ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Возможности - безграничны
Во Дворце спорта пройдет праздник  в честь побед башкирских спортсменов на зимних Играх в Сочи. Ожидается, что в чествовании атлетов примет ...

И кроль с брассом
На базе спортивного комплекса «Локомотив» в Деме открылся 25-метровый бассейн.  
Возведен он в кратчайшие сроки. Строительство обо...

Музею Уфы - быть
Закончен ремонт помещения будущего Музея Уфы по улице Ленина, 72. Сейчас здесь уже готовят залы для экспозиций, в которых разместятся четыре исто...

Новый госпиталь
По соглашению с правительством республики в доме № 31 по улице Карла Маркса будет создан филиал Республиканского госпиталя ветеранов войн. <...

Пристрой вместит всех
Строительство пятиэтажного пристроя Башкирского государственного художественного музея имени М.В. Нестерова выходит на завершающую стадию. <...

Планы на сезон
В этом году планируется расширить улицу Рихарда Зорге, будет проведен  ремонт проспекта Октября, улиц Вологодской, Гоголя, Интернациональной...

В «копилку» добрых дел
В апреле состоится подведение итогов премии «Меценат года». Благотворителям Уфы в торжественной обстановке вручат хрустальные статуэтки и дипломы. Жюр...

Уфа - Крыму
Республика направила в Крым автокараван с гуманитарной помощью для жителей. Четыре большегрузные машины стартовали от Монумента Дружбы и прибыли ...

Знай свои права
В Уфе подведены итоги конкурса «Доверие потребителей». 
В этом году он проводился среди управляющих компаний столицы.  Более ...

Шиханы под защитой

Постановлением правительства Башкортостана введен режим охраны памятников природы республиканского значения горы Юрактау и горы Тр...

По копеечке - на площадку

В марте учащиеся гимназии № 111 присоединились к акции «Народная копеечка», которую объявил Общественный фонд развития города. Шко...

В объективе камеры
В выставочном комплексе «ВДНХ-Экспо» открылась фотовыставка Издательского дома «Коммерсантъ» под названием «Свободная камера».
Впервые ...

Вновь «серебро»
Дмитрий Колтаков из Уфимского центра технических видов спорта имени Г. Кадырова второй год подряд завоевал серебряную медаль личного чемпионата м...

Шайба на вес золота
С 17 по 26 апреля башкирский город Салават будет принимать финал Всероссийского хоккейного турнира «Золотая шайба». 



     №04 (149)
     апрель 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ARTEFAKTUS

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА И ПРОТИВ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ








РУБРИКА "НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО"

Культурная составляющая


В прошлом году финансирование культурной сферы из бюджета республики  увеличилось на 2,3 миллиарда рублей, а в 2014-м отрасль получит более 6 миллиардов. И хотя столь существенный рост связан, прежде всего, с созданием новых памятников, реконструкцией театров, музеев и прочих капитальных объектов – это, без сомнения, большой шаг вперед, тем более что по ряду  показателей работы культурной отрасли Башкортостан пока находится в середине и даже конце списка среди регионов Приволжского федерального округа.

Разговор о культуре правильнее всего начать с театров - наиболее элитарной и дорогой ее составляющей. На содержание театрально-зрелищных учреждений уходит около 40 процентов всех расходов республики на культуру – здесь мы входим в тройку лидеров среди 14 регионов Приволжского округа. Во многом благодаря господдержке в прошлом году  театры республики посетили 880 тысяч человек – это лучший показатель в ПФО. За нами идет Татарстан с 850 тысячами посещений. По числу спектаклей и новых постановок мы на втором месте в округе.     
А вот с точки зрения финансовой отдачи от постановок ситуация складывается тревожная. В 2012 году театры Башкортостана смогли заработать  лишь 15 процентов сумм, потраченных на их содержание, хотя в соседних  регионах этот показатель был в полтора-два раза выше. Если у нас доходы от показа спектаклей составили 108 миллионов рублей, то в Татарстане – 157 миллионов, Пермском крае – 155, Самарской и Нижегородской областях - по 140 миллионов рублей. Причем положение может стать еще хуже – в этот сезон башкирские театры планируют отработать лишь 10 процентов потраченных на них средств. 
По мнению экспертов, основной причиной низких доходов можно назвать наличие в Башкортостане национальных театров, имеющих специфический репертуар, что напрямую сказывается на их коммерческом потенциале. Не случайно единственным театром РБ, зарабатывающим треть сумм на свое содержание, является Русский драматический, а у других доходы значительно ниже. Данный факт связан с гораздо большей зрительской аудиторией, разнообразностью постановок и возможностью привлекать известные российские и даже зарубежные труппы, которой национальные театры практически лишены. 
Охват аудитории и рейтинг спектаклей определяют и цену билета, которая, по данным Минкультуры РБ, составила в среднем около 140 рублей. Для сравнения: в Татарстане билет стоит 185 рублей, Пермском крае – 187, Самарской и Нижегородской областях, соответственно, 197 и 204 рубля. Как следствие, большую часть стоимости спектаклей оплачивает не зритель, а региональный бюджет –  одно посещение театра реально обходится в 935 рублей, из которых республика оплачивает 798. Простое повышение цен вряд ли решит проблему, а скорее приведет к неизбежному падению посещаемости, которая, напомним, является самой высокой в ПФО. Причем от дорогих билетов особенно сильно могут пострадать зрители театров с национальной спецификой.  

Театральная экономика 
На вопрос: можно ли сделать рентабельным современный классический театр - статистика и эксперты отвечают однозначное нет. Даже ведущие театры мира отрабатывают в среднем менее половины собственных расходов, что во многом и объясняет их исключительно государственный статус. Яркий пример - имеющий мировую известность Большой театр Москвы. Его доходы покрывают лишь 40 процентов общих затрат, а остальное выделяется из госбюджета. Да, цена билетов на спектакли Большого достигает огромных, по региональным меркам, сумм, но и стоимость одной постановки начинается от 300-400 тысяч долларов. Кроме того, часть доходов наиболее известных театров Санкт-Петербурга и Москвы составляют средства заинтересованных в пиаре коммерческих спонсоров, которых региональные труппы практически лишены.  В целом доходность Большого театра, без учета спонсорской помощи, оценивается  где-то в пределах 30-35 процентов общих затрат на его содержание, что не слишком превышает уровень Русского драмтеатра Уфы. 
По мнению экспертов, у театров республики есть определенный резерв роста рентабельности. Их дирекции могут оптимизировать штаты, найти новые пути привлечения зрителей, например, восстановить абонементную систему, тесно работать с учебными заведениями не только Уфы, но и отдаленных городов и районов и, что самое главное, более внимательно отслеживать зрительский спрос. Той же цели может способствовать и выкладывание видеозаписей уже прошедших спектаклей на театральных сайтах, как и в целом более активное продвижение «сценической продукции» в Интернете. 
Но все это лишь полумеры, которые навряд ли смогут кардинально изменить ситуацию. На общую рентабельность театральной сферы Башкортостана всегда будут влиять национальные труппы, в силу объективных причин не способные обеспечить высокую доходность спектаклей, но играющие важную роль в культурной жизни народов республики.

Музейный 
вопрос
Интернет не только обеспечил доступ к практически любой информации, но и породил в людях желание получить личное впечатление об объекте своего виртуального интереса. За последние двадцать лет число посещений музеев в целом по России выросло практически в два раза. Такая  тенденция прослеживается и в нашей республике, но, к сожалению, ее темпы существенно ниже, чем в среднем по стране и у ближайших соседей. В прошлом году музеи Башкортостана посетило 680 тысяч человек, из них около 180 тысяч пришлось на Уфу – по этому показателю мы сильно отстаем от лидеров ПФО. К примеру, музеи Татарстана посещает около 2,5 миллионов человек в год, Нижегородской области - 1,5 миллиона, а  Самарской – порядка 900 тысяч человек. По данным Росстата, в 2011 году наша республика по уровню посещаемости музеев в расчете на 1000 человек была на 72 месте среди 83 субъектов РФ. 
Виновником нашего отставания стал целый комплекс причин. В республике и прежде всего в Уфе нет крупных музейных комплексов, подобных Казанскому кремлю, который ежегодно посещает около миллиона человек. Кроме того, Уфа остается единственным городом-миллионником РФ без музея собственной истории и одним из немногих, где нет постоянно действующей экспозиции боевой и гражданской техники. 
Не лучшим образом обстоят дела и с финансированием музейной системы. В 2012 году в среднем по Приволжскому округу на один музей выделялось 5,8 тысячи рублей, а в Башкортостане – всего 2 тысячи. Финансовый дефицит сказывается как на экспозициях, так и  инфра-структуре. Если в среднем по ПФО на каждый музей приходится шесть компьютеров, то у нас – всего два, что тормозит создание единого электронного каталога выставочных фондов. Из-за хронического недофинансирования срочного кап-
ремонта требуют помещения более четверти госмузеев республики, в том числе Национальный и Мемориальный Дом-музей имени Сергея Аксакова. 

Борьба за посетителя 
Несмотря на целый ряд негативных моментов, музейная отрасль республики ведет работу по увеличению посещений. В 2013 году было организовано 1677 выставок, по числу которых мы заняли 5 место в РФ  и первое – в своем федеральном округе. В электронные базы данных внесена 201 тысяча экспонатов, 12,6 тысячи из них имеют цифровое фото, а 1200 доступны в Интернете. 
Но все это дает лишь ограниченный эффект. Как показал опыт других регионов, заметный  рост посещений возможен лишь при условии ухода от устаревшего формата музея как залов с экспонатами под стеклом, не способного привлечь современную публику, желающую провести выходной день, не только получив порцию знаний, но и отдохнув. Для этого в «храме муз» должен быть хотя бы небольшой буфет или кафе, сувенирная лавка, возможность посмотреть тематическое видео и прочие развлекательно-познавательные услуги. В таком формате работает, например, Челябинский краеведческий музей, построенный в 2006 году на месте Челябинской крепости. В результате его посещают около 150 тысяч человек в год – немногим меньше, чем все музеи Уфы. Сочетание исторической архитектуры, музейных экспозиций, сувенирных лавок и прогулочных зон позволяет Казанскому кремлю стать одним из наиболее посещаемых музейных комплексов страны. Находящийся на его территории центр «Эрмитаж-Казань» ежегодно осматривает около 100 тысяч человек в год, еще более 90 тысяч заходит  в расположенный там же музей естественной истории. 

Взгляд в будущее 
Понимание необходимости создания в Уфе новых музейных комплексов, способных стать одинаково интересными как для уфимцев, так и гостей столицы, возникло уже давно. Поскольку Кремль у нас не сохранился, в качестве альтернативы рассматривалась идея создания Музея деревянного зодчества, где будут собраны деревянные дома-памятники, воссозданные по фотографиям и перевезенные из районов новой застройки. В 2012 году  было принято решение строить такой музей в квартале, ограниченном улицами Менделеева и Сагита Агиша, проспектом Салавата Юлаева и парком Лесоводов.  
По данным Минкультуры РБ, на территории музея будет полностью воссоздан уголок старой Уфы, дома-памятники можно будет осмотреть снаружи и изнутри, в некоторых из них разместятся рестораны национальных кухонь. Погрузиться в живую историю помогут  мастерские старинных ремесел: гончарства, ковки, резьбы по дереву. При желании посетители смогут взять инструмент, самостоятельно изготовить сувенир и забрать его на память.  
Правда, пока нет ясности с точными сроками выполнения работ. Первые деревянные дома должны были появиться в экспозиции уже летом прошлого года, а в полную силу музей должен заработать в 2015 году. Но проект до сих пор так и не начал претворяться в жизнь. Реальные работы начались лишь по новому музею города Уфы, который обещает стать важным культурно-познавательным объектом столицы.    
Его основная площадка разместится в помещении бывшей чайханы на перекрестке Ленина-Достоевского. В залах будут представлены четыре исторических блока. Первый, затрагивающий XVI-XVII века, расскажет историю основания Уфы, здесь будет выставлен макет Уфимской крепости. Второй блок покажет развитие столицы в XVIII- начале XX века, в третьем найдет отражение советская и современная Уфа, а четвертый представит виртуальный план развития города до 2025 года. Филиалами городского музея станут несколько отреставрированных особняков – памятников архитектуры, где будет воссоздана историческая атмосфера с мебелью и предметами быта. Еще один филиал под условным названием «Музей воды» планируется разместить в бывшей водонапорной башне у Телецентра. 

Электронная революция 
Еще лет пятнадцать назад библиотека была основным источником знаний, местом, где можно почитать редкую или дорогую литературу, словом, играла важную роль в культурной жизни общества. Однако Интернет и компьютерные технологии сделали практически любую книгу доступной в сети, избавив людей от необходимости ходить в читальные залы. В результате посещаемость республиканских библиотек постоянно падает, а себестоимость одного посещения, напротив, растет. Разница в посещаемости в прошлом и позапрошлом году составила почти 225 тысяч человек, причем наибольшая убыль отмечена в юношеской аудитории от 18 до 25 лет. Ежедневно в каждую библиотеку Башкортостана в среднем приходит  всего 20 человек, а стоимость одного посещения составляет 30 рублей.
Сегодня совершенно ясно, что процесс оттока людей из читальных залов необратим, а его масштаб с каждым годом будет только расти. Нужны ли в этом случае библиотеки или после оцифровки печатных фондов и размещения электронных книг в Интернете большинство из них можно закрыть? Ведь согласно Федеральной программе «Информационное общество», доля электронных библиотечных фондов в России к 2020 году должна составить не менее 75 процентов. Как показала практика, говорить о ненужности традиционной библиотечной сети пока преждевременно. Но чтобы не потерять актуальность, привычные  хранилища книг должны взять на себя роль социально-культурных центров. 
Эта мысль воплотилась в реализуемой в России программе создания так называемых модельных библиотек. Понятие модельной или «образцовой» подразумевает наличие не только традиционных печатных изданий, но аудио-и электронных книг, оснащение читальных залов компьютерами с выходом в Интернет и прочими атрибутами информационных технологий, значительно расширяющих познавательные возможности библиотек. Такой формат востребован в городе, но особенно – на селе. Сейчас в республике уже действует 222 модельные библиотеки, идет непрерывный процесс создания новых. 
Работа в новых условиях открывает перед библиотеками широкие перспективы, требуя  от сотрудников творческого подхода и креативности. И такие примеры есть. В уфимской детской библиотеке №17 действует собственный краеведческий музей, где собраны предметы быта прошлого и позапрошлого веков. Коллекция, созданная усилиями неравнодушных читателей, вызывает неподдельный интерес у приходящих на экскурсии младшеклассников близлежащих школ. В центральной библиотеке Нефтекамска процесс просвещения смогли совместить с оказанием платных услуг: обучая 5-6 летних детей технике грамотного чтения, за короткий период новогодних каникул удалось заработать 123 тысячи рублей. В перспективе библиотеки вполне могут стать центрами культурно-образовательного досуга не только для детей и молодежи, но и людей старшего возраста, социальная активность которых в современном  обществе постоянно растет. 



Алексей ФАТЫХОВ



Комментариев: 0

Вас зовут*:
E-mail:
Введите код:
Ваше мнение*:
 





НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ



Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават Юлаев

сайт администрации г. Уфы



Телекомпания "Вся Уфа"

Газета Казанские ведомости



Яндекс.Метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг