ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Новый призыв
Своим указом президент Башкортостана Рустэм Хамитов определил новый состав прав...

Вызов социологии


В Уфе прошел Всероссийский конгресс социологов. Открыл его президент Башкорт...


Ночная Уфа
Уфа ночью засияет яркими огнями. Более чем наполовину завершена модернизация нар...

Коррекция или инклюзив

В Башкирском государственном педагогическом университете имени Акмуллы прошл...


По две школы в год

В Уфе ежегодно будут открывать по одной школе, еще в одной будет проводиться рек...


Ловушки из детства

В Уфе ликвидировано почти 1000 «ловушек для детей». К объектам, представляющим оп...


«Маска» приглашает в гости
Театр юного зрителя «Маска» открылся на улице Гагарина, 16/2 в Сипайлово, на базе Це...

Не упустить время
Управление здравоохранения администрации Уфы проводит месячник профилактики он...

Фантасмагории Тарана
В галерее «Мирас» открылась выставка уфимского художника-керамиста Михаила Тара...

На пьедестале - «кадыровцы»

В уфимском Дворце культуры «Химик» прошел праздничный вечер, посвященный 75-лет...


Шоу на льду и в фойе
Уфу посетила очередная делегация специалистов Федерации хоккея России и официал...

Ретрокалейдоскоп

175. 30 октября 1837 г. (11 ноября по н. ст.) состоялось официальное открытие первой в Ро...





     №11 (132)
     ноябрь 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"

Театр без подмостков


Центр Варшавы, Рыночная площадь. По ней гуляет группа ребят-студентов. Остановившись, они скидывают рюкзаки, спешно вытряхивая из них нехитрый реквизит. Начинается действо, которое сложно передать словами. Перед зрителями, которых с каждой минутой становится всё больше, разыгрывается пьеса, стать героем которой может любой желающий. И вот ты уже внутри выдуманной истории, но тебе кажется: именно это и есть реальность, сама жизнь…

Уличный театр относится к самым древним видам искусства. Ему не нужны подмостки, масштабные декорации и пышные костюмы. Пространство для игры ничем не ограничено, а зритель становится равноправным участником действа. Известный российский актёр, клоун Вячеслав Полунин сравнивал искусство уличного театра с полевым цветком, пробившимся из-под асфальта, театром, который не ждет зрителя, а сам врывается в его жизнь.
Для башкирской столицы, откровенно говоря, не богатой на экспериментальное искусство и авангардные постановки, именуемые английским словом перформанс, новое движение мгновенно приковало к себе внимание публики.
В конце октября в Уфе, в Центре движения «Пространство» в Гостином дворе прошла необычная премьера. Свой дебютный спектакль «Мой брат» представили артисты уличного театра «Эндорфин». На сцене «творят и вытворяют» Полина Шабаева, Асхат Накиев, Зульфар Ахметов - известные зрителям по работам в Национальном молодежном театре им. М. Карима, и Анастасия Гайнанова - студентка режиссёрского отделения Академии искусств. Режиссёром спектакля стал еще один актёр «Молодёжки» - Ренат Фатхиев.
- Ренат, почему вы обратились к такому необычному для нашего города виду творчества?
- Это мой первый режиссерский опыт. Но я, скорее, постановщик спектакля - пытаюсь воплотить в реальность образ, созданный в голове, объяснить ребятам то, что вижу сам. Идеей увлёкся давно. Одно время мне самому довелось работать в питерском уличном театре «Странствующие куклы г-на Пэжо». Потом в Магнитогорске участвовал в создании фестиваля. А в Уфе я не нашел этого движения - уличных, карнавальных, цирковых, клоунадных представлений. Конечно, они есть, но серьезно не афишируются. Мне же хочется, чтобы наша инициатива переросла в большой фестиваль. Уфа отстаёт в плане артхаусного искусства. Такие площадки давно работают в Москве, Питере, Перми, Новосибирске, Самаре. Даже Магнитогорск и тот имеет свой фестиваль уличных театров, в рамках которого проходят выставки, необычные акции, постановки. Недавно у нас появился Арбат, территория для прогулок и всевозможных мероприятий. В его специфику отлично вписывается и уличное искусство. Но пока он проводится нерегулярно, только по праздникам. Изначально мы готовы выступать на любой площадке, даже под дождем, раздав зрителям зонтики. Готовы к любой внештатной ситуации. Об удобстве говорить не приходится, поскольку ставим себя в самые неудобные и неподходящие условия для театральных постановок. Декорации создаем своими руками с учётом мобильности и универсальности. Их можно собрать и разобрать буквально за полчаса.
- В чём главное отличие нетрадиционного театра от классического?
- В том, что актер уличного театра - универсал, владеющий множеством навыков. Ему нужно стать и художником, и умельцем, и даже ремесленником - мастером на все руки, который умеет абсолютно всё. Артист, у которого нет сцены, открыт миру, публике и пространству со всех четырех сторон. Здесь нужен иной посыл в голосе, энергетике, чтобы собрать вокруг себя как можно больше зрителей. Это - один из показателей мастерства и таланта.
- В вашей труппе работают артисты драматических театров. Насколько быстро им удаётся переключиться на новую волну?
- Это - трудоемкий процесс: работая только над одним спектаклем, полностью себя не перестроить, нужно время. Перемены должны произойти в голове. Изменяется сам принцип действия, общения со зрителем.
- Что вы требуете от актёров перед выходом на сцену?
- Предельной собранности и концентрации. Артист должен видеть вокруг всё и всех, просчитывать любую ситуацию, быть начеку, чтобы поддержать импровизацию, извлечь из нее максимум и выйти «выше» зрителя, который вступил с ним во взаимодействие. К тому же мы работаем с масками, а это уже созданный образ. Поэтому от актёра требуется внимание, владение телом, ощущение себя в пространстве. Важно наполнить маску смыслом, оживить её.
- О чём спектакль?
- О детстве двух сорванцов-близнецов, которые целыми днями предоставлены сами себе. Небольшая комната, в которой им приходится ютиться, - одновременно кухня, гостиная, подвал и ванная. Малыши познают мир вокруг, со всеми таящимися опасностями и приключениями. По-детски трогательно пытаются приготовить сюрприз для мамы, чтобы она хоть на минуту забыла о проблемах и улыбнулась.
Такие истории мы видим очень часто. Семьи не могут выжить на дотации, жены офицеров, чьи мужья погибли в «горячих точках», ютятся по общежитиям с малолетними детьми, отыскивая любые возможности подзаработать, купить продукты, обеспечить малышей. Сюжет не из лёгких, но в то же время мне не хотелось делать его мрачным и тяжеловесным. Нужно говорить о серьезном простым и доступным языком. И, может быть, с помощью спектакля обратить внимание общества на проблемы таких семей.
- Почему вы выбрали такую тему?
- Мне было бы интересно вернуться в детство, поискать в нем что-то, о чём уже давно забыли или не знали раньше. Сделать спектакль, который будет интересен и юной публике, и взрослой. Первые годы жизни ребенка - время открытий, знакомства с окружающим миром. Хотелось напомнить родителям о том, что дети быстро растут и нужно не упустить момент их взросления, внимательно следить, чтобы их опыты и эксперименты не принесли беды. «Золотым» детство становится, когда родители помогают ребёнку, направляют, не дают отчаяться. Главное, чтобы папа с мамой любили друг друга, тогда и дети вырастут счастливыми. У меня самого подрастает дочка Кира, недавно ей исполнился годик. Мечтаю о том, что когда она вырастет, тоже захочет стать актрисой. Тогда у нас получится большая семейная команда. Дома мы постоянно разбираем сюжеты, обдумываем идеи. Супруга (актриса «Молодёжки» Карина Ярмеева. - Прим. автора.) - мой главный помощник.
Надеюсь, наша новая постановка найдет своего зрителя и друзей. Обязательное условие для любого спектакля - катарсис. Если зритель получил что-то, у него «щелкнуло» в душе, значит, цель достигнута. Лучшая награда, когда после спектакля публика смотрит на нас другими глазами.
- Могут ли уличные постановки быть окупаемыми?
- В России - нет, во всяком случае, на данном этапе. Наши люди еще не привыкли к таким спектаклям, да и к современному искусству в целом, они с ним практически не знакомы. За рубежом всё происходит наоборот. Уличные театры Европы субсидируются правительством, потому что отвечают на вызовы политической системы, показывают происходящее в стране. Муниципалитеты к праздникам или на фестивали приглашают труппы, заранее оплачивая их транспортные расходы и проживание, плюс гонорары за каждое выступление. К тому же зрители всегда с радостью бросают деньги в шляпу. Потом на эти средства творческий коллектив может вполне нормально существовать, обеспечивая себя и семью.
- Возможен вариант, когда зрители не принимают постановку?
- Я подготавливаю ребят к тому, что реакция нашей, не подготовленной к подобным постановкам публики, может быть разной. Если зритель не выходит «играть» с нами - значит, мы не смогли найти подхода к нему, где-то напугали, не расположили к себе. Нужно, чтобы зритель сам желал поучаствовать в постановке, а, собираясь на спектакль, хранил в сердце ощущение чего-то неизвестного и приятного. И даже печаль должна быть светлая, чтобы после увиденного оставалось чувство приподнятости.
Поэтому для нашего театра мы выбрали такое название. Эндорфин приводит человека в состояние эйфории, его иногда называют «гормоном радости». Любовь, творчество - любое позитивное переживание повышает его уровень в крови, окрыляя нас и делая счастливыми.

«…существует традиционное понимание театра: сцена, одетая в бархат, ложи, кресла. Но есть и другой, который находится за пределами этого понятия. Название напрашивается само по себе: театр без границ. Я мечтаю, чтобы он стал ежедневной, естественной жизнью человека. Все эти праздники, карнавалы, уличные шествия существуют главным образом для того, чтобы спровоцировать нас на творческое отношение к жизни». В. Полунин.

Жанна ВЕРТИНСКАЯ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости