ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Классическому вузу – новые задачи
Полномочный представитель президента России в ПФО Михаил Бабич и президент РБ Ру...

Город в макетах
4-7 июня в «Уфа-Арене» пройдет юбилейная 20-я Международная специализированная выст...

К «Хендай» и «Валдай» - не попадай
Глава городской администрации Ирек Ялалов вручил сотрудникам Муниципального бюд...

В десятку!
Уфа попала в первую десятку рейтинга российских городов по качеству среды прожив...

Прогуляться по Арбату
В День России и города, 12 июня, по уже сложившейся традиции улица Ленина станет пеш...

Полсотни метров над городом
В Центральном парке имени Гафури и в затонской «Волне» появятся колеса обозрения....

Музей в водокачке
Начаты работы по созданию Музея водопровода. Сегодня у заброшенной водонапорной ...

За станком - рабочая элита
На площадке УМПО прошел Всероссийский отраслевой конкурс профессионального мас...

Триумф «Спартака» в Уфе
В Театре оперы и балета с большим успехом прошла долгожданная премьера балета Ара...

В вуз – без проблем
Умники и умницы съехались на Республиканский форум одаренных детей «Надежда Башк...

Удивим сабантуем
С 7 по 12 июня пройдет Международный фестиваль национальных культур «Бердэмлек – С...

В кадре – молодые и смелые
28 июня в Уфе пройдет День молодежи.
Праздник начнется с фестиваля экстремальны...


Шашки - «наголо»!

Со 2 по 19 июня в столице республики пройдет чемпионат мира по международным шашк...


Приглашены в сборную

На первый тренировочный сбор национальной женской команды по волейболу под рук...


И посади дерево…
На набережной Белой прошел массовый легкоатлетический забег «Зеленый марафон».

Впереди планеты всей
Наш земляк Эмиль Сайфутдинов возглавил турнирную таблицу серии Гран-при личного ...

Ретроновости
220. 10 июня 1793 года в Париже открылся первый в мире зоопарк.
140. 14 июня 1873 г. Генрих Ш...





     №06 (139)
     июнь 2013 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"

Скатерть-самобранка по-башкирски


31 мая завершился первый прием заявок от предприятий на маркировку «Продукт Башкортостана». Чтобы получить этот знак, нужно изготовлять продукцию на территории региона, основное сырье также должно быть местным. Наибольшую активность проявили предприятия, занимающиеся производством хлеба, молока, мясной продукции и полуфабрикатов. Получат знак и «мороженщики», появится он и на одной марке лимонада. Удивительно, но на момент сдачи номера в печать поучаствовал в добровольной сертификации только один продавец меда. Вооружившись списком, журнал «Уфа» выясняет, что из продуктов производится в регионе.

Мясная душа
На первом месте, естественно, говядина, баранина и свинина. По данным Башстата, за первые три месяца года аграрии произвели 66,2 тысячи тонн мяса. Рост относительно прошлого года - 1,2 процента. Общая численность поголовья составила 1293,3 тысячи особей: коров в республике 495 тысяч, свиней - 306,4 тысячи, овец и коз - 848,8. Относительно прошлого года поголовье увеличилось на 0,2 процента. При этом по числу КРС республика занимает первое место в России. По производству мяса - мы на пятом. Наша доля на рынке говядины по стране занимает 6,3, а в ПФО - 21,3 процента! С такими показателями мы можем полностью обеспечить себя мясной продукцией. И действительно в прошлом году в республику поставили 4,641 тонну импортного мяса (говядину и свинину везли из Германии, также из Бразилии и Аргентины). В позапрошлом же году нам продали 17,64 тысячи тонн иностранного мяса. Но не все так просто.
- Мясо в республику поставляется как из-за рубежа, так и из других регионов, - объясняет начальник отдела ветеринарного надзора на Государственной границе и на транспорте Рамиль Шайхтдинов. - Когда мы говорим о 4,6 тысячи тонн, стоит понимать, что продукция растаможивалась на нашей территории. В то же время, если мясо поступает из соседних регионов, документов оформляется меньше и статистики, сколько такой продукции поступает, нет. Но большую конкуренцию составляет мясо из Беларуси. Мы входим в Таможенный союз, а значит, при ввозе из этой страны пошлину поставщик не платит. Белорусское мясо зачастую дешевле местного. Квоты же после вступления в ВТО уменьшились в восемь раз.
Охлажденное мясо магазины стараются приобретать либо башкирское, либо ввозить из ближайших регионов: уж очень скоропортящийся продукт. А замороженное белорусское иногда продается даже на рынках.
Демпинг со стороны иностранных производителей серьезно ухудшил ситуацию. Например, оптовая цена свинины опустилась до 91 рубля, в то время как себестоимость одного килограмма у местных производителей составляет 110-115. Из-за снижения стоимости на рынке свинокомплексы переживают тяжелые времена, хотя по программе развития животноводства ведется строительство пяти новых комплексов с общей численностью поголовья 500 тысяч. Строительство одного из них уже завершено, второй будет сдан в июле.
- Независимо от того, в каком виде продается мясо - в замороженном или охлажденном, на упаковке должна содержаться информация о месте производства, если продавец выставил его на рынке, то необходимо ветеринарное свидетельство и заключение ветеринарно-санитарной экспертизы, - объясняет Рамиль Шайхтдинов. - Правда, если, к примеру, предприниматель купит импортное мясо, чтобы произвести из него пельмени, мы этого не узнаем.
Колбаса не входит в защищаемую правительством продуктовую корзину, однако, покупают ее регулярно порядка 60 процентов россиян. Собственные убойные цеха есть только у комбината «САВА», остальные предприятия сырье закупают. Растет доля у «Рощинского», однако, пока у совхоза 54 тысячи голов свиней, крупного рогатого скота значительно меньше - 6500 голов. На предприятии недавно появилась халяльная линейка колбас без свинины. Но пока доля такой продукции относительно невелика. В Уфе одним из лидеров является «УМКК» (сейчас входит в группу компаний «Продо»), продукция реализуется также в других регионах: Татарстане, Челябинской, Оренбургской и Свердловской областях. В компанию «Продо» входит также ООО «Башкирский бекон». Предприятие объединило свинокомплексы «Белебеевский», «Мелеузовский» и «Илишевский». Небольшая доля на колбасном рынке у «Фабрики качества», «Ермолинских полуфабрикатов» и «Царицыно».
На рынке замороженных полуфабрикатов однозначных лидеров нет. Во всех торговых сетях представлены пельмени, сделанные как на башкирских предприятиях, так и в ближайших регионах. Пельмени разные - от элитных до эконом-класса с растительным белком в составе. Делается такая продукция как на крупных предприятиях, так и в небольших цехах, арендованных индивидуальными предпринимателями. Даже в крупных сетевых магазинах на пельмени приходится 3-4 процента выручки и ежегодный прирост рынка - 5-8 процентов. Намного медленнее прибавляют другие замороженные полуфабрикаты (пицца, блины, пирожки), в магазинах на них редко приходится более полупроцента продаж. Учитывая, что рынок разбросан и индивидуальные предприниматели отчетов не пишут, получить полную картину, из какого сырья что делается и насколько активно экспортируется, невозможно.
Если относительно мяса сомнения о стране-производителе еще могут оставаться, то с птицей ситуация намного радужнее. Ножек «Буша» теперь в республику не поставляют: справляются свои производители. В целом по стране производство мяса птицы за последние восемь лет увеличилось в 2,6 раза, а яиц - на 13 процентов. С января по март в республике было произведено 255,1 миллиона штук яиц.
Правда, относительно прошлого года производство упало на 5,3 процента. Это можно объяснить удорожанием кормов вследствие неурожая. В целом же по производству яиц республика занимает 14-е место по России и пятое по ПФО. В принципе у республики есть все шансы стать лидером в округе после строительства птицеводческого комплекса в Альшеевском районе. Возвести его собралась «Объединенная мясная компания». Республика поддерживает инвестора, строя подъездные пути к комплексу. Планируется, что когда предприятие заработает в полную силу, здесь будет выпускаться до 90 миллионов яиц в год и 115 тысяч тонн мяса, что позволит полностью обеспечить и внутренние потребности, и отправлять продукцию в другие регионы. Пока же лидерство на рынке удерживает Урало-Поволжская промышленная группа (объединяет ОАО «Турбаслинские бройлеры», торговый дом «Авдон», птицефабрики «Башкирская», «Ашкадарская», «Юбилейная», «Туймазинская» и «Уфимская»).

Нет щуки - на карася?
А вот местную рыбку удается съесть в основном любителям ее ловли. В магазинах не купишь. В Уфе всего несколько точек, где продают такую продукцию, продавцы договариваются напрямую с поставщиками - рыбхозяйствами. Самые крупные из них - «Кармановский рыбхоз», «Башкиррыбхоз», «Рыбопитомник», а всего в республике более 30 производителей.
Так, икра в баночках из Карманово уже давно пользуется популярностью по всей стране. Прямые поставки налажены в Москву и Санкт-Петербург - столичные покупатели быстро разбирают высококачественную продукцию. Отпускная цена на черную икру варьируется в зависимости от вида рыб от 1700 до 2400 рублей за 56,8 грамма (2 унции). Рекордных показателей достигает выращивание рыбы: 500-600 тонн карпа, 50-100 тонн осетровых, 30-40 тонн форели. И ведь успехи рыбхоза - это не предел. В регионе 1042 реки протяженностью 27,5 тысячи километров, 380 озер общей площадью 20,8 тысячи гектаров, 9 водохранилищ площадью 24,8 тысячи гектаров и 126 прудов зеркальной площадью 6,8 тысячи гектаров. Разводи - не хочу. Ставился вопрос и о строительстве рыбоперерабатывающего комбината. Однако пока отрасль привлекает скорее энтузиастов и любителей. На большинстве промысловых предприятий установлены зоны для платной рыбалки, стоянки и прочие радости, а о промышленном производстве пока никто особо и не задумывается.
Основная причина - корма. Их у нас в республике не производят, а импорт делает и само производство не особо рентабельным при том, что конкуренция в отрасли нешуточная. На рынке красной рыбы не могут договориться норвежские производители с аргентинскими. Внутри России после принятой программы по развитию рыбоводства стали наращивать мощности предприятия как на Северо-Западе, так и в Приморском крае. И те, и другие поставляют свою продукцию в центр страны, так что дефицита рыбы в республике нет, а высокая конкуренция не дает производителям подняться на новый уровень.
В этой сфере Россия явно отстает. Ведь во всем мире повсеместно используются современные технологии выращивания и разведения рыб в неволе.

Цельная река
Мы занимаем второе место в стране по производству молока. За весь прошлый год предприятия и частники поставили переработчикам 680 тысяч тонн молока. Тогда же заговорили, что этого недостаточно для полной загрузки, и сырье закупали в других регионах.
- На самом деле в закупе из других регионов ничего плохого нет, мы живем в едином экономическом пространстве, - говорит начальник отдела продовольственных рынков Министерства сельского хозяйства Валерий Белов. - Например, интересная ситуация сложилась с Оренбургской областью, наши производители сырого молока отправляют свою продукцию на предприятия соседнего региона, а с их ферм сырье поступает на наши молокозаводы.
Цельное молоко - продукт особый. Его нельзя произвести на год вперед, соответственно, переработчики берут именно столько, сколько могут реализовать, и заранее заключают договоры с торговыми сетями и магазинами. Какое молоко выставлять на полки, руководство магазина решает само исходя из спроса покупателей. В основном в республике продается местная цельномолочная продукция, есть импорт, также присутствует продукция из соседних регионов. Везут молоко из дружественной Беларуси, учитывая правила Таможенного союза. Его розничная цена формируется из отпускной цены предприятия, торговых наценок и транспортных расходов. Удивительно, но белорусы смогли выстроить свой бизнес так, что молоко из другой страны за тридевять земель находится в той же ценовой категории, что произведенное в республике. Единственным объяснением этой странности может быть господдержка для предприятий, работающих на экспорт. Пока доля белорусского молока у нас ничтожно мала, а рынок делят между собой более 40 предприятий.
Крупнейшим игроком является «Вимм-Билль-Данн». Компании принадлежит филиал - «Уфамолагропром», производит продукцию федеральных брендов - «Домик в деревне», BioMax, «Веселый молочник». Также широко представлена продукция Давлекановской молочной компании. Большая доля у холдинга ЗАО «Аллат» (его филиалами являются «Стерлитамакский молочный комбинат» и «Нефтекамский гормолзавод» (бренды «Даренка», «Фитнесс», «В клеточку», «На завтрак»). В конце прошлого года это объединение перешло под контроль Челябинского городского молочного комбината. Этот продуктовый гигант контролирует до 70 процентов рынка челябинского молока. Прийти в наш регион его заставили дотации, которые для производителей сельскохозяйственной продукции выше, чем в соседнем регионе, а также небольшое количество сырого молока, с ним заводы соседей испытывают затруднения: так, до 40 процентов сырья они закупают в Тюменской области!
Торговая марка «Простоквашино», полюбившаяся многим уфимцам, принадлежит крупнейшему производителю молочных продуктов - компании Danone-Юнимилк. В республику продукция под этим брендом завозится из соседних регионов - Перми и Самары.
Оказавшись в другом регионе, можно не только выпить башкирского молока, но и съесть башкирского сыру. Поставки в другие регионы наладил крупнейший игрок - Белебеевский молочный комбинат. «Бакалымолоко» сократил объемы производства более чем на треть, занявшись модернизацией. В целом же в прошлом году наши предприятия произвели более 12 тысяч тонн сыра. Направление перспективное, сыр есть на столе в каждой семье, хранится дольше молока, а если продукт получился вкусным и качественным, то покупатель и за ценой не постоит. Пока же на полках в супермаркетах вольготно расположились иностранные продукты. По оценкам Национального союза производителей молока, в целом по стране импорт сыра составляет от 45 до 50 процентов.
Как сообщил Валерий Белов, в республику поставляют сыры из Германии, Польши, Литвы и Беларуси.
Каждая четвертая пачка сливочного масла в стране привозная. В прошлом году импорт составил 130 тысяч тонн (рост на 12 процентов). Крупнейшим мировым экспортером данного продукта является Новая Зеландия. В западные регионы страны масло активно везут с Украины и Беларуси. Нам в этом плане есть чем гордиться, в прошлом году республиканские предприятия увеличили объемы производства масла на 8 процентов, выпустив 6 тысяч тонн. Факт довольно значимый, если учитывать, что с 1990 по 2000 годы в стране производство масла упало на 72 процента. Все последние годы предприятия стараются нарастить объемы, но получается это с трудом. По данным компании NeoAnalytiks, в 2005 году в стране произвели 217 тысяч тонн, в 2008 - почти 255 тысяч, но на следующий год производство упало до 215 тонн! Главная причина - высокая цена. Сливочное масло должно делаться только из молока. Для того чтобы произвести килограмм продукции по всем правилам и ГОСТам, требуется более 20 литров молока! Сейчас закупочная цена литра молока по республике в среднем 13-14 рублей, таким образом, себестоимость только сырья составляет 270-280 рублей! Именно поэтому производители стараются уменьшить жирность, выбирают вместо ГОСТа технические условия, но цены все равно растут, и тенденция эта общемировая. В стране реализуется долгосрочная программа по развитию масло- и сыроделия. Одним из важных пунктов становится модернизация производства, которая позволит снизить расход сырья. Кстати, эта же программа подразумевает, что в год каждый россиянин должен съесть 1,9 килограмма масла и 2,2 килограмма сыра.
К сожалению, для сгущенного молока такой программы нет, да и вообще эта продукция не относится к социальной, не дотируется. Лакомство да и только. Правда, сейчас, чтобы найти продукцию единственного местного производителя, придется изрядно побегать. Цеха работают, продукция производится, продается на рынках и в несетевых магазинах. Ни о каком экспорте или новых линейках продукции речи не идет. На предприятии есть задержки зарплаты, но люди работают полную неделю.
Подсластим, умаслим
Подсолнечное масло в республике производит не меньше 20 предприятий, однако, продукция их распространяется локально, в районах производства или через объявления мелким оптом. В сетях в основном чишминское масло. Производство по-прежнему сосредоточено здесь, а само предприятие с 2006 года входит в состав группы «Сигма» (город Копейск Челябинской области). Выпускает оно пять марок масла, все они представлены как в республике, так и за ее пределами. Доля продукции холдинга составляет на Урале около 17 процентов.
Наш регион полностью покрывает свои потребности в сахаре. Так, в прошлом году в республике, по данным Министерства сельского хозяйства, собрано 940 тысяч тонн сахарной свеклы, из которой получено более 120 тысяч тонн сладкого продукта. Башкортостан - один из самых северных регионов, где выращивается данная культура, у нас есть четыре завода по производству сахара. Предприятие в Мелеузе принадлежит группе «Продимпекс», а Чишминский завод относится к холдингу «Разгуляй». Оставшиеся два предприятия - Раевский сахарный завод и «Карламанский сахар» пока курируют структуры Россельхозбанка.
Посолить башкирской солью не получится. Несмотря на то, что в нашем регионе сосредоточены крупнейшие запасы каменной соли, производства данной добавки в пищу у нас нет. Ее месторождения используются для производства хлора или кальцинированной соды. Также в республике можно купить техническую соль, которую дают животным. В принципе эта ситуация характерна для всей страны. Запасы соли в мире считаются практически неисчерпаемыми. Она очень дешевая. Ценник на отечественную соль формируется в основном из торговых наценок и транспортных расходов. Но это не мешает России экспортировать соль с Украины, Беларуси и даже стран Евросоюза (например, «Зимушка-Зима» корпорации Akzo Nobel). Соль в маленьких упаковках класса экстра может стоить и 20, и 50 рублей и пользуется большим спросом.

Булка к чаю
В перечень социально значимых продуктов входит черный байховый чай. Неудивительно, его пьют все, правда, в данном сегменте наш регион явно не в лидерах. В конце прошлого года чайная фабрика «Теастан» проиграла суд и освободила помещение по улице Менделеева. Остановка до сих пор называется «Чайная фабрика», правда, само предприятие перебазировалось в Дему. Когда-то там были склады, теперь разместилось производство. Руководство фабрики все еще не теряет оптимизма и надеется вернуть свои позиции на рынке, хотя понимает: сделать это непросто.
Чайный рынок страны насыщен. Потребитель избалован. Приобрести можно любой чай: черный, зеленый, белый, красный, травяной, в пакетиках, на развес, гранулированный, растворимый. Есть как эконом-сегмент, так и премиум, и все ниши в принципе уже заняты. Если, к примеру, молоко или масло люди покупают производства родного региона, то в чайном деле это не работает, лидерство - у федеральных брендов, которые завоевали популярность за счет массированной рекламы. Мелкий региональный производитель может довольствоваться только несетевыми магазинами. Предприятие пытается вернуть популярность, проводя акции, дегустации, а также обещая потребителям тот самый вкус детства.
Зато республика полностью обеспечивает себя хлебом, мукой и крупами. Правда, в сетевых магазинах башкирскую муку не всегда встретишь, если только в местных супермаркетах и фасовкой по 10 килограммов. Рис, который также входит в социальную корзину, в республике не производится (климат не тот), его везут с юга, в основном из Краснодарского края, а по гречке мы можем сами покрыть свои внутренние потребности. Производится крупа на шести предприятиях, выходит под марками «Всех благ», «Пир», «Батыр», «Самый смак», «Чишминский тракт». Ежегодная потребность республики - 14 тысяч 600 тонн, а производится более 20 тысяч. Крупа экспортируется в другие регионы, а у нас на полках магазинов, помимо местной, представлена гречка из Москвы, Челябинской, Новосибирской и Оренбургской областей, а также из Алтайского края. Местный геркулес в магазинах также встречается, но фундаментального предприятия, которое было бы у всех на слуху и являлось в отрасли однозначным лидером, сейчас, увы, нет, а ведь когда-то солдаты и милиционеры заряжались бодростью и энергией, позавтракав кушнаренковским геркулесом. Пшенку в республике также производят, правда, часть выращенного проса из-за невысокого спроса перерабатывают в комбикорма.
Удивительная ситуация происходит с макаронами. Макаронный бизнес считается достаточно выгодным. В стандартных бизнес-планах вложения в производство оцениваются в 1,5-2 миллиона рублей, окупаемость - год, продукт востребованный (макароны будут есть всегда). Однако, несмотря на это, в республике нет крупных игроков на рынке этих изделий. Есть такое производство в городах республики на некоторых хлебокомбинатах, работают на рынке несколько предпринимателей, ну а потребитель, идя после работы в магазин, видит на полках в основном челябинскую, оренбургскую или свердловскую продукцию. Башкирские макароны иногда в продаже встречаются на развес без упаковок, как сейчас модно говорить, «не брендируются». На месте Уфимской макаронной фабрики на улице Кировоградской строительный рынок, а ведь это было предприятие с историей (открылось в 1935 году), продукция была известна всей республике. После перестройки здесь закупили итальянскую линию, в 90-е годы уфимские макароны пользовались большим спросом, но несмотря на это, производство оказалось нерентабельным. На предприятии хронически задерживали зарплату, руководство пыталось «вырулить» ситуацию с помощью кредитов, но в итоге в них фабрика и утонула.
…Сегодня специалисты Государственного комитета РБ по торговле и защите прав потребителей провели опрос, какой продукции отдают предпочтение покупатели. Выяснилось, что отечественные товары импонируют 78 процентам граждан, импорт старательно выбирают 16, к продуктам совместного производства тяготеют 4 процента опрошенных и только 2 не обращают внимания на страну-изготовителя.
- Пока товаров с маркировкой «Продукт Башкортостана» в магазине не встретишь, - сообщила начальник отдела по защите прав потребителей Наталья Николаева. - Дело в том, что хотя и дизайн этикеток утвержден, и на многие предприятия направлены разрешительные документы, производителям необходимо заказать новые этикетки, а сделают они это, когда кончатся старые.
На «Продукт Башкортостана» делаются большие ставки. Товар должен быть качественным, это ведь очередная сертификация. Пока лабораторные испытания не выявили ни одного продукта, который был бы некондиционным. Отказы комиссия выдавала в основном из-за несоответствий по географическим признакам или неполного пакета документов. Никаких преференций обладатели знака «Продукт Башкортостана» в магазинах получать не будут. Однако сама такая маркировка должна стать своеобразным маячком, мол, здесь свое, сделанное в родном регионе, ведь как показывает практика, чувство продуктового протекционизма свойственно в какой-то мере каждому из нас.

Оценивать рынок картофеля и других овощей сложно. Из 15 тысяч гектаров, которые приходятся на овощные посадки, в личном пользовании около 13,5 тысячи. Остальное делят между собой сельхозпредприятия и фермеры. В год на каждого горожанина приходится 90 кг картошки. Часть реализуется на ярмарках, другая продается в магазинах и на рынках. А туда везут овощи из Краснодарского края, Челябинской, Омской областей и даже из Алтайского края. Помидоры и огурцы активно выращивают в небольших хозяйствах, правда, обеспечить весь регион продукцией объективно не получается. Даже на Буздякском консервном заводе используют привозное сырье.
В магазинах редко встретишь местные яблоки, все больше молдавские или польские.
- Мы сами думаем над реализацией своей продукции, - говорит директор Бирского плодопитомника Валерий Зиннуров. - Магазины к нам не обращаются, не говоря уже про торговые сети. Недавно начали сотрудничество с крупной кулинарной сетью. Поставляем им яблоки, смородину, они делают из них начинки для пирогов.
Часть продукции активно покупают биряне и жители соседних районов. В питомнике готовы продавать даже за бесценок, лишь бы не пропадало.
Несколько раз возникала идея наладить в Бирске производство джемов и конфитюров, однако пока предпринимателей, готовых взяться за этот проект, нет. Местные джемы недавно появились. Соответствующую линию установили на Буздякском консервном заводе.

Рита ЛЕСНАЯ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости