводе и в походы ходил со своими сослуживцами.
- Культовым местом для нас, ходивших в походы в 70-е, была дорога Уфа - Белорецк, не современная, а узкоколейка, - вспоминает он.
Непонятно как, но дорога из одного города республики до другого составляла 989 километров! Она была настолько извилистой, проходила через десятки деревушек, которых уже и на карте-то нет. В 1967 году принимается беспрецедентное решение - ликвидировать дорогу и построить новую. Десять лет спустя появилась ветка - Белорецк - Карламан. Новую дорогу частично прокладывали на месте старых путей, но оставалось достаточно много узкоколейных участков, по которым продолжали курсировать составы. Садыков с друзьями добирался на узкоколейке до Тукана или деревеньки Букаево, где удобнее всего вставать на воду сплавщикам.
- От Тукана даже построили ши-
рококолейную железную дорогу, - вспоминает Ринат Садыков. - Помню, в 1991 году мы вместе с друзьями решили поехать на Зилим, приехали в Белорецк, а поездов до Тукана нет. Мы бегом в справочную, там нам говорят, что поезд отменили. За нами женщина стояла в очереди, она в гости к родственникам в Тукан приехала. Расстроилась, ведь другой возможности добраться до поселка не было.
До 1993 года пассажиров до Тукана еще изредка перевозили, а потом ширококолейную железную дорогу постепенно стали разбирать. Узкоколейка уже не возила пассажиров, по ней отправлялись грузы Белорецкого металлургического комбината. В 2002 году компания приняла решение отказаться от перевозок по узкой колее, и железная дорога была ликвидирована. До Тукана теперь ходят автобусы, а туристы, приезжая в этот поселок, нанимают машины, чтобы добраться до деревень, которые после разбора линий оказались отрезанными от цивилизации. Вообще в республике, помимо Белорецкой, существовали Яман-Елгинская узкоколейка (находилась в Нуримановском районе, соединяла между собой поселки Красный Ключ, Атняш, Урмантау и другие) и Симкинская (тоже в Нуримановском районе, соединяла поселок Чандар с деревнями Симка, Березовка). Все они вначале были закрыты, а потом разобраны на металлолом.
- Чрезмерно романтизировать узкоколейки я бы не стал, - рассуждает Ринат Садыков. - Поезда по ним шли 3-5 километров в час, были участки, где состав полз от силы со скоростью 2 километра. Такими поездами пользовались, если честно, только потому, что туристское снаряжение тогда весило неприлично много, особенно у водников. Уже разбив лагерь, мы налегке бегали по путям в деревню за тушенкой, пряниками и другими продуктами.
Но даже самый опытный турист никогда не обгонит «поезд здоровья». Такие появились в 1966 году. Решение было принято на всесоюзном уровне. Цель - обеспечить жителей отдаленных населенных пунктов доступом к медицинским приборам последнего поколения, провести
диагностику. Специальные составы прижились, и помимо них зародилась идея пускать поезда туристские. По всему Союзу курсировали «Лыжники» и «Туристы». В республике поезд звался «Снежинкой». В путь состав отправлялся в субботу утром, а вечером забирал накатавшихся туристов домой. Точка всегда была одна - станция Бианка на Симском направлении. Ее выбрали не случайно - недалеко от станции есть запасные пути, на которых поезд ждал лыжников. В 1991 году «Снежинка» лыжников никуда не повезла.
- Да, поезда не было, но на прогулки мы все равно выбирались, они назывались «Снежники», - рассказывает Марат Габдуллин.
Рядом с Бианкой нет никакой
инфраструктуры, а потому туристы облюбовали Миньяр и Ашу. Там есть лыжные трассы, дешевые турбазы, да и поезда ходят регулярно. Марат в Ашу до сих пор выезжает, правда, лыжи у него теперь горные. Да многие уже и забыли, что такое простая пробежка по лесу без крутых склонов и вечно волнующегося инструктора. Вот уже года три как на федеральном уровне принято решение - поезда типа «Снежинки» возрождать. В этом году спец-
поезд сделал один рейс, собрав порядка 350 пассажиров, что на 250 человек больше, чем в позапрошлом году. Многие доехали до Бианки на личном автотранспорте.
…Говорят, что только на пространстве бывшего СССР есть туристы, которые, взвалив на себя десятки килограммов груза, отправляются в лес на несколько недель. Наталья Ивановна Рычагова из Спелеоклуба имени Нассонова вместе со своими учениками на соревнования традиционно ездит на электричке.
- Мы собрались на 53-й километр Симского направления, - говорит она. - Конечно, можно было бы нанять автобус, но у нас всегда много груза с собой, в «ГАЗель» все просто не поместятся. К тому же мы едем на несколько дней, электричка высадит нас и уедет, а водителю пришлось бы ждать.
Группа Натальи Ивановны на перроне не одна. Пешеходники и спелеологи из турклубов и «дикари» постепенно собираются со всего вокзала в ожидании электрички. Составы теперь короткие, всего по четыре вагона, но туристы до сих пор ищут третий вагон с хвоста. По старой памяти.


Рита ЛЕСНАЯ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости