ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Ждем День республики
В День республики уфимцев и гостей города ждет разнообразная программа.
Спортив...


Эстетика с рождения
Акушерское отделение Городской клинической больницы №3 возобновило свою работу. ...

Нашей славе - 150
В Уфе состоялись юбилейные мероприятия в честь 150-летия Михаила Нестерова. В Башки...

Ярмарки снижают цены
Сельскохозяйственные ярмарки в Уфе побили ценовой рекорд.
Стартовали ярмарки в...


Мотоциклы - детям
В Уфе открылась детско-юношеская спортивная школа по мотоспорту. Располагается о...

Раннее тепло
Впервые в истории Уфы отопительный сезон в городе начался 17 сентября.
Традицион...


Мустай остается с нами
20 октября Мустаю Кариму исполнилось бы 93 года. В следующем году на улице Кирова до...

Мельпомена ждет
Любителям театра есть куда пойти уже сейчас: в Уфе открылись четыре театра - Башки...

Спасибо Президенту!
Дольщики, купившие квартиры в доме по адресу Мушникова, 17, наконец, празднуют ново...

Сколько читают уфимцы?
Городской конкурс «Лето и книга» собрал в этом году 1240 участников. В рамках подгот...

Почта отмечает
9 октября уфимскому почтамту исполняется 55 лет.
Хотя история уфимской почты нач...


Кросс всем
В девятый раз в Уфе прошел «Кросс нации».
Формат всероссийского дня бега в этот р...


Ретрокалейдоскоп
430. 4 (14) октября 1582 г. по распоряжению папы Григория XIII вводится новый (григориански...




     №10 (131)
     октябрь 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"

«Я жду, когда такой спектакль появится в Москве»


Старик и старуха доживают свой век на заброшенном полустанке под названием «Васютки». Вспоминают молодость, старик все время шутит, подкалывая свою старушку. Перебирают фотографии детей (их то ли шесть, то ли девять) … и ждут от них весточки. 
Большую часть спектакля зрители ждут: сейчас кто-то позвонит, приедет, и начнется другая жизнь… или между фотографиями спрятались «похоронки»? И дети, оказывается, не какие-нибудь работяги или бомжи-алкоголики: один поэт, другой - военный, третий - инженер. Немым укором висит на стене старый телефон с оторванной трубкой. Неправдоподобно? Нет, этот художественный вымысел вполне в духе сегодняшнего дня: отдав все силы в борьбе за «достойную жизнь», тело и мозг хотят расслабиться - где уж тут найти время на общение с родителями, которое не всегда бывает легким? Спектакль «Москва-Васютки» - укор всем нам, вечно занятым. И когда упал занавес и смолкли аплодисменты, зрители схватились за телефоны.


«Москва-Васютки» Стерлитамакского башкирского театра драмы стали одной из бесспорных удач V Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык».
Всего в его конкурсной программе приняли участие 14 театров из республик Алтай, Кыргызстан, Татарстан, Хакасия, Казахстан, Дагестан, Саха (Якутия), Башкортостан, Турецкой, Чувашской, Азербайджанской, Кабардино-Балкарской, Автономной Республики Крым (Украина) и ТАО Гагаузия (Молдова). Во внеконкурсной программе свои лучшие спектакли представили семь наших театров.
Профессор Сары с женой Хевой и сыном-студентом живут на маленькую зарплату и еле сводят концы с концами. И только один фактор делает их жизнь не просто переносимой, а скорее счастливой: это любовь. И тут тетя из Германии умирает и завещает Хеве огромное состояние - при условии, что она, урожденная княгиня, выйдет замуж за знатного мужчину и таким образом возродит род. Хева собирается за многообещающую границу… Такова завязка спектакля дагестанского Кумыкского музыкально-драматического театра «Богатая женщина» в модном ныне жанре «черной комедии».
- Я все жду, что такие спектакли появятся у нас - в Москве, а они все не появляются, - поделился своими впечатлениями заслуженный деятель искусств РФ, известный московский театральный критик Константин Щербаков. - Это смех сквозь слезы, традиционный для русской литературы. «Черная комедия» - жанр непростой, и актеры умеют существовать в этом жанре.
«Поскольку человеком я зовусь» - такое громкое название носит постановка Восточно-Казахстанского театра имени Жамбыла по произведениям казахского поэта Абая Кунанбаева. И он не разочаровал публику.
- Режиссер и художник-постановщик нашли неожиданный ход: актеры «загримированы», то есть перемазаны глиной, а на авансцене находился чан с водой. У меня не было программки, но я догадался, что это символизирует: люди погрязли в мелочных, себялюбивых устремлениях, они еще не являются личностями. Затем в руки одному из них попадает огонь, но остальные ополчились против него и сталкивают его в воду. И он неожиданно для себя очищается, становится личностью, - так воспринял спектакль студент театроведческого отделения УГАИ Рустам Габбасов.
- Но обычному, не фестивальному зрителю придется, наверное, непросто, потому что актеры очень мало общаются при помощи членораздельной речи?
- Театр не должен идти на поводу у зрителя.
На еще более проверенную временем классику замахнулся Салаватский башкирский драматический театр: драма «Адип-хан» представляет собой переложение трагедии Софокла в духе нашего Средневековья.
Горячее одобрение критиков заслужил спектакль Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читиген» «Остров небесных сетей» по драме средневекового японского поэта Тикамацу Мондзаэмона. По этому поводу высказалась заслуженный деятель искусств Башкортостана, доцент УГАИ Галина Вербицкая:
- Спектакль идет в переводе сначала с японского на русский, потом на хакасский. Но если образы найдены, язык искусства становится понятен всем. Актеры сначала повествуют о своих героях, как рассказчики, а затем изображают их; движениями живых людей как будто управляют, как марионетками, - все это придает спектаклю дополнительную глубину, - отметила она. - И хотя главные герои умирают, спектакль вызывает не уныние, а надежду.
Интересен сюжет еще одного спектакля по национальным легендам - «Тургак» Национального драматического театра Республики Алтай. Тургак - это метафизическая дыра в пространстве, попав в которую, никто не может выбраться; главные герои пьесы - Башпарак и Бажыкырлу - словно продолжают все время проживать один и тот же день. Они верят, что должен прийти богатырь и спасти их, и ждут его. Игра актеров помогла зрителям по-настоящему погрузиться в полумифическую ситуацию. Однако другие постановки по национальным эпосам - например, «Серебряное войско» Чувашского театра юного зрителя и «Аслыхан» Крымско-татарского музыкально-драматического театра - получились менее удачными.
- «Аслыхана» можно назвать костюмно-музыкальной постановкой с элементами драмы, но никак не драматическим спектаклем, - заметила преподаватель УГАИ и заведующая телелитературной частью Национального молодежного театра Айсылу Сагитова. - Мы просто любовались красивой постановкой, но добро и зло здесь с самого начала были разграничены слишком четко, а характеры получились статичными.
Большое внимание уфимцев привлекла постановка Анкарского театра «И сказал Господь Шейтану…» По существу, она представляет собой непрерывный диалог между Богом, Дьяволом (Шейтаном) и Аюпом (Иовом): Дьяволу очень хочется, чтобы Аюп из-за посланных испытаний (тяжелой болезни) проклял Бога и обратился к нему; предприимчивый Шейтан даже заключил на этот счет пари. Однако человек ему попался терпеливый, а Бог - достаточно снисходительный. Обаятельный длинноволосый Шейтан с гитарой (ни дать ни взять рок-звезда), многочисленные музыкально-танцевальные номера и умело выстроенные мизансцены обеспечили спектаклю бурные овации.
Впечатления Коллегии критиков подытожил ее председатель Олег Пивоваров:
- Зрителям были показаны разные спектакли: в основном хорошие, но были также некоторые провалы. Но это жизнь, для творческой жизни это нормально, в целом же афиша удалась. Лично для меня стал настоящим открытием спектакль по произведениям Абая Кунанбаева. Также мне хочется пожелать, чтобы у следующего «Туганлыка» был экспертный совет, чтобы спектакли были больше разнесены во времени (по четыре постановки каждый день, в одно и то же время - это слишком много). А после всех показов актеры и мы могли бы на время откинуть серьезную интонацию и собраться на капустник.
Еще я хочу сказать: самым страшным шагом для тюркского театра было бы заявить: «Мы - сами по себе, и у нас все по-своему, а вы - сами по себе». Будущее - только в соединении и взаимопроникновении.
- В Башкортостане и Татарстане проводятся похожие фестивали - «Туганлык» и «Навруз». Мне хочется, чтобы один из них - и лучше уфимский - стал фестивалем молодых режиссеров и драматургов, - предложил режиссер Кумыкского театра Ислам Казиев. - Все знают, что с молодой режиссурой и драматургией сейчас большие проблемы.
- Есть и другие интересные тюркские театры, которые обязательно надо было пригласить, - считает некогда уфимский, а сейчас - приглашенный в Уфу режиссер Искандер Сакаев. - Например, азербайджанский экспериментальный театр «Йух», где я смотрел интересный спектакль по Кафке, «Идиота» по Сервантесу. Или ташкентский театр «Эльхом». Кроме того, новые проекты должны рождаться прямо во время фестиваля.
Также в рамках «Туганлыка» состоялись Международная научно-практическая конференция «Диалог культур и тюркоязычный театр», творческая лаборатория режиссеров Северного Кавказа.
Лучшим спектаклем «Туганлыка» были признаны «Москва-Васютки» в постановке Азата Зиганшина, для которого это оказалось полной неожиданностью.
- Эту постановку мы показывали на Днях культуры Республики Башкорто-стан в Москве. Значит, не ошиблись с выбором! - сказал, вручая награду, вице-премьер правительства Башкортостана Салават Сагитов. Далее он отметил, что благодаря фестивалю тюркские спектакли широко обсуждались, их посмотрели более восьми тысяч зрителей.
Лучшей режиссерской работой фестиваля признан спектакль Башкирского академического театра драмы «Затмение» в постановке Айрата Абушахманова. Коллектив Восточно-Казахстанского областного театра драмы был награжден «За оригинальное художественное решение национальной классики», коллектив Анкарского государственного театра - за лучшее музыкальное оформление. Лучшую женскую роль сыграла актриса Кумыкского музыкально-драматического театра Тотуханым Осаева в спектакле «Богатая женщина», лучшую мужскую роль - актер Стерлитамакского башкирского драматического театра Филарит Бакиров («Москва-Васютки»), лучшим актерским дуэтом стали актеры Алтайского национального драматического театра Аржан Товаров и Иван Кукуев («Тургак»).

Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости