ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Событие месяца
Новоселья в Черниковке
В торжественной церемонии открытия детского сада № 29 на ...


Памятник - основателям

В рамках проекта БАГСУ «Лаборатория политического кино» в кинотеатре «Родина» ...


Будущее Колгуевского
В июле пройдут публичные слушания сразу по четырем градостроительным проектам.

Осмысленный выбор
В этом году аттестаты об окончании школы получили 5829 одиннадцатиклассников. Еще 39...

Парадный въезд
В Уфе появились четыре гранитные стелы, символизирующие ворота столицы. Две из ни...

Парк в Шакше
На улице Гвардейской открылся сквер Детства.
Пешеходные дорожки расходятся от ц...


Шестеро успешных
Именно столько докторов из столицы республики стали призерами XI Всероссийского к...

Все кувырком, или Однажды в санатории
Премьерами закрыли сезон почти все уфимские театры. В Русдраме это оказалась «Поз...

Прага вдохновила
На Международном фестивале-конкурсе «Музыкальные сезоны» в столице Чехии участв...

Ухо радуется!
На Фестивале искусств «Белые ночи» в Перми успешно выступили молодые художники, л...

Килар не подвел
Уфимка Ольга Данилова заняла второе место в международных соревнованиях по конку...

Золото Данила
Уфимец Данил Калимуллин стал лучшим на первенстве Европы по современному пятибор...

Ретрокалейдоскоп

250. 28 июня (9 июля по нов. ст.) 1762 года на престол взошла Екатерина II.
150. 4 июля 1862 г...





     №07 (128)
     июль 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"

Мосты в будущее


Исполнение мечты
«17 октября. По реке шли огромные льдины, но перевоз еще работал; крохотный пароходишко таскал по очереди две косные лодки. И наш, поемный низкий берег, и противоположный, горный, кишели на спусках народом; обозы вытянулись двумя вереницами в несколько линий - очереди крестьяне ждали по двое суток.

Наша тройка, как «пассажирская», шла вне очереди. На косную установили 9 лошадей, повозки, набилась уйма народа, и пароход… поволок, наконец, и нас. Не успели отвалить - чуть было не произошло несчастье… на нас сверху наносило гигантскую льдину, эдак в полдесятины размером. … Помедли пароходик еще немного - и льдина, действительно, пустила бы нас ко дну…

На нем [правом берегу] было столпотворение; место у пристани под отвесной горой маленькое; сверху двумя коленами прямо в середину его спадает крутая дорога, вся запруженная возами и народом, по ней катили громадные бочки… того и гляди, могли упустить их, и тогда прощай ноги и кости у каждого встречного! Товары навалены на берегу грудами… Везде шныряли оборванные мальчишки - «мартышки», соблазнявшие пеших перевезти «на легкой», т.е. на маленьких лодочках. Посудин этих шныряло между мчавшимся по реке льдом десятков до двух; каждый год здесь эти лодочники тонут и топят людей, тем не менее подвизаются невозбранно».
«Белая стала, и переправы пока нет. Вовремя мы проскочили сюда! Уфа с трех сторон окружена водой, и весной и осенью город находится буквально в осадном положении». Это отрывки из книги Сергея Минцлова - русского писателя, занимавшего в 1910-1911 годах в Уфимской губернии должность земского начальника. Прожив в губернии всего один год, он часто бывал в Уфе - и на себе почувствовал, насколько затруднена жизнь города недостатком мостов.

Оренбургская переправа через Белую рядом с Троицкой площадью (сейчас - площадь у Монумента Дружбы) была для города главной. «С этой стороны ведут в Уфу два важнейшие тракта - Казанский и Оренбургский; с этой также стороны подвозится к городу значительнейшая часть продуктов первой потребности, в особенности же разного рода хлеб и сено», - отмечалось в «Оренбургских губернских ведомостях» от 1865 года.
Первая попытка возведения здесь деревянного моста была предпринята в 1795 году, но в паводок его снесло. Полтора столетия, начиная с 1808 года, действовал плашкоутный мост (плашкоуты - опоры в виде больших плоскодонных лодок). Он наводился в середине мая и убирался в середине октября, ежедневно на 3-4 часа его разводили для пропуска судов и плотов. Судя по всему, он доставлял уфимскому начальству немало хлопот. Недаром содержатель Бельского моста, статский советник Д.Я.Долматов, предлагает гражданскому губернатору перенести переправу в другое место и по-строить постоянный мост - ниже по реке, замечая при этом, что наведение плашкоутного моста каждый раз обходилось не менее чем в 11 000 рублей серебром, а служит он не более десяти лет, тогда как постоянный мост обошелся бы никак не дороже 45 000 рублей серебром. В 1867 году за проезд по мосту с лошади в упряжке брали 3 копейки, с лошади верховой, в повозке или телеге - 2 копейки, с телеги с товарами - 5 копеек, за развод моста для прохода больших барок - 1 рубль. Курьеры, почта, транспорт по казенной надобности, пешие уфимцы, мелкие лодки пропускались бесплатно.
В советское время мост был рассчитан на движение подвод и - в крайнем случае - грузовиков-полуторок. После того как у колхозов появились пятитонные автомашины, а грузопотоки возросли, в 1938 году возвели новый мост: половина состояла из 10 плашкоутов, другая - из эстакад, врытых в дно.
В остальных местах горожане продолжали пользоваться лодками и паромами: на запад путь лежал через Вавиловскую переправу (она соединяла Нижегородку с Затоном), на юго-запад - через Стрешневскую, на север - через Сафроновскую, на восток через реку Уфу дорога шла через Каменную и Дудкинскую переправы.
Мечта уфимцев о регулярном и не зависящем от капризов погоды сообщении с левым берегом наконец исполнилась в 1957 году. Арочная конструкция моста была на тот момент одной из самых передовых в СССР: до этого длина пролетов была гораздо меньше. (А чем меньше пролет - тем больше опор в русле реки, а значит, и давление во время паводка.) Строили его 4 года; фундаменты моста, который сегодня называют Старым, возводились самым трудным способом - кессонным: кессон - это металлическая коробка без дна; под водой в нее под большим давлением нагнетается воздух, спускается бригада кессонщиков и вручную разрабатывает грунт. Кессонщики работали по 4 часа, затем, поднявшись, некоторое время находились в специальной камере, чтобы адаптироваться к нормальному давлению. Но некоторые все же заболевали кессонной болезнью.

«20 сентября строители завершили годовой план, сэкономив государству более миллиона рублей. Это достигнуто в результате широкой механизации работ, рационального использования рабочей силы и материальных средств, действенного социалистического соревновании. Передовые люди стройки - бригадиры плотничных бригад тт. Читайкин, Горбачев, бригады кессонщиков
тт. Печенцова, Антонова, Шарикова… систематически выполняют нормы до двухсот процентов.
В эти дни коллектив мостостроителей включился в социалистическое соревнование за достойную встречу 37-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Приняты новые, повышенные социалистические обязательства. Решено выполнить к
7 ноября сверх годового плана на сотни тысяч рублей строительно-монтажных работ, поднять производительность труда рабочих-сдельщиков в целом по строительству до 150 процентов, дать государству не менее 1 300 тысяч рублей сверхплановой экономии».
«Красная Башкирия»,
октябрь 1954 года.

Когда мост был сдан, стало модно вечерами гулять по нему, выпускники школ встречали на нем рассвет в завершение прощального бала. Этот обычай сохранялся долгие годы.
В 1971 году Уфа обрела мост в районе бывшей Сафроновской переправы: место было выбрано с учетом перспектив Забелья. Затонский мост - и сегодня самый высокий и самый длинный: высота опор - до 54 метров, длина - 837 метров, глубина фундамента - 35-37 метров. Он изгибается над рекой, чтобы плавно вписаться в дорогу: крутых поворотов здесь быть не должно.
Кессонный способ здесь уже не использовался, вместо него впервые применили буронабивные сваи: машина бурит с берега, опускается арматурный каркас и бетонируется. Для этого использовали французскую буровую машину.
В 1982 году мост через Белую около Чесноковки, уже сданный в эксплуатацию, неожиданно обрушился. Экспертиза показала, что конструкция была возведена в соответствии с проектом - главной причиной обрушения принято считать ошибку геологов, недостаточно обследовавших дно: под упавшей опорой обнаружилась большая карстовая пустота.
В 1983 году автомобильный мост через Уфимку соединил Уфу с Шакшой - на радость обладателям зауфимских садов: путь на «фазенду» стал на 30 километров длиннее, но зато проходил по автостраде, а не по грунтовой дороге за паромной переправой.
Все вышеперечисленные мосты - дело рук Мостоотряда №30. В 1992 году мостоотрядовцы сдали новый мост у Монумента Дружбы, отличавшийся по тем временам значительной шириной.
- Это первый сварной мост в Уфе, я сам его варил, - рассказывает заместитель директора Мостоотряда Станислав Кириллов. - Сварка металла большой толщины в полевых условиях - дело нелегкое… Мост решил огромные проблемы: раньше, чтобы доехать от Цыганской поляны до Аграрного университета, требовалось час-полтора.

20 лет спустя
«Вечером в пятницу, выезжая из города в южном направлении, мы всегда попадаем в пробку, - говорит моя знакомая Алиса Шарафутдинова. - Начинается она задолго до моста, заканчивается примерно около Мелькомбината, а то и дальше. Рекорд стояния в пробке - 2 часа. Хорошо еще, что у нас машина с кондиционером, а каково по жаре ездить в автобусе?»
Такая же картина наблюдалась еще не так давно и на Затонском мосту - до введения в эксплуатацию новой развязки, которая позволяет обогнуть жилой район. На другом конце города - на въезде в Тимашево - сам мост через Шугуровку обходится без пробок, тем не менее у переезда через железнодорожные пути тимашевцы нередко проводят целый час. «Пробки в будние дни возникают и утром, и вечером - когда работники нефтяных и прочих заводов едут на работу и с работы. Еще до кризиса было начато строительство путепровода над путями, но он так и не появился! Когда же это случится?» - возмущается жительница поселка Ирина Б.
Зато на мосту через карьер в конце улицы Жукова пробки теперь случаются гораздо реже: расширение дороги решило проблему, жители Инорса, ранее регулярно здесь за-стревавшие, минуют этот участок (он называется «мост в районе Лихачевской излучины») без особых проблем.
Страдают от пробок в районе моста и шакшинцы, заодно с садоводами. Последние, чтобы без помех добраться до участка, нередко выбирают путь через новый мост на Каменной переправе - вернее, два моста. На мосту, по словам автомобилистов, пробок не бывает, зато можно долго простоять на спускающихся к нему узких улицах Армавирской и Колгуевской. Первая очередь этого моста сдана в 2008 году, тогда же приняты и новые стандарты автодорог: они стали шире, мосты - тоже.
- Два перехода на одной опоре - до сих пор таких сооружений ни в Уфе, ни в республике не было; длина руслового пролета - 154 метра - тоже рекорд, - комментируют мостостроители. - Конструкция удобная: если, например, надо будет отремонтировать один пролет - движение не прекратится.
Грузоподъемность мостов со временем становится больше: опоры - мощнее, фундамент - глубже. Весь поток транспорта, который проходит в единицу времени по дороге, должен пройти и по мосту, ограничение по грузоподъемности - 10 тонн,
20 тонн - могут иметь только малые мосты. Мощность транспортного потока измеряет специальный отдел ГИБДД.
Замыслы
архитекторов
- Уфа находится на пересечении важнейших транспортных магистралей, связывающих европейскую часть России с Уралом и Сибирью, но пропускная способность городских магистралей и въездов на внешние автодороги практически исчерпана, и связано это в первую очередь с недостаточным количеством мостов, - признает начальник Главного управления архитектуры и градостроительства администрации Уфы Ильдар Ибрагимов. - По генеральному плану Уфы предусмотрено строительство восьми новых мостов. В программе развития транспортной сети выделены этапы: до 2013 года, до 2020 года и на перспективу.
Одна из будущих широтных магистралей с повышенными скоростями движения соединит Федеральную автодорогу «Волга» (М-7) с автодорогой «Урал» (М-5), для чего потребуется построить новый мостовой переход ниже по течению существующего Затонского, завершить строительство автотоннеля около 21-й больницы и построить мост через реку Уфу с выходом на территорию Зауфимья.
В северной части города магистралью непрерывного движения станет улица Интернациональная, которая даст выход с Уфимского полуострова в восточном направлении - через жилой район Шакша на Челябинск и в западном - на Казань. Для этого необходимо построить мост через Белую в южной части Черниковки.
Разгрузить движение в центре города позволят мостовые переходы Нижегородка - Затон, Нижегородка - Романовка и Нижегородка - Дема, они же сделают удобным сообщение южной части Уфы с территориями Забелья.
Согласно проекту планировки жилого района Инорс, между этим районом и Сипайлово появится еще одна дорога, для чего будут построены два мостовых перехода через Лихачевскую излучину - в створе улицы Королева и бульвара Баландина.
В настоящее время рассматривается возможность строительства моста, который свяжет новый общественный центр в районе ТЦ «Мега» и жилой район Кузнецовский Затон.

Приметы и причуды
От высоты под решетчатым трапом кружится голова, внизу плещется вода, а техник-смотритель мостов Илья Тимофеев идет по смотровому ходу от одного берега до другого совершенно спокойно. Осматривает опоры, пролетные балки и плиту, на которой лежит асфальт, если нужно - ставит маячки…
Сегодня в Уфе насчитывается 13 больших и малых автомобильных мостов: кроме перечисленных, это два моста через Дему, мост через речку Берсувань (перед Чесноковкой), пешеходный мостик в Затоне, перехода через Шугуровку тоже два. Еще 9 подземных переходов, 32 путепровода, один автотоннель (на улице Лесотехникума) - все это входит в зону ответственности «СУРСИС» - «Специализированного управления по ремонту и содержанию искусственных сооружений Уфы».
- Все мосты мы осматриваем каждые два дня, - информирует Константин Петрович, заместитель директора МУП «СУРСИС». - Могут появляться допустимые деформации. Летом металл нагревается и расширяется, мост удлиняется - например, металлический новый мост около Монумента Дружбы может «гулять» до 40 сантиметров. Если есть трещины - наблюдаем, не развиваются ли они, выявляем причину, если нужно - будут приняты меры вплоть до закрытия моста и замены балки.
(В 2009 году, когда мы проводили капитальный ремонт Затонского моста, там произведена замена опорных частей: они практически сгнили.) Мосты у нас обычно строят с 200-процентным запасом прочности, так что при правильной эксплуатации и своевременном ремонте они не упадут. Металлические части мы красим, а раз в три года их осматривают инженеры из Саратовского института. Перильные ограждения, асфальтовое покрытие тоже регулярно осматриваем, фотографируем, ремонтируем. Глубина рядом с опорами замеряется эхолотом, весной вокруг них бурим лед - чтобы он поскорее оторвался. У самих опор нижняя часть - ледорезная.
- Могут ли посторонние проникнуть в смотровые сооружения? Охотников полазить в опасных местах у нас немало…
- Бывает, что в пустотелых опорах Затонского моста поселяются бомжи. Мы завариваем двери, они их выламывают - и снова живут.
- Я прошла по нему и почувствовала, как он вибрирует…
- Это хорошо - значит, конструкции работают. Вот если мост замер - жди беды.
- Какой мост самый сложный?
- Сложнее всего наблюдать за старым мостом в створе улицы Салавата Юлаева. Не так давно специалисты Саратовского института проводили обследование - и пришли к выводу, что он находится не в лучшем состоянии. На него нельзя давать нагрузку более 10 тонн, о чем мы повесили предупреждающий знак; однако в выходные, чтобы не образовывались пробки (в выходные люди в основном въезжают в город), ГИБДД перекрывает движение по новому мосту и пускает весь поток по старому. Это опасно!
- А наши учреждения проектируют мосты?
- Только малые. Проекты больших делали Москва, Ленинград, Самара, Саратов. Мосты - сооружения высокой сложности.
- А за Висячим мостиком на Случевской горе вы смотрите? (Кстати, он был построен в 1958-1959 годах по проекту местных архитекторов - З. Гудковой и В. Кондрашкова из «Башпроекта» - прим. авт.)
- Конечно. Его передали нам в прошлом году - и мы обнаружили, что мост перекосился на 15 сантиметров! Гуляющие чаще стоят на стороне, обращенной к реке, на нее же вешают замочки молодожены - вот и результат. Мы произвели капремонт, заменили настил, срезали около 450 килограмм замков. И сейчас каждую неделю после выходных снимаем по 50-60 килограмм. Теперь молодые уже принялись вешать знаки своей вечной любви на ферму старого моста, а это, между прочим, очень опасно. О чем только люди думают?
- Можно ли у нас построить большой висячий мост, как в Сан-Франциско?
- А зачем? В Америке часто выбирали проекты в первую очередь эффектные, из-за этого немало мостов у них упало. У нас же самое главное - прочность и экономичность. А вы знаете, что когда по мосту через Золотые ворота едет машина, впереди идущую машину водитель не видит? Мост прогибается, и за ней образуется волна до 6 метров высотой. Кроме того, в проливе Золотые ворота климат значительно мягче, чем у нас. Перепад температур, нагрузка от снега, ветра - все это должно быть рассчитано. Помните, как в Волгограде в 2010 году появился «танцующий мост»? Менее чем через год после начала эксплуатации дорожное полотно стало описывать «волну» амплитудой до 1 метра. Я считаю - не рассчитали ветровые нагрузки; все остальное рассчитали, и мост устоял. (На мосту были установлены устройства для поглощения ветрового резонанса - прим. авт.)
- Какой мост вам самому больше нравится?
- Я лично строил Зубовский путепровод, там использованы единственные в России 30-метровые облегченные балки, которые технологи нашего Мостостроительного управления разработали сами. Конструкция получилась легкой и красивой, за нее я получил звание заслуженного строителя республики. Вообще, если ты когда-нибудь строил мосты, это занятие тебя затягивает...

PS: Трудно возразить Константину Петровичу: наш полуостров действительно привораживает своим «венецианским» расположением. За минувшие столетия наконец-то сбылись мечты жителей Уфимской губернии: город обрел прочные, надежные мосты. Но и у сегодняшних горожан тоже есть мечты. Мы хотим, чтобы новые мосты украсили наши берега и избавили нас от пробок. А может быть, из безымянных инженерных сооружений они превратятся в места романтических встреч с возрожденными именами: Оренбургский, Вавиловский, Кузнецовский, Сафроновский?..


Триумф инженеров
Старейшие уфимские мосты - железнодорожные. В 1885 году многолетняя борьба уфимского городского головы Дмитрия Волкова за то, чтобы Сибирская железная дорога прошла через Уфу, увенчалась победой. Строительство дороги начато в том же году, а в 1886-м приступили и к мосту через Белую, который строился по проекту профессора Николая Белелюбского; к тому времени он уже был автором проектов моста через Волгу вблизи Сызрани - не только самого длинного в Европе (1483 метра), но и наиболее технически совершенного, моста через Днепр у Днепропетровска и многих других. В 1885 году на мосту через Волгу у Твери и в 1886 году на мосту через Белую в Уфе Белелюбский первым стал применять изобретенную им конструкцию поперечных балок. На Эдинбургской выставке 1890 года она удостоилась золотой медали, затем получила распространение за рубежом. За плечами инженера путей сообщения Владимира Березина - подрядчика на строительстве и Самаро-Златоустовской дороги, и моста - также было немало ответственных объектов.
8 сентября 1888 года министр путей сообщения адмирал Константин Посьет перерезал шелковую ленту, натянутую между фермами моста, и поезд впервые пошел к Уфимскому вокзалу. По мосту сразу же было открыто пешеходное движение, для этого были сделаны специальные боковые настилы (впоследствии движение пешеходов было запрещено). Во время Гражданской войны в 1919 году один из пролетов моста был взорван колчаковцами и обрушен - но уже в октябре того же 1919 года с восстановлением движения мостостроителей поздравил сам В.И. Ленин (потом временная конструкция была заменена на капитальную). Мост реконструировался в 1937-39 и в 1949-51 годах - в этот период на ледорезной части опор возведены пилоны под второй путь. В 1991-2001 годах «царские» пролетные строения заменены современными.
Однопутный мост через реку Уфа рядом с селом Ураково (сейчас - Шакша), тоже по проекту Белелюбского, построен в 1888-1890 годах. Он также был взорван колчаковцами, восстановлен в 1920 году.



Между прочим
-Каждый мост проектируется индивидуально - в зависимости от рельефа, на поток их не поставишь. И всегда включается фактор экономии: надо построить максимально дешево и быстро, - говорит заместитель директора Мостоотряда №30 Станислав Кириллов. - А надо смотреть дальше в будущее - строить более мощные опоры, делать так, чтобы мост можно было развивать. Так делали в послевоенное время: надо было быстро восстановить железнодорожное сообщение - строили опоры на два пролета. Запускали движение на одном, потом достраивали второй.
В среднем железобетонный мост служит не менее 50 лет, на срок эксплуатации влияет нагрузка. Надо выдерживать покрытие моста. Если оно будет пропускать воду, внутрь будет попадать вода, зимой она замерзнет, разовьются трещины… Если поверхность неровная, получаются ударные нагрузки, которые тоже очень плохо влияют на несущую способность.


Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости