|
РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Диалоги с подсознанием
Два года назад влиятельный журнал «Forbes» опубликовал список десяти самых интересных провинциальных театров страны. Уфы в рейтинге не оказалось, зато туда попали наши территориальные соседи и хорошие друзья – Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина. В первую неделю календарной весны в рамках обменных гастролей они представят зрителям башкирской столицы три своих лучших спектакля: «Грозу», «Бег» и «Двое на качелях».
Культурный магнит Старейший театр города ведет свою историю с 30-х годов прошлого века. В разное время в нем работали композитор Матвей Блантер, актер Леонид Броневой, режиссер Валерий Ахадов – с чьим именем связан настоящий расцвет магнитогорской сцены. Совместно с художником Вячеславом Видановым (хорошо известным уфимцам по работе в ГАРДТ) он создал не один десяток спектаклей – «Вишневый сад», «Мадам Маргарет» с Анни Жирардо, «Варшавская мелодия». Успешными были и постановки Валерия Бакиевича на сцене нашего театра – «Без вины виноватые» по Островскому и чеховская «Чайка». В «Магнитке» играют и два воспитанника Уфимской академии искусств – Игорь Панов и Лира Лямкина, ранее представлявшие труппу Национального молодежного театра. Нынешний репертуар наших соседей полон неожиданных и ярких постановок (например, «Зима» Евгения Гришковца, «Время женщин» Елены Чижовой, премьерный «Танец Дели» Ивана Вырыпаева). Популярности театру добавила «Золотая маска», премия неоднозначная, но уж точно самая влиятельная и известная. Ее получил спектакль «Гроза» Льва Эренбурга, вчистую обогнавший конкурентов и объехавший с гастролями половину мира. Патологоанатом сцены За довольно короткий срок петербуржский режиссер Эренбург стал в театральной среде явлением едва ли не культовым, сосредоточившись на цикле спектаклей русской классики. Но ученик Товстоногова интерпретирует ее по-своему, считая, что важно передать атмосферу, создать образ придуманного мира. Слова только разрушают смысл. А мелочи порой предпочтительнее любого общего плана. - Театр дает ни с чем не сравнимое фантастическое чувство - вдруг понимаешь, что при помощи, провокаций, корректуры и всякого разного шаманства из живых актерских тел создается другая живая жизнь. Возникает ощущение творения мира. Это происходит на каждом спектакле. И зритель так эмоционально воспринимает их потому, что все, что в них с человеком происходит, - и про него, зрителя, тоже. В «Грозе», как писали критики, парадоксальнейшим образом почти нет текста Островского. Выразительные сцены, четко очерченные этюды, натуралистичность, граничащая с безумием. Но про это ли писал классик русской литературы? Тот же «луч света», тот же набор страстей, которые день за днем разрушают жителей маленького городка. Просто все чуть больше, словно между зрителями и сценой повесили огромное увеличительное стекло. Эренбург, долгие годы проработавший на «скорой помощи», отлично знает, за какие ниточки нужно тянуть, чтобы человек поверил в реальность происходящего. - Медицина, как и театральная игра, - инструмент познания человека и одновременно помощи. Меня интересует в человеческих проявлениях и в искусстве театра в том числе и низменное. Но стоит ли оправдываться и доказывать его право на жизнь. Все, что касается непристойности, натуралистичности, - имеет полное право существовать внутри художественного образа, если передает боль души художника. Именно за умение передавать это Эренбурга порой называют «патологоанатомом сцены». Расчленить проблему и выделить из нее самую суть. Ту, которая в 2008 году так поразила жюри «Золотой маски». Под колесами судьбы Драма «Бег» по Булгакову – значительная и абсолютно авторская работа московского режиссера Марины Глуховской. Выпускница студии Петра Фоменко делает главную ставку на свободу – не важно, что было до тебя, важно, – что останется после. На агонию последних дней Гражданской войны у нее женский взгляд. Такая война вовлекает в свою губительную воронку не только мужчин, делающих свою кровавую работу с хмельным азартом или усталым и спокойным отчаянием профессионала, понимающего, что дело проиграно. Рядом с ними женщины – жены, сестры, подруги, просто случайные встречные. Молох не щадит никого. В каждом герое проступает отпечаток той закономерности колеса судьбы, у которого нет вариантов, есть лишь проторенная колея. Художник Алексей Вотяков придумал двухъярусное пространство на сценическом круге, способное трансформироваться в считанные минуты: промерзший вагон и тифозный барак, зал ожидания, комнату допросов, палубу парохода. Под музыку Горана Бреговича, французский шансон и казачьи песни, каждый зритель становится соучастником действа. - Театр немыслим без общения, любой монолог, по сути, - диалог. Спектакль в полном смысле этого слова рождается только в контакте со зрительным залом. Это зона непрерывного диалога. И она становится священной в век, когда виртуальное и дистанционное стремительно вытесняет живое, - считает Глуховская. Отпусти мое сердце Мелодрама «Двое на качелях» по пьесе американца Уильяма Гибсона – одна из самых лиричных постановок магнитогорцев. В большом городе встретились две одиноких души, два неприкаянных человека, вдруг оказавшихся необходимыми друг другу. Он – адвокат, она – танцовщица. И вроде бы «сделаны» из разного теста, мезальянс, с обывательской точки зрения. Но это история не про «запасной вариант». Изящная Гитель становится для заблудившегося в себе Джерри спасительной соломинкой, за которую он хватается, чтобы вновь поверить в свои силы, в профессиональную и мужскую состоятельность, в нужность и необходимость другому человеку. Органичность образов - заслуга удивительного петербуржского режиссера Григория Козлова. Легкие и практически невесомые пластические номера, поставленные питерским балетмейстером Ириной Ляховской, рассказывают о характере героев больше, чем их слова. Попытка ухватить за хвост такое изменчивое и не осознанное счастье. Но сказки не будет – в жизни нет однозначных решений. Джерри в исполнении Игоря Панова, безусловно, верный и думающий персонаж. Только в себе не успел разобраться. Или не захотел. Гитель принимает правила игры, не видя недостатков. А помочь другому иногда можно только отдав что-то свое. К примеру, сердце. Что останется ей в конце? Увидим…
Жанна ВЕРТИНСКАЯ |
|
|