ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Италия - в зоне доступа
По инициативе Президента РБ Рустэма Хамитова XX заседание Российско-Итальянской Рабочей группы по промышленным округам и сотрудничеству в сфере малого...

Шанс для сирот
В ГДК состоялась церемония вручения детям-сиротам ключей от квартир. Счастливыми новоселами стали 14 выпускников детских домов. 11 «однушек» находятся...

На троллейбусе – в детство
В Международный День зашиты одним из подарков для ребятни и их родителей стало торжественное открытие детского сада № 29 на улице Первомайской.
Зд...


Экология по-фински
В администрации Уфы состоялась встреча с официальной делегацией, представляющей парламент Финляндии.
Гостей приветствовали первый заместитель глав...


Праздничный июнь
12 июня Уфа отметит целый калейдоскоп знаменательных событий - День России, День города и открытие Дней Салавата Юлаева.
На площади у памятника С...


«Букет» белых фартучков

Впервые Последний звонок собрал выпускников Уфы вместе на площади Ленина. В этом году прощались со школой 6 тысяч 225 уфимских ребят.
Праздник...


Йогурт по карточке
В Уфе запускается пилотный проект – электронная молочная карта.
Теперь молодые мамы смогут получать диетическое питание без длительного ожидания в...


Клубника от бабушки
В этом сезоне в Уфе будут работать 165 летних кафе. Большая их часть расположится на террасах стационарных кафе и ресторанов, остальные - на территори...

Амуры без прикрас
В Национальном музее работает выставка, посвященная войне 1812 года, это первое мероприятие в рамках празднования 200-летия юбилея победы над Наполеон...

«Театральный перевал»

С 1 по 18 июня на сцене Русского драматического театра пройдут 30 спектаклей обменного гастрольного проекта «Театральный перевал». Лучшие коллект...


Звезд собрал Нуреев
Уфа вновь встречает Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. Откроет танцевальный марафон премьера балета «Корсар», поставл...

Встреча на Эльбе
В Гамбурге в знаменитой галерее Эрнста Михаэля Винтера открылась персональная выставка уфимского живописца, действительного члена Российской Академии ...

К Лондону - готовы!

Башкортостан в составе сборной страны на летних Олимпийских играх в Лондоне представят пять спортсменов, а на Паралимпийских - 19.
Путевк...


«Биатлон» - к чемпионату
Чемпионат мира по летнему биатлону пройдет в Уфе с 18 по 23 сентября. В турнире примет участие первый состав российской сборной России. Ожидается, что...

Ретрокалейдоскоп
200. 12 (24) июня 1812 года французская армия перешла через реку Неман и вторглась в пределы Российской империи. Началась Отечественная война.
170....





     №06 (127)
     июнь 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ARTEFAKTUS

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА И ПРОТИВ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ








РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"

