РУБРИКА "Наша акция"Вдохновленные Нестеровым
Подведены итоги конкурса «Помним Нестерова», организованного нашей редакцией журнала «Уфа» и газеты «Уфимские ведомости». С сентября редакция принимала работы учащихся художественных школ и подростковых объединений, посвященных творчеству художника. Церемонию награждения провели в музее имени М.В. Нестерова. -Это очень правильно, что вы нас сюда пригласили, - сказал один из преподавателей. - А то у нас некоторые ученики ни разу не были в музее Нестерова.
Получается немного странно: с одной стороны, Михаил Нестеров - художник, известный на всю страну, с другой, даже в Уфе его творчество знакомо не всем. Вскоре в столице республики должна появиться улица имени Нестерова. На всякий случай: одна улица Нестерова в городе есть. Она находится в микрорайоне Максимовка, правда, названа в память о летчике Петре Николаевиче. При разработке положения о конкурсе редакция решила дать участникам полную свободу творчества. Дилара Тимерханова, вдохновленная работой Михаила Васильевича «Пастушок», представила на конкурс работу «Два лада». - Мне очень нравится, как Нестеров изображал природу, - говорит Дилара, посещающая художественный кружок при студии «Алые паруса». Именно на занятиях она узнала о том, кто такой Михаил Нестеров. Недавно начала работать пастелью. - В его работах природа не приглаженная, а такая, какая она есть. Алсу Аллагулова из детской школы искусств №2 больше тяготеет к мегаполису. На конкурс она прислала работу «Возле здания Дворянского собрания». - Конечно, нам рассказывали, что Шаляпинский зал академии искусств раньше был Дворянским собранием, там проводились официальные встречи и торжественные рауты, однако, представить, как это было на самом деле, мне сложно, - говорит она. Алсу столкнулась с настоящей дилеммой. С одной стороны, она слышала о том, что возле Гостиного двора собирались водовозы, и грязи было по колено, с другой, представить барышень в кринолинах и кавалеров, чеканящих каждый шаг в начищенных сапогах, можно только на ухоженной мостовой. В итоге Алсу остановилась на благоустроенном виде Уфы, а для художественной выразительности нарисовала в углу большого голубя. Регина Азракова, которая тоже учится в детской школе искусств №2, ориентировалась на сохранившиеся фотографии Прокудина-Горского. Герои ее акварели находятся на барже и наблюдают набережную. Изрезанный рельеф, деревянные домики, пышная растительность и мечеть на Тукаева. Вот она - Уфа прошлого. - А я считаю, что нужно рисовать современность, - говорит Альфия Насырова. - Нестеров ведь писал Уфу, которую он видел. И во многом благодаря его работам мы знаем, как выглядел тогда город. Анита Садкова из художественной школы №2 нашла компромисс. На конкурс она представила акварель, на которой изображено здание художественного музея имени Нестерова. - Мне нравится старый каменный город, - говорит девушка. - Правда, ансамблевой застройки осталось совсем немного. Аниту этот факт расстраивает. Она объясняет: художник редко рисует отдельно стоящий дом, нужна композиция, отражающая настроение, а вот с ее поиском возникают сложности. На следующий год Анита планирует поступать в вуз по художественному профилю, а потому упорно занимается, посещает музеи. - Посмотрите, какие у Нестерова работы, - говорит она. - Ни одного лишнего штриха, каждый играет свою роль при создании образа. Такое ощущение возникает только, когда видишь полотно вживую, на фотографии этого не заметишь. Художественный язык загадочен. Вроде бы, смотришь на картину - и все понятно, но и здесь не обойтись без своей герменевтики. Каждая краска, тень, блик что-то значат. Булгаков и Флоренский стоят на поляне и смотрят куда-то вдаль. Только что произошла революция. Флоренский как сторонник традиционной русской философии, во многом основанной на православии, одет на церковный манер, его лицо и жесты выражают смирение. А Булгаков весь светский, в темном плаще, ладони сжаты в кулак, а в глазах - вызов. Обычно эта работа Михаила Васильевича Нестерова находится в запасниках. Увы, залов в художественном музее немного. Однако в юбилейный год посетители получают возможность увидеть то, что обычно бывает им недоступно. Портрет академика Павлова уехал на выставку в другой город, зато посетители смогут увидеть портрет самого Нестерова. А в сентябре из Третьяковской галереи прибудет целая выставка. Ожидается, что уфимцы смогут увидеть итоговое полотно «Воскрешение Лазаря» (напомним, что сейчас в экспозиции музея есть только несколько карандашных эскизов и профиль Христа, выполненный маслом). Будет возможность посмотреть вживую и «Видение отроку Варфоломею». Планируется, что эскиз и итоговое полотно вывесят в одном зале, и посетители смогут их сравнить. В ходе экскурсии участники конкурса познакомились с существующей экспозицией. - Мне кажется, для художника главное - терпение, - говорит Алсу Насырова. - Нестеров (как, наверное, и все живописцы такого уровня) рисовал много эскизов, искал нужный жест, экспериментировал со светом. Его эскизы к большим полотнам выглядят как самостоятельные произведения. Удивление ребят член жюри, преподаватель рисунка Ольга Самосюк воспринимает с грустной улыбкой. - Увы, в последнее время все преподаватели художественных школ и студий сталкиваются с тем, что ученики немного ленятся. Помню, раньше, когда были затруднения с хорошими красками, бумагой, карандашами, ребята, наоборот, старались, не поднимали головы, готовы были рисовать и рисовать. Теперь у них есть все возможности, а вот старательности - увы… К тому же художественные школы хотят приравнять к кружкам. Пока они являются первым этапом профессионального образования, и есть достаточно жесткие требования к посещаемости, к освоению учебной программы. В целом же, по ее мнению, все присланные работы интересны. Член жюри, художник журнала «Уфа» и газеты «Уфимские ведомости» Алексей Скворцов больше обращал внимание на цвет. - Если упорно заниматься, то рука станет более уверенной, линии четкими, композиция продуманной, появятся и прорисованные детали, и светотени, - говорит он. - А вот цветовое решение отражает характер и даже эпоху. Помню, когда я учился, нам говорили, что есть недопустимые цвета, яркость нередко называли китчем. Большинство присланных на конкурс работ очень яркие. Если верить психологии, они свидетельствуют о том, что и сами дети видят мир в таких цветах, и радует, что преподаватели их в этом не ограничивают.
Маргарита Тилова |