ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Модернизация на Агрегатном
Благодаря инициативе президента РБ Рустэма Хамитова достигнута договоренность с...

По соседству с «Огнями»
Руководство Hilton Worldwide и воронежская группа компаний «Основа» сообщили о своем реш...

Энергопрорыв
ОАО «Башкирская электросетевая компания» поставило под рабочее напряжение постр...

Важная стыковка
На проспекте Октября на месте будущего перехода на остановке «Бульвар Славы» зап...

Финансовый «спецназ»
Ревизионная комиссия, начавшая функционировать при уфимском Горсовете в 2012 году, ...

«ГАЗели» для школяров
В рамках нацпроекта «Образование» 14 новых микроавтобусов «Пежо» и «ГАЗель» перед...

«Аистёнок» ждет малышей
В Затоне открылся детский сад № 97. Его посетили глава администрации Уфы Ирек Ялал...

Инвестиции из Пекина

В администрации города состоялась деловая встреча с генеральным директором Пе...


Сквер для Абрамовой

Памятник партизанке Клавдии Абрамовой, с 1967 года находившийся у здания бывшей ф...


Умники и умницы
Названы первые победители республиканского этапа Всероссийской олимпиады школь...

Мендельсон по новым правилам
У жителей Сипайлово появился свой отдел ЗАГСа. Сейчас здание по Жукова, 5/2 находит...

Спасти дерево
В столице республики стартовала экологическая акция по сбору макулатуры «Бумажн...

Тайные пришельцы
С 25 января в Национальном музее начала работу выставка «Инопланетяне существуют»...

Моцарт для малышей
2 и 9 февраля впервые в республике Государственная филармония им. Х. Ахметова предс...

В тихой Гаване
В галерее современного искусства имени Наиля Лутфуллина на Карла Маркса, 32, прошл...

Первые! Впервые
Уфимец Семен Елистратов завоевал одну золотую и две бронзовые медали на чемпиона...

Ждем пополнения
Футбольный клуб «Уфа» провел зимний межсезонный сбор в Турции. Кроме ежедневных т...

Два шага до финала
Уфимский «Урал» успешно преодолел стадию 1/8 финала волейбольного Кубка Вызова и в...

Ретрокалейдоскоп
90. В феврале 1923 года А.-З. Валидов перед отъездом в Иран направил В.И. Ленину письмо, ...




     №02 (135)
     февраль 2013 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье








РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"

«Взлёт разрешаю!»


7 часов утра. Невыспавшиеся пассажиры уже проходят регистрацию на рейс Уфа - Москва. Взвешенные чемоданы следуют в багажное отделение, сами путешественники идут на второй этаж – проходить досмотр. Чтобы этот и другие полеты могли состояться, десятки служб аэропорта уже давно на ногах.

Не старайся, Дед Мороз
Перрон, рулежные дорожки и взлетно-посадочные полосы уже очищены от снега: аэродромная служба работает круглосуточно, в перерывах между взлётами и посадками. Убирают снег четыре плужно-щеточные машины, а шнекороторная машина отбрасывает его за боковую полосу безопасности. Всего в аэропорту пять взлетно-посадочных полос: три грунтовые (для малой авиации) и две ИВПП – полосы с искусственным покрытием. Сигнальные огни на ИВПП рабочие пока очищают вручную, но скоро для этого будет закуплено специальное оборудование. В дни интенсивных снегопадов снегоочистительная техника работает безостановочно (на этот случай есть резерв личного состава).
- За всё время работы наш аэропорт ни разу не закрывался по причине неподготовленности ИВПП, - говорит начальник аэродромной службы Александр Зараменских.
Замерят хоть в Москве, хоть в Бангкоке
Тем временем экипаж самолета «Боинг 737 500» готовится к рейсу.
После медосмотра командир Михаил Столяров пришел в метеорологическую службу, чтобы ознакомиться с погодой по маршруту, в аэропорту назначения и запасном аэропорту. Он подбирается на случай, если первый закроется из-за тумана и нулевой видимости либо по другим причинам. Исходя из всего этого окончательно определяется количество горючего.
- Во Внуково погода хорошая, - говорит метеоролог Ирина Горожанкина, вручая пилоту подготовленную сводку. - Видимость 10 километров, нижняя граница облачности выше 1500 метров, температура - минус 13 градусов. В Домодедово (запасной аэропорт) – видимость и облачность такие же, температура минус 17 градусов. Но на пути к Москве – многослойная облачность с нижней границей около 5 километров, внутри нее возможны осадки, обледенение, болтанка.
Чтобы располагать всеми этими сведениями, метеорологи получают карты погоды и сводки из аэропортов. Сами они составляют прогноз на 24 часа (согласно стандартам международного аэропорта класса А - раньше прогноз составлялся на 9 часов). Каждые 3 часа он обновляется. Для этого на территории аэродрома располагается метеостанция со всеми необходимыми датчиками, ценную информацию дают радиозонды, ежедневно запускаемые с аэрологической станции Дема.
- Сегодня южный ветер, - говорит начальник метеослужбы Антонина Ноздрачева, - поэтому самолеты взлетают и садятся с северной стороны ВПП – навстречу ветру.
Погода благоприятствует полету. Однако к командиру поступает информация, что зона Внуково во время прилета - в 8.00 по московскому времени - будет закрыта на 20 минут. (Причиной может быть, например, прибытие важной иностранной делегации).
- Внимание, вылет рейса Уфа - Москва задерживается на 20 минут, - объявляет динамик в зале ожидания. Кто-то ворчит: «Стоило вставать в такую рань!». Кто-то устроился подремать. А кто-то пошел в дьюти-фри… (Бывали случаи, когда «перебравших» пассажиров снимали с рейсов).
Сам проверил – сам лети
Экипаж тоже может немного передохнуть. А затем продолжает подготовку. Техники уже прогрели «Боинг», командир проводит внешний осмотр. («Может погнуться лопатка или птица попасть в двигатель, - объясняет заместитель командира летного отряда авиакомпании «ЮТэйр» Ильгиз Яппаров. - Или в декабре у меня был случай: я обнаружил на фюзеляже три свежие, глубокие вмятины: так неудачно подъехала тележка. Я тут же позвонил в Центр управления полетами – и нам дали другой самолет»). Второй пилот отвечает за заправку. Затем они вдвоем проверяют работу всех систем. У бортпроводников же происходит брифинг: бригадир проверяет у остальных знание инструкций.
- Надувные трапы приводим в действие перед взлетом, - говорит бортпроводник Айгиз Файзуллин. - В случае аварийного приземления смотрю в иллюминатор – чтобы за ним не было пожара, разломов. Открываю люк. Трап надувается автоматически (на «Боингах» и «Эйрбасах» - прим. авт.), за 3 секунды. На всякий случай дергаю и ручку запасного трапа. Громким, четким голосом командую пассажирам: «Ко мне – на выход – прыгайте, съезжайте, убегайте!». Каждого подталкиваю, чтобы некогда было бояться. Эвакуация должна завершиться за 90 секунд, потом еще надо проверить, не остался ли кто-нибудь в салоне.
Теперь - в самолет. Пока уборщицы протирают пол и достают фантики из карманов сидений, бригадир бортпроводников Александра Фишер принимает по накладным питание для бизнес- и экономкласса, затем - документацию рейса. Айгиз Файзуллин - борпроводник №4 - отвечает за прием багажа и спецсредств (например, оружия).
Наконец пассажиры на борту, пришло время вылета.
И в воздухе - начальство
Экипаж связывается с диспетчером старта.
- ЮТэйр 364, Уфа-старт, исполнительный разрешаю, ветер 320 градусов, шесть метров в секунду, - отвечает диспетчер.
- ЮТэйр 364, исполнительный разрешили, к взлёту готов.
- ЮТэйр 364, взлёт разрешаю.
Сначала взлетом руководят аэродромные диспетчеры, они находятся в верхнем помещении Башкирского центра организации воздушного движения - «на вышке», из которой открывается широкий обзор летного поля. (Кроме диспетчеров старта: они располагаются у начала и конца ВПП). Затем самолет входит в зону ответственности диспетчеров уфимского районного центра.
- ЮТэйр 364, Уфа контроль. Набирайте эшелон 100. Вам встречный борт до 110 эшелона. Между вами 30 километров правыми бортами, - командует диспетчер нижнего западного сектора Александр Никитин.
- Занял эшелон 100, борт наблюдаю, расходимся. - Набирайте эшелон 260.
И наконец диспетчер верхнего восточного сектора говорит:
- Набирайте эшелон 320, выход из зоны доложите. (На этой высоте – около 9600 метров – происходит полет. Хотя вертикальные расстояния уфимские диспетчеры уже год считают не в метрах, а в футах, как во всем мире). Дальше самолет будет лететь под контролем казанских диспетчеров, а затем - уже московских.
Рабочее место диспетчера состоит из двух экранов. Если одному справиться трудно, подключается второй диспетчер; либо один принимает решения, другой озвучивает их в микрофон пилотам. Также график полетов вычерчивается на бумаге. Если компьютер внезапно отключится – пометки на листе останутся. Через 3-5 минут дежурный инженер заменит системный блок компьютера, и система заработает, а инженер займется изучением неполадок.
- Для обеспечения безопасного расстояния между самолетами у диспетчеров есть несколько приемов: изменение скорости самолета, высоты, курса. Но команда «Немедленно сверните вправо/влево» за время моей работы, по-моему, не применялась ни разу, - замечает заместитель начальника Башкирского центра организации воздушного движения Александр Струговец. - Диспетчер за то и получает зарплату, чтобы держать в голове ЗD-картинку и заранее принять меры, чтобы не допустить сближения даже до минимально допустимого расстояния (20 километров по горизонтали, 600 метров по вертикали).
- В романе «Аэропорт» самой длинной была ВПП длиной в пять километров, для посадки аварийного лайнера она была необходима. А у нас длина первой полосы - 2516 метров, второй - 3761 метр. Этого достаточно? – спрашиваю я.
- Сейчас системы торможения стали намного совершенней.
Через уфимскую зону проходят 22 международных и 5 внутренних воздушных трасс. 73 процента диспетчеров Башкирского центра ОВД – специалисты первого класса, все имеют четвертый или пятый уровень владения английским языком. Профессия авиадиспетчера во всем мире считается одной из самых стрессовых. Самые оживленные – ночные и утренние часы, особенно летом. «За смену обслуживаешь 180-200 бортов, работаешь не закрывая рта», - говорит наблюдающий за восточным сектором Дмитрий Кощеев. Именно над его сектором пролетает большинство транзитных рейсов: китайцы и китайские товары летят в Европу, индийские программисты из Дели – в Нью-Йорк и так далее.
- А как вы расслабляетесь?
- Больше двух часов диспетчер перед экраном находиться не должен: ему положен 20-30-минутный перерыв. В комнате отдыха у нас есть теннисный стол, бильярд, душевая, книги и журналы.
- Залетают ли к вам «чужие» самолеты, которые не сообщают своих координат?
- Такое было возможно лет двадцать назад. Мы уже давно работаем на активной радиолокации: самолету автоматически посылается запрос, на нем установлен автоответчик, и нам все видно - его тип, высота, скорость, азимут.
За радиолокацию отвечают четыре локатора: два обзорных трассовых (они охватывают всю уфимскую зону) и два аэродромных. Работают они попеременно. Нет лучше способа застраховаться от поломки, чем иметь резервный агрегат. И кроме этого круглосуточно работает еще множество другой техники. А инженеры центра круглосуточно следят за ее исправностью.
«Боинг»:
все решаем вместе
- Скажите, а чем вообще отличается пилотирование Ту-154 и «Боинга»? – спрашиваю замкомандира летного отряда «ЮТэйр».
- Это разная философия. В советской системе командир всегда прав, экипаж выполняет его команды. А на иностранных самолетах командир и второй пилот несут практически равную ответственность. Человек запрограммирован на ошибку – так считает медицина. Поэтому на иностранных самолетах каждую операцию один пилот выполняет под контролем другого. А на Ту-154 ответственность разделена на четверых: командир, второй пилот, штурман, бортинженер. По прилету на всех самолетах обязательно производится послеполетный разбор.
Где ты, Туполев?
Марат Каримов пришел на работу в Уфимский объединенный авиаотряд в 1978 году. Летал по республике на «Ан-2», затем переучился на «Ту-134», потом на «Ту-154», подготовил немало командиров экипажей. Работал в Иране.
- А в чем преимущество «Ту-154»? - спросила я его.
- Отечественная техника сделана очень хорошо именно для наших суровых условий. Я только что прилетел из Ноябрьска - ночью, при -30, он стоял на летном поле, утром подогрели - самолет исправно запустился. А «Боинги» и «Эйрбасы» надо держать в ангаре, либо поместить в салон специальный обогреватель.
- Сейчас часто пишут об авариях...
- Их не стало больше, чем раньше – об этом просто не сообщалось. В наши дни ресурсы двигателей и других агрегатов намного больше, правила с каждым годом ужесточаются. Авиационно-техническая база «ЮТэйр», которая контролирует ресурс двигателей и других узлов, работает очень четко. А вы знаете, что в СССР на самолетах не было кислородных масок – они появились в конце 80-х, когда это стало требоваться по международным стандартам? Но и в «Аэрофлоте» к безопасности полетов относились очень серьезно. Даже экипажи подбирались не просто по разнарядке - учитывалась психологическая совместимость людей. И сейчас учитывается.
А в целом могу сказать: кто работает в авиации, должен быть предан ей душой и телом. В 90-е годы, когда летчикам не платили зарплату, многие открывали свое дело, как-то крутились, но профессию не бросали…
Нештатная ситуация
- На «Ту-134» после взлета в аэропорту Уфа на высоте у меня произошла разгерметизация кабины. Раз – и перед глазами туман… - вспоминает Марат Каримов. - Чтобы люди чувствовали себя комфортно, в кабине создается давление как на высоте в 2800 метров над уровнем моря. Но из-за ошибки авиатехника, который перепутал два тонких провода, не сработал небольшой клапан – и воздух из кабины стал выходить, атмосфера стала такой же разреженной, как снаружи. А при недостатке кислорода человек остается в сознании не более 20 секунд. Мы снизились до высоты круга – 1800 метров (где наружное давление уже подходит для жизнедеятельности человека), и летали там около полутора часов, чтобы сжечь горючее, затем приземлились; все пассажиры были пристегнуты, никто не пострадал. Взлетная масса самолета - 49 тонн, а при посадке (уже без горючего) она должна быть не более 43 тонн, иначе возможны повреждения. Естественно, если необходима экстренная посадка, на это уже не смотрят.
- У меня был отказ генератора, - вспоминает командир самолета «Ан-2» Борис Шангариев. - У другого экипажа как-то и двигатель отказал (а он на «Ан-2» один). Но самолет очень хорошо планирует, они за это время подобрали с воздуха площадку и сели.
- Вы верите в то, что наша страна снова будет производить свои самолеты?
- Хотелось бы верить, - говорит Марат Каримов. - Потому что разработанные самолеты фирмы Туполева есть. Я не верю в «Суперджет-100»: конструкторское бюро Сухого всегда занималось военными самолетами. А гражданскими занимались бюро Туполева и Ильюшина – пусть они и продолжают это делать. Есть шесть модификаций Ту-204 – его надо производить! Это очень хороший самолет. Ту-204-С - единственный грузовой самолет, который аэропорт Амстердама принимает ночью! – потому что по шумовым характеристикам он лучше, чем «Боинг».
Утомительная
романтика
- Романтичная профессия, неплохая зарплата – 30000 рублей и более, берут сразу после школы – наверное, работать стюардессой желающих очень много?
- Много, - говорит бортпроводник с 6-летним стажем Гузель Салимова. - При этом у нас довольно строгий отбор по здоровью, кроме того, проводится кастинг – смотрят на рост (от 164 до 180 сантиметров), внешность, дикцию. Устраиваются с горящими глазами, а потом увольняются, не проработав и года.
- Почему?
- Из-за графика. Например, если вылет из Уфы в 8 утра – в 6 часов надо быть в аэропорту. В Москве мы отправляемся на базу отдыха в Балабаново: по режиму должен быть послеполетный отдых. Но в Москву не съездишь, по магазинам не погуляешь: ты в служебной командировке. На следующий день другой рейс – например, Москва – Калининград – Москва. Так летаем пять дней, причем выходные – не обязательно суббота-воскресенье.
- Значит, пять дней тебя в Уфе нет… как тогда устраивать личную жизнь?
- У многих девушек это не получается – и они уходят.
- А как вы решили эту проблему?
- Когда устроилась сюда, я была уже замужем, успела родить ребенка. Мужу мои частые отлучки не нравились, но пришлось смириться. И он был вознагражден: теперь я – старший бортпроводник-инструктор и летаю реже – на один-два дня, или если надо кого-то проэкзаменовать.
- Наверное, стюардессам обеспечено повышенное внимание со стороны пассажиров, в самолете легко познакомиться…
- Если судьбой предначертано - можно. Я знаю один случай, когда стюардесса познакомилась с пассажиром, и они поженились. Но через год развелись. Чаще женятся бортпроводники. А вообще мы должны улыбаться, уделить внимание каждому пассажиру, но не переступать грань официального общения. Это вредит имиджу авиакомпании.
Взлететь за 30 минут
А тем временем в путь собрался вертолет «Robinson» компании «Уфимские авиалинии». Регулярной перевозкой пассажиров авиакомпания сейчас (не то что в советские годы) не занимается. Самолеты «Ан-2», вертолеты - американский «Robinson 44» и немецкий «Eurocopter К117 С1» - выполняют авиационные работы: аэрофотосъемка, лесоохрана, обследование нефте- и газопроводов, охотоведческие полеты (например, подсчет лосей).
«Уфимские авиалинии» - единственная в России авиакомпания, выполняющая регулярные полеты по оказанию срочной медицинской помощи. По договору с Республиканской клинической больницей самолет в аэропорту дежурит ежедневно.
- Если что-то случилось - мы в течение 30 минут с момента поступления информации обязаны взлететь, - говорит генеральный директор авиакомпании Борис Шангариев. - Часто на «скорой» доставляют врачей, мы летим вместе с ними, врачи определяют возможность транспортировки больного. Докладываем в аэропорт время прибытия с точностью до двух минут, к этому времени подъезжает «скорая»… Эти дежурства не прекращались никогда, и за последние 30 лет спасено немало жизней. Также в аэропорту Уфа круглосуточно дежурит самолет по поисково-спасательному обеспечению полетов.
Еще каждые выходные (если погода позволяет) организовываются вертолетные экскурсии над Уфой. Час полета «Робинсона» - 30000 рублей.
За границу Борис Назирович не летает, но небо – одно для всех. Всех избранных.
- На современных лайнерах практически все делает автопилот, летчик вмешивается в случае нештатной ситуации. А на «Ан-2» сам держишь штурвал, сам всем управляешь. Это называется «визуальный полет». Я облетал в республике каждый уголок и могу сказать: красивее нашего края нет. Пролетая над Башгосзаповедником, наблюдаю места, где не ступала нога человека, медведей вижу… Летом мы забрасываем туристов на маленькие хрустальные речки – на Юрюзань, в Бурзянский район - где просто срываешь прут, приделываешь поплавок и пробки - и ловится шикарный хариус…
- А какое у вас было последнее задание?
- Крайний полет – по обслуживанию правительственной делегации.
Штурвал ждет
На сегодняшний день из аэропорта Уфа выполняются рейсы в более чем 15 стран. Только за последние два года открыты регулярные и чартерные рейсы в Ларнаку, Бургас, Родос, Тель-Авив, Прагу, Дубай, Бангкок, Барселону.
Американский программно-аппаратный комплекс vMUSE облегчил систему регистрации, повысил пропускную способность аэропорта. После реконструкции вторая взлетно-посадочная полоса будет соответствовать III – высшей – категории ИКАО (ICAO - Международной организации гражданской авиации): на ней установят самое современное светосигнальное оборудование, которое позволяет самолетам взлетать и садиться в любую погоду. Затем начнется реконструкция первой ВПП, это предусматривает уже принятая программа развития аэропорта до 2030 года. А для достойного проведения международных саммитов ШОС и БРИКС уже к 2015 году предстоит добавить новые рулежные дорожки, должно быть завершено строительство третьего пассажирского терминала. Однако при всем этом
великолепии кто будет пилотировать самолеты?
- Откройте сайт любой авиакомпании - везде написано: «Требуются пилоты», - говорит Ильгиз Яппаров. - Они мечтают о том, чтобы на территории России разрешили летать иностранным пилотам.
Я беседовал об этом с классом, где учился мой сын. Показывал фото: я работал в Африке, в Ирландии, в Германии, бывал в Париже… Смотрят, интересно, знают, что зарплата высокая… но работать все хотят экономистами, бизнесменами. Сын у меня негоден по зрению, и из его класса никто в летное училище не пошел. Вот дочь моего брата – тоже летчика – хочет пойти по его стопам. Кстати, в «ЮТэйр» работают четыре женщины-пилота.
Так неужели наши молодые люди так и будут вариться исключительно в наземных проблемах (зачастую ими же и созданных) – а отрыв от земли, мощность огромной воздушной машины и полет над облаками – все это достанется кому-то другому?


Заметки стюардессы
Перед рейсом ни в коем случае нельзя шить: плохая примета. Лучше ходить с дырой.
Нельзя ругать машину, на которой летишь. Помню, давно еще пришла на маленькую «Тушку» (Ту-134) и начала жаловаться: мол, и холодно, и неудобно… Но второй пилот меня вразумил: тебе же на ней лететь! И теперь я всегда при входе глажу прохладный бочок самолета и нежности ему говорю. Они все это любят.
Про внештатные ситуации... слава богу, у меня ничего страшного не было, так - пара обмороков у пассажиров, сердце прихватило или перепил пассажир немного. А вот у знакомых девчонок и комы, и откачки, и даже роды были. И справлялись нормально.
Боятся летать многие, но они и хлопают громче всех.
В авиации нет слова «последний» - только «крайний»: «крайний рейс». Теперь вся моя семья говорит только так.
Спать бортпроводники могут долго, потому что у нас вечный недосып, стресс и переутомление.
Романы с пилотами? Ну, это святое! У меня, правда, не было, но встречается это дело часто. Заканчивается и женитьбой в том числе. Издержки профессии.

Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг