ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Команда обновления
В республике объявлены выборы в Госсобрание - Курултай, которые состоятся в единый день голосования 8 сентября. «Единая Россия» на своей партконференц...

Домовой контроль
На Межрегиональном жилищном форуме в Уфе эксперты обсудили развитие общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Столица Башкорт...


На радость умме

9 июля начинается священный для мусульман месяц Рамазан. Строгий пост завершится праздником Ураза-байрам 8 августа.
К началу поста планируется ...


Огонь для будущих побед
Уфа приняла Огонь Всемирных студенческих игр. Наш город стал последним из тридцати на пути его следования к финишу - Казани, где уже 6 июля стартует У...

В Сипайлово - с ветерком
Этот микрорайон и Глумилино может связать канатная дорога.
На встрече главы администрации Уфы Ирека Ялалова с представителями швейцарской компании...


Два - пермских, один - питерский
Третий переход на проспекте Октября у торгового центра «Мир» построит компания «Эксплуатация», входящая в состав санкт-петербургской проектно-строител...

Под прицелом обаяния
Младший сержант внутренней службы Ирина Минаева признана «Мисс полиция Башкортостана-2013».
Претендентки на корону состязались  в таких профе...


Влюбленные в небо
На аэродроме «Первушино» (Кушнаренковский район) прошел Всероссийский слёт любителей авиации и выставка малой авиации «Открытое небо». ...

Оседлали «Козу»
Актеры русской труппы Национального молодежного театра имени Мустая Карима заняли третье место на фестивале театральных капустников театров России и б...

Сугробы в разгар лета
Уфимцы смогли принять участие в съемках третьей, заключительной части новогодней кинокомедии «Елки», которую снимает известный режиссер Тимур Бекмамбе...

Кто взлетит выше?
В Уфе прошел фестиваль детских студий творческого развития «Оперение-2013», организованный Благотворительным фондом Константина Хабенского. В нем прин...

Итальянский рулевой

Волейбольный клуб «Урал» возглавил известный итальянский тренер Флавио Гулинелли. С новым наставником команды заключен контракт до конца сезона. П...


Ждем новичков
6 июля футболисты «Уфы» проведут свой первый матч в новом сезоне ФНЛ. А пока спортсмены завершают учебно-тренировочные сборы в подмосковном Кратово. ...

Ретрокалейдоскоп
135. 5 (17) июля 1878 года утверждён герб уфимской губернии - «В серебряном щите лазуревая бегущая куница с червлёными глазами и языком».
90. 15 ию...





     №07 (140)
     июль 2013 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье








РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"

Концерт для души, или Все билеты проданы


Мертвый сезон в разгаре. Театры закрыты, крупных концертов нет. Такое бывает раз в год: горожане массово устремляются в сады, да и просто на природу жарить шашлыки. Считается, что в это время культурная жизнь замирает, но на самом деле в концертном бизнесе нет передышек. Именно летом арт-директора, сотрудники концертных агентств фактически решают, как сложится досуг уфимцев в ближайший год.

Сплошная калькуляция
На первый взгляд провести культурное мероприятие довольно просто. В эпоху массовых коммуникаций любой человек может списаться с продюсером любимого артиста и пригласить в родной город, были бы деньги, чтобы оплатить дорогу, гонорар, проживание. Такой логике следовал 17-летний уфимец, когда решил организовать крупный панк-фестиваль «Firefest». В конце апреля в столице должны были выступить «Элизиум», «Тараканы», «Смех», в общей сложности восемь групп. Не приехала ни одна: концерт отменили. Договор с клубом заключали родители парня. За две недели до фестиваля было продано всего 130 билетов, полученной суммы не хватало на то, чтобы внести предоплату за аренду. Кроме того, музыканты, находящиеся в турах, стали сами приобретать билеты до Уфы и попросили у организатора компенсировать им расходы на дорогу. Тогда на семейном совете родители настояли на отмене концерта и расторгли договор с клубом.
Фестивали с большим количеством групп - это самое рискованное, что может быть в концертной деятельности. Именно они чаще всего и срываются. Например, аналогичный концерт в прошлом году отменили в Вологде. В 2011-м, когда в Уфе в первый раз проходил DMC-fest, до Уфы не доехали сразу три группы: организаторы не смогли купить им билеты из Москвы.
Во всех случаях большие фестивали, которые потом проваливались, - дело рук дилетантов, тех, кто только начал заниматься концертной деятельностью.
- Мы концерты стараемся не отменять, даже если понимаем, что останемся в минусе, - говорит Генеральный директор продюсерского центра «РАДУС» Радмир Усаев. - Иначе зачем нам заниматься организацией мероприятий… Да, бывает, что концерты не окупаются, но что ж тут сделаешь…
«РАДУС»- одно из крупнейших концертных агентств города, которое приглашает медийных артистов. Без точного расчета здесь никак не обойтись.
- Цена билета складывается из нескольких составляющих. Весомую статью составляют гонорары артиста. Они могут доходить до 80 процентов от всего бюджета. Считаю, что у многих исполнителей вознаграждения откровенно завышены. Например, у нас была ситуация, когда мы отказались от концерта Ярослава Евдокимова. Его слушают люди старшего поколения, на выступлениях много пенсионеров. Так вот, он потребовал гонорар в полтора раза выше, чем был у Сергея Захарова - артиста той же категории. Мы поначалу пошли на эти условия, даже успели отпечатать афиши, а потом, когда артист узнал, что зал рассчитан на 1000 мест, а, значит, зрителей будет много, потребовал увеличить гонорар. Естественно, это сказалось бы и на цене билетов. Тогда мы решили, что нельзя «обдирать» пенсионеров…
Большие суммы уходят на транспорт. Самый выгодный вариант, если исполнитель находится в гастрольном туре. Действительно, билет на поезд из Челябинска будет дешевле, чем перелет из Москвы. Как правило, концерт в Уфе проходит между выступлениями в Самаре, Челябинске или Оренбурге. Гастрольный тур продюсеры и администраторы артиста составляют за несколько месяцев до его начала. Существуют какие-то предварительные договоренности, наметки, и минимум за три месяца до выступления ставится точная дата.
- Иногда логистика бывает не продумана до конца, и возникают дополнительные расходы, - говорит Радмир Усаев. - Например, не так давно мы привозили Кристину Орбакайте. До этого она выступала в Кургане, и нам пришлось заказывать чартерный рейс, так как регулярного авиасообщения с этим городом нет.
Павел Кириллов - арт-директор «Рокс-кафе». Здесь проходят концерты групп, которые любимы уфимцами, но в отличие от больших залов, таких, как, к примеру, «Огни Уфы», в «Роксе» можно рассмотреть любимого артиста на расстоянии вытянутой руки. «Кукрыниксы», Найк Борзов, «Ногу свело». Их знают и всегда хорошо принимают. В августе пройдут концерты групп «Бригадный подряд» и «Маша и медведи». Выступают и молодые артисты, а также группы, что называется, не для массового слушателя, например, работающие в направлении тяжелого металла или хардкора. Если планы по организации концерта артиста совпадают с его гастрольным туром, удается сократить расходы на дорогу. В этом случае появляется возможность сделать билеты более доступными.
- Например, у нас есть мысль пригласить в Уфу группу «Тотал». Разговаривал с их продюсером, он говорит, что осенью будет тур, даты еще не определены, но через наш город они, скорее всего, проедут, - говорит Павел.
Когда исполнители прибывают в город, их нужно привезти, накормить, заселить. В райдере артистов первого дивизиона всегда значится «машина представительского класса». Аренда такого автомобиля стоит 1500-2000 рублей в час, а ведь по требованию исполнителя машина должна быть в распоряжении артиста все то время, пока он находится в городе. Устав платить аренду, агентство пошло на покупку машин представительского класса. Также дополнительно оплачиваются VIP-зал аэропорта или железнодорожного вокзала, кейтеринг (выездное обслуживание). Важная статья - расходы на гостиницу. Артисты живут в люксах, техперсонал - в стандартах. Нередко прибывает целая делегация.
- Например, группа Кристины Орбакайте составляла 21 человек, - говорит Радмир Усаев. - Среди них ее муж, охранник, два администратора, один лично ее, другой - администратор группы. В общем-то, люди, которые непосредственного участия в шоу не принимают. Но мы их также заселяли, возили и так далее. Мне очень нравится работать с Леонидом Агутиным и Анжеликой Варум. У них, во-первых, гонорары на двоих на 30 процентов меньше, чем у Орбакайте, во-вторых, все 19 человек группы задействованы в концерте. Они не возят лишних людей, не выставляют заоблачных требований. К сожалению, таких артистов не так много.
Если в «Рокс-кафе» дают концерты молодые рокеры, то гримеров и поваров они с собой не возят. Максимум, что с артистами может ехать техник или звукооператор.
На пресс-конференциях с музыкантами мы - журналисты - не можем удержаться от вопроса «Ну и как вам Уфа?». Ответы почти всегда как под копирку: «Красивый город, правда, посмотреть мы его не успели». Артисты приезжают часов за восемь до выступления, днем, часа за три-четыре до концерта непременно проводят саунд-чек (репетицию). После концерта в лучшем случае ночевка в гостинице, но нередко сразу из клуба музыканты едут в аэропорт. Продлевать время нахождения артиста в городе нерационально, ведь тогда билет еще больше подрастет в цене.
- Кстати говоря, в нашем городе билеты не такие уж и дорогие, - говорит Радмир Усаев. - Например, в ноябре мы привезем ирландское танцевальное шоу «Riverdance» в Уфу и Самару. Так вот, в столице республики самый дорогой билет стоит 3500, а в соседнем регионе - 4500. Причин такой разницы несколько: и аренда зала дороже, и сопутствующие расходы выше.
А в «Рокс-кафе» иногда и вовсе проходят бесплатные концерты. Причем артисты приезжают из других регионов, как же окупаются их райдеры и все такое?
- Бесплатные концерты для нас скорее мероприятие имиджевое, - говорит Павел Кириллов. - Нам важно, чтобы люди могли просто прийти и послушать хорошую музыку. Правда, свободный вход, если говорить про гастролеров, обычно бывает на концерты молодых исполнителей. Я сам играю в группе «Пупсы» и знаю, как важно для музыканта, особенно начинающего, выступить. Помню, мы ездили по России и давали концерты вообще за свои деньги: сами билеты покупали, сами искали где разместиться. Иногда к нам обращаются музыканты из других городов и просят за выступления довольно высокие гонорары, тогда стараюсь им объяснить, что они приезжают в город, где их никто не знает, билеты на концерт могут быть не проданы и в итоге их никто и не услышит. Обычно мы находим понимание…
Гадание по проходкам
Чтобы концерт вышел в ноль, нужно, чтобы было куплено 75-80 процентов билетов. И для Радмира, и для Павла каждое выступление артиста, как лотерея. Нельзя точно сказать, купят ли билеты, пойдут люди или нет. Когда в «Рокс-кафе» приезжают немедийные исполнители, интрига длится вплоть до начала выступления, поскольку билеты продают на входе в клуб.
- Самые дешевые билеты, как правило, до 1000 рублей делают на мероприятия для детей, - объясняет Радмир Усаев. - Туда ходят семьями, и платить больше оказывается накладно для бюджета. Конечно, есть артисты, которые требуют более высоких гонораров, но мы их пригласить не сможем, люди не пойдут. Следующие категории - от 16 до 25 лет и старше 55. Студенты и пенсионеры у нас небогатые, поэтому на артистов, которых они любят, цены также невысоки. Самые дорогие билеты на мероприятия, интересные экономически активным гражданам. Ну и, конечно, чем артист медийнее, тем билет будет дороже.
- Среди тех групп, которых мы привозим, определяющим является возраст. Обратил внимание, что группы с достаточно юными музыкантами любят студенты. Такие группы не требовательны, многие готовы выступать за символический гонорар. Со временем артисты растут, становятся профессиональнее, увеличиваются и их технические требования, и личные амбиции, - замечает Павел Кириллов.
За сколько везти еще понятно, но как определиться, кого именно? Музыкантов в стране множество. Пару лет назад в Уфе открылось агентство «FanGid». Принцип его работы оказался гениален и прост: сотрудники открывали голосование в Интернете, и как только определенное количество человек выражали готовность пойти на концерт того или иного артиста, с музыкантами договаривались о выступлении. Сумма голосов каждый раз требовалась разная: для приезда исполнителей с высокими гонорарами, естественно, нужно было больше желающих.
- С «Фангидом» мы работаем успешно, - говорит Павел. - Люди на их концерты всегда приходят, так как ждали их.
Одна из амбициозных задач, которую ставит агентство перед собой сейчас, привезти в наш город «Limp Bizkit».
- Мы тоже проводим мониторинг, - рассказывает Павел. - Если люди точно хотят, привезти вполне реально. Правда, всегда приходится объяснять, что прямо завтра артист не приедет, даже если очень хочется. Нужно провести переговоры, узнать, когда он поедет в тур.
- Иногда от граждан поступают интересные идеи, - говорит Радмир Усаев. - Например, так мы привезли арт-группу Михаила Турецкого «Сопрано 10». Зрителей собралось много, все довольны выступлением. В ноябре они приедут в Уфу снова.
Организаторы концерта ответственны, кажется, за все на свете. Сам же исполнитель обязан выступить в течение определенного времени. Но концерт или спектакль нельзя оценивать по каким-то материальным критериям, ведь важно, как артист выложится, душевен ли будет, как поведет себя со зрителями, а это ничем не измеришь. И если исполнитель халтурил
(а бывает и такое), и зритель ушел недовольным, то никаких претензий ему не предъявишь.
- Не прописаны в договорах и вполне жизненные вещи, например, состояние артиста. Однажды мы возили Владимира Кузьмина с концертами по городам Салават, Стерлитамак, последним пунктом значилась Уфа, где было запланировано аж два концерта, один во дворце, другой в клубе. Когда мы встретили артиста, он был пьян. Конечно, мы были этим недовольны и приложили все усилия, чтобы его из этого состояния вывести. Его же администратор перед нами оправдывался: «А что вы хотите, он же рок-н-рольщик». К счастью, к концертам Владимир пришел в нужное состояние и отлично выступил. Тогда, помню, в клубе он вместо 40 минут выступал полтора часа, чему все были очень довольны.
Зал «Рокс-кафе» вмещает 300 человек. В «Огнях Уфы» помещается 1000. Также концерты проводятся в ГДК и Дворце молодежи («Нефтяник» пока закрыт на реконструкцию). Площадок немного, поэтому концертные агентства одновременно и договариваются на определенную дату с артистом, и ищут зал. Несмотря на то, что в том же «Нефтянике» акустика не позволяла, к примеру, выступать без микрофона, заезжие артисты нашими площадками довольны. А для уфимцев есть еще один важный бонус.
- Залы у нас раз в десять меньше крупных московских площадок, - говорит Радмир Усаев. - И, приобретая самый дешевый билет на самый дальний ряд, допустим, в ГДК, наш зритель видит артиста лучше, нежели москвич с VIP-ложи в том же Крокус-сити-холле или Кремлевском дворце.
Люди искусства
Артисты, с которыми работают Радмир и Павел, обычно имеют профессиональное образование - за их плечами институты искусств, консерватории, но с точки зрения закона или налоговых органов они те же предприниматели, бизнесмены.
Заместитель директора по концертной деятельности Башкирской государственной филармонии Маргарита Мансурова так же, как и работники концертных агентств, ищет артистов, находящихся в гастрольных турах, за год вперед приглашая их в Уфу.
- Конечно, изменения в культурной жизни страны коснулись и филармонии, - говорит Маргарита Алфитовна. - Когда мы приглашаем артиста, то не задумываемся о том, чтобы он был медийным, чтобы можно было поставить высокие цены на билеты. У нас другая цель.
Филармония - учреждение просвещения. Наша задача сделать так, чтобы это было доступно и услышать классическую музыку мог каждый. Артисты, которые у нас выступают, - тоже звезды, но, несмотря на все регалии, они ведут себя довольно скромно. Здесь нет заоблачных райдеров, никто не заявляет, что нужен лимузин к входу. Многие артисты играют на уникальных инструментах, старинных или сделанных по спецзаказу. Но носят они их сами, во время дороги просто держат при себе, не сдают в багаж, не требуют секьюрити. Когда соприкасаешься с классикой, с произведениями, которые можно назвать гениальными, спесь сбивается. Бывают, правда, и технические райдеры, которые мы выполнить, увы, не всегда можем. Например, очень хотели привезти в Уфу японскую пианистку Кейко Мацуе с мини-оркестром, но, к сожалению, на нашу сцену столько аппаратуры просто не поместится.
Бывает так, что в филармонии зал неполон. Маргарита Алфитовна заметила, что уфимцы редко ходят на концерты камерной музыки. Зато когда играет орган, всегда аншлаг. У артистов филармонии тоже сложился свой круг поклонников, не пропускающих ни одного их выступления. Есть композиторы, на которых ходят всегда: Бах, Бетховен, Рахманинов, Вивальди, Моцарт, Гайдн, Брамс.
Альтернативные формы
Культура - это не только концерты, спектакли, но и выставки. По идее, художники точно так же гастролируют, а владельцы раритетов иногда устраивают выставки своих произведений. Это есть в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, но не в Уфе. В наш город художников из других регионов привозит только галерея «Х-МАХ». Как признается ее директор Кристина Абрамичева, дело это вообще невыгодное.
- Передвижная выставка окупается только если есть спонсоры, когда оплачивается и дорога, и проживание, но это, надо сказать, редкость. Обычно есть только перспективы продаж работ с выставки или заработки на мастер-классах, лекциях, которые художник делает в рамках вернисажа, - объясняет она. - Гонорары требуют только очень раскрученные художники. Обычно решение об их «гастролях» принимают галереи, с которыми они связаны контрактами. В «Х-МАХ» мы предлагаем приехать понравившемуся художнику. Разумеется, часть расходов берем на себя. Многим интересно опробовать новое пространство, город. Тем более, как жалуются столичные авторы, из-за высокой арендной платы у них очень маленькие частные галереи. Кроме того, в связи с тем, что в Москве или Санкт-Петербурге много событий, очень сложно привлечь внимание прессы, если ты не сильно раскрученная звезда.
Итак, приглашенный художник в Уфу приезжает, но не на всю выставку, ведь длится она от двух недель до месяца. Автор присутствует на монтаже экспозиции и на открытии выставки.
Кристина Абрамичева признается: она с коллегами даже не пытается просчитать окупаемость таких выставок, тем более, что вход всегда бесплатный.
Пару лет назад в Музее Нестерова была выставка работ Куинджи. Хотя музей государственный и существует на бюджетные средства, только благодаря спонсорам удалось привезти в Уфу шедевры. В галерее выставки делались при сотрудничестве с культурными фондами. Уфимцы смогли увидеть работы финских художников (помогло посольство Финляндии) и немецких живописцев (здесь подключился Гете-институт).
- Если же музей планирует окупить расходы за счет билетов, то он вынужден ограничиваться тройкой широко известных имен: Дали, Пикассо, Рерих, - констатирует Кристина Абрамичева.
Кроме того, если за концерт граждане готовы выкладывать 1000 рублей и больше, то на выставку, по мнению галеристки, дороже чем за 200-300 рублей горожане просто не пойдут.
…На гастроли ездят еще и поэты. Они устраивают чтения стихов в клубах и культурных центрах. Бывают туры и у писателей, и у артистов оригинального жанра, всего и не перечислишь. Не обходят эти тенденции и Уфу. Приезжают поэты из Казани, Самары, Одессы и других городов - обычно их «продюсеры» заранее договариваются с культурным заведением об условиях их выступления. Особенно они облюбовали так называемые антикафе - систему городских заведений, где плата берется за время пребывания в них. Такие места идеальны для проведения литературных встреч, квартирников, камерных концертов. Плата за вход в таких случаях бывает от 150 до 500 рублей.
Организаторы концертов строят планы, ведут переговоры. Правда, как признается Павел Кириллов, несмотря на все старания, люди могут просто не прийти.
- У многих пропала привычка ходить на концерты. Есть те, кто выбирает послушать музыку в Интернете или посмотреть запись с концерта. Но все-таки живое выступление - это драйв, энергия, неважно, в каком направлении работает исполнитель. Эту энергетику пока не способна передавать никакая техника.

Рита ЛЕСНАЯ.








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info «Сообщество» в Уфе

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг