ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Новый призыв
Своим указом президент Башкортостана Рустэм Хамитов определил новый состав прав...

Вызов социологии


В Уфе прошел Всероссийский конгресс социологов. Открыл его президент Башкорт...


Ночная Уфа
Уфа ночью засияет яркими огнями. Более чем наполовину завершена модернизация нар...

Коррекция или инклюзив

В Башкирском государственном педагогическом университете имени Акмуллы прошл...


По две школы в год

В Уфе ежегодно будут открывать по одной школе, еще в одной будет проводиться рек...


Ловушки из детства

В Уфе ликвидировано почти 1000 «ловушек для детей». К объектам, представляющим оп...


«Маска» приглашает в гости
Театр юного зрителя «Маска» открылся на улице Гагарина, 16/2 в Сипайлово, на базе Це...

Не упустить время
Управление здравоохранения администрации Уфы проводит месячник профилактики он...

Фантасмагории Тарана
В галерее «Мирас» открылась выставка уфимского художника-керамиста Михаила Тара...

На пьедестале - «кадыровцы»

В уфимском Дворце культуры «Химик» прошел праздничный вечер, посвященный 75-лет...


Шоу на льду и в фойе
Уфу посетила очередная делегация специалистов Федерации хоккея России и официал...

Ретрокалейдоскоп

175. 30 октября 1837 г. (11 ноября по н. ст.) состоялось официальное открытие первой в Ро...





     №11 (132)
     ноябрь 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Октябрьский «ФурорЪ», или «Шкафъ смерти»


В самом конце 1895 года в парижском кафе на бульваре Капуцинок братья Огюст и Луи Люмьер провели первые сеансы своего синематографа. Эта дата вошла в историю как день рождения кино. И никто сегодня уже не обращает внимания на то, что Люмьер, скорее, были первыми, кто начал коммерческое использование творения многих изобретателей (в том числе и Томаса Эдисона), чем собственно создали техническое изобретение под названием «кино»


Вы обращали внимание на то, что почти на всех дореволюционных снимках Уфа - город малолюдный. И это вовсе не связано с длительной выдержкой при съёмке. Нет, Уфа того времени была действительно небольшим
(в начале ХХ века в ней жило 60 тыс. человек) и вполне патриархальным городом. Даже Центральная улица (нынешняя Ленина) состояла из двух-трёхэтажных строений. Конечно, гораздо меньше тогда было и праздных гуляк. Центрами жизни долгое время оставались городские парки. Зимой, в феврале, вся Уфа собиралась на ежегодной ярмарке на Верхне-Торговой площади у Гостиного двора, летом - в деревянном летнем театре Видинеевского сада, где давали спектакли приезжие театральные труппы. Но в самом начале ХХ века появилось нечто такое, что могло собрать большую аудиторию и летом, и зимой, и даже весной - в Уфе открылся иллюзион, синематограф, или попросту кино. Изобретение братьев Люмьер обаяло абсолютно всех. Появились новые герои, новые идеалы. Темноглазые красавицы завораживали, элегантные кавалеры сражали наповал. Задолго до начала сеанса у электротеатра (кинотеатра) собирались люди. «Вы не видели последнюю фильму? Вы не ходили на «Пиковую даму» с Мозжухиным?!» Делились новостями, обсуждали всё: последние роли Веры Холодной, песенки Александра Вертинского, события на фронтах Первой мировой. Просто болтали о том, что всё катится куда-то в пропасть. А через несколько минут, на сеансе, смеялись и плакали над сущими пустяками.

***
4 мая 1896 года в летнем саду «Аквариум» на Каменностровском проспекте Петербурга состоялся первый киносеанс в России: подборку фильмов Люмьеров - «Выход рабочих с завода», «Разрушение стены» и, конечно, «Прибытие поезда» - продемонстрировали публике в антракте музыкального спектакля. Спустя несколько дней первый киносеанс прошёл в Москве. Летом того же года на Нижегородской ярмарке с кино познакомился М. Горький: «Вчера я был в царстве теней… Там звуков нет и нет красок. Там всё… окрашено в серый однотонный свет… Это не жизнь, а тень жизни, и это не движение, а беззвучная тень движения». Тем не менее писатель пророчески предрёк этому изобретению, ввиду его «поражающей оригинальности… широкое распространение».

В начале 1904 года в газете «Уфимские губернские ведомости» вышло такое объявление: «По случаю отъезда за границу продаётся дёшево Синематограф Люмьера и картины, а также все принадлежности для демонстрации. Предполагается для большой аудитории. Адрес: гостиница «Россия», № 20, у Брауна. Видеть можно ежедневно от 11 часов утра до 10 часов вечера только до 10 января». А осенью того же года газета сообщала: «3 октября в зале Дворянского собрания состоялся сеанс
г. Кржеминского, демонстрирующего американский биоскоп, или кинематограф. За исключением очень немногих номеров картины биоскопа действительно подобраны весьма удачно и представляются положительно занимательными. Перед зрителями проходит ряд сцен из жизни народов различных концов земного шара. Немудрено, что места и вход на эти сеансы раскупаются публикой чуть ли не с боем».
Как видите, слово «кинематограф» в рекламе используется очень робко, в первые годы в России оно было известно только специалистам и встречалось лишь в научных статьях. А домохозяйки, приказчики, художники, студенты, гимназисты да и рабочие с крестьянами ходили даже не в синема, а в кинемо. Вообще-то греческие слова «кинемато» и «граф» («движение» и «пишу») впервые соединил ещё 120 лет назад, в 1892 году, француз Були. Термин первоначально использовался для аппарата Эдисона, который назывался также кинетоскоп - от греческих слов «движение» и «наблюдаю»: на целлулоидной плёнке длиною в 15,2 метра размещалось около 750 снимков. Изобретатель в сущности усовершенствовал известную тогда повсеместно, в том числе и в России, детскую игрушку, в которой картинки с разными стадиями движения крепились по кругу и при вращении быстро показывались в отверстии экрана. Другое название этого устройства - зоотроп - от греч. зоо и троп («жизнь» и «вращение»), или зооскоп.
Тем не менее ясно, что, несмотря на отсутствие устойчивого названия, кино уже вошло в жизнь провинциального города. Ну, а самый первый киносеанс в Уфе состоялся, по всей видимости, в 1901 году - при отсутствии не только точного названия для кино (кроме перечисленных, использовались также слова «фантаскоп», «стробоскоп», «биоскоп», «биограф», «электро-биограф», «электро-театр» и, конечно, «иллюзион»), но также и уверенности в самой дате его изобретения, порой крайне тяжело найти точку отсчёта. Судите сами:

1 ноября 1895 г. в берлинском варьете «Винтергартен» демонстрировалась программа, которая была обозначена как «Биоскоп», её автором был немец Макс Складановский. Более того, ещё в 1889 году (за шесть лет до Люмьеров!) живший в Англии француз Луи де Пранс снял сценку на площади Лондона и решил свои «живые картинки» продемонстрировать в Америке. 16 декабря 1890 года он вроде бы сел на пароход. Больше его никто не видел...
Такой вот детектив.

Принципиальное отличие «синематографа» братьев Люмьер от «кинетоскопа» Эдисона состояло не только в большом количестве зрителей, но и в том, что они использовали аппаратуру с прерывистым движением плёнки - 16 кадров в секунду (с появлением звука - 24).
Как-то ясным апрельским днём мимо электротеатра «Фурор» (точнее, «Новый фурор») на улице Центральной проходил «ловец уходящей натуры» Аполлоний Зирах. И сделал снимок (см. начало статьи). Режиссеры Евгений Бауэр и Виталий Брянский в своём «Шкафе смерти», премьера которого состоялась 16 апреля 1914 года, рассказали печальную историю о том, как дочь акробата Зина (актриса Мария Горичева) спрятала в железном шкафу своего возлюбленного, а потом этот шкаф открыть не смогла, и возлюбленный погиб. Словом, как это и написано на аншлаге - «захватывающая драма из современной жизни». Но самолично убедиться в этом мы не сможем, кинолента не сохранилась.
Кое-кто утверждает, что на снимке - кинотеатр на улице Бекетовской (будущий «Салават» на Социалистической), нисколько не обращая внимания на высокое здание слева. Спорить не буду, предлагаю просто выйти на улицу Ленина и встать перед входом на худграф Педуниверситета…
«Фурор» вскоре назовут «Акмуллой», потом «Яналифом» и, наконец, - «Октябрём». А в 1960-м просто снесут, чтобы построить для приезжих партийцев общежитие. Оно открылось полвека назад, но уже в качестве гостиницы «Агидель».


Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости