|
РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Пока есть что сказать
Уже 50? Еще 50! - Юбилейные даты многие считают символическими. А что для Вас значит - 50 лет? - Это вообще очень страшная цифра. Её понимаешь головой, но внутри возникает острое противоречие, нестыковка. Я не чувствую себя на 50 лет, но это реальность, от которой не отвертишься. - Если отмотать годы назад - Вы бы оставили все как есть? - Очень многое я бы сделал по-другому. Хотя и сохранил бы не меньшую часть. Моя жизнь всегда складывалась скачкообразно, не стабильно. Да я и не люблю покой, честно говоря. Сразу становится дико скучно. Знакомые часто говорят - ну что ты все не успокоишься, ведешь себя, как мальчик. Но если бы люди подольше оставались детьми и сохранили в себе эту мальчишескую энергию - не старели бы раньше времени. Важен внутренний настрой: или тебе уже 50, или еще 50. - И какие задачи на следующую половину века? - Масштабных планов я никогда не строил. Актеру не стоит жить мечтой, потому что в нашей профессии все очень зыбко - настроишься на что-то, а оно не случается - и тогда тяжело. Пусть мечты сбываются, но лучше, когда это происходит нежданно-негаданно. Я человек более спонтанный, люблю сюрпризы. Детство - в тайге, юность - за барабанами - Ваше детство можно назвать «золотым»? - На сто процентов. Я родился в Октябрьском, а когда мне исполнилось четыре года, мы переехали в Сибирь. До сих пор вспоминаю это время с особым теплом, мечтаю туда вернуться. Вообще считаю, что пацанское детство должно проходить не в городе, а на природе. Там же красота неописуемая: с одной стороны тайга, с другой - Иртыш, с третьей - озеро. Уходили играть на весь день: делились на «фашистов» и «наших», зимой играли в снежки, устраивали засады, сооружали горки. Мы были предоставлены сами себе: плавали на лодках, ходили охотиться и рыбачить. Но рыбак я больше созерцающий. Нравится сам процесс: природа, костер, берег. К примеру, мой друг Владимир Епифанов, актёр нашего театра, народный артист РБ - настоящий профессионал в этом деле, у него все по науке. А для меня это темный лес. Кроме того, занимался цирковым искусством, на лыжах бегал, играл в волейбол и баскетбол. Спорт вообще помогает в жизни, даже если профессионалом в нем ты не станешь. - Какие были первые впечатления от Уфы, когда вы вернулись? - Мне было 17 лет, когда мы переехали. Но я бывал здесь еще в детстве, когда приезжал к родственникам. И всегда Уфа ассоциировалась с солнцем, теплом и хорошими людьми, через общение с которыми и передавалось трепетное отношение к городу. Самые родные - улицы Ленина и Пушкина, сквер Маяковского, наше общежитие за парком Аксакова. Несколько кварталов до Института искусств мы называли «дорогой смерти», потому что с утра всегда опаздывали на учебу, и приходилось бежать в горку - нет бы наоборот! В этом районе мы знали все закоулки, забегаловки, тупики за кустами, где пили не только лимонад. - У вас была рок-н-ролльная юность? - Скорее, просто музыкальная. Еще в школе я играл на гитаре и барабанах, сам писал стихи и пел. Поступив в институт, я познакомился с музыкантами, которые организовали свой вокально-инструментальный ансамбль при ДК Железнодорожников. В нём я довольно успешно несколько лет играл на барабанах. В нашем репертуаре были популярные по тем временам вещи, не зная английского языка, я пел иностранные песни. Жаль, фотографий с того времени нет, ведь в молодости не задумываешься о таких вещах. Горячее сердце и искра в глазах - Когда вы поняли, что правильно выбрали профессию? - Во время учебы. Первый курс был самый тяжелый, казалось, что ничего не получается. После института попал в Советскую армию, а по возвращению очень сомневался, что смогу быть артистом. Но, наверное, мне помог ангел-хранитель - попалась роль, в которой я смог раскрыться, вжиться в неё. Спектакль назывался «Ах, Невский!...», где были и пантомима, и цирк, разные пластические решения. Тогда, наверное, и понял, что это - мое. Конечно, бывает, и накапливается усталость или появляется боязнь ответственности. Только кажется, что актеры - смелый народ, а на самом деле в большинстве очень нерешительные. Излишней самоуверенностью можно только дров наломать. У артиста должен быть холодный разум и горячее сердце, как у сыщика. - Больше сомнений не возникало? - Сомнения всегда есть. Но я выработал некую защиту - не сомневаться, верить, что всё получится. Главное - работать и не опускать руки. Научился сам с собой договариваться. Понимаешь, что «надо», воспитываешь себя. Это и отличает профессионала от любителя - играть в любом состоянии, несмотря ни на что. - Сыну помогаете в освоении актерской профессии? - Макар уже заканчивает 3-й курс Академии искусств. Думаю, ему нравится, потому что я вижу интерес и переживания. До последнего времени он не спрашивал у меня советов, не приглашал на свои показы и экзамены, говорил, что пока еще не время. Но недавно я инкогнито побывал на его студенческом спектакле. Потом он узнал об этом. Сейчас иногда задает вопросы. И мне нравится на них отвечать. - Когда стоит уходить из театра? - Вопрос индивидуальный, бывает по-разному. Я не люблю, когда наши хорошие в прошлом актеры и актрисы цепляются за профессию. Не осуждаю их, но считаю, что уходить нужно вовремя. А оставаться стоит до тех пор, пока есть что сказать зрителю. Когда выходишь на сцену, и в этот момент внутри что-то щелкает. Тогда понимаешь, что уже не можешь иначе
Анна ЕФИМЕНКО |
|
|