РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД" Психоанализ «Театрального перевала»
Сразу в шести городах стартовал «Театральный перевал» - уникальный проект по обмену гастролями между Уралом и Сибирью, состоявшийся при поддержке Министерства культуры России. Томский, Кемеровский и Новокузнецкий драматические театры - такая программа ждала Уфу, соответственно, Томск, Кемерово и Новокузнецк увидели игру наших актеров. Также сибиряки представили свои спектакли челябинским и тюменским зрителям, и наоборот. Комедия «Психоаналитик» - просто картинка современной жизни, как ее понимает Оксана Робски. Секретарша, окрутившая женатого начальника, - это так по-сегодняшнему. Мальчик, промышляющий стриптизом и «эскорт-услугами», - это так интересно! Вон уже новый голливудский фильм на ту же тему снимают. Психоаналитик - куда ж мы без его дивана в бурном потоке жизни? А вы уверены, что у психоаналитика есть диплом по психоанализу? И в голову не придет поинтересоваться. Решившиеся на визит к знатоку душевных изгибов открыты любому влиянию.
Вот и выходит, что главная героиня Вера Андреевна - красивая, умная, добрая, отважная женщина - занимается обманом, а заодно и самообманом. Ничего хорошего из этого, как вы понимаете, выйти не может. Главный же вывод я сделала такой: основная черта современного поколения - подчеркнутая раскованность. Вы говорили - нельзя, а нам - все можно! «Работайте, как будто вам не надо денег; любите, как будто вам никто никогда не причинял боль; танцуйте, как будто никто не смотрит; пойте, как будто никто не слышит; живите, как будто на земле рай... Грешите так, чтобы получать от этого максимум удовольствия! Помните, что Господь наблюдает за вами. Живите так, чтобы ему было интересно!» - это рекомендации автора пьесы Дианы Балыко, и такое настроение транслирует в зал спектакль. Я - за! Но только для всего этого нужна внутренняя сила, которой нет у большинства героев «Психоаналитика»; умение, как учат на психологических тренингах, брать ответственность за свою жизнь на себя. А если этого нет, то ничего не получится. Останутся одни «понты». Как сейчас говорят. Именно на эту «лирико-эротическую комедию» Томского драматического театра пришло, по моим наблюдениям, наибольшее число уфимцев. Театралов же привлек слезовыжимательный шедевр Эрика-Эммануила Шмитта «Оскар и Розовая дама», тем более что он перекликается с пьесами Шмитта, идущими в Уфе: «Господин Ибрагим и цветы Корана» (Русский драматический) и «Отель двух миров» (Национальный молодежный). Смысл один: из темных глубин одиночества, из белого ужаса больничной палаты - лучше видно все. Что и удалось передать артистам. Кстати, еще в репертуаре Томского театра - «Черное молоко» (сцены молодой жизни от прославленного Сочинским кинофестивалем и «Кинотавром» Василия Сигарева), комедия «Свободная пара» от известного провокатора, автора фарсов и дьяблерий Дарио Фо, романтическая комедия Евгения Гришковца «Почему Колумб открыл Америку?», «Хлам» (реальная комедия Михаила Дурненкова) и «Остров Рикоту» (репортаж Натальи Мошиной) - плоды «Лаборатории молодого режиссера», «Семейный портрет с дензнаками» Степана Лобозерова… и много чего еще. Почему нам этого не показали?
Марк Камолетти, уже переместившийся в разряд классиков французской комедии (он умер в 2003 году), написал 18 пьес и в основном режиссировал их постановки сам. Делал он все это для того, чтобы окончательно утвердить на всех сценах мира бренд французской ветрености. «Возвращается как-то муж» (или жена) - типичная завязка его комедий. Причем вернуться на протяжении пьесы герои успевают по многу раз. И каждый раз - новый сюрприз! Самой знаменитой комедией Камолетти - «Боинг-Боинг», ставшей фирменным знаком Парижа, приветствовал уфимских зрителей Кемеровский театр драмы имени Луначарского. Сделан спектакль легко и изобретательно: чего стоит только зрительный зал, на один вечер превратившийся в салон самолета. И все это - только для того, чтобы каждый мужчина в зале немного пожил напряженной жизнью Бернара, у которого три любовницы и все - стюардессы! Ну а женщины могут выбирать, кто им ближе: экспансивная, «без комплексов», а на поверку весьма практичная американка, нежная француженка или… мне больше понравилась прямодушная немка. Так через легкомысленный сюжет мы знакомимся с тремя четко очерченными женскими характерами. «Вы знаете, почему Америка великая страна? Мы требуем у мужчин денег, поэтому они работают, производят… а когда они выдыхаются, мы с ними разводимся, требуем большие алименты - и они снова производят», - поделилась секретом Мэри Хопкинс (American airlines). И помните, дорогие ветреники: если вы кому-то изменяете - не вы один такой умный.
Решил мясник Лейзер уехать в Америку. Причина серьезная: выселение за черту оседлости, потеря бизнеса. Мясник был старый, к тому же недавно лишился молодой невесты. Однако не к родственникам доживать век в тишине отправился - в Нью-Йорк! Вот он - оптимизм! А напоследок вручил бывшей невесте (вышедшей замуж за другого) пачку денег. «Я покупаю у вас бурую корову. Там, в Нью-Йорке, мне будет приятно знать, что здесь пасется моя корова». На этом спектакле невозможно не подпасть под их обаяние: ах, эти имена, горький юмор, полное достоинства обращение… Но на самом деле знаменитая пьеса Григория Горина «Поминальная молитва» по мотивам произведений Шолома-Алейхема - не только и не столько о евреях. Если бы автор развивал только тему ненужной розни на общей земле, пьеса не стала бы современной классикой. Спектакль - о полной, насыщенной жизни тех, у кого нет дяди самых честных правил; о простой и истинной философии, благородстве и мужестве отчаяния. И о том, что у одних - единство и взаимопомощь, а у других - стадный инстинкт. Из этого слаженного актерского ансамбля трудно выделить кого-то одного. Мудрый, но не неуязвимый молочник Тевье (народный артист России Евгений Шокин), полная таинственной женской силы его жена Голда (народная артистка России Лидия Цуканова), студент-идеалист Перчик, грубовато-прямой Лейзер, изысканно-изворотливый Менахем (то сват, то страховой агент, то еще что-нибудь придумает), красноречивый поп и молчаливый раввин, прихрамывающий урядник (Михаил Быков) - он хромает не просто так. Он очень устал от своей службы - от того, что одна часть подведомственных граждан всегда равнее другой… И все они смогли сделать переживания своих героев - нашими.
-У нас три областных театра: Прокопьевский, Новокузнецкий и Кемеровский, - рассказал журналистам арт-директор и режиссер Кемеровского театра Давид Бурман. - И в одно время наш коллектив оказался в тени двух других. Надо было что-то предпринимать, и я предложил «Целлофан» исландского драматурга Бьорк Якобсдоттир - только для того, чтобы вытолкнуть театр за пределы территории. Женская стендап-комедия, которую в одиночку играет Наталья Юдина, завоевала первый приз на фестивале «Black and white» в Финляндии, главный приз VIII Международного театрального фестиваля в Ереване. Сегодня у нас есть договоренность о совместном проекте с финским театром, в Ереван мы поедем в сентябре, потом - в Великий Новгород… Сегодня три кита, на которых стоит театр, - классика, современная драматургия и эксперимент, все это присутствует на афише в равных пропорциях. Мы не собираемся отказываться от классики в угоду зрителю, наоборот - на «Белую гвардию», например, нам удалось привлечь молодежь. Критиков-театроведов в Кузбассе нет, поэтому мы их приглашаем. В прошлом году Олег Лоевский провел у нас «Российскую режиссёрскую лабораторию», профессор РАТИ Геннадий Дадамян - семинар «Театральный менеджмент». Благодаря «Лаборатории» в театре остался молодой режиссер Антон Безъязыков, который поставил «Убийцу» Александра Молчанова - этот спектакль мы собираемся представить на фестивале «Ново-Сибирский транзит-2012». Еще из категории экспериментальных постановок у нас - «Калигула» Альбера Камю, «Девичий источник» по пьесе Олега Богаева, «Скользящая Люче» (кстати, тоже на тему психоанализа - прим. авт.), «Последняя смерть Жанны д’Арк», «Тестостерон» по пьесе польского драматурга Анджея Сарамоновича… (А из классики - «Васса Железнова» Горького, «Недоросль» Фонвизина, «Через Миргород на Невский» по Гоголю - прим. авт). Если «Целлофан» - спектакль чисто женский, то «Тестостерон» - мужской: на сцене - семь актеров-мужчин. Мы хотели его привезти, но челябинский театр попросил этого не делать: они сами его репетируют.
«Целлофан» - «женская стендап-комедия». (Комедия - зал опять почти полон, почти - потому что женская.) Жанр стендапа известен нам благодаря «юмористам» - от Петросяна начиная. Но спектакль - это вам не монолог Клары Новиковой, он требует продуманных декораций, поставленных мизансцен и отличной игры: актриса не только «перемещает» нас из дома - в офис, бассейн, детсад и так далее, но и «общается» с детьми, начальником, мужем… Приходило ли вам в голову, что, если вашу жизнь как следует описать, - вышло бы очень занимательное произведение? Конечно, приходило, тем более что многие эту мысль уже осуществили. У кого получилась бы комедия абсурда, у кого - триллер. Жизнь замужней работающей женщины с детьми - скорее триллер. Дети - монстры-пожиратели времени, которого катастрофически не хватает. Начальник - монстр (в офис героиня надевает боксерскую форму и перчатки). И главные монстры - чувство вины перед близкими и накатывающая усталость. Вы, может быть, чувствовали, но не осознавали - до этого спектакля - в какую бессмысленную борьбу неизвестно за что может превратиться жизнь, и самое трудное - отвоевать у нее простую радость общения и отдыха. Так что, если хочется вернуть в отношения с мужем хоть немного романтики, нужны меры экстраординарные. Вот что советуют специалисты: «Зажгите свечи. Оденьтесь в кружева. Завернитесь в целлофан…».
Екатерина КЛИМОВИЧ |