ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Модернизация на Агрегатном
Благодаря инициативе президента РБ Рустэма Хамитова достигнута договоренность с...

По соседству с «Огнями»
Руководство Hilton Worldwide и воронежская группа компаний «Основа» сообщили о своем реш...

Энергопрорыв
ОАО «Башкирская электросетевая компания» поставило под рабочее напряжение постр...

Важная стыковка
На проспекте Октября на месте будущего перехода на остановке «Бульвар Славы» зап...

Финансовый «спецназ»
Ревизионная комиссия, начавшая функционировать при уфимском Горсовете в 2012 году, ...

«ГАЗели» для школяров
В рамках нацпроекта «Образование» 14 новых микроавтобусов «Пежо» и «ГАЗель» перед...

«Аистёнок» ждет малышей
В Затоне открылся детский сад № 97. Его посетили глава администрации Уфы Ирек Ялал...

Инвестиции из Пекина

В администрации города состоялась деловая встреча с генеральным директором Пе...


Сквер для Абрамовой

Памятник партизанке Клавдии Абрамовой, с 1967 года находившийся у здания бывшей ф...


Умники и умницы
Названы первые победители республиканского этапа Всероссийской олимпиады школь...

Мендельсон по новым правилам
У жителей Сипайлово появился свой отдел ЗАГСа. Сейчас здание по Жукова, 5/2 находит...

Спасти дерево
В столице республики стартовала экологическая акция по сбору макулатуры «Бумажн...

Тайные пришельцы
С 25 января в Национальном музее начала работу выставка «Инопланетяне существуют»...

Моцарт для малышей
2 и 9 февраля впервые в республике Государственная филармония им. Х. Ахметова предс...

В тихой Гаване
В галерее современного искусства имени Наиля Лутфуллина на Карла Маркса, 32, прошл...

Первые! Впервые
Уфимец Семен Елистратов завоевал одну золотую и две бронзовые медали на чемпиона...

Ждем пополнения
Футбольный клуб «Уфа» провел зимний межсезонный сбор в Турции. Кроме ежедневных т...

Два шага до финала
Уфимский «Урал» успешно преодолел стадию 1/8 финала волейбольного Кубка Вызова и в...

Ретрокалейдоскоп
90. В феврале 1923 года А.-З. Валидов перед отъездом в Иран направил В.И. Ленину письмо, ...




     №02 (135)
     февраль 2013 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЭТНОПОИСК"

Хозяин леса


Когда оказываешься в чаще, восприятие мира меняется. Звуки кажутся громче, запахи острее, появляются новые цветовые оттенки. Но забираться глубоко в лес рискнет далеко не каждый, ведь ощущение, что мир вокруг тебя чужой, не покидает ни на мгновение. Для леса не имеет значения, сколько оперативной памяти в мобильном телефоне, какой мощности GPS-навигатор и какой зум у цифровика на шее. У него свои законы и свой Хозяин. У нас его зовут шурале.


9.30. Площадь перед Дворцом молодежи. Вокруг одинокой
«ГАЗельки» уже собралось человек 30, а в салон помещается только 20. Все спорят, ругаются, ведь следующий автобус только в 16.00. Другого способа добраться до Старосубхангулово на общественном транспорте нет. Раньше прямой автобус из Уфы шел до райцентра Бурзянского района
12 (!) часов. Потом его отменили, а в здании автостанции и вовсе разместился кафетерий.
Бурзянский район считается одним из самых глухих в республике. 86 процентов его территории покрыто лесом, населения приходится всего четыре человека на квадратный километр. А еще здесь часто встречаются рассказы о шурале…
- Не встречаются, а встречались, - делает поправку Азамат. Он работает в Миндигулово инструктором. Возит туристов на санях, организует походы в Капову пещеру (Шульган-Таш). – Раньше здесь приезжих практически не было, а сейчас открываются турбазы, работающие круглый год, летом люди приезжают с палатками, гуляют по лесу, рыбачат, играют на гитарах.
На всякий случай каждую зиму в Миндигулово готовятся к визитам волков. Когда-то они подходили к деревне часто, их видели даже на улицах, теперь обходят места обитания человека стороной.
Была распространена легенда о шурале и в районе пещеры Шульган-Таш лет десять назад. Им пугали туристов, которые планировали углубиться в чащу. Сейчас в сезон в пещеру приезжает до 600 человек в день. После того, как до заповедника достроили дорогу, сюда доедет даже самая капризная легковушка. Летом большинство посетителей остается на ночевку на турстоянках у входа в комплекс или гостевых домиках. Появляются новые тропки, летом здесь уже не найдешь дров, так что приходится покупать их у предприимчивых продавцов из числа местных жителей. Туристы есть и зимой, все гостевые домики заполнены, а чтобы попасть в пещеру, нужно выстоять небольшую очередь.
На фоне этого людского муравейника мысль о том, что где-то бродит шурале, уже и в голову не приходит.
- А зря, - улыбается научный сотрудник Института гуманитарных исследований РБ, кандидат философских наук Закирьян Аминев. – В Бурзянском районе понятие «шурале» очень распространено. Оно редко обозначается на картах, но местное башкирское население сохраняет многочисленные предания, легенды, где та или иная деревня, ручеек, лес связаны с шурале.Топонимы, произошедшие от названия этого загадочного существа, зафиксированы всюду по местам исторического расселения башкир: они есть в Саратовской, Самарской, Курганской, Свердловской, Оренбургской, Челябинской областях.
Откуда взялся шурале
Первая ассоциация при слове «шурале» сейчас связана с одноименным произведением Габдуллы Тукая. Однако писатель персонажа не придумал, а взял из уже имеющихся легенд.
Этот персонаж встречается также у казахов (они его называют также «сорелы»), легенды о существе, именуемом «шурале», есть также у малочисленных племен, населяющих высокогорный Памир и Гиндукуш. Похожие существа, правда, с другими названиями, но имеющие тот же облик, есть в сказаниях чувашей, мари, удмуртов, коми.
- Персонаж очень древний, и по мнению некоторых исследователей, само его название имеет чувашские корни и означает «половинник», - говорит Закирьян Аминев.
А в нашей республике некоторые башкирские роды свое происхождение связывают с шурале. Например, в составе башкирских племен юрматы, усерган, мурзалар и кыргыз есть родовые подразделения, которые так и называются «шурале». Есть и отдельный род с таким названием в составе племени кудей. Эту информацию опубликовал в своей фундаментальной монографии «Происхождение башкирского народа» Раиль Кузеев.
Легенды о том, как человек и шурале создавали семью, у всех идентичны. Один сильный и смелый батыр заметил, что его конь наутро оказывается уставшим и взмыленным. Чтобы понять, кто ночами гоняет коня, юноша намазал спину животного дегтем, а наутро увидел, что к ней прилипла девушка-шурале. Чтобы проучить незваную гостью, батыр стал стегать угонщицу плеткой, а когда выбился из сил и остановился, то шурале неожиданно превратилась в прекрасную девушку и согласилась выйти за него замуж. Отсюда род и пошел.
Правда, в отделе Академии наук, где составляют шежере, родословной для тех, кто ведет свой род от шурале, никогда не занимались. Видимо, тех, кто копает так глубоко, вплоть до основания рода, не так уж и много, тем более, что никаких внешних отличительных особенностей у потомков шурале нет.
- Здесь стоит рассматривать персонаж не как лешего или представителя иного биологического вида, а как чужака, - объясняет Закирьян Аминев. – У башкир была традиция – брать жену из другого рода. Это объяснялось тем, что жили они небольшими группами, и чтобы не допустить кровосмешения, искали супругу из других племен. Скорее всего, когда речь идет о шурале, основатели рода женились на девушках не из башкирских, а, значит, заведомо чуждых тогдашнему населению племен, например, угро-финских.
А еще можно точно сказать, что легенды очень древние. В частности, батыр, чтобы превратить заросшую шерстью шурале в прекрасную девушку, использует плетку, в магическую роль которой башкиры верили до принятия ислама.
Сохранилось несколько преданий и о повадках шурале. Во-первых, они говорят. В принципе, это типично для сказочных персонажей. Во-вторых, они очень глупы. Отважные герои при встрече с шурале в лесу предлагали ему засунуть палец в щель в бревне и таким образом зажимали его пальцы в тиски. Если возникала необходимость сбежать от него, то нужно было перейти через реку или хотя бы ручеек. Когда лесной житель спрашивал, как ему перебраться через водную преграду, ему указывали на нижнее течение, ведь пройди он до истока, мог бы напасть на объегорившего его героя. У шурале по легендам никогда не было цели причинить вреда человеку, но он мог защекотать его до смерти. Если процесс щекотания уже начался, то герою рекомендовалось сунуть руку шурале под мышку, где согласно древним преданиям, у него имелась дырка, и, нащупав сердце, сжать его. Так можно было убить шурале. А заранее, не доводя до крайностей, при малейшей опасности можно было прочитать суры из Корана, что спасало от всех бед.
- Последнее правило более
позднее, - говорит Закирьян Аминев. – Оно появилось уже после распространения ислама. Тогда же шурале стали называть шайтаном и тот род племени кудей, который иногда еще значится как шайтан-кудей. Но, например, рекомендации перейти за реку – древние. В эпоху господства мифологии люди верили в силу воды, и каждая река была для них серьезной преградой.
Снежный и реликтовый
Фольклористы единодушны во мнении, что шурале – башкирский вариант лешего. А кто же сам леший? Откуда взялся этот персонаж и есть ли у него реальные прототипы?
С этими вопросами мы обратились к самому известному в России исследователю аномальных явлений Вадиму Черноброву, возглавляющему организацию «Космопоиск».
- Да, снежный человек и леший – одно и то же, - говорит Вадим Чернобров. Он неоднократно выезжал в экспедиции на поиски реликтового гоминида и в его существовании не сомневается. Ему неоднократно удавалось видеть следы, которые могли бы принадлежать снежному человеку, находить его логово и клочки шерсти в нем. Правда, существо, которому могла эта шерсть принадлежать, так и осталось неизвестным. В ходе генетической экспертизы не удалось найти ни одного известного науке вида, к которому могла бы относиться находка.
- У нас в стране его наблюдают на Кольском полуострове, в Карелии, на Северном Кавказе, Коми, Якутии, Тань-Шане. Есть также сообщения, пришедшие из Тверской, Новгородской, Саратовской и даже Московской областей... А самыми известными местами считаются: Маловишерский лес (Новгородская область); Коло-
гривский лес (Костромская область); овраг Голосовой (Коломенское, Москва); озеро Светлое (Мурманская область), пещера Агуй, ущелье Уч-Кулан, - говорит Вадим Чернобров.
Урал в перечне тоже встречается, в Челябинской области в Саткинском районе есть хребет Нургуш, оттуда поступали несколько свидетельств о лешем. Опубликована даже книга «Аномальная Сатка». Одни очевидцы видят громоздкую волосатую фигуру во время охоты, другие просто, гуляя по лесу. А однажды снежный человек даже вышел на трассу, где и был замечен автолюбителями. Стоит ли серьезно относиться к таким свидетельствам?
- С точки зрения истории и фольклористики Сатка – очень интересный город, - полагает Закирьян Аминев. – С башкирского «сатка» - перекресток. Когда смотришь на карты, то видишь, что дороги пересекаются почти под прямыми углами: одна линия Казань - Челябинск, другая ведет на север, к Екатеринбургу. Если поднять старые карты, то перед нами окажется такая же фигура, ведь современные трассы строились на месте древних дорог. С перекрестками связывают легенды о кладах, золоте, также их считали, как бы сейчас сказали, аномальными зонами, местами, где добрые и злые духи встречаются с людьми.
Во время исследований Закирьян Ами
нев столкнулся с ситуацией, когда легенда о шурале и перекресток сплелись в одну интригующую историю.
- В Баймакском районе в башкирском ауле Файзулла я познакомился с Магирой Халитовой-иней из рода бурзян. Она рассказала, что народное название аула – Шурале в честь одноименной речушки, впадающей в Ургазу, - говорит Закирьян Аминев. – Записи об этой деревне имеются в источниках XVIII века. Деревня была довольно большой - более ста дворов; в 30-е годы ХХ века здесь был организован колхоз имени Чапаева, также там жили старатели-золотоискатели. В начале 60-х годов ХХ века власти эту деревню почему-то отнесли к разряду бесперспективных, и по существу она была уничтожена. В 1986 году во время экспедиции Магира Халитова рассказала мне, что и сама сталкивалась с лесным жителем. Было это еще до войны. По ее словам, она одна косила сено на лугу у речки Шурале и вдруг почувствовала на себе взгляд. Обернувшись, она увидела в нескольких метрах от себя шурале, который смотрел на нее. Был он очень высоким, волосатым и некрасивым, с длинными руками. Здесь на мой уточняющий вопрос «имелись у шурале рога?», она ответила, что у него их не было. С ее слов, она очень испугалась, но виду не подала, а стала медленно, с косой в руке пятиться к речке, перешла на другой берег и убежала.
Спустя много лет Аминев снова поехал в аул Файзулла. Там оставалось три дома, куда хозяева приезжают на лето, чтобы отдохнуть от городского шума. К своему удивлению исследователь обнаружил в отдалении от уже знакомых ему сооружений новенькую избу, стоящую в аккурат на перекрестке.
- Долго стучался, хозяина не застал, однако, мимо проезжал парень, прибывший на сенокос, он рассказал мне, что владелец дома родился в ауле, здесь прошли его детские годы, а потом вместе с родителями он переехал в Сибирь. Прошли годы, и мужчину потянуло на историческую родину. Избу он решил восставить в аккурат на перекрестке, который считался у местных жителей местом плохим, и те советовали строиться рядышком с их домами. Но мужчина их не послушал, предпочел возвести избу в отдалении и поближе к природе, - рассказывает Закирьян Аминев. – Буквально два года назад я вновь проехал мимо аула и избы уже не обнаружил. Мне рассказали, что мужчина так и не смог там жить, уехал из-за гнетущей атмосферы в доме. Не знаю, верить в это или нет, может быть, просто не учел розу ветров или что-то иное особенное при строительстве…
В принципе этот рассказ вполне укладывается в картину, собранную криптозоологами, которые утверждают, что снежный человек появляется обычно не в простых зонах, а в аномальных.
Ходячая аномалия, или У страха глаза велики
Сейчас криптозоологи склонны думать, что леший обладает способностями, которые можно было бы назвать аномальными. Именно этим они объясняют тот факт, что несмотря на все экспедиции, существо так и не удалось изловить или хотя бы найти мертвую особь.
Первым «звоночком» служит панический страх.
- Его ощущают все, кто когда-либо видел это существо, причем природу его люди объяснить не могут, - рассказывает Вадим Чернобров. – В 2002 году мы отправились в экспедицию в Вятскую область искать логово снежного человека. Встали в лесу палаточным лагерем. Как обычно, вечером легли спать, оставив дежурного у костра. Ночью все мы услышали странные звуки, мне показалось, что кто-то пытается порвать палатку. Тогда подумал, что в случае ЧП дежурный наверняка бы поднял тревогу, и вылезать из палатки мы не стали. Каково же было наше удивление, когда утром мы обнаружили дежурного на вершине ели. Парень, видимо, спасался от какой-то опасности, потому что поднимаясь, обрубил все ветки. Мы его долго снимали с дерева, у него был шок. Мы долго пытались его разговорить, выяснить, что же случилось, но он так ничего и не рассказал, заявив просто, что больше в экспедиции не поедет. При осмотре лагеря выяснилось, что этой же ночью кто-то разорвал палатку, в которой лежала пахучая приманка. Вокруг лагеря было видно большое количество следов (возможно, босых ног, отпечатки нечеткие) размером от 35 до 45 см с длиной шага 95-105 см.
Чернобров утверждает, что более ли менее спокойные свидетельства он получал от тех очевидцев, которые видели существо со спины. В глаза ему спокойно никто смотреть не мог, не говоря уже о том, чтобы попытаться напасть на существо или поймать его.
Значит ли это, что в лесах живет большой гипнотизер? Не исключено, однако, справедливости ради стоит учесть, что большая, очень большая доля свидетельств, касающихся аномальных явлений, относятся к подделкам или выдумкам. Мерещется, кажется многим, но криптозоологи верят, что все-таки не всем.
Ху из ху
Кто же такой шурале или леший?
- Есть несколько версий, начиная от инопланетного происхождения, или того, что это жители параллельных миров, и заканчивая теми, что теоретически могут вписаться в современную научную парадигму, - говорит Вадим Чернобров. – Существует версия, что реликтовый гоминид может оказаться предком современного человека, тем самым недостающим звеном в эволюции, есть теория, согласно которой реликтовый гоминид – отталкиваемый вид. Когда в одной биологической нише встречаются два близких друг другу вида, соседство меняет их обоих. Столкнувшись на заре эволюции человек и гоминид изменились радикально, люди стали создавать орудия труда, а гоминиды ушли в чащу. Существует и теория, что те, кого принимают за йети, – на самом деле одичавшие современные люди. По разным причинам есть те, кто бежит от цивилизации (бомжи, дезертиры, сумасшедшие, беглые преступники), через два-три поколения они могут полностью потерять связь с цивилизацией, забыть речь, обрасти характерными для зверя привычками… В одной из наших экспедиций, помню, мы встретили в лесу полуодичавшего старичка. Пригласили его чай пить, хотели расспросить, но он ушел обратно в чащу. Найти его не получилось, лес он знал намного лучше нас…
В республике отшельники тоже есть. Часть из них «легальна», они проживают на территории заброшенных аулов, которые по документам продолжают существовать. Например, в Абзелиловском районе в хуторе «Салават-совхоз» живет один человек. И по закону это – населенный пункт, где должны быть и телефон и электричество. В то же время сам отшельник связи с цивилизацией не теряет, время от времени ездит к детям и внукам, да и они его навещают. Какой же он леший?
Наверняка есть и отшельники из тех, что не пересекаются с социумом вообще. Да и загадок у башкирских лесов, наверное, не меньше, чем у Сатки, однако, наши тайны никто не исследует. Каждый год в Саткинском районе проходит минимум одна экспедиция, когда в аномалиях пытаются разобраться по всем законам жанра с дозиметром, с тепловизором, на деревьях вешают камеры видеонаблюдения. Может, поэтому в одном районе Челябинской области и данных о явлениях, которые нельзя объяснить академической наукой, собрано больше, чем по всей республике?
- Да, во многом сведения о снежном человеке зависят от активности исследователей. Чем больше обратная связь, востребованность, тем больше известно, - полагает Вадим Чернобров. - Местные жители часто не сообщают о встречах с неведомым, поскольку считают, что это не нужно никому.
Закирьян Аминев уверен, что есть еще одна причина для молчания.
- Шурале считают существом сверхъестественным, - говорит он. – В легендах он ведет себя по-разному: или щекочет до смерти, или, наоборот, помогает выбраться из чащи, так что для оказавшегося в глухом лесу человека лучше задобрить шурале, а еще лучше – не вспоминать о нем вообще. У башкир, как и у многих народов, есть табу на упоминание таких существ всуе, ведь считается, что тогда он может и появиться. А в лесу, когда все чуждо и страшно, нервы сдают даже у самых смелых охотников.

На кого же
ты похож?
В последнее время представления о шурале сильно трансформировались. На проводимой в Уфимской художественной галерее выставке «Страна шурале» персонаж изображался обычно субтильным старичком с рогами и копытами. Отличие от «оригинального» образа можно объяснить наложением на традиционное исконно башкирское представление образов шайтана или русского черта.


Кстати
Аномалия может стать брендом. Именно по такому сценарию пошли власти поселка Молебка в Пермском крае. Населенный пункт получил известность после того, как там стали наблюдать неопознанные летающие объекты. Местные власти серьезно отнеслись к сообщениям, поставили на въезде в поселок фигуру инопланетянина и активно развивают в районе познавательный туризм, организуют массовые наблюдения за звездным небом, вдруг еще НЛО пролетит…


Маргарита ТИЛОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости