ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Новый призыв
Своим указом президент Башкортостана Рустэм Хамитов определил новый состав прав...

Вызов социологии


В Уфе прошел Всероссийский конгресс социологов. Открыл его президент Башкорт...


Ночная Уфа
Уфа ночью засияет яркими огнями. Более чем наполовину завершена модернизация нар...

Коррекция или инклюзив

В Башкирском государственном педагогическом университете имени Акмуллы прошл...


По две школы в год

В Уфе ежегодно будут открывать по одной школе, еще в одной будет проводиться рек...


Ловушки из детства

В Уфе ликвидировано почти 1000 «ловушек для детей». К объектам, представляющим оп...


«Маска» приглашает в гости
Театр юного зрителя «Маска» открылся на улице Гагарина, 16/2 в Сипайлово, на базе Це...

Не упустить время
Управление здравоохранения администрации Уфы проводит месячник профилактики он...

Фантасмагории Тарана
В галерее «Мирас» открылась выставка уфимского художника-керамиста Михаила Тара...

На пьедестале - «кадыровцы»

В уфимском Дворце культуры «Химик» прошел праздничный вечер, посвященный 75-лет...


Шоу на льду и в фойе
Уфу посетила очередная делегация специалистов Федерации хоккея России и официал...

Ретрокалейдоскоп

175. 30 октября 1837 г. (11 ноября по н. ст.) состоялось официальное открытие первой в Ро...





     №11 (132)
     ноябрь 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ПЕРСОНА"

Наперекор обстоятельствам


Зная режиссера Азата Надыргулова еще с тех пор, когда он студентом Уфимского института искусств играл Тузенбаха в дипломном спектакле «Три сестры», и продолжая это интересное знакомство на всех стадиях его творческого роста вплоть до сегодняшнего юбилейного дня, жила в уверенности, что его профессиональный потенциал вкупе с бурным темпераментом недовостребован.


Но встретившись с ним недавно на театральном факультете Академии искусств, где он как доцент кафедры режиссуры и мастерства актера работает со студентами, изменила свое мнение в процессе нашей длительной беседы «с тремя перекурами» и выделила другую важную составляющую его судьбы, которая упирается в характер: установка личности на первенство, на непременное достижение поставленной цели наперекор обстоятельствам.
Начать хотя бы с детства, когда после переезда из села Юлдыбаево Зилаирского района в поселок Нугуш, где жили строители водохранилища, говорившие по-русски, а мальчуган, которому шел шестой год, понимал только по-башкирски и поначалу среди сверстников чувствовал себя белой вороной. Зато танцевать начал раньше, чем ходить, как говорила его мама, и в шесть лет он самостоятельно записался в танцевальный кружок Дома культуры, очень скоро стал там солистом, что поднимало его статус в школе, куда он тоже, кстати, поступил сам в шестилетнем возрасте. В 5-м классе мама решила приобщить его к занятиям музыкой: есть и слух, и голос. Купила ему баян. Его учителем стал Александр Филиппович Любимов. Азат благодарен ему по сей день за терпение на занятиях, несмотря на нежелание ученика, который хотел играть на гитаре. В то время славились вокально-инструментальные ансамбли - «Песняры», «Веселые ребята», и мальчишки во дворе бегали за единственным счастливчиком - обладателем этого недосягаемого инструмента, и тот давал коснуться струн взамен либо на бутерброд, либо на перочинный ножик. Тогда Азат вырезал гриф из картона, натянул проволоку и так учился переставлять пальцы.
Мама Азата Фания Хайбулловна Бикбулатова, 40 лет проработавшая в медицине, такая опытная медсестра, которая вполне могла заменить земского доктора, была под завязку занята на работе, но чутко прислушивалась к увлечениям сына. И хотя семья не принадлежала к числу зажиточных, купила гитару за 16 рублей. Это был воистину царский подарок, к 8-му классу Азат мог похвалиться не только поездками с танцевальным ансамблем на фестивали, но и выступлениями на школьных вечерах с гитарой. Так что в один прекрасный день он предложил директору Нугушского дома культуры Александру Васильевичу Соловьеву создать ВИА. Тот откликнулся, и Азат «сотоварищи» - с Виктором Елистратовым и сыном своего учителя Валерием Любимовым, облачившись в костюмы а-ля Битлз и отрастив длинные волосы, получили пик своей мечты - электрогитару, электроорган, репетировали часами, играли на дискотеках, на местных концертах, побеждали на фестивалях с репертуаром «Самоцветов» и Юрия Антонова. Одним словом, к 16-ти «взрослым» годам, окончив школу, Азат Надыргулов столь же самостоятельно, как и все, что делал, выбрал вуз. Не пошел по стопам отца - физика и математика, имея гуманитарные пристрастия, не откликнулся на чаяния мамы видеть его врачом. Он был влюблен в телевидение. Там работал диктором его дядя Фарит Бикбулатов (впоследствии - известный певец), вот и пропадал все каникулы у него, мечтая стать телевизионным режиссером. Потому и поступал на режиссуру в Уфимский институт искусств, но помешал юный возраст с отсутствием необходимого жизненного опыта, и он попал на актерский курс Рифката Исрафилова. Особо не расстроился, решив, что годик «перекантуется», а потом все равно возьмет свое.
Между тем, общение с такими неординарными личностями, как Зайтуна Бикбулатова, Гюлли Мубарякова, Фартуна Касимова, преподававшими на курсе, с руководителем русской группы Павлом Мельниченко, с талантливыми ребятами из этой группы, с которыми дружит до сих пор, преодолел дефект речи, удалив гланды, настойчиво учился литературному башкирскому языку, от которого отвык в русской школе. Соревновательная злость, желание быть первым - совсем неплохие свойства юношеской натуры, которые давали результаты. На III курсе его и Шауру Дильмухаметову Исрафилов пригласил в свой спектакль «Утраченные грезы» по пьесе Ангама Атнабаева, и он играл на сцене рядом с Зайтуной Бикбулатовой, Нурией Ирсаевой, Фиданом Гафаровым (и, между прочим, с Тансулпан Бабичевой, на которую тогда обратил внимание как на очень талантливую молодую актрису - их служебный роман случился позже). На IV курсе участвовал в спектакле «Святая святых» по пьесе модного тогда драматурга Иона Друцэ. Естественно, что по получении диплома его распределили в Башкирский государственный театр драмы имени Мажита Гафури, где он уже был своим человеком.
Азат много играл. Его узнавали на улице, и это ему нравилось. Он был занят в спектаклях серьезных режиссеров Лека Валеева, Рифката Исрафилова, Габдуллы Гилязева. И в самый разгар театральных успехов приходит повестка в армию. А их семья ждет ребенка, и ему так хочется вместе с Рушанной, которая ждет-не дождется сестричку или братика, встретить Тансулпан из роддома. Узнал, что в авиационной воинской части есть духовой оркестр. И хотя сам играл на баяне, фортепиано и гитаре, обошел немало кабинетов, познакомился со многими командирами Уфимского гарнизона, пока не добился своего. До призыва оставалось 10 дней, а он даже гамму пока не мог воспроизвести на новом для себя инструменте. Побежал в общежитие института к духовикам, те подняли на смех: как можно за такой короткий срок стать музыкантом иного профиля. Еще как можно! На свое счастье встретил соседа Гришу Катрана, который работал в оркестре Башкирского оперного театра, и взаперти в его квартире упрямый человек дудел на трубе с утра до вечера. И взял-таки на руки новорожденную Ренату, подъехав на «Волге» Фидана Гафарова - хозяина шикарного по тем временам авто...
А как же с мечтой о режиссуре? Она жила, когда анализировал свои роли, когда участвовал на репетициях в разборах текстового материала. В 1987 году поехал в ГИТИС поступать на курс к Оскару Ремезу, вернулся ни с чем - конкурс был огромный. Все лето занимался, читал книги. В следующем году набирали студентов Олег Ефремов и Роза Сирота, но они не готовили кадры для регионов и посоветовали попробоваться в числе поступающих в Школу современного искусства к Анатолию Васильеву. Известный экспериментатор, тот сразу погрузил свой курс в «зубодробительные» экзерсисы: «Диалоги» Платона, беседы с Сократом, размышления Эразма Роттердамского, «Фьоренца» Томаса Манна, «Идиот» Достоевского, эстетские трактаты Оскара Уайльда, чтение Библии... Азат проходил уроки беззаветного служения театру, занимаясь с утра до глубокой ночи рядом с актерами, репетирующими «Серсо» - Филозовым, Андрейченко, Петренко, вместе со своими сокурсниками Александром Галибиным, Ларисой Белогуровой, Оксаной Фандерой. Он научился работать с любым, самым сложным текстом, освоил новую систему существования актера на сцене, объединившую взгляды Станиславского, Мейерхольда, Михаила Чехова. Анатолий Васильев предложил остаться по окончании курса еще на два года с последующими гастролями в Японию. Тансулпан сказала тогда, что готова у Васильева служить даже костюмером, а Рената по сей день выговаривает отцу, почему не согласился - может, у всей их семьи по-другому сложилась бы творческая судьба. Но Азат не хотел быть подмастерьем даже у самого великого мастера - его влекла самостоятельность, причем непременно на родине.
Он ставил один спектакль за другим - «Камикадзе» по пьесе Флорида Булякова, знаменитую «Филумену Мартурано» с Тансулпан в главной роли, «Вечернюю трапезу» Мустая Карима, репетиции которой подарили ему радость общения с великим мудрецом-доброжелателем. Он часами пропадал в музее Башдрамтеатра, изучая его историю.В 1993 году Надыргулову предложили стать художественным руководителем ТЮЗа, и своим программным кредо он сделал творческое объединение башкирской и русской труппы. В «Дурочке» Лопе де Вега, в «Салавате» Мустая Карима этот теоретический постулат осуществлялся на практике. В его бытность театр юного зрителя приобрел не только новое название - Национальный молодежный, но изменил посыл своего искусства, адресуя его к молодежи, как национальному достоянию Башкортостана. Блистательная «Чайка» перелетела границы республики, участвуя во многих фестивалях и получив там высокую оценку и зрителя, и критики.
В 1997 году Азат Ахмадуллович становится главным режиссером своей родной Башдрамы, которая переживает не лучшие времена, ютясь в оперном театре, не имея необходимых площадей для репетиций, растеряв свой прежний потенциал. Хорошо зная историю коллектива, он решил, что ставка на преемственность поколений, на мастерство «стариков» должна восстановить былую славу, тем более, что близилось 80-летие театра. Прошло большое гастрольное турне по городам с башкирским населением, с финальным спектаклем в Москве, в Театре на Таганке. Переехали в новое здание. Репертуар пополнился премьерами - «Собака на сене», «Шаймуратов-генерал». Надыргулов поставил и трогательную мелодраму Наиля Аитбаева «Любви все возрасты покорны», где непревзойденные Гюлли Мубарякова, Хамит Яруллин, Шамиль Рахматуллин и Зинира Атнабаева потрясали зрительный зал, вызывая смех со слезами пополам.Через три года Надыргулова вернули в Молодежный театр, который строился. Этапным спектаклем стала «Половецкая мистерия» Флорида Булякова, где участвовали обе труппы, и на фестивале «Театральная весна-2003» работа была удостоена Гран-при. Но это возвращение «в ту же реку» Азат Ахмадуллович не считает удачей, поскольку рычаги управления в театрах в ту пору передали от художественных руководителей директорам, что далеко не всегда шло на пользу творческому процессу. И следующей ступенью для себя обозначил преподавание - подготовку будущих актеров и режиссеров, которым ему есть что передать из накопленного опыта. 30 поставленных спектаклей, среди которых и совсем новые с пометкой 2011-2012 года, дают богатую пищу для занятий, поскольку подкреплены долгими и порой мучительными размышлениями об удачах и ошибках: «Хочется показать студентам, как найти ключ к роли, как свои переживания, свои ошибки перевести в чувства героя». Любопытно и показательно, что однажды на вопрос, не хотел бы он отдельные моменты вычеркнуть из своей жизни, гениальный Петр Фоменко ответил почти теми же словами: «Из прежней жизни ничего не надо вычеркивать. Все утраты, ошибки, неудачи, иногда поражения бывают дороже успеха». У народного артиста РБ Азата Надыргулова были и будут и неудачи, и успехи, он живой человек - пусть же они и впредь переливаются в его живое и талантливое искусство.

Алла ДОКУЧАЕВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости