|
РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"Нас спасет велосипед?
В начале нового учебного года глава администрации Уфы Ирек Ялалов посетил свой родной архитектурно-строительный факультет в УГНТУ на улице Менделеева, который он окончил в 1983 году по специальности «Промышленно-гражданское строительство».
Студент пятого курса архитектурно-строительного факультета УГНТУ Эльдар Мирсаяпов размышляет о том, как сделать город не безликим скоплением зданий и машин, а комфортной средой обитания. Он вместе с друзьями старается часто выбираться на пешие прогулки по Уфе. И это не хобби. Архитектор, хоть и начинающий, должен чувствовать пространство вокруг. - Мегаполис - живой организм. Улицы - артерии, сосуды, улочки - капилляры, а пробки - тромбы, смертельно опасные для «здоровья» города. То, что в Уфе за это лето появились велосипедные дорожки, - большой прорыв. Именно двухколесный транспорт спасет нас. От чего? Сегодня автомобили и здания по существу вытеснили людей из городов. Ради комфортного передвижения машин по улицам пешеходов загоняют на узенькие тротуары и под землю.
Во время встречи мэр Уфы вручил Благодарственное письмо администрации города заведующему кафедрой архитектуры, профессору Ильдару Сабитову. За 20 лет под его руководством в УГНТУ сформировалась региональная архитектурная школа. Студенты факультета регулярно становятся победителями международных и всероссийских конкурсов. - Уфу не раз критиковали за архитектурное безвкусие, - пытаюсь я раззадорить Ильдара Наримановича. - Не согласен. Современные постройки в Уфе - одни из лучших в России. Причем не «показушные» вещи, как в некоторых городах. Бывают такие здания, мы их называем «журнальные» - когда на картинке все красиво, а в среде не «сидит», не приживается. Наш город очень «средовой», в нем приятно находиться, гулять, нет кричащих объектов. Поэтому я думаю, что качество архитектурной среды в нашей столице очень высокого уровня. Мне не нравится, когда Уфу начинают сравнивать, к примеру, с Казанью. У каждого мегаполиса свое лицо. Я сам недавно вернулся из столицы Татарстана. Конечно, это - исторический город, в котором сохранилось достаточно много построек XVII-XVIII веков, не сравнимых по качеству, да и по количеству с нашим архитектурным наследием. Но при этом там нет ощущения уюта, очень мало зелени. - В Уфе еще совсем недавно стояли целые улицы старинных домов, теперь они стремительно исчезают. Нет ли в этом вины архитекторов? - продолжаю я наступать. - Это печально, но у любого деревянного строения свой отведенный срок. В Уфе в строительстве чаще всего использовали дуб и сосну, время службы таких домов даже после реконструкции не так велико. И не нужно притягивать за уши то, чего нет. Я - не сторонник повального сноса, но и не приверженец болезненного отношения к псевдостарине. Лучше бросить силы на создание качественных вещей, чтобы в XXV веке говорили: «А вот в Уфе XXI век просто потрясающий!». Также мне импонирует идея создания Музея деревянного зодчества. - Какие идеи обустройства городской среды волнуют будущих архитекторов? - Их немало. К примеру, теме безбарьерной среды в университете уделяется много внимания в рамках курсового и дипломного проектирования. Впервые за историю международного студенческого конкурса «Премия Шиндлера» призерами стали наши студентки, представившие на суд жюри проект «Colordot Park» (олимпийский парк в Берлине). Им удалось перепроектировать западную часть парка для жителей Берлина всех возрастов и физических возможностей. К нестандартному заданию ребята подошли с выдумкой. Чтобы слабовидящие люди могли ориентироваться на местности, ввели для них «цветализацию». То есть, дорога и все сооружения, находящиеся на территории, исполнены в своей световой гамме. Чем ближе человек подходит к объекту, тем ярче цвет. Применительно к Уфе подобное решение разрабатывается для парков Салавата Юлаева и Аксакова, Гостиного двора, улиц Мустая Карима и Театральной.
Альфия РАИМОВА |
|
|