|
РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"«Взлёт разрешаю!»
7 часов утра. Невыспавшиеся пассажиры уже проходят регистрацию на рейс Уфа - Москва. Взвешенные чемоданы следуют в багажное отделение, сами путешественники идут на второй этаж – проходить досмотр. Чтобы этот и другие полеты могли состояться, десятки служб аэропорта уже давно на ногах.
Не старайся, Дед Мороз Перрон, рулежные дорожки и взлетно-посадочные полосы уже очищены от снега: аэродромная служба работает круглосуточно, в перерывах между взлётами и посадками. Убирают снег четыре плужно-щеточные машины, а шнекороторная машина отбрасывает его за боковую полосу безопасности. Всего в аэропорту пять взлетно-посадочных полос: три грунтовые (для малой авиации) и две ИВПП – полосы с искусственным покрытием. Сигнальные огни на ИВПП рабочие пока очищают вручную, но скоро для этого будет закуплено специальное оборудование. В дни интенсивных снегопадов снегоочистительная техника работает безостановочно (на этот случай есть резерв личного состава). - За всё время работы наш аэропорт ни разу не закрывался по причине неподготовленности ИВПП, - говорит начальник аэродромной службы Александр Зараменских. Замерят хоть в Москве, хоть в Бангкоке Тем временем экипаж самолета «Боинг 737 500» готовится к рейсу. После медосмотра командир Михаил Столяров пришел в метеорологическую службу, чтобы ознакомиться с погодой по маршруту, в аэропорту назначения и запасном аэропорту. Он подбирается на случай, если первый закроется из-за тумана и нулевой видимости либо по другим причинам. Исходя из всего этого окончательно определяется количество горючего. - Во Внуково погода хорошая, - говорит метеоролог Ирина Горожанкина, вручая пилоту подготовленную сводку. - Видимость 10 километров, нижняя граница облачности выше 1500 метров, температура - минус 13 градусов. В Домодедово (запасной аэропорт) – видимость и облачность такие же, температура минус 17 градусов. Но на пути к Москве – многослойная облачность с нижней границей около 5 километров, внутри нее возможны осадки, обледенение, болтанка. Чтобы располагать всеми этими сведениями, метеорологи получают карты погоды и сводки из аэропортов. Сами они составляют прогноз на 24 часа (согласно стандартам международного аэропорта класса А - раньше прогноз составлялся на 9 часов). Каждые 3 часа он обновляется. Для этого на территории аэродрома располагается метеостанция со всеми необходимыми датчиками, ценную информацию дают радиозонды, ежедневно запускаемые с аэрологической станции Дема. - Сегодня южный ветер, - говорит начальник метеослужбы Антонина Ноздрачева, - поэтому самолеты взлетают и садятся с северной стороны ВПП – навстречу ветру. Погода благоприятствует полету. Однако к командиру поступает информация, что зона Внуково во время прилета - в 8.00 по московскому времени - будет закрыта на 20 минут. (Причиной может быть, например, прибытие важной иностранной делегации). - Внимание, вылет рейса Уфа - Москва задерживается на 20 минут, - объявляет динамик в зале ожидания. Кто-то ворчит: «Стоило вставать в такую рань!». Кто-то устроился подремать. А кто-то пошел в дьюти-фри… (Бывали случаи, когда «перебравших» пассажиров снимали с рейсов). Сам проверил – сам лети Экипаж тоже может немного передохнуть. А затем продолжает подготовку. Техники уже прогрели «Боинг», командир проводит внешний осмотр. («Может погнуться лопатка или птица попасть в двигатель, - объясняет заместитель командира летного отряда авиакомпании «ЮТэйр» Ильгиз Яппаров. - Или в декабре у меня был случай: я обнаружил на фюзеляже три свежие, глубокие вмятины: так неудачно подъехала тележка. Я тут же позвонил в Центр управления полетами – и нам дали другой самолет»). Второй пилот отвечает за заправку. Затем они вдвоем проверяют работу всех систем. У бортпроводников же происходит брифинг: бригадир проверяет у остальных знание инструкций. - Надувные трапы приводим в действие перед взлетом, - говорит бортпроводник Айгиз Файзуллин. - В случае аварийного приземления смотрю в иллюминатор – чтобы за ним не было пожара, разломов. Открываю люк. Трап надувается автоматически (на «Боингах» и «Эйрбасах» - прим. авт.), за 3 секунды. На всякий случай дергаю и ручку запасного трапа. Громким, четким голосом командую пассажирам: «Ко мне – на выход – прыгайте, съезжайте, убегайте!». Каждого подталкиваю, чтобы некогда было бояться. Эвакуация должна завершиться за 90 секунд, потом еще надо проверить, не остался ли кто-нибудь в салоне. Теперь - в самолет. Пока уборщицы протирают пол и достают фантики из карманов сидений, бригадир бортпроводников Александра Фишер принимает по накладным питание для бизнес- и экономкласса, затем - документацию рейса. Айгиз Файзуллин - борпроводник №4 - отвечает за прием багажа и спецсредств (например, оружия). Наконец пассажиры на борту, пришло время вылета. И в воздухе - начальство Экипаж связывается с диспетчером старта. - ЮТэйр 364, Уфа-старт, исполнительный разрешаю, ветер 320 градусов, шесть метров в секунду, - отвечает диспетчер. - ЮТэйр 364, исполнительный разрешили, к взлёту готов. - ЮТэйр 364, взлёт разрешаю. Сначала взлетом руководят аэродромные диспетчеры, они находятся в верхнем помещении Башкирского центра организации воздушного движения - «на вышке», из которой открывается широкий обзор летного поля. (Кроме диспетчеров старта: они располагаются у начала и конца ВПП). Затем самолет входит в зону ответственности диспетчеров уфимского районного центра. - ЮТэйр 364, Уфа контроль. Набирайте эшелон 100. Вам встречный борт до 110 эшелона. Между вами 30 километров правыми бортами, - командует диспетчер нижнего западного сектора Александр Никитин. - Занял эшелон 100, борт наблюдаю, расходимся. - Набирайте эшелон 260. И наконец диспетчер верхнего восточного сектора говорит: - Набирайте эшелон 320, выход из зоны доложите. (На этой высоте – около 9600 метров – происходит полет. Хотя вертикальные расстояния уфимские диспетчеры уже год считают не в метрах, а в футах, как во всем мире). Дальше самолет будет лететь под контролем казанских диспетчеров, а затем - уже московских. Рабочее место диспетчера состоит из двух экранов. Если одному справиться трудно, подключается второй диспетчер; либо один принимает решения, другой озвучивает их в микрофон пилотам. Также график полетов вычерчивается на бумаге. Если компьютер внезапно отключится – пометки на листе останутся. Через 3-5 минут дежурный инженер заменит системный блок компьютера, и система заработает, а инженер займется изучением неполадок. - Для обеспечения безопасного расстояния между самолетами у диспетчеров есть несколько приемов: изменение скорости самолета, высоты, курса. Но команда «Немедленно сверните вправо/влево» за время моей работы, по-моему, не применялась ни разу, - замечает заместитель начальника Башкирского центра организации воздушного движения Александр Струговец. - Диспетчер за то и получает зарплату, чтобы держать в голове ЗD-картинку и заранее принять меры, чтобы не допустить сближения даже до минимально допустимого расстояния (20 километров по горизонтали, 600 метров по вертикали). - В романе «Аэропорт» самой длинной была ВПП длиной в пять километров, для посадки аварийного лайнера она была необходима. А у нас длина первой полосы - 2516 метров, второй - 3761 метр. Этого достаточно? – спрашиваю я. - Сейчас системы торможения стали намного совершенней. Через уфимскую зону проходят 22 международных и 5 внутренних воздушных трасс. 73 процента диспетчеров Башкирского центра ОВД – специалисты первого класса, все имеют четвертый или пятый уровень владения английским языком. Профессия авиадиспетчера во всем мире считается одной из самых стрессовых. Самые оживленные – ночные и утренние часы, особенно летом. «За смену обслуживаешь 180-200 бортов, работаешь не закрывая рта», - говорит наблюдающий за восточным сектором Дмитрий Кощеев. Именно над его сектором пролетает большинство транзитных рейсов: китайцы и китайские товары летят в Европу, индийские программисты из Дели – в Нью-Йорк и так далее. - А как вы расслабляетесь? - Больше двух часов диспетчер перед экраном находиться не должен: ему положен 20-30-минутный перерыв. В комнате отдыха у нас есть теннисный стол, бильярд, душевая, книги и журналы. - Залетают ли к вам «чужие» самолеты, которые не сообщают своих координат? - Такое было возможно лет двадцать назад. Мы уже давно работаем на активной радиолокации: самолету автоматически посылается запрос, на нем установлен автоответчик, и нам все видно - его тип, высота, скорость, азимут. За радиолокацию отвечают четыре локатора: два обзорных трассовых (они охватывают всю уфимскую зону) и два аэродромных. Работают они попеременно. Нет лучше способа застраховаться от поломки, чем иметь резервный агрегат. И кроме этого круглосуточно работает еще множество другой техники. А инженеры центра круглосуточно следят за ее исправностью. «Боинг»: все решаем вместе - Скажите, а чем вообще отличается пилотирование Ту-154 и «Боинга»? – спрашиваю замкомандира летного отряда «ЮТэйр». - Это разная философия. В советской системе командир всегда прав, экипаж выполняет его команды. А на иностранных самолетах командир и второй пилот несут практически равную ответственность. Человек запрограммирован на ошибку – так считает медицина. Поэтому на иностранных самолетах каждую операцию один пилот выполняет под контролем другого. А на Ту-154 ответственность разделена на четверых: командир, второй пилот, штурман, бортинженер. По прилету на всех самолетах обязательно производится послеполетный разбор. Где ты, Туполев? Марат Каримов пришел на работу в Уфимский объединенный авиаотряд в 1978 году. Летал по республике на «Ан-2», затем переучился на «Ту-134», потом на «Ту-154», подготовил немало командиров экипажей. Работал в Иране. - А в чем преимущество «Ту-154»? - спросила я его. - Отечественная техника сделана очень хорошо именно для наших суровых условий. Я только что прилетел из Ноябрьска - ночью, при -30, он стоял на летном поле, утром подогрели - самолет исправно запустился. А «Боинги» и «Эйрбасы» надо держать в ангаре, либо поместить в салон специальный обогреватель. - Сейчас часто пишут об авариях... - Их не стало больше, чем раньше – об этом просто не сообщалось. В наши дни ресурсы двигателей и других агрегатов намного больше, правила с каждым годом ужесточаются. Авиационно-техническая база «ЮТэйр», которая контролирует ресурс двигателей и других узлов, работает очень четко. А вы знаете, что в СССР на самолетах не было кислородных масок – они появились в конце 80-х, когда это стало требоваться по международным стандартам? Но и в «Аэрофлоте» к безопасности полетов относились очень серьезно. Даже экипажи подбирались не просто по разнарядке - учитывалась психологическая совместимость людей. И сейчас учитывается. А в целом могу сказать: кто работает в авиации, должен быть предан ей душой и телом. В 90-е годы, когда летчикам не платили зарплату, многие открывали свое дело, как-то крутились, но профессию не бросали… Нештатная ситуация - На «Ту-134» после взлета в аэропорту Уфа на высоте у меня произошла разгерметизация кабины. Раз – и перед глазами туман… - вспоминает Марат Каримов. - Чтобы люди чувствовали себя комфортно, в кабине создается давление как на высоте в 2800 метров над уровнем моря. Но из-за ошибки авиатехника, который перепутал два тонких провода, не сработал небольшой клапан – и воздух из кабины стал выходить, атмосфера стала такой же разреженной, как снаружи. А при недостатке кислорода человек остается в сознании не более 20 секунд. Мы снизились до высоты круга – 1800 метров (где наружное давление уже подходит для жизнедеятельности человека), и летали там около полутора часов, чтобы сжечь горючее, затем приземлились; все пассажиры были пристегнуты, никто не пострадал. Взлетная масса самолета - 49 тонн, а при посадке (уже без горючего) она должна быть не более 43 тонн, иначе возможны повреждения. Естественно, если необходима экстренная посадка, на это уже не смотрят. - У меня был отказ генератора, - вспоминает командир самолета «Ан-2» Борис Шангариев. - У другого экипажа как-то и двигатель отказал (а он на «Ан-2» один). Но самолет очень хорошо планирует, они за это время подобрали с воздуха площадку и сели. - Вы верите в то, что наша страна снова будет производить свои самолеты? - Хотелось бы верить, - говорит Марат Каримов. - Потому что разработанные самолеты фирмы Туполева есть. Я не верю в «Суперджет-100»: конструкторское бюро Сухого всегда занималось военными самолетами. А гражданскими занимались бюро Туполева и Ильюшина – пусть они и продолжают это делать. Есть шесть модификаций Ту-204 – его надо производить! Это очень хороший самолет. Ту-204-С - единственный грузовой самолет, который аэропорт Амстердама принимает ночью! – потому что по шумовым характеристикам он лучше, чем «Боинг». Утомительная романтика - Романтичная профессия, неплохая зарплата – 30000 рублей и более, берут сразу после школы – наверное, работать стюардессой желающих очень много? - Много, - говорит бортпроводник с 6-летним стажем Гузель Салимова. - При этом у нас довольно строгий отбор по здоровью, кроме того, проводится кастинг – смотрят на рост (от 164 до 180 сантиметров), внешность, дикцию. Устраиваются с горящими глазами, а потом увольняются, не проработав и года. - Почему? - Из-за графика. Например, если вылет из Уфы в 8 утра – в 6 часов надо быть в аэропорту. В Москве мы отправляемся на базу отдыха в Балабаново: по режиму должен быть послеполетный отдых. Но в Москву не съездишь, по магазинам не погуляешь: ты в служебной командировке. На следующий день другой рейс – например, Москва – Калининград – Москва. Так летаем пять дней, причем выходные – не обязательно суббота-воскресенье. - Значит, пять дней тебя в Уфе нет… как тогда устраивать личную жизнь? - У многих девушек это не получается – и они уходят. - А как вы решили эту проблему? - Когда устроилась сюда, я была уже замужем, успела родить ребенка. Мужу мои частые отлучки не нравились, но пришлось смириться. И он был вознагражден: теперь я – старший бортпроводник-инструктор и летаю реже – на один-два дня, или если надо кого-то проэкзаменовать. - Наверное, стюардессам обеспечено повышенное внимание со стороны пассажиров, в самолете легко познакомиться… - Если судьбой предначертано - можно. Я знаю один случай, когда стюардесса познакомилась с пассажиром, и они поженились. Но через год развелись. Чаще женятся бортпроводники. А вообще мы должны улыбаться, уделить внимание каждому пассажиру, но не переступать грань официального общения. Это вредит имиджу авиакомпании. Взлететь за 30 минут А тем временем в путь собрался вертолет «Robinson» компании «Уфимские авиалинии». Регулярной перевозкой пассажиров авиакомпания сейчас (не то что в советские годы) не занимается. Самолеты «Ан-2», вертолеты - американский «Robinson 44» и немецкий «Eurocopter К117 С1» - выполняют авиационные работы: аэрофотосъемка, лесоохрана, обследование нефте- и газопроводов, охотоведческие полеты (например, подсчет лосей). «Уфимские авиалинии» - единственная в России авиакомпания, выполняющая регулярные полеты по оказанию срочной медицинской помощи. По договору с Республиканской клинической больницей самолет в аэропорту дежурит ежедневно. - Если что-то случилось - мы в течение 30 минут с момента поступления информации обязаны взлететь, - говорит генеральный директор авиакомпании Борис Шангариев. - Часто на «скорой» доставляют врачей, мы летим вместе с ними, врачи определяют возможность транспортировки больного. Докладываем в аэропорт время прибытия с точностью до двух минут, к этому времени подъезжает «скорая»… Эти дежурства не прекращались никогда, и за последние 30 лет спасено немало жизней. Также в аэропорту Уфа круглосуточно дежурит самолет по поисково-спасательному обеспечению полетов. Еще каждые выходные (если погода позволяет) организовываются вертолетные экскурсии над Уфой. Час полета «Робинсона» - 30000 рублей. За границу Борис Назирович не летает, но небо – одно для всех. Всех избранных. - На современных лайнерах практически все делает автопилот, летчик вмешивается в случае нештатной ситуации. А на «Ан-2» сам держишь штурвал, сам всем управляешь. Это называется «визуальный полет». Я облетал в республике каждый уголок и могу сказать: красивее нашего края нет. Пролетая над Башгосзаповедником, наблюдаю места, где не ступала нога человека, медведей вижу… Летом мы забрасываем туристов на маленькие хрустальные речки – на Юрюзань, в Бурзянский район - где просто срываешь прут, приделываешь поплавок и пробки - и ловится шикарный хариус… - А какое у вас было последнее задание? - Крайний полет – по обслуживанию правительственной делегации. Штурвал ждет На сегодняшний день из аэропорта Уфа выполняются рейсы в более чем 15 стран. Только за последние два года открыты регулярные и чартерные рейсы в Ларнаку, Бургас, Родос, Тель-Авив, Прагу, Дубай, Бангкок, Барселону. Американский программно-аппаратный комплекс vMUSE облегчил систему регистрации, повысил пропускную способность аэропорта. После реконструкции вторая взлетно-посадочная полоса будет соответствовать III – высшей – категории ИКАО (ICAO - Международной организации гражданской авиации): на ней установят самое современное светосигнальное оборудование, которое позволяет самолетам взлетать и садиться в любую погоду. Затем начнется реконструкция первой ВПП, это предусматривает уже принятая программа развития аэропорта до 2030 года. А для достойного проведения международных саммитов ШОС и БРИКС уже к 2015 году предстоит добавить новые рулежные дорожки, должно быть завершено строительство третьего пассажирского терминала. Однако при всем этом великолепии кто будет пилотировать самолеты? - Откройте сайт любой авиакомпании - везде написано: «Требуются пилоты», - говорит Ильгиз Яппаров. - Они мечтают о том, чтобы на территории России разрешили летать иностранным пилотам. Я беседовал об этом с классом, где учился мой сын. Показывал фото: я работал в Африке, в Ирландии, в Германии, бывал в Париже… Смотрят, интересно, знают, что зарплата высокая… но работать все хотят экономистами, бизнесменами. Сын у меня негоден по зрению, и из его класса никто в летное училище не пошел. Вот дочь моего брата – тоже летчика – хочет пойти по его стопам. Кстати, в «ЮТэйр» работают четыре женщины-пилота. Так неужели наши молодые люди так и будут вариться исключительно в наземных проблемах (зачастую ими же и созданных) – а отрыв от земли, мощность огромной воздушной машины и полет над облаками – все это достанется кому-то другому?
Заметки стюардессы Перед рейсом ни в коем случае нельзя шить: плохая примета. Лучше ходить с дырой. Нельзя ругать машину, на которой летишь. Помню, давно еще пришла на маленькую «Тушку» (Ту-134) и начала жаловаться: мол, и холодно, и неудобно… Но второй пилот меня вразумил: тебе же на ней лететь! И теперь я всегда при входе глажу прохладный бочок самолета и нежности ему говорю. Они все это любят. Про внештатные ситуации... слава богу, у меня ничего страшного не было, так - пара обмороков у пассажиров, сердце прихватило или перепил пассажир немного. А вот у знакомых девчонок и комы, и откачки, и даже роды были. И справлялись нормально. Боятся летать многие, но они и хлопают громче всех. В авиации нет слова «последний» - только «крайний»: «крайний рейс». Теперь вся моя семья говорит только так. Спать бортпроводники могут долго, потому что у нас вечный недосып, стресс и переутомление. Романы с пилотами? Ну, это святое! У меня, правда, не было, но встречается это дело часто. Заканчивается и женитьбой в том числе. Издержки профессии.
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
|