Нелегкая судьба «легкой» одежды


По данным Министерства промышленности Республики Башкортостан, в прошлом году предприятия, занимающиеся швейным и текстильным производством, отгрузили готовой продукции на 5 миллиардов 61 миллион рублей. Делим 40 миллиардов на два (расходы на склады и наценки магазинов) и у нас все равно получается 20 миллиардов, при том, что в эти 5 миллиардов входит не только повседневная одежда, но и постельное белье, заказы на спецодежду и спортивную форму. При самых скромных подсчетах местное производство не может обеспечить даже одной десятой доли потребностей граждан. 
Миф и реальность
«А вот в советские времена все было хорошо, и местные фабрики работали, и продукция была качеством не то, что сейчас». Такое мнение можно услышать все чаще. Как будто пеленой покрылись воспоминания об очередях и дефиците, хотя местные фабрики тогда были загружены на полную мощность.
В 1929 году появилась артель, которая впоследствии превратилась в фабрику «8 Марта». Название предприятию было дано из-за того, что работали здесь в основном женщины. В 1960 году в столице появился гигант легкой промышленности - Уфимское производственное швейное объединение «Мир», которое объединило мощности швейных
фабрик №№1 и 4, а также «8 Марта». У «Мира» было 10 швейных и экспериментальный цеха, два раскройных, один подготовительный, еще были механический и транспортные цеха. На территории действовала котельная для технических нужд и обогрева всего микрорайона. Действовало 11 комплексно-механизированных швейных потоков, две автоматизированных линии по пошиву одежды. В 1989 году объединение произвело техническое перевооружение по проекту, разработанному западно-германской фирмой «Унионмантекс». Современное оборудование поступало из Германии, Японии, Италии. Известно, что в 1994 году «Мир» выпустил 486,8 тысячи единиц одежды. Контракты на поставку готовой продукции были заключены с 500 торговыми предприятиями по всей стране, ежегодно с конвейера выходило 200 моделей, причем модельный ряд обновлялся каждый год на 60 процентов.
- «Мир» была второй по величине фабрикой в новой России, - говорит Галина Шенбергер, до 1995 года возглавлявшая предприятие. - Конечно, это было время перестроек, но мы справлялись с проблемами, продукция наша являлась вполне конкурентоспособной. До перестройки мы работали как с импортными, так и с отечественными тканями. Особенным спросом пользовалась одежда из синтетики.
Удивительно вспоминать, но преклонение перед синтетикой было на пике у советских модниц в 70-е - 80-е годы. На улице Ленина открыли даже специальный магазин «Синтетика». Сейчас всем очевидно: искусственные ткани не дышат, не греют в мороз, а в жару в них находиться и вовсе невозможно. Но тогда в эпоху дефицита слова «нейлон», «капрон», «кримплен» звучали как заклинания.
- Ну а что вы хотите? Такие ткани не мнутся, хорошо сидят на фигуре, держат форму, да и цвета яркие и стильные, - отмечает Галина Афанасьевна.
Начало конца
- Начало 90-х оказалось тяжелейшим временем для всех предприятий легкой промышленности страны, - объясняет председатель Ассоциации предприятий легкой промышленности РБ Альфия Зиннатуллина. - Все фабрики, работавшие в советские годы по госзаказам, с началом рыночных реформ потерялись. Одни ветшали, другие пытались выжить самостоятельно, осваивая новые рыночные правила. Ведь раньше каждое предприятие получало план, выпускало под него определенное количество продукции, которое гарантированно шло в магазины через торги и базы. Поставщики вовремя расплачивались за товар. Кроме того, часть производимой продукции дотировалась, например, производство детской одежды.
И вдруг однажды отлаженная система рухнула. Многие фабрики не выжили. На это есть целый комплекс причин, главной из которых стало отсутствие оборотных средств.
Корень проблемы лежит в сфере торговли. Предприятиям, занимающимся реализацией продукции, разрешили приватизацию. Новые владельцы имели право продавать что угодно и как угодно. Им было проще и удобнее связываться с ширпотребом, на который можно было ставить «космические» наценки. Но даже те предприятия торговли, которые работали с отечественными производителями, могли «успешно» задерживать оплату за поставленную продукцию. Нехватка денег с продаж привела к отсутствию оборотных средств.
- Мы начали работать по кредитам. Поначалу банки давали их под адекватный процент, а потом, когда начались скачки инфляции, кредиты давали под 100, а то и 200 процентов, - вспоминает Галина Шенбергер. - Производители не могли себе позволить работать на таких условиях.
В принципе, отрасль получала поддержку. Но очень скромную. Так, в 1996 году был подписан указ, освобождающий швейников от ряда налогов. Но эта мера не спасала.
Вторая фундаментальная проблема - утеря хозяйственных связей. Особенность советской экономики в том, что технологические циклы производства тех или иных товаров были рассредоточены не только по разным предприятиям, но и по отдельным регионам. Так, наш хлопчатобумажный комбинат, работавший на узбекском хлопке, вынужден был закупать сырье за валюту. Но даже приспособившись к этому, ХБК рухнул из-за незавершенности технологического цикла - при строительстве не предусматривался этап покраски тканей, что сказалось на реализации продукции и в конечном итоге привело к закрытию комбината. В похожей ситуации оказались многие отечественные текстильные предприятия. Даже если у них были линии по крашению, им требовалось закупать новые красители, чтобы не проигрывать в дизайне, но сделать это было сложно из-за упомянутой выше нехватки оборотных средств. А ведь на территории нашей страны в свое время производили высококачественные крепдешин, шифон, шелка. Сейчас подобных в Уфе даже и не найдешь, ведь это сегмент класса «люкс», такие ткани продают от пяти тысяч рублей за метр и везут их в основном из Италии.
Прибавьте к этому засилие ввозимого «челноками» ширпотреба, составлявшего тогда серьезную конкуренцию нашим производителям. Его было много, на любой вкус. Мастера из Поднебесной отслеживали последние модные тенденции и старались им следовать. В то время, как продукция отечественных фабрик зачастую проигрывала в дизайне. Желание следовать последней моде осложнялось еще и тем, что фурнитуру также приходилось закупать за валюту.
Несмотря на все нюансы, швейники старались: до 1996 года республика оставалась на Урале в числе лидеров по количеству отгруженной продукции.
В 1992 году фабрика «Мир» была преобразована в «Башкирскую промышленно-торговую швейную фирму», в состав которой вошли все башкирские предприятия швейной отрасли. Одной из первых в новой России фирма «Мир» стала закрытым акционерным обществом. Но жизнь диктовала свои условия. В 2002 году контрольный пакет акций предприятия выкупило ООО «Башкирские инвестиции» (ныне ООО «Трилистник групп»). «Башкирские инвестиции» перепрофилировали здание предприятия под торгово-развлекательный комплекс «Мир». Сметная стоимость строительных работ составила около 15 миллионов долларов, велась реконструкция за счет инвесторов. Сейчас многоуровневыми стоянками в Уфе никого не удивишь, но тогда, в 2004 году, это было в новинку, равно как и лифты в торговом центре или концерты прямо на крыше.
- К тому моменту я уже не работала на фабрике, - говорит Галина Шенбергер. - И мне тяжело вспоминать всю эту историю. Считаю, что предприятие загубили. В Москве, например, был принят закон, который разрешал приватизацию фабрик и заводов, но при этом предприятие не должно было менять профиля. Поэтому производственные мощности у них сохранены, и до сих пор москвичи в лидерах.
Оборудование фирмы «Мир» распродали. Профессиональные швейные машины расползлись по ателье, небольшим фирмочкам. Многие сотрудницы ушли на новое предприятие, которое сейчас известно как «Mary Stone», некоторые устроились к Анатолию Климину в фирму «Tom Klaim».
…Фабрика «8 Марта» пыталась «выстрелить» два раза. В середине 90-х на предприятии взялись за пошив школьной формы, что не особенно выгодно.
В России сейчас практически не производятся вещи для детей. К такой одежде повышенный интерес у контролирующих органов, она должна отличаться высоким качеством, быть ноской, удобной. Кроме того, это - социальная группа товаров, а значит, необходимо, чтобы цена была доступной.
Но если сейчас Министерство образования время от времени обсуждает вопрос возвращения школьной формы, то тогда каждое учреждение само решало, нужно ли одевать всех учеников в одинаковую одежду. К форме тогда обращались только элитные школы, где родители могли себе позволить централизованно закупать костюмы.
Вторая попытка была предпринята в 2008 году после ребрендинга. Фабрика представила линию одежды «Энже». В прежних цехах уже вовсю работал Красинский рынок, и производство перевели в Дему. Потом было еще одно переименование, и появилось предприятие ООО «Одежда-сити». Попытки найти эту фирму в процессе подготовки номера ничем не закончились. Магазина или склада готовой продукции также не обнаружилось.
Закрылся и Дом моделей. Именно сюда наши модницы ходили на показы одежды. Предприятие появилось в 1963 году, с 1974 года оно размещалось по адресу: Свердлова, 90. В 1994 году Дом моделей выпустил 4300 женских пальто и полупальто, 3 тысячи костюмов, 2400 пиджаков и жакетов, 1600 курток, 11600 платьев, 900 плащей, 5800 юбок, 4600 блузок. Однако основная функция предприятия - разработка новых моделей, таковых в 1994 году было создано 175. Но это капля в море, без поддержки государства, с единственным магазином в своем здании, Дом моделей пытался выжить. Постепенно в помещение приходили арендаторы, они занимали цеха, салон, а потом и вовсе пришли в выставочный зал. В 2008 году здание Дома моделей было выкуплено, сейчас здесь расположился торговый комплекс.
Из всего списка удержалась на плаву только Уфимская трикотажная фабрика. Более того - это единственное крупное предприятие, которое сумело перенести свое производство в новый корпус. В 2008 году фабрика приобрела 10 плосковязальных машин семейства STOLL, а также раскройно-ленточное оборудование. Дважды в год предприятие представляет новые коллекции для женщин, есть и молодежная линейка. Вещи продают в пяти фирменных магазинах, продукция предприятия поступает также на реализацию в Торговый центр «Башкортостан». Продолжают работать Ишимбайская фабрика трикотажных изделий и чулочно-носочная фабрика из этого же города.
Под латинскими буквами
Мода на иностранные бренды затронула и тех, кто производил продукцию в родном отечестве. «Mary Stone», «Slim Fox», «Tom Klaim» и «Vistа» имеют уфимскую прописку.
Директор «Vista» Игорь Коган в начале 90-х, как и многие, занялся торговлей одежды. Потом решили открыть свое производство. В 1998 году он открыл фирму, имея в наличии три профессиональных швейных машины и одну арендованную комнату.
Сейчас в цехах по улице Интернациональной трудятся 60 человек, среди которых художники, модельеры и технологи. В год предприятие выпускает 15-20 тысяч единиц продукции.
Продают пальто через дилеров, есть и два фирменных магазина.
- Реализовывать продукцию таким образом нам удобнее, - объясняет Игорь Коган. - Ведь мы можем продавать вещи по заводской цене, а, значит, с минимальной наценкой.
Отчего вещи из Поднебесной дешевле отечественных, произведенных у нас, в Уфе? Ведь даже если принять во внимание дешевую рабочую силу и материалы, то китайскую вещь нужно привезти, растаможить, отдать в магазин… Почему китайское пальто стоит при этом две тысячи рублей (включая 100-процентную наценку в торговой точке)?
- Не нужно путать шир-потреб с качественным импортом, - говорит Игорь Коган. - Ширпотреб часто производят кустарным способом на подпольных фабриках, уходя таким образом от налогов. Ткани берутся самые дешевые, как они будут выглядеть после сезона носки, неважно, ведь производители не дают гарантий.
До трети от цены каждого пальто на предприятии приходится на сырье. Это очень много: для примера, в автомобильной промышленности стоимость материалов -
10 процентов. В идеале такая же ставка должна быть и в швейном производстве, но сократить расходы на сырье никак не получается.
«Vista» шьет из итальянских тканей, которые заказываются на оптовых складах в Москве. Есть две отечественные фирмы, производящие драп и кашемир: в Москве и Тюмени. Однако у них Коган закупает редко: один метр стоит, как ткань из Италии, а дизайн, увы, проигрывает. Фурнитуру тоже раньше покупали через московские оптовые фирмы, в последние годы дилеры появились и в Уфе.
Заключать договора напрямую с фабриками небольшие предприятия не могут: оптовые партии производителей слишком велики, заполнять склады под завязку и работать несколько лет на старых запасах нельзя - мода слишком изменчивая.
Регулярно страна узнает о том, что молдавские вина изымают, а сыр из Украины уж очень подозрителен. Но никогда на границе не арестовывали китайские кофточки.
Российское законодательство не требует обязательной сертификации одежды. Это - главная причина буйства ширпотреба. «Роспотребнадзор» работает в этом сегменте по системе заявлений: купила уфимка платье, оторвался на следующий день рукав - она идет в Общество защиты прав потребителей, жалуется, проводится проверка, некачественный товар изымается, ей возвращают деньги или дают новую одежду. Если она расстроилась и не пошла жаловаться, то предприниматель и дальше торгует бракованным товаром. В ходе внеплановой проверки он может его лишиться только в двух случаях. Если на вещах имеется реклама наркотиков (вспомните логотипы каннабиса на молодежных линейках одежды) или если без согласия правообладателей используются известные бренды. Второй пункт мастера из Поднебесной обходят с легкостью, предлагая клиентам разнообразные «абибасы».
Хороший тон для российских производителей одежды - добровольная сертификация. На нее стараются идти все, ведь если с ценой выиграть не удается, остается лишь один вариант - гарантировать достойное качество.
Найти потребителя
Любимая целевая аудитория отечественных производителей - женщины от 25 лет. Они уже зарабатывают сами, одеваться на вещевом рынке для них несолидно, они следят за внешним видом и за качеством приобретаемых вещей. Одежду везут из Белоруссии (где на уровне страны поддерживаются предприятия легкой промышленности, а на границе специальных пошлин нет, а потому производители вполне могут конкурировать с местными), активизировались и предприятия из других регионов страны. Свободная ниша - подростковая одежда, правда, студенты никогда богатством не отличались, а потому производители отдали их гардероб на откуп туркам и китайцам.
Владельцу точки в торгово-сервисном комплексе, по идее, все равно, чем торговать. Хотя акция «Выбирай свое, покупай - родное» затрагивает не только продовольственную группу товаров, магазины не получают никаких преференций за то, что работают с местными производителями одежды.
И есть примеры в России, когда, несмотря на все трудности, производство сохранялось. Например, фирма «Пеплос». Предприятие, появившееся в 1978 году, называлось Чебаркульской швейной фабрикой и специализировалось на пошиве мужских костюмов. В 1992 году появилось привычное название и статус ОАО. В 1993 фабрику лихорадило, как и всю страну, снижались объемы производства, возникали долги по зарплате. Предприятие не сдавалось, и с 1997 года начался подъем: новые поставщики материалов, модернизация производства, увеличение штата сотрудников и объема отгруженной продукции. Сейчас у предприятия 103 фирменных магазина по всей стране, из них шесть в Уфе. Каждый день «Пеплос» производит 500 костюмов и 300 брюк.
И все же у местных производителей есть сфера, где дела идут в гору. Это - производство спецодежды. Только за первый квартал Учалинская швейная фабрика отгрузила продукции на 300 миллионов рублей. Кипит работа на Комбинате рабочей одежды, Уфимской фабрике спортивных изделий и ряде других предприятий.
- Главная их особенность - наличие постоянных заказов, - объясняет Альфия Зиннатуллина. - Производители обычной одежды вначале делают готовую продукцию, потом отправляют ее на склады, где продают дилерам и доставляют в свои магазины. При этом они не имеют 100-процентной гарантии, что товар раскупится, а значит, рискуют. Фабрики спецодежды работают с крупными предприятиями, которые заказывают определенное количество униформы. Специальных требований к модельному ряду нет - главное, чтобы одежда не противоречила правилам техники безопасности.
Каждый год в Уфе проходит форум «ЕvroUfaAsia» и Уфимская неделя моды. Молодые модельеры и дизайнеры представляют свои коллекции, а строгое жюри выставляет баллы. Правда, среди судей и гостей не встретишь представителей предприятий, занимающихся пошивом одежды. Неужели не интересно?
Производители рассматривают такие мероприятия как студенческие конкурсы, ведь представленные коллекции, как правило - дипломные работы. Взять модель с показа и запустить ее в массовое производство невозможно. При создании своих коллекций студенты не учитывают расход ткани, шьют под девушек модельной внешности, это их полет фантазии, не основанный на мониторингах рынка. А производители без них не могут. Например, в последние годы увеличился спрос на молодежные модели больших размеров, вплоть до 56-го.
Практически единственная возможность показать себя, посмотреть других и заключить оптовые контракты открывается для производителей на общефедеральных ярмарках, которые организуются в Москве.
- Местной площадки для таких целей сейчас нет. Показы мод предприятий в Уфе проходили с 1996-го по 2006-й год в рамках Башкирских Фестивалей мод, - говорит Альфия
Зиннатуллина. - Сейчас, к сожалению, такого форума нет. Конечно, производителям приходилось напрягаться - процесс подготовки коллекции очень нелегок, к тому же на одной площадке встречались предприятия разного уровня, и сразу было видно, кто чего стоит, общение было, как правило, очень полезным.
К тем выставкам-ярмаркам, которые проходят сейчас, у производителей отношение скептическое: медленно, но верно их функция поменялась. Если раньше на площадках стремились заключать оптовые контракты и обмениваться опытом, то теперь под брендом выставки идет банальная розничная продажа вещей.


Рита ЛЕСНАЯ



Комментариев: 2

2017-05-28 09:40:56 Randyalack
Соберем для вас по интернет базу данных потенциальных клиентов для Вашего Бизнеса Узнайте подробнее на странице http://xurl.es/PR0DAWEZ http://xurl.es/PR0DAWEZ



2012-11-01 21:40:04 Гульсасак (E-mail: Gulsasak@mail.ru)
Здравствуйте! Мне очень нравиться одежда 'SlimFox', могу ли я открыть такой такой магазин? Выгодно ли? Я пока не ИП. На ИП курс прошла, сертификат есть.



Вас зовут*:
E-mail:
Введите код:
Ваше мнение*:
 





НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ



Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават Юлаев

сайт администрации г. Уфы



Телекомпания "Вся Уфа"

Газета Казанские ведомости



Яндекс.Метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